О генеалогическом исследовании родословной хоринского саганского рода.
Каким образом и где можно найти документы своих родственников, чтобы составить генеологическое древо. Какую помощь в работе с документами при поиске родословия могут оказать архивисты ? Об этом мы поговорили с директором Государственного архива Республики Бурятия, д. и. наук. Б. Ц. Жалсановой.
– Бутит Цыдыпмункуевна, с чем связан возросший в последние годы интерес к генеалогическим исследованиям?
– В настоящее время научный интерес к генеалогическим исследованиям обусловлен перспективами расширения сферы генеалогии в тесной связи с культурологией. Такие документы, как ревизские сказки, посемейные списки приобретают огромную востребованность для воссоздания родословия, тесно связанного с национальной памятью, связью поколений и традиций. Что касается бурят, то до революции 1917 года они в обязательном порядке знали свое родословие до седьмого колена, вели родословие каждого рода на монгольской письменности. За годы советской власти многие буряты утратили понятие о своей родовой принадлежности. Именно поэтому в настоящее время архивные документы становятся важными источниками для восстановления родословия.
– Основным принципом в исследовании родословия является какой учетный документ?
– Все учетные документы бурят велись по родам, поэтому это родовой принцип. На примере архивных документов хоринского саганского рода на семинаре мы рассказали и показали методику проведения генеалогических исследований для восстановления родословия.
– А сколько этапов включает это исследование?
– Это условно пять последовательных этапов. Первый этап – выявление видов документов. Основные виды документов: ревизские сказки, посемейные списки, подворные списки, формулярные и послужные списки.
– Давайте охарактеризуем каждый из этих документов. Например, что дает нам ревизская сказка?
– Ревизская сказка – это регистрационно-учетный документ, представляющий собой именной список лиц, учтенных во время переписей населения (ревизий). Ревизские сказки являлись именными списками населения, в которых указывались имя, отчество и фамилия владельца двора, его возраст, имя и отчество членов семьи с указанием возраста, отношение к главе семьи. В ревизские сказки (кроме 1, 2 и 6-й ревизий) включались лица мужского и женского пола, но в сводных таблицах женский пол никогда не фигурировал. В ходе первых трех ревизий учет инородцев Сибири, в состав которых входили буряты, не проводился.
В Российском государстве было проведено всего 10 ревизий. В настоящее время в государственных архивах Байкальского региона выявлены ревизские сказки бурятского населения, начиная с 5-й ревизии (1794 – 1795 гг.). В Государственном архиве Забайкальского края находятся на хранении три тома ревизских сказок хоринских бурят Баргузинского округа для оклада ясаком за 1795 год, именной список кочевых бурят Хоринской Степной думы Верхнеудинского округа для окладных ясачных книг 1831 года, составленный для предоставления в Комиссию Восточной Сибири, ревизские сказки Агинской Степной думы 1850 года, оседлых бурят Верхнеудинского округа, Закаменской инородной управы, Кударинской Степной думы, Хоринской Степной думы, Селенгинской Степной думы, Агинской Степной думы за 1858 год.
В Государственном архиве Иркутской области не выявлены ревизские сказки бурят, возможно, это связано с тем, что в 1879 году сгорел губернский архив. Только в фонде 237 «Идинская Степная дума» хранится одно дело за 1857 год (списки жителей ведомства). В Государственном архиве Республики Бурятия выявлены самые ранние окладные списки – это список ольхонских бурят за 1815 год, составленный по итогам 7-й ревизии населения 1815 года В фонде Кударинской Степной думы имеются ревизские сказки бурят по 9-й переписи 1850 года и 10-й ревизии 1857 – 1858 гг., в фонде Баргузинской Степной думы ревизские сказки 1850 года и т. д. Надо отметить, что много ревизских сказок на монгольской письменности и требуют перевода на русский язык.
Нельзя не отметить, что списки дают ценный материал для ономастики, изучения динамики имен агинских бурят в течение XIX в., влияния буддизма на формирование распространенных имен. Если в начале XIX века доминируют бурятские имена, как Шотхонок, Бату, Нагаса, Насату, Насан, Тэгши, Гунан, Тубшин, Хоикту и др., то к концу их становится мало, самыми распространенными становятся имена: Бадма, Очир, Галдан и др. Интересным представляется изучение «русского влияния» на жизнь и быт бурят через имена агинских бурят, например, уже в XVIII веке они давали своим детям русские имена: Иван (Ибан), Андрей (Ондори), Павел (Пайбал), Василий (Башили), Сергей (Сырхей, Сырыхей), Хилип (Филипп), Опанаши (Афанасий). Или же они давали имена от русских слов, имеющих в их понимании «важное» значение, как например, Доборной (доверенный), Душа (душа), Таршина (старшина), Маюр (майор), Бобор (выбор), Хаминдан (комендант), Хамисар (комиссар) и др.
