Чак-чак, буузы и эчпочмак. Звучание речи разных народов, национальные песни и танцы.
Ремесла, старинная прялка, роспись на камнях, возрождаемые традиции ковроткачества… Дом дружбы народов на один день превратился в сказочный пестрый самаркандский базар. ФИНАЛ I РЕСПУБЛИКАНСКОГО КОНКУРСА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА, на котором были представлены этнобренды Бурятии, поразил многообразием творческих помыслов и высокого мастерства.
Пронести сквозь время
Такой смотр мастерства был организован в регионе впервые Ассоциацией народов Бурятии. В нем было организовано 16 пилотных образовательных площадок, приняли участие 70 педагогов и около 2000 детей из разных районов Бурятии и города Улан-Удэ. На конкурс было подано около 70 заявок, в финал прошли всего 10: лучшие педагоги воскресных школ, детских садов, центров социальной поддержки детей, обучающие детей традициям, народному творчеству и ремеслам.
Идея конкурса, по словам руководителя проекта, председателя Ассоциации народов Бурятии «Дом дружбы», кандидата педагогических наук, доцента Сажиды Баталовой, зародилась у нее в далекие 90-е годы, когда она, будучи педагогом дополнительного образования, стала победителем городского конкурса «Педагог года».
«Прошло 25 лет, прежде чем мы провели первый конкурс «Этника мастерства» для педагогов, работающих в этнокультурной сфере», – не скрывая положительных эмоций, делится Сажида Растамовна. – Конкурс «Этника мастерства» важен, прежде всего, для развития туризма в регионе, ведь его цель – выявление ярких и активных представителей этнокультурных образовательных организаций. В этой сфере трудится более 3 тыс. специалистов учреждений культуры, образования и национально-культурных объединений, которые передают бесценные знания и навыки народного творчества и мастерства своим воспитанникам от сердца к сердцу». С некоторыми из них мы и хотим познакомить вас в нашей статье.
В поисках утраченного ткачества
– «Три девицы под окном пряли поздно вечерком» – помните сказку Пушкина? Так вот одной из них была я, – улыбается «волшебница» Фaния Гapeeвa, которая приехала на финал конкурса из Бичурского района и представляла ТОС «Берегиня» (село Малый Куналей). И ее словам охотно веришь, ведь даже прялка, которую Фания Акиямовна привезла с собой на «смотрины», очень древняя, ей более 200 лет! Сделан этот старинный инструмент из цельного дерева с частью корня, а сохранили его жители села Малый Куналей. Прялка будто обладает живой душой, помнит те далекие неспешные времена, когда к рукоделию относились совсем по-другому, а такие вот прялки были украшением каждого дома.
Эта замечательная женщина бережно хранит традиции татарского народа. Видов рукоделия, которыми она владеет, не перечесть: мастерица вяжет носки, вышивает, делает кукол, ткет ковры и пояса, шьет покрывала в лоскутной технике, занимается валянием из шерсти, вяжет. Но самое главное – она передает свои знания подрастающему поколению: за три года она провела более 250 мастер-классов по изготовлению кукол, по прядению и шитью…
– Для детей полезна работа с натуральными материалами, с шерстью, с хлопком. Важен тaктильный кoнтaкт. Этo нe кнoпoчки нaжимaть нa тeлeфoнe, а coвceм дpyгoe чyвcтвo. Рукоделие развивает мелкую моторику, творческое мышление, трудолюбие, помогает узнавать историю и культуру своего народа. Наша задача – возрождение, сохранение и развитие декоративно-прикладного искусства. Например, в нашем районе было полностью утрачено ткачество. Мы сами купили станки, и вот здесь представлены мои первые работы – сотканные пояса. Мы учимся ткачеству по книге Елены Платоновой, мастера по ткачеству и лоскутной технике из Якутии, которая сама родом из Бичуры. Она приезжает к нам и обучает.
Интересны мастерице и традиционные ремесла других народов, например, бурятское мастерство валяния из шерсти. Нравится ей и лоскутная техника: на смотре представлены лоскутные коврики. Но особенное место в «выставке» работ Фании Акиямовны занимают все же изделия из шерсти. Всю жизнь она работала в Малом Куналее, все ее девочки-выпускницы умели вязать шерстяные носки. Сейчас в соответствии с духом времени Фания Гареева и ее воспитанницы вяжут носки с логотипом Бичуры.
