В детском саду №112 города Улан-Удэ «Сибирячок» можно увидеть русских детей в национальной бурятской, эвенкийской или татарской одежде и, наоборот, бурят, эвенков и татар в сарафанах и расшитых русских рубахах.
Здесь созданы четыре группы: эвенкийская, бурятская, татарская и русская. Чум, изба, юрта украшают актовый зал детсада. На занятиях в каждой группе дети знакомятся с художественно-прикладным творчеством каждого народа, а когда подходит тот или иной национальный праздник, устраивают веселое и познавательное представление с играми, песнями и танцами.
Все это стало возможно благодаря тому, что садик выиграл грант со своим проектом «Организация фестивалей в ДОУ как однаизформ воспитания межэтнических отношений иформирования толерантности». О том, как руководству сада пришла такая идея и как она реализуется, мы поговорили с заведующей детским садом Александрой Павловной Турунхаевой и со старшим воспитателем Еленой Сергеевной Воробьевой.
Александра Павловна: У нас в городе есть сообщество заведующих детскими садами. В прошлом году было опубликовано предложение написать грант. Сначала я прочитала объявление сама, а потом рассказала об этом нашему старшему воспитателю. Идея написать и реализовать проект принадлежит именно ей – Елене Сергеевне.
Елена Сергеевна: Я считаю, что причиной падения нравов, проявления грубости и зла, бесчеловечности среди населения является именно отлучение детей от национальных традиций и увлечение западными веяниями. А это значит, что основной задачей сегодня должно стать воспитание национального самосознания. И очень хорошо, что сейчас у нас в республике очень активно развиваются национальные традиции, тем более бурятский язык. Наш детский сад как раз являлся стажировочной площадкой по УМК «Амар-мэндэ», сейчас мы продолжаем работать по этому комплексу. У нас была проблема в отсутствии бурятских костюмов, потому что самим родителям их шить дорого, а праздников и межнациональных фестивалей мы проводим много.
Нам очень хотелось, чтобы дети знали о бурятской одежде, значении символов, элементов, орнаментов и т. д. И когда Александра Павловна рассказала нам, что можно написать грант и нужно только придумать интересную тему, то мы сразу подумали о национальной составляющей в дошкольном образовании. Рискнули и выиграли! Чему были очень рады. Мы проанализировали и выяснили, что основная масса населения Бурятии – это представители четырех национальностей: русские, буряты, эвенки и татары. И поэтому решили познакомить детей с национальными праздниками, обычаями и традициями этих народов, а для этого их поделили на группы.
А. П.: Это старшие подготовительные группы, дети сами выбирали совместно с воспитателями, в какую группу хотят войти. Интересно, что дети в 6 – 7 лет еще не понимают слово «национальность», хотя видят, что все мы разные, но при этом не понимают, что один – русский, а другой, к примеру, бурят. Был у нас случай, когда два мальчика очень дружили, бурят и русский, и вот воспитатель проводил опрос и спросил: «Кто какой национальности?», то бурят вслед за своим русским другом сказал, что он русский.
Знакомство с национальными традициями позволяет детям ответить на вопрос: «Почему национальности у нас разные, а живем мы вместе в одной стране – России?». Да, народов много, каждый имеет свои традиции и культуру, и для детей это интересно. Мы считаем, что дружные взаимоотношения между национальностями, которыми славится наша республика, идут с дошкольного возраста. Мы вместе готовим национальные праздники, сообща все организуем, потому наша Бурятия такая толерантная.
Е. С.: Нам очень помогали родители: делали атрибутику, элементы костюма, например, именно родители сделали чум для эвенкийской группы. Конечно, не у всех детей есть костюмы, но даже тем, кому они не достались, родители изготовили национальные элементы – повязки на голову с орнаментом, оленьи рожки и т. д. Еще до гранта у нас был фестиваль народов мира, тогда нам тоже очень помогали родители.
А. П.: Благодаря национальной составляющей в дошкольном образовании дети больше узнают о своей культуре и культуре других народностей, становятся более любознательными, активными, толерантными, чего как раз требуют сейчас стандарты образования, эмоционально откликаются на культуру другого народа. Да и родители тоже для себя самих узнают зачастую много нового.
