22 июня этого года не стало Веры Долженко, лауреата Государственной премии, заслуженного работника культуры Республики Бурятия.
В селе Тарбагатай, кажется, поет каждый и все. Вот и в ее семье к песне было особое, трепетное отношение. Только петь было некогда – забот в деревне много, зато если уж воскресенье или праздник какой, то тут уж душа разворачивалась как меха гармони – широко и вольготно. Сначала-то Верунька подпевала потихоньку взрослым, а уж со второго класса проявила себя – самостоятельно стала участвовать во всех концертах и школьных смотрах. Голосом природа одарила ее уникальным, с широким диапазоном и способностью брать высокие ноты. Не заметить этого было невозможно, оттого и пошла поступать в Бурятское культурно-просветительское училище. После училища Вера Никифоровна руководила тарбагатайским хором «Былина» и так запела, что тут же бабушки поставили ее на верхний подголосок, когда одна из солисток не могла вытянуть нужную ноту. А потом добавил опыта народный этнографический ансамбль «Судьбинушка», с которым у Веры Долженко были связаны восемь лет яркой жизни. И когда поступило предложение возглавить Забайкальский народный семейский хор «Истоки» с богатой творческой биографией (создан был еще в 1967 году), дала согласие несмотря на то, что понимала, какая это высокая ответственность. Хор к тому моменту уже существовал более 30 лет, был ярким этнографическим коллективом России, высокую оценку ему давали А. Пахмутова, Т. Хренников. Коллектив был неоднократным лауреатом всероссийских и международных конкурсов, смотров, фестивалей. Она должна была продолжать то, что творили такие талантливые исполнители семейской песни – И. А. Рыжаков, Ф. Ф. Рыжаков, Т. С. Михалева и др. Ей важно было не просто держать высокую планку мастерства, но приумножать его.
Вся дальнейшая жизнь ее была связана с «Истоками», который с ее приходом получил новый импульс для развития. Участники хора – люди разного рода занятий, увлечений, возрастов – от 4 до 85 лет, но всех их объединяла ее величество Песня. Так вот Вера Никифоровна решила, что надо больше молодежи вовлекать в коллектив, чтобы старожилы хора могли передать малым уникальные старинные распевы предков. А учиться то было сложно – ведь пели не перекладывая на ноты, а учились из уст в уста. «Старожилки в юбках» так и говорили: «Смотри на губы и повторяй». За эти годы было освоено более 60 русских народных песен и песен местного фольклора, и почти весь этот репертуар знали дети и молодежь, которых стало значительно больше в коллективе.
Первый руководитель семейского хора «Истоки» Н. И. Дорофеев: «Распев песни уподобляется ручью, впадающему в реку с весьма изменчивым руслом. Течение напева напоминает течение реки. То она сужается, то разливается необъятной ширью и затем находит свое спокойное завершение в едином октавном унисоне, чтобы в последующих куплетах повториться новыми мелодическими разливами, заиграть новыми красками многоголосного распева».
Вера Никифоровна стремилась к возрождению истинной раритетной семейской песни, воссозданной в ее первоначальном виде. Готовясь к репетициям, она не только общалась с самими артистами, но и прослушивала пластинки и записи разных хоров, все глубже проникая в самые глубины народного исполнительства. Репертуар все больше расширялся. В него вошли старинные протяжные, лирические, календарно-обрядовые, бытовые, шуточные и плясовые песни, много новых частушек, духовные стихи, а также песни старообрядцев других регионов и зарубежья. Стали организовываться театрализованные постановки обрядовых действий, было записано более десяти аудиои видеосборников. Творчеству «Истоков» рукоплескали зрители многих регионов России, а также Монголии, Украины, Германии, Китая, Румынии. Она не просто не дала угаснуть семейской песне в ее истинном исполнении, но и старалась максимально обогатить уникальное наследие предков. И это не могло остаться незамеченным.
С 2007 года Вера Долженко возглавила работу сектора русскогофольклора Республиканского центра народного творчества. Как с ее приходом в РЦНТ оживилась работа по сохранению и развитию культурных традиций этноконфессиональных групп русского населения Бурятии, вспоминает Надежда Галсановна Донсоронова, директор ГАУК РБ РЦНТ (1991 – 2013 гг.)