– Насколько информативны посемейные списки, подворные списки бурят?
– Они как раз отличались высокой степенью информативности во второй половине XIX века. Посемейные списки представляют собой регистрационно-учетный документ, в котором имеются графы: номер семьи по порядку, последующие графы содержат сведения о мужской части семьи: фамилию, имя, отчество главы семьи и его сыновей, внуков, братьев с сыновьями, проживающих совместно, возраст мужчин по последней ревизии, возраст мужчин на 1 января текущего года, сведения о том, в каком году умер член семьи, имя и количество лет вновь родившегося, место жительства. Несколько граф содержат сведения о женской части семьи: фамилию, имя, отчество жен или жен, дочерей, сестер, матери, их возраст, факты замужества и смерти. В посемейный список бурят второй половины XIX века включались также сведения о хозяйстве семьи: количество домов (юрт) деревянных и войлочных, количество обрабатываемой десятины земли, количество скота (лошадей, рогатого скота, овец, коз, верблюдов, свиней), количество десятин, на которых косят сено.
– А что вы можете сказать о формулярных и послужных списках должностных лиц?
– В формулярных и послужных списках должностных лиц имелась графа о семейном положении. Кроме того, формулярный список – учетный документ, заключавший в себе наиболее существенные сведения о прохождении службы военными чинами, был введен Воинским уставом Петра I 30 марта 1716 года, установившим четкий порядок учета личного состава регулярной Российской армии. Такие списки распространялись и на чиновников бурятских Степных дум. Формулярный список состоял из 12 граф, в 1849 – 1864 гг. – из 15 граф, после 1864 года– из 14 граф. Послужной список – учетный документ, заключавший в себе основные сведения о прохождении службы офицерами и военными чиновниками Российской армии, состоял из 14 граф. Данный вид документа также распространялся на гражданских чиновников. С конца XIX – начала ХХ вв. стали пользоваться упрощенной формой, в которой было 8 граф.
– Что включает в себя второй этап исследования?
– Второй этап – это выявление в архивах документов о родословии. В Госархиве Бурятии находятся на хранении: 1) ревизские сказки саганского рода 1850, 1858 годов; 2) посемейный список 1893 года; 3) формулярные и послужные списки должностных лиц Могойтуйской инородной управы.
В Госархиве Забайкальского края хранятся три тома ревизских сказок хоринских бурят Баргузинского округа для оклада ясаком за 1795 год, именной список кочевых бурят Хоринской Степной думы Верхнеудинского округа для окладных ясачных книг 1831 года.
Третий этап – это составление базы данных по саганскому роду. Для составления родословия надо было перевести все имеющиеся списки бурят саганского рода в электронный вид для удобного поиска. В данном случае были переведены в электронный вид именной список 1831 года, ревизские сказки 1850 и 1858 гг., посемейный список 1893 года.
На четвертом этапе делалось сравнение созданной базы данных с известным родословием саганского рода, которое ведется на протяжении двух с лишним веков. Согласно преданиям, впервые родословие саганского рода составил известный зайсан Муху Унаганов в 1816 году. Вторая родословная была написана в 1886 году Ванданом Юмсуновым. На основании двух родословных в 1910 году Гэдэб Санжиев обновил родословную. В дальнейшем родословие саганского рода вели Цырен Шагдаров, Жугдур Рабданов и др.
Недостатком данного родословия является наличие в нем только мужской линии без указания годов рождения, а также указаны имена, которые были в обиходе. У бурят обычно имелись два имени: одно – для официальных бумаг, другое – распространенное среди одноулусников, родственников.
И в конце исследования – пятый этап, то есть практическое составление родословия. Благодаря родословию и архивным документам мне удалось составить свое родословие, чего я и желаю каждому, кто хотел бы заняться подобным исследованием. Архивные документы (ревизские сказки и подворные списки) позволяют дополнить родословие женской линией, годами жизни, а также исправить отсутствующие линии, имена и т. д. Работа по восстановлению родословия, несомненно, будет способствовать развитию их культурного самосознания и культурной идентичности.