Из 10 проектов, прошедших в финал, два проекта ТОСа «Берегиня» села Малый Куналей. Если волшебница Фания Акиямовна – хранительница татарских традиций, то Оксана Николаевна Маркова, руководитель ТОС «Берегиня», cтapший мeтoдиcт ceльcкoгo клyбa «Koлoc», руководитель детской творческой студии «Феникс», представила в финале казачью культуру.
– Село у нас многонациональное. Здесь живут очень дружно и буряты, и казаки, и татары, и узбеки. ТОС «Берегиня» существует три года. Это объединение взрослых мастеров Бичурского района. Я руководитель детской творческой студии «Феникс», в которой занимаются рукоделием девочки от 5 до 15 лет. Однажды мы задались вопросом: «Почему у нас нет ткачества в Бичурском районе?». Этот вид прикладного искусства был практически утерян, и мы решили его возродить. Муж меня поддержал и изготовил 4 станка, на которых мы и работаем. Один из них представлен здесь. Это детский станок, он очень легкий, поэтому дети его любят. На нем мы учимся ткать дорожки. А чтобы заинтересовать детей, мы ткем сначала маленькие коврики в виде зверушек. Детям очень нравится.
ТОС «Берегиня» на протяжении трех лет выигрывает различные гранты. В 2021 году на полученные деньги закупили электрические машинки, оверлог, изготовили станки, гобеленные и маленькие рамы. На выставку в Дом дружбы Оксана Николаевна привезла не только дорожки и коврики, но и кукол. Создание кукол – это способ с помощью игры познакомиться с одеждой, бытом, традициями разных народов: на столе-презентации студии «Феникс» мирно соседствуют куклы-столбушки, бурятские куклы и русские куклы-травницы с богородской травой…
Хочется добавить, что кукол привезла на финал и Татьяна Геннадьевна Евсеева, педагог Мухоршибирского центра дополнительного образования и учитель технологии Харашибирской 3-й общеобразовательной школы. Она их назвала «Куклы-неразлучницы», держащиеся за руки, которых в семейской культуре было принято изготавливать для молодоженов, чтобы скрепить узы их брака. « Я подумала, а почему бы не сделать таких же кукол, одетых в разные национальные костюмы, что будет символизировать единство народов, живущих в Бурятии? – рассказала этнопедагог. Сказано – сделано, и вот перед нами сувенир – символ толерантности.
Девушка, разговаривающая с бабочкой
Бурятская культура была представлена на конкурсе удивительным видом искусства – бурят-монгольской вертикальной письменностью, которую преподает в объединении «Буряад-Соёл» Туяна Мункожаргаловна. Туяна окончила художественно-графическое отделение педагогического колледжа, а затем ВСГАКИ по специальности «декоративно-прикладное искусство» и поступила в магистратуру по специальности «искусствоведение». Сейчас она пишет работу, посвященную бурят-монгольской письменности, настолько ее вдохновила эта тема.
– В «Буряад-Соёл» я пришла изучать бурят-монгольскую вертикальную письменность. А в 2018 году Оксана Викторовна меня пригласила в «Буряад-Соёл» проводить мастер-классы по бурят-монгольской живописи. В этом же году я начала изучать бурят-монгольскую каллиграфию. К нам приехал учитель из Монголии Арюн Болт, вот у него я и обучалась, – рассказывает Туяна.
В финале она представила свои работы: рисунки в бурят-монгольской технике, открытки, картины, пергаменты с образцами бурят-монгольской вертикальной каллиграфии. Например, картина «Девушка, разговаривающая с бабочкой», по словам Туяны, отражает разговор вечного и сиюминутного, ведь срок жизни бабочки так мал, по сравнению с человеческой жизнью. Стройная вязь бурят-монгольской каллиграфии способствует философским рассуждениям, даже медитации. Обучение этому виду письменности успокаивает, позволяет погрузиться в себя, обогатить свой внутренний мир. Хотя изначально в 16 – 17 веке письмо именно с вертикальной ориентацией было создано из сугубо практических соображений: всаднику, сидя верхом, быстрее и проще было записать что-то снизу вверх, чем слева направо. Хотя сами столбцы в бурят-монгольской вертикальной письменности все же идут именно так, слева направо.