– Мы познакомились с ней в далеком 1991 году, я ее приметила еще в ансамбле «Судьбинушка» – красавица, дородная, а голос какой! Все последующие годы я наблюдала со стороны, как она растет и как солистка, и как руководитель хора. Пришла пора ей стать выше руководителя хора, и я пригласила ее к нам на работу в РЦНТ заведовать сектором русского и семейского фольклора. Вера согласилась работать у нас, и я была довольна этим. Она – настоящий яркий представитель своего семейского народа, впитавшая все лучшее от дедов и прадедов и способная всем этим наследием делиться с радостью, передавать его людям. Ее должность обязывала не только продвигать свой коллектив, который, конечно же, она не бросила. Главное заключалось в том, чтобы поднять на высоту весь пласт русской старожильческой культуры: семейских-староверов, казаков и русских.
Она не терпела фальши. Речь не только о фальшивых нотах, которых само собой не допускала в исполнении, а о жизни и человеческих отношениях. В них не терпела фальши, не умела льстить. Была прямая в суждениях и оценках, всегда говорила, что думает в лицо. И со своими специалистами была строга, требовательна к себе и ко всем остальным. Не будь она такой характерной, разве удалось бы нам воплотить и организовать такие масштабные проекты, как фестиваль фольклора старообрядческих художественных коллективов «Раздайся, корогод!», фестивали-конкурсы «Русская песня», «Казачий круг», «Четыре согласия», «Поет душа».
С 2016 года она стала куратором впервые организованного в Бурятии фестиваля русской культуры «Байкальский хоровод». Это все благодаря ее таланту и неустанному труду. И все это с огоньком, с песней внутри. Казалось, что душа ее всегда поет. Чтобы организовать такие фестивали, надо было дружить и ценить творчество не только местных народных коллективов, но дружить со всей Россией, а когда приезжали на фестиваль артисты из многих регионов РФ и дальнего зарубежья, умудриться каждого обласкать словом, накормить и напоить, организовать ознакомительную экскурсию. Кругом нужны были идеи, силы, и она справлялась. После проведения фестивалей я не раз слышала добрые слова в адрес наших организаторов. Люди уезжали довольные и стремились приехать еще не раз в Бурятию.
Когда она находила время на все, диву даешься. Ведь Вера Никифоровна являлась автором и составителем методических сборников, аудиодисков и видеофильмов по культуре семейских Забайкалья. Вела огромную общественную работу, была членом правления исполкома региональной общественной организации «Общество культуры семейских Республики Бурятия». И никогда не отрывалась от корней своих, не забывала земляков, не оставила родительский дом в Тарбагатае, трепетно относилась к родным и близким своей большой семьи. Она была великодушной и щедрой. Постоянно угощала всех домашними изысками, а осенью устраивала для специалистов РЦНТ настоящий «праздник урожая», угощая всех заготовками, соленьями и вареньями.
Меня поражало, как она быстро освоила компьютер, простите за сленг, так «шарила» в нем, находила разные мелодии и песни. Радовалась всему как ребенок. Вообще, она всему умела искренне радоваться. Помню, как рассмешили всех на юбилее своего хора, нарядив всем известного депутата Народного Хурала А. Г. Кушнарева женихом, а невесту от него спрятали. Каково же было его удивление, когда, откинув фату невесты, он увидел меня. Зал рукоплескал …
Сейчас вспоминать это очень грустно и тяжело. Невероятно тяжело. Потому что в ней столько было силы земной, столько оптимизма и обаяния, столько знаний и профессионализма! Подобных ей нет.
…Вера Никифоровна носила пять янтарных ниток на груди. Говорила, что это генетическая защита от бабушек, верила в это. А вот перед такой болезнью, как ковид не устояла. И янтари не спасли.
Вы спрашиваете, на каких инструментах она играла? Главный инструмент ее – необыкновенный природный голос. Каждый раз, слушая семейский хор, поражаюсь свежестью и ароматом мелодики, особой красочностью ладовых оттенков, поистине кружевным плетением голосов. И в этой сложной и своеобразной полифонии всегда будет выделяться особый голос Веры Долженко, проникновенный до наших сердец.
Светлая память…