Вторник 18 января 2022
В конкурсе «СМИротворец» в этом году 1378 участников. Около четверти из них – блогеры.
Форумы «Сообщество» открытая рабочая площадка для взаимодействия между обществом, бизнесом и...
Дом дружбы народов Бурятии отмечает свой 10-летний юбилей
Память о своих предках – георгиевских кавалерах, героях Первой мировой войны – увековечили жители...
МНОГОЛИКАЯ БУРЯТИЯ

Говорят, что судьба людей просто так сводить не станет. А она, судьба-то, не просто сводит, а скрепляет людей разных национальностей в единые семьи, подруг с разным вероисповеданием – в одни ансамбли, а разных детей – в один диктант.

Удивительная способность старожильческого населения – бурят, русских – принимать к себе на жительство пришлых поляков, мордовцев, татар и других «ненашенских» и жить с ними несколько веков дружно и мирно очевидна стала для села Харашибирь, что в Мухоршибирском районе. Давно хотелось побывать там. И не только потому, что пыталась найти корни своих предков-поляков, а потому, что важно было понять скрепы этого мирожительства. 

Метрические данные

Вот откуда бы нам знать, что народ здесь был разный, но прекрасный? Из летописи Харашибири, с большой любовью и внимательностью к историческим фактам собранной земляками и хранящейся в сельской библиотеке. Из нее то мы и узрели, что первые упоминания о Харашибири сделал еще в 1772 году совершивший путешествие в наши края всем известный ученый, академик Петербургской академии наук П. С. Паласс, а еще ранее плац-майор Налабордин учинил «письменный развод» земель по Тугную между крестьянами, вывезенными «ис Полши», и хоринскими бурятами, где снова упоминается Харашибирь.

Известно, что в начале XVIII века обосновался здесь архангельский купец Кузовкин. Поставил со своими работниками сруб, постройки, кузницу и мельницу. Все рубили топорами. Вскоре с купеческими домами стали появляться и другие – потянулись сюда люди с разных окрестностей, и образовалась со временем деревенька. Но как-то в кузнице случился пожар, затушить который не смогли, и деревня сгорела дотла. Однако не суждено было исчезнуть ей с лица земли. Стали строиться новые дома, селиться новые семьи, среди которых были и видные купцы из татар Салимовы. Откуда-то появился еврейский торговец Абрам Гольберг. Он завозил омуль, красную рыбу, чай. Вскоре рядом с русскими и бурятами, татарами и евреями присоединились семьи поляков.

В начале XX века упорядочились земельные отношения. Согласно принятым законам об общественном управлении, установилась единая норма земельного надела и одинаковые размеры платежа. Землю разделили на участки, занимались выращиванием яровой ржи, после пошла пшеница, овес, просо, гречиха, сажали огороды. К 1917 году в селе остались жить в основном русские, которые по-разному приняли революцию: кто-то с радостью, кто-то настороженно. Через год организован был Сельский совет и жизнь стала постепенно меняться. До революции каждый вел хозяйство единолично. Первым коллективным объединением стала коммуна «Фреза». А 1 мая 1931 года уже был организован первый колхоз, который и назвали «1 Мая». Буквально вскоре образовалось еще несколько колхозов. Но процесс шел тяжело: противостояние между теми, кто считал, что нужно жить коллективом, а кто вести хозяйство единолично, закончилось восстанием. Не обошлось и без крови. В семи селах района, где бушевали политические волнения, было убито 14 человек и 500 арестовано.

В 1933 – 1934 гг. началось укрупнение хозяйств и из шести остались два: «Победитель» и «Путь Октября». Вот тогда-то появились в селе первые партии татар из Казани. Переселенцы, семь семей, прибыли в марте 1936 года. В это время местные сами-то жили голодно, но встретили татар приветливо. Их ждали – подготовили жилье: побелили избы, помыли, натопили печи. К тому времени в селе уже жили мордовцы, тоже приехавшие по оргнабору. На первых порах мордовцы сильно поддерживали татар, утверждая, что люди кругом хорошие, а земли богатые. Через несколько дней прибывшие вступили в колхоз и все дружно стали пахать земли, сеять, доить коров, работать на колхозном огороде.

Быстрее других в селе освоилась молодежь. Большинство из татар не знали русского языка и первое время изъяснялись только знаками. Но через каких-то месяц-два парни и девчата могли уже без труда разговаривать на русском. А вскоре потянулись к познанию языка и пожилые татары. Так начала крепнуть дружба.

