Решением Священного Синода Русской православной церкви путем выделения из Читинской и Забайкальской епархии в октябре 2009 года была образована Улан-Удэнская и Бурятская епархия. Событие для православной церкви России и народа Республики Бурятия большое.
Первым епископом УланУдэнским и Бурятским был назначен преосвященный Савватий, до того викарный епископ Чебоксарской и Чувашской епархии. На тот момент в Бурятии было 22 священнослужителя, новая епархия насчитывала около 70 приходов и три монастыря, из которых СвятоТроицкий Селенгинский и Посольский Спасо-Преображенский с многовековой историей. Сретенский женский был образован в 2000 году. Все приходы и монастыри поделены на восемь благочиний.
Возможно, кому-то покажется удивительным, но в православную веру все чаще стали обращаться люди из числа местного бурятского населения. Появились буряты и в штате священников и среди послушников.
Подвижническая работа усилилась по многим церковным направлениям: созданы отделы социального служения и благотворительности, религиозного образования и катехизации. Многое воплощается в работе с молодежью, по противодействию наркомании и алкоголизму. Укрепилось взаимодействие с вооруженными силами и правоохранительными органами. Налажена миссионерская и паломническая деятельность, интереснее и масштабнее работает информационный отдел, который выпускает телепрограмму «Благовест Бурятии», радиопрограмму «С нами Бог», печатную продукцию – книги, брошюры и т.д.
Постоянно растущее число прихожан уже не вмещают нынешние храмы. Поэтому было принято решение о строительстве нового кафедрального собора в честь Успения Пресвятой Богородицы в городе Улан-Удэ. Сей шаг был поддержан Правительством Республики Бурятия. На освящение закладного камня прибыл митрополит Варсонофий, на тот момент Управляющий делами Московского патриархата.
В 2015 году из состава епархии была выделена самостоятельная Северобайкальская и Сосновоозерская епархия, одновременно Улан-Удэнская Бурятская епархия определена как центр новоучрежденной Бурятской митрополии. Сегодня в митрополии насчитывается уже 169 канонических православных общин, среди которых 89 религиозных организаций. В штате служат 69 священников.
Идеи и начинания Улан-Удэнской и Бурятской епархии всегда находят поддержку у Главы и Правительства Республики Бурятия, а также встречают понимание со стороны местного бизнеса. Епархия и сама активно участвует в различных конкурсных и грантовых программах, оказывая помощь людям, попавшим в сложную жизненную ситуацию. Налажены крепкие рабочие связи со многими государственными структурами и подразделениями.
Десять лет… И много, и мало. А что по этому поводу думают те, кому было поручено верой и правдой служить православному народу?
10 ОКТЯБРЯ 2009 ГОДА ОБРАЗОВАНА УЛАН-УДЭНСКАЯ И БУРЯТСКАЯ ЕПАРХИЯ. СЕГОДНЯ В МИТРОПОЛИИ НАСЧИТЫВАЕТСЯ УЖЕ 169 КАНОНИЧЕСКИХ ПРАВОСЛАВНЫХ ОБЩИН, СРЕДИ КОТОРЫХ 89 РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ. В ШТАТЕ СЛУЖАТ 69 СВЯЩЕННИКОВ.
Улан-Удэнский и Бурятский преосвященный епископ САВВАТИЙ:
- Сам по себе факт создания епархии – уже итог. Самое главное, что ситуацию, которая была на тот момент довольно сложной, удалось поправить в лучшую сторону. Проблема была в нехватке священников – их было всего 22 на огромную епархию. От Улан-Удэ до Багдарина всего 1 священник. Он на микроавтобусе ездил по всем селам, хорошо, если раз в месяц успевал послужить. Сейчас ситуация улучшилась.
Когда образовалась епархия, в самом кафедральном храме Улан-Удэ и в других храмах не совершались ежедневные службы. В большинстве храмов служили только по воскресным и субботним дням. Первое мое распоряжение: чтобы во всех городских храмах были ежедневные богослужения. Некоторые восприняли это довольно скептически: где найдутся священники, будут ли люди ходить в храм, в будни храм будет пустовать, но практика показала, что люди ходят в храм и в будние дни.
Священников сейчас у нас стало почти в три раза больше, 60 человек на всю митрополию, но их также не хватает, потому что растут и приходы – их более 100.
10 лет назад мы были в составе Читинской и Забайкальской епархии. Сначала выделились в отдельную, самостоятельную. А сейчас мы уже митрополия. Этот факт связан с тем, что архиерей для такой обширной епархии просто физически не мог посетить все приходы. Все мое внимание было сосредоточено на дальних приходах – Таксимо, Багдарин, Сосново-Озерское, а на ближние времени не оставалось. Чтобы дальний приход посетить, необходимо несколько дней, неделя. В Таксимо вообще 2-3 раза в неделю самолеты летали, а было время и один раз. Когда мы создали митрополию и появилась Северобайкальская и Сосновоозерская епархия, я стал ездить по ближним приходам и понял, что многое для меня оставалось за скобками. Когда же стали общаться с прихожанами, вместе молиться, произошло более тесное единение, что имеет очень важное значение, многое изменилось. Например, в Кабанском приходе я не служил до создания митрополии ни разу, в Селенгинске – один раз, в Бичуру не выезжал вообще. Сейчас я получил такую возможность. Закаменская и Тункинская долины остаются еще в Улан-Удэнской епархии, а владыка Николай (Северобайкальский) большое внимание уделяет уже северным приходам. Благодаря тому, что он постоянно находится в Северобайкальске, там пошло движение – Епархиальное управление строится, прихожане идут, стоит вопрос об открытии второго храма. Так что это логичный полезный ход.