Туяна сама создает пособия для взрослых и детей по бурят-монгольской письменности и живописи. Основу берет у монгольских художников, вдохновляясь их творчеством.
– Один из самых главных основателей бурят-монгольской живописи – Осор Будаев, художник, друг Агвана Доржиева. Он помогал при оформлении Санкт-Петербургского дацана. Также писал на свободные темы и танки. Его творчество для меня один из образцов, – делится Туяна. – С помощью каллиграфии можно изучать свою культуру и традиции. И это, пожалуй, самое главное.
Эчпочмак и мир татарских сказок
Из таежного села Тэгда, расположенного в живописной долине руки Курба, приехала Лариса Константиновна Сахиева, хранительница татарских традиций. Курбинская долина известна не только красотой природы, но и людьми. В Тэгде дружно живут эвенки, буряты, татары и русские.
– Мы создали кружок «Умэрзая», где с детьми изучаем родословную, учим татарский язык с мультфильмом «Белый волк». Также Министерством образования Республики Татарстан нам были предоставлены учебники, которые мы тоже используем. Изучаем традиции, татарскую культуру, костюмы. Создаем эскизы тюбетеек. Мы уже второй раз участвовали в акции «Татарча диктан», а в этом году приняли участие в онлайн-марафоне «Забег в тюбитейках» и получили дипломы из Татарстана. Вся эта деятельность помогает нам сохранять наши традиции и обычаи, – делится педагог.
Они создали свой этнобренд – татарский эчпочмак. Это фитоподушка, наполненная душистым сеном и чабрецом с курбинских степей. «Равные стороны эчпочмака говорят о том, что татарский народ одинаково дружелюбно относится к разным народностям», – рассказывает Лариса Константиновна, демонстрируя ароматный эчпочмак.
«Мир татарских сказок» – так называется проект, который представила в финале директор Харашибирского дома культуры Мухоршибирского района Елена Михайловна Гарипова.
– Я временно руковожу татарским культурным центром «Дуслык». Участники культурного центра знакомятся с обычаями и традициями татарского народа через посещение музея, который был открыт на базе нашего культурного центра в 2017 году. Мы показываем мастер-классы по кулинарии, дети посещают татарский вокальный кружок, хореографический кружок.
Когда во время пандемии дети не могли посещать кружки, у нас возникла идея создать видеоролики татарских народных и авторских сказок, так мы создали наш проект «Мир татарских сказок». Он был запущен на полгода: мы читали татарские сказки на русском языке и запускали их на YouTube и в нашей группе в Viber, Instagram. Мы рады, что люди смотрят, что это нужно и интересно. С помощью сказок мы с детства впитываем дух народа. Условно татарские сказки можно разделить на три основные категории: сказки о природе и ее обитателях, сказки мифического и религиозного происхождения и сказки, придуманные татарскими писателями. Такие авторские сказки тесно связаны с нашей современной жизнью.
«Встречая, желаем добра»
Зеленый чай, буузы на пару, жареный хушуур, боовы на кефире и на молоке, холесо, бурятское национальное блюдо из сметаны, творога, черемухи и печенья, – такое гастрономическое разнообразие никого не оставило равнодушным. Все это приготовила своими руками Oюнa Жepгaлoвa, yчитeль бypятcкoгo языкa шкoлы № 19 города Улан-Удэ.
– Чтoбы дpyзьями xopoшими cтaть, гocтю пoднocитcя пoлнaя чaшa c лyчшим нaпиткoм, аpшaнy пoд cтaть. Пo-бypятcки вac вcтpeчaя, пoжeлaeм вaм дoбpa. Я представляю свою авторскую программу «Дангина и юный батор Гэсэр». Миссия моя – учить детей и учиться у детей. Каждый учитель, я считаю, каждый день познает что-то новое и передает подрастающему поколению. Программа моя состоит из четырех модулей для 7–8-х классов. Подросткам я должна передать свой опыт. Программа воспитывает любовь к старшим, прививает национальные традиции, – рассказывает о своей миссии педагог.
Помимо бурятской кухни, педагог представила и сувениры, изготовленные на уроках детьми: куклы, обереги из бисера, животные, свалянные из шерсти. Хотя Оюна Жергалова – педагог бурятского языка, но она тесно работает с учителями ИЗО и технологии, и такое взаимодействие приносит свои плоды.