Через год, рассказывает старожил села Надежда Карлова, Закир Измайлов, который возглавил колхоз, написал на родину письмо, в котором звал настойчиво родственников, соседей и знакомых на житье в Бурятию. Писал, что народ русский здесь добрый. Просил, чтоб те захватили с собой горох на семена, так как его здесь не сеют. Ответа не последовало, и он сам отправился в Татарстан. И привез с собой двадцать семей земляков! И горох! Местные пробовали его на зуб с осторожностью, вызывая у татар добродушный смех.

Во время войны потомки поляков мордовцы, татары работали не покладая рук вместе с русскими. Проводив мужиков на фронт, сели женщины за рычаги тракторов, были прицепщицами. В это трудное время все становилось единым: язык, надежды, мечты. Одни на всех были радости, одни и горести. Полегли на полях сражений за Родину харашибирские мужики разных кровей. Теперь вот на памятнике героям войны, что в центре села, золотыми буквами высечены фамилии татарские, бурятские и русские, польские и мордовские. Всех осиротила война.

Да мы ж всегда дружно жили и досель живем! 

Через семь лет после окончания войны в Харашибирь по оргнабору приехали еще татары, и таким образом половина села стала татарской. А другая половина… Ну посудите сами: если из шести сыновей Гариповых пятеро взяли в жены местных русских, то понятно, что семьи стали уже межнациональными. Как и в семьях мордовцев и поляков. Любовь – всепобеждающая сила, она не национальность выбирает, а человека.

Многие из прибывших сохранили свой переселенческий билет, в котором указано: «место прибытия – Восточно-Сибирский край». Край, который и вправду стал для них родным, о чем они нам сами поведали.

Улица добрых соседей

Идем по центральной улице. Дома почти все одинаковые, не сказать, что богатые, зато аккуратные, чистенько побеленные, на окнах наличники. И вот что удивительно: дом семьи русской, а наличники на окнах – с татарским орнаментом. Таких домов здесь немало. Спешим к двум подружкам-соседкам – Сание (по-русски – Соня) и Рашиде (по-русски – Рая). Застаем дома Рашиду, шуструю, разговорчивую, несмотря на свои 92 года. В 1937 году, когда ей было 5  лет, вместе с родителями они переехали в Бурятию. Мама – Салима, а папа – Хайрулла. Иногда их зовут Хайруллины, а по отцу они Фазлеевы.

Не окончив и трех классов, она в 10 лет пошла работать в колхоз «Победитель», где трудились ее родители, потом колхоз переименовали в «Родину». Работали наравне со взрослыми – на огороде, на мельнице, в поле. Семья Раи была большая – пятеро детей. Если бы не корова, которую им выделили как переселенцам, очень трудно бы пришлось.

Сейчас баба Рая осталась одна, братьев и сестер уже нет в живых. Несмотря на возраст, она бодра, жизнерадостна, до сих пор сажает огород, держит курочек, коров и двух «помощников»-собачек. У нее трое детей, двое – в Мухоршибири, один – недалеко, здесь же, в Харашибири. Раньше с ней жила внучка Диана, которая была активной участницей татарского центра, но сейчас она уже студентка, учится в другом городе. Диана благодаря бабушке хорошо знает татарский язык, не только понимает и говорит, но и молитвы читает. А вот сыновья и дочка, к большому ее огорчению, не знают своего языка. Хотя, признается баба Рая, жаловаться грех. Несмотря на то, что невестки, да и зять русские, они помогают во всем. Даже вот птичек нарисовали на доме.

Сама баба Рая тоже была активной участницей татарского центра, пока пандемия не вмешалась: и песни поет, и даже пляшет в группе старейшин. А какие блюда татарские она готовит: бялиш (пирог), кыстыбай (кузикмяк – лепешка с картофелем), чак-чак – просто объедение! Долго рассказывать о том, как дружно жили и живут, не стала. На вопрос о том, не обижали их здесь местные, удивленно так воскликнула: «да мы ж всегда дружно жили и досель живем». А в глазах как бы укор: чего ты, дорогая, такие вопросы задаешь?