Е. С.: Дети изучают и декоративноприкладное искусство на занятиях в группе. Учатся изготавливать народные игрушки, изучают национальный костюм, орнаменты, архитектуру. С воспитателями занимаются лепкой, аппликацией, рисованием, изготавливают кукол для кукольного театра сказок, организуют постановки пьес и народных сказок. Использование на занятиях сразу нескольких средств художественной выразительности позволяет охватить материал по изучению той или иной традиции, обычая в полном объеме, создать определенный эмоциональный настрой, помочь детям увидеть историю народа по-иному, развивать воображение, активизировать творческий процесс.
Интеграция позволяет педагогу образнее раскрыть тему. Сейчас, например, эвенкийская группа хочет узнать эвенкийские блюда. Из языка для изучения берутся в основном только названия, потому что сами воспитатели боятся неправильно произносить эвенкийские или татарские слова. Например, праздник первого снега по-эвенкийски – «Синилгэн». Мы сами это слово без бумажки не прочитаем. Поэтому в ближайших планах у нас тесное сотрудничество с Центром эвенкийской культуры при Доме дружбы народов города Улан-Удэ.
А. П.: У нас воспитатели активные, добросовестные, ответственные, углубленно работают, ищут материал, подключают родителей. Изучают с детьми репродукции картин, проводят музыкально-дидактические игры, читают им национальную литературу, проводят экскурсии и целевые прогулки. Основной пласт работы ложится, конечно, на воспитателей. Например, чтобы с детьми нарисовать орнамент, нужно его как-то обыграть, узнать историю, узнать и рассказать, что обозначает каждый элемент. И когда идет объяснение, отчего это произошло, детям намного интереснее. Например, с тем же бурятским орнаментом: например, он в виде волн – произошел от волн Байкала. Вот тогда у них интерес появляется, когда все понятно и разложено по полочкам. А для этого воспитателю приходится очень тщательно готовиться к занятиям, самому развиваться.
Е. С.: Дети с большой радостью узнают о национальностях и культурах. Ведь им всегда интересно все новое, особенно когда приносишь какой-то старинный предмет. Однажды, например, к нам приходила балерина, так они все ее ордена трогали, рассматривали, на себя вешали, примеряли ее пачки. Детям очень важен момент тактильного контакта при изучении нового. Поэтому нужно приобретать костюмы и реквизит. Мы готовим целые театральные представления: с декорациями, костюмами, песнями и танцами. Раньше, до коронавируса, приглашали на эти выступления родителей, но сейчас, к сожалению, в связи с ограничениями гостей не зовем.
А. П.: Что касается наших планов, то весной у нас запланирован районный фестиваль культуры народов Бурятии. Организатором выступит наш детский сад «Сибирячок». Если снимут ограничения к тому времени, то мероприятие пройдет на базе нашего садика, а если нет – то в режиме онлайн. Но ни в коем случае нельзя его совсем отменять, ведь мы только начали развивать, внедрять в обучение и воспитание детей эту важную, национально-культурную составляющую, нельзя прерывать этот процесс. Дошкольный возраст – самая важная стадия формирования личности человека, ее фундамент. И именно с раннего возраста необходимо формировать у детей чувство уважения к другим народам и их традициям.
Проект: Организация фестивалей в ДОУ как одна из форм воспитания межэтнических отношений и формирования толерантности
Цель проекта: формировать у детей интерес к национальным культурам, народному творчеству, обычаям, традициям, играм; создавать условия, способствующие духовнонравственному воспитанию детей дошкольного возраста через организацию и проведение фестивалей.
Задачи проекта: • формировать духовнонравственные чувства на основе изучения культуры родного края; • познакомить детей с традициями и обычаями народов, населяющих Республику Бурятия, с историей их возникновения, особенностями народных костюмов, (приметы, пословицы, поговорки); • воспитывать желание у детей перенимать традиции других народов; • способствовать развитию познавательной активности, любознательности; • показать детям красоту языка народа, живущего в нашей республике, через народное творчество, выраженное в песнях, традициях, обрядах и проведении фестивалей; • создать в группах детского сада мини-музеи и центры народностей, проживающих в Бурятии; • пробудить интерес к истории и культуре народов.