Бурятскому языку учит дошкольников педагог Туяна Баторовна. Она работает в детском саду № 59 учителем бурятского языка. Тема ее проекта – методика взаимотренажа на уроках бурятского языка для закрепления, повторения и тренировки пройденного материала. Ее методика не требует особых усилий, для работы нужно подготовить только специальные карточки. В финале Туяна Баторовна провела небольшой мастер-класс для жюри «12 животных по восточному календарю».
– В начале урока я провожу опрос, чтобы выяснить, сколько названий животных на бурятском языке знают дети. Дети разделяются на группы или пары и проводят взаимный опрос: «Какое это животное?». На следующее занятие уже усложняю задание – дети должны задать уже не один, а три вопроса. То есть по этой методике мы постоянно закрепляем пройденный материал. Здесь развивается речь, коммуникативные навыки, обогащается словарный запас. Занятия проводятся два раза в неделю, по этой методике занимается старшая группа детского сада, то есть дети 6 лет, – рассказывает о своей работе педагог.
Чеснок Загана и добрые камни
Это экопродукт, который представила Наталья Николаевна Иванова, директор Новозаганской средней общеобразовательной школы Мухоршибирского района и учитель английского языка. Выращивание качественного, экологически чистого чеснока было одной из давних традиций жителей Загана. На вырученные деньги жители в свое время строили дома, продавали чеснок в разные регионы.
Само село Новый Заган в свое время основали старообрядцы. Педагоги Новозаганской школы создают словарь топонимов и местного диалекта. Именно сохранению и изучению старообрядческой культуры и было посвящено выступление Натальи Николаевны.
«Добрые» камни – сувениры, выполненные в технике галечного искусства, представил Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей «Добрый» села Цубуктуй Кяхтинского района. Клубника, которая будто только сорвана с грядки, симпатичные птички на ветке, забавная картина «Первое свидание» и многое другое изготовили дети своими руками. Конечно, привезли лишь часть выставки, ведь это искусство довольно тяжелое, в самом прямом смысле слова. Танковый биатлон, например, ребята изготовили для своих шефов-военных, а у себя оставили копию поделки, ее мы и увидели в Доме дружбы. Овощная картина, на которой изображена корзина с овощами, собрана совместными усилиями ребят. Каждый ребенок увидел в камне что-то свое: кто – огурец, кто – баклажан, кто – помидор, и собралась общая работа. Такой вид творчества развивает у ребенка внимание и воображение. Для сбора «материала» ребята вместе с педагогами специально выезжают на природу: на Гусиное озеро, на Селенгу. Сувениры наполнены добротой и теплом детских рук.
Сделано с любовью
Жюри конкурса, а в него вошли четыре кандидата наук и один доктор педагогических наук, определяло победителей. И это было непросто. Каждый финалист не только сохраняет и изучает традиции и культуру, но и по-настоящему «болеет» своим делом, живет им, передавая эту любовь своим ученикам и воспитанникам. Каждый этнопедагог делает это по-своему: через тепло рукоделия, через звуки родного языка, через красоту национальной живописи и традиционного костюма, через мудрость народных сказок, через умиротворяющую вязь каллиграфии… Но всех их объединяет любовь к своей земле, к своему народу.
Обладателем Гран-при в номинации «Этномастер» стала Оюна Жергалова, учитель бурятского языка школы № 19 города Улан-Удэ. Гран-при в номинации «Этнопедагог» получила Лариса Сахиева, учитель начальных классов Тэгдинской общеобразовательной школы. Победителям и участникам конкурса вручили бесценный методический инструментарий: УМК «Байкальская этника», мобильное приложение к смартфонам «Этнословарик 3D+» на русском, бурятском и татарском языках, видеосказки, живые прописи «Необыкновенные истории байкальского камушка» и настольную игру «Байкальская этника». Но главная «ценность конкурса – в обращении к нашему прошлому, к историческим корням и в дружбе народов многонациональной Бурятии как объединяющем факторе, – отметила председатель жюри конкурса, директор Института непрерывного образования Бурятского государственного университета имени Доржи Банзарова, кандидат педагогических наук Марина Цыренова.
Впервые проведенный в республике конкурс этномастерства планирует стать доброй ежегодной традицией.
Татьяна СПИЦЫНА