Татарский диктант писали русские

Жить дружно здесь учат с раннего возраста. В этом мы убедились, побывав в Харашибирской школе, где учатся 120 человек. Для кого-то цифра покажется маленькой, а для села это достаточно много. Пройдясь по школе, мы увидели, насколько дети здесь другие, нежели в городе. Все искренне здороваются, улыбаются приезжим гостям. Как отмечает директор Лариса Викторовна Чулкова: «Дети у нас дружные. Мы им всегда говорим, что надо любить то место, где живешь, уважать обычаи и традиции всех народов. И не только говорим, а отмечаем все бурятские праздники – Сагаалган, Сурхарбан, они одни из самых любимых. Из русских праздников дети чтят Масленицу и Пасху. На Пасху мы делали пасхальные обереги в виде кукол, потом их дарили родным, друзьям».

На уроке технологии учитель Татьяна Геннадьевна Евсеева творит чудеса с разными материалами: будь-то дерево, войлок или простая белая бумага. Как она мастерски учит детей придумывать необычные вещи. Например, создавать удивительные картины из войлока, иллюстрирующие жизнь разных народов. Даже непрофессионалу понятно, насколько это очень тонкая, сложная и кропотливая работа. Здесь же можно увидеть уникальные поделки из дерева: вот настоящая семейская изба с «красным» углом в миниатюре, точно раскрывающая быт старообрядцев, а вот настоящая сказочная книга, сделанная руками учащихся, с вырезанными деталями, рассказывающая о жизни бурят. Саму школу охраняет домовой Кузя, тоже ручной работы ребят. Создавая эти прекрасные творения, дети узнают много нового о традициях других народов, проживающих в Бурятии, становятся участниками и победителями разных конкурсов мастерства. Вот и сейчас ко Дню народного единства они представили свои лучшие работы в Музее истории города в Улан-Удэ. А созданный в школе музей – яркий показатель увлеченности и любви учеников к своей малой родине.

В сентябре этого года школа стала участником Всероссийского «Татарча диктанта». В нем приняли участие 13 детей из пятого класса. А писали его (изумитесь!) 10 русских и трое татар. Несмотря на то, что для всех ребят это было делом новым, да и сама татарская грамматика достаточно сложная, ребята справились с диктантом достойно.

Очень радостно видеть, когда дети с таким энтузиазмом и радостью готовы познавать новое. И, самое главное, дружно. Именно дружно они побежали играть в игру «Татарская этника», которую подарила школе Сажида Растамовна Баталова, председатель Ассоциации «Дом дружбы народов Бурятии».

Судьбы моей простое полотно

Поразила судьба директора Харашибирской СОШ, той самой Ларисы Викторовны. Русская по национальности, именно она вместе с Рамилей Гариповой стояла у истоков Татарского центра «Дуслык-Дружбы». На вопрос, почему, искренне отвечает: «надо было спасать Дом культуры». Это был 2004 год, шла речь о закрытии ДК, в котором она тогда работала. Многие сомневались, будет ли востребован, нужен ли он вообще? Она убедила сельчан. Многие жители помогали в его становлении, приносили старинные вещи, предметы быта, книги. По инициативе Рамили Гариповой был создан и музей татарской культуры «Истелек». Уже через год, в 2005 году вместе с Автономией татар Бурятии провели первый в республике – Байкальский Сабантуй. И, что самое удивительное, он был безалкогольный.

– Тогда-то мы показали, что праздники могут быть веселыми, зажигательными и без водки. Кроме того, мы помогли нашим татарам вернуть себе свои исконные татарские имена. Так у нас Анна стала Нуранией, Федор – Фаридом, или Фердинатом. Мы поддерживаем их в этом решении, помогаем с подготовкой документов и т. д., – рассказывает она.

Сейчас в музее много чего аутентичного собрано от местных жителей. Но вот что любопытно. Музей татарской культуры, а на старинном трельяже висит русская балалайка, а рядом татарский и бурятский костюмы.

– Так и в жизни все сплетено, – начинает рассказ о музее Елена Михайловна Гарипова, в девичье Кравцова. Она сама из семейских по отцу, русская по матери, а замужем  за татарином. Два сына записаны как татары. Потому и культура татарская стала для нее родной. А с каким удовольствием она про каждый экспонат рассказывает! Заслушаешься, а главное, помнит, кто и в каком году ту или иную драгоценную вещь музею в дар оставил. Вот сундук от Салимы Батыргареевой – в нем приданое хранили. Настоящая татарская тюбетейка от Рамили Гариповой – память от отца. Хозяйская утварь пропитана историей судеб людей, и за каждым предметом вся жизнь, и даже целый обряд можно рассказать. Вот кадка из самой Казани – не новодел. Вот кумган для проведения обряда подмывания, расшитые полотенца. И среди прочего – настоящий самовар на углях.

В летнюю пору можно было чайку из этого самовара испить, но только временем мы были ограничены, а потому пили чай с чак-чаком из электрочайника. Тут нам Елена Михайловна и поведала, что специалисты ее ДК – увлеченные и интересные личности. Галина Рафиковна, в девичье Гарафутдинова, завбиблиотекой, теперь носит фамилию ссыльных поляков Полянских, и на видном месте в уютном светлом помещении деревенской «читальни» рядом с другими книгами стоит родословная Полянских. Тут же книги о семейских-староверах, о тружениках тыла… да еще много чего интересного. А худрук ДК Елена Федоровна Иванова, русская по национальности, учит татарский и поет на нем.

Мы свою родину любим

Поддерживает девчат в стремлении жить интересно и комфортно глава Харашибирского поселения Евгений Александрович с простой русской фамилией Иванов. Он из местных. Окончил физико-технический факультет БГУ, затем получил второе образование – экономическое управление. Управлять селом в 340 дворов, где проживает почти 900 человек, и трудно, и радостно. Главное, есть огромное желание созидать, и они стараются. В чем это выражается? В том, что не сидят и не плачутся, а создают ТОСы, пишут гранты и проекты, получают средства на их реализацию и добиваются поставленных целей. ТОСов создано уже 10. Они разные. ТОС «Олимпиец» (инициировал сам глава) занимается благоустройством стадиона, приобретением спортивного оборудования, установлением тренажеров и др. Планируют строительство универсальной спортплощадки для занятий мини-футболом, волейболом, баскетболом.

ТОС «Багульник» реализует проект допобразования «Страницы истории», а Анна Ахмадуллина при школе уже создала музей об истории села и его жителей. ТОС «Азбука ремесел» в школе занимается экологическим воспитанием и успевает готовить девочек быть хорошими хозяйками. ТОС «Ветеран» удивил всех своей энергией по организации музея ветеранов. ТОС «Родом из детства» занимается татарской культурой, в том числе русский хореограф Марина Лещева ставит с детьми татарские танцы. Памятник воинам Великой Отечественной и клуб ремонтировали тоже при поддержке грантовых и собственных (всем селом собирали) средств. А сколько у них планов, об этом в другой раз расскажем. 

Трепетно и с любовью относятся жители села к своей истории, своим традициям и потомкам  

Радует, что во всем главу, которому и лет-то немного – возраст Христа, поддерживают сельчане: его родные, друзья и, главное, ветераны, старейшины села.

– Опора у меня – мои родители, – признается Евгений Александрович. – Конечно, это и моя команда: специалисты администрации и ДК, школы. Зачастую я советуюсь и с моими друзьями, привлекаю их к любой работе. Но главная сила – это мои наставники, среди которых Михаил Федорович Кравцов. Он мне и с «пожаркой» помогал, и с клубом, который хотели закрыть, потому что угля не было. Да таких примеров сколько угодно. Вообще я с большим пиететом отношусь к нашим ветеранам. Знаю, что всегда совет от них получить могу и поддержку.

Сам глава – человек организованный и активный. И это у него прежде всего от отца, к которому он сбегал из школы, когда шла уборочная страда. На комбайне-то было лучше, чем за партой. Оттого и к сельскому хозяйству неравнодушен, и многое в этой отрасли понимает. Радуется, что народ к земле возвращается, что местные личным подсобным хозяйством стали заниматься больше, что растет число крестьянско-фермерских хозяйств. «Движуха», как сказали бы молодые, чувствуется и в том, что по улице то тут, то там слышится рокот тракторов и машин. И в этом движении – насыщенная жизнь, которую глава Иванов объяснил одной фразой: «Так мы любим свое село и стараемся, чтобы люди жили в нем счастливо и дружно».

Напоследок мы заглянули в дом Елены Гариповой. На видном месте стояла иконка Божией матери, которой благословила на брак ее мамочка, в кухне в вазочке – верба, символ православной Пасхи. А из затаенного угла достала она нам уникальный экземпляр священного писания мусульман – Коран. Я боялась, что желтые, хрупкие от древности листы рассыплются в ее руках и это станет огромной трагедией потери чего-то невероятно дорогого и значимого, того, что передала вместе с традициями и обычаями своей русской невестке татарская свекровь. Этого не случилось. Бережно завернув книгу в ткань, Елена Михайловна положила в отведенное для нее место. Так же трепетно и с любовью относятся другие жители села к своей истории, традициям и потомкам. Берегут всех и каждого – с разными фамилиями, за которыми не обязательно татарин или русский, поляк или бурят. Здесь людей чтят по труду и поступкам. Уверена, что и нынешние детки будут беречь эти скрепы любви и мирного созидания. 

 

Любой человек когда-либо задумывался над своим происхождением. Одни кропотливо ищут и собирают...
Немецкое командование за г олову Монгола – партизанского комбрига Гуржапа Очирова – назначило 150...
Яркая и ни на что непохожая этника началась с музыки и продолжается во всех культурных пластах....
16-летний ученик села Тэгда Хоринского района мечтает написать книгу о своей семье и увековечить в...
Общечеловеческие ценности Национальной библиотеки Бурятии
100-летие установления дипломатических отношений между Россией и Монголией
Мне повезло. В нашем доме, что на Элеваторе, в двадцати квартирах одного подъезда живут вместе и...
В нашей стране проживает около 200 наций и народностей, национальных и этнических групп. Они...
Монголия первой в мире официально поддержала СССР в войне с Германией.
В регионе образовательный проект проходит в пятый раз. Слушателями Школы стали молодые люди от 18...
Герои нашего времени – кто они? Говоря о современности, на этот вопрос сложно дать ответ...
«Дари» создает уникальную аудиокнигу для детей. А может, и взрослых?..
О генеалогическом исследовании родословной хоринского саганского рода.
В истории культуры каждого народа значительное место принадлежит национальному костюму.
Где сохранялись семейные, культурные и обрядовые традиции у старообрядцев, там и крепка вера.
Новый многонациональный творческий проект Центральной городской библиотеки имени Исая Калашникова...
Форумы «Сообщество» открытая рабочая площадка для взаимодействия между обществом, бизнесом и...
У каждого народа есть свои игры, которые как нельзя лучше отражают культуру. Бурятская игра...
Благодаря президентскому гранту у рода Петровых села Нижний Жирим появилась возможность...
По официальным данным, из Бурятии было призвано на фронт Великой Отечественной свыше 120 тысяч...
15 лет назад в северо-осетинском городе Беслан террористами была захвачена средняя школа №1....
Жители села Усть-Кяхта создали музей-усадьбу татарской культуры
Сегодня наряду с возрождением языка, религии, национальных традиций большое внимание уделяется...
В регионе образовательный проект откроется в пятый раз.
На самой длинной деревенской улице в мире отметили праздник «Бичурские дворики».
Какую роль в становлении крепких межнациональных отношений между странами играет Министерство...
Байкал наполовину чист, или…
О визите руководства Российской академии наук в Бурятию.
Западно-Байкальской межрайонной природоохранной...
С 17 по 19 января филиал РТРС «РТПЦ Республики Бурятия»...
Празднование юбилея, визит академиков РАН, открытие новой...
Я бы сравнила этого человека с сибирской лиственницей: по...
Более 2 тыс. человек посетителей приняли за сезон в...
Забайкальский национальный парк 12 сентября отметил свое...
Начато строительство современного комплекса,...
ЕЩЕ СОВСЕМ НЕДАВНО АЛДАР ДОРЖИЕВ, будучи директором...
Удивительно, как перевоплощаются депутаты Народного Хурала...
Бюджет Бурятии достиг рекордного уровня, увеличившись за...
VI ВОСТОЧНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФОРУМ, который состоялся во...
Международный проект Содружества Независимых Государств...
Северобайкальским межрайонным природоохранным прокурором...
АО «Хиагда» вошло в тройку лучших предприятий...
Многие немцы, проживающие сегодня в Бурятии, однажды...
Есть села, где сразу понимаешь, здесь люди совсем другие –...
Говорят, что судьба людей просто так сводить не станет. А...
Сегодня наряду с возрождением языка, религии, национальных...
В истории культуры каждого народа значительное место...
Обязательную вакцинацию от коронавируса для граждан старше...
О генеалогическом исследовании родословной хоринского...
«Только скалы вечны», – именно эту фразу произнесла мама,...
Автономия татар Бурятии при поддержке Татарстана и...
В детском саду №112 города Улан-Удэ «Сибирячок» можно...
Центр управления регионом провел социологическое...
Яркая и ни на что непохожая этника началась с музыки и...
Чтобы попасть на праздник, каждый гость обязательно должен...
Сколько человек проживает в нашей стране, каких...
Указом Президента Российской Федерации «О награждении...
Дом дружбы народов Бурятии отмечает свой 10-летний юбилей
В нашей стране проживает около 200 наций и народностей,...
Об особой роли забытого российского дипломата в подготовке...
100-летие установления дипломатических отношений между...
В этом году наша республика в силу всем известных...
Забайкальская межрайонная природоохранная прокуратура...
Решением Кяхтинского районного суда Республики Бурятия...
Северобайкальской межрайонной природоохранной прокуратурой...
По требованию природоохранной прокуратуры устранены...
Участие в Совете приняли руководители научных организаций,...
К участию приглашаются некоммерческие организации,...
В Байкальской межрегиональной природоохранной прокуратуре...
В Иркутской области после вмешательства природоохранной...
В северной части Байкальской природной территории назначен...
В Республике Бурятия благодаря вмешательству...
В Республике Бурятия благодаря вмешательству...
Прокурор пресек загрязнение окружающей среды в г....
По требованию Усть-Илимского межрайонного природоохранного...
В Иркутской области благодаря вмешательству...
Ангарской межрайонной природоохранной прокуратурой в ходе...
По иску Забайкальского межрайонного природоохранного...
Северобайкальской межрайонной природоохранной прокуратурой...
04 октября в г. Москва прошла Стратегическая сессия по...
Западно-Байкальской межрайонной природоохранной...
8 августа 2021 г. в местности Тужи Хилоксакого района...
Напомним, с начала июля Республика Бурятия присоединилась...
По иску Ангарского межрайонного природоохранного прокурора...
В Байкальской межрегиональной природоохранной прокуратуре...
Братской межрайонной природоохранной прокуратурой...
По настоянию природоохранной прокуратуры проведут работы...
По требованию прокурора министерство лесного комплекса...
По требованию природоохранной прокуратуры с...
По требованию Ольхонского межрайонного природоохранного...
Прокурор выступил в защиту прав неопределенного круга лиц,...
В Иркутской области благодаря вмешательству...
В рамках туристского проекта Недели туризма на Великом...
В Иркутской области после вмешательства природоохранного...
В рамках Всероссийского дня приема предпринимателей,...
Почти пятьдесят лет он живет заботой о «своих лесных...
Начиная с XVIII века, буддизм становится основной религией...
Тункинская долина, овеянная древними легендами и...
Северобайкальской межрайонной природоохранной прокуратурой...
В 2021 году День озера Байкала отмечается в Иркутской...
По настоянию прокурора в государственную собственность...
Одним из приоритетных направлений работы природоохранной...
История Тункинской долины тесно связана с монгольской...
Несмотря на то, что люди начали осваивать Тункинскую...
Тункинская долина – это продолжение байкальской впадины,...
Благодаря вмешательству природоохранной прокуратуры в...
Тункинская долина, которую часто называют «долиной...
В Байкальской межрегиональной природоохранной прокуратуре...
По требованию природоохранного прокурора в...
По материалам природоохранной прокуратуры возбуждено...
Этот вопрос мы задали тем, кто пришел сюда работать совсем...
В Байкальской межрегиональной природоохранной прокуратуре...
Прокуратура потребовала от дирекции Прибайкальского...
Усть-Илимская межрайонная природоохранная прокуратура...
В 1975 году М. В. Мохосоев был назначен директором...
Обширная акватория нашей Республики Бурятия имеет огромные...
Надежность машин и оборудования, имеющих узлы трения,...
О разработках в области лазерной стереолитографии в Бурятии
С 1979 по 2013 год лабораторию исследования полимерных...
Первые ученые-химики Бурятии, кандидаты химических наук...
ПОЛЫНЬ ШИРОКО РАСПРОСТРАНЕНА в Северном полушарии, в...
В июле Издательский дом "Экос" выпустил 2 интересные...