Сегодня епархия занимается не только богослужебной деятельностью, но и социальной. Социальное служение – основная внебогослужебная составляющая религиозного служения каждого православного, так как человек должен служить ближним, особенно тем, кто нуждается в поддержке. В повседневной жизни мы уделяем этому немного внимания. К этому внимание нужно привлекать – и прихожан, и епархии. Поэтому первым шагом епархии было и выстраивание социального служения. Был создан отдел по социальному служению и церковной благотворительности. Оказалось, что есть люди, желающие потрудиться в этом направлении. И здесь у нас есть хорошие подвижки. В этом нам помогает Правительство Бурятии, взаимоотношения с которым были традиционно хорошими. Они ведь знают, что мы занимаемся только добрыми делами. Нам начали выделять средства на проекты и гранты, на них мы построили дома для женщин, оказавшихся в трудном положении, для одиноких мам. Занимаемся бездомными: кормим, одеваем, помогаем с трудоустройством. Большое внимание уделяем вопросам семьи и материнства. И, конечно, главная наша боль – молодежь, их души.
Здесь еще много работы. Но скажу главное: во многих городских приходах молодежное служение развивается. Например, движение «Витязи» получило развитие, молодежный клуб «Феникс», в Гусиноозерске тоже. Но пока это небольшие островки надежды. Хочется большего, и над этим мы работаем, как и над развитием миссионерского движения.
Сегодня общество все больше нуждается в религиозном просвещении, но поскольку голос церкви становится все сильнее, то найдутся люди, которых это будет раздражать. Они начинают возмущаться, чтобы заставить замолчать совесть. Самой гонимой религией на сегодня по всему миру опять стало христианство. Казалось бы, мир стал секулярен, наступила всеобщая толерантность, но большее раздражение вызывает христианство. Это и православие, и католицизм, и традиционное протестантство, которые не признают оправдание греха.
Но мы движемся дальше. В ближайших планах епархии работа по восстановлению и реконструкции памятников религиозной культуры и архитектуры, активные действия в духовно-нравственном воспитании и формировании граждан православной России. Мы не делим людей на религии, национальности и по цвету кожи. Кто нуждается в нашей духовной помощи, тем помогаем. Люди приходят к нам разные, и двери открыты для всех без исключения.
Иерей РОМАН ХЛЫБОВ:
- Я сюда приехал в августе 2010. Буквально сразу стал заниматься в Отделе религиозного образования и катехизации, сначала как сотрудник, и тогда же начал работу по организации православного детсада. Спустя 4 месяца, в декабре, я уже возглавил отдел. На тот момент отдел работы никакой не вел, существовал формально. Никаких выходов на государственные и муниципальные структуры, отвечающих за образовательную деятельность в нашем регионе, не было. Приходилось все делать с нуля – заводить деловые отношения и дружеские с Министерством образования, городским Комитетом по образованию, БРИОП, БГУ. Все, что сейчас имеем, сделано за последние девять лет.
Сегодня в Отделе религиозного образования и катехизации ряд секторов, отвечающих за каждое направление работы. Есть сектор по работе с высшими образовательными учреждениями, прежде всего БГУ и ВСГИК. Работа с БГУ ведется через кафедру религиоведения и теологии. Руководитель сектора иерей Димитрий Федоренко – он же заведующий базовой кафедрой Улан-Удэнской и Бурятской епархии при кафедре теологии. Заключено соглашение епархии с БГУ – и по развитию общей деятельности, и касающейся работы базовой кафедры. Здесь мы взращиваем будущих своих сотрудников епархии, базовая кафедра дает нам возможность развивать общие проекты. В прошлом году через кафедру провели курсы повышения квалификации для священнослужителей. Три раза за 9 лет проводили курсы катехизаторов и преподавателей школ. Выпускники курсов получили документ, но он котируется только в нашем регионе. Чтобы миряне получали более серьезный документ, мы с 2019 года запустили проект ряд курсов по различным образовательным направлениям: курсы старославянского языка; изучения Священного писания Нового Завета, литурика – православное догматическое богословие; церковно-практические вопросы. Весной уже состоялись курсы по церковнославянскому языку, было 16 выпускников, они получили документ повышения квалификации гособразца. Этот документ уже котируется в любом регионе России. Мы проводим с БГУ мероприятия, в том числе ведем научно-исследовательскую деятельность, организуем семинары, Кирилло-Мефодиевские чтения (ежегодно в мае) и т.д. А еще есть Рождественские образовательные чтения – ежегодно, образовательные проекты и конкурсы для педагогов в сотрудничестве с БРИОП – ежегодно, детские совместно с Комитетом по образованию г. Улан-Удэ.
Второе серьезное направление – сектор по работе с воскресными школами, у нас таковых 20, из них 12 имеют епархиальную аккредитацию. И главное дошкольное образование. За три года мы организовали и открыли православный детсад. Хорошо развивается работа по направлению муниципальных детсадов. Пишутся методические разработки для воспитателей муниципальных детсадов по духовно-нравственному воспитанию детей. Эти пособия востребованы как воспитателями, так и родителями. Главное, что меня радует: храмы стали больше посещать молодежь и дети. Это хороший посыл к воцерковлению, когда церковная служба становится для них органичной и естественной, когда они не представляют свою жизнь без неё.
Игуменья НИКА (ТОЛМАЧЕВА), настоятельница женского монастыря во имя Сретения Господня (с. Батурино Прибайкальского района):
- Наш монастырь значительно расстроился за прошедший срок. Он стал авторитетным: с нами считаются, к нам обращаются за советом, за помощью. Монастырь оказывает большое культурное, социальное, духовно-нравственное влияние. И значимость этого влияния подчеркивает то, что к нам стали чаще обращаться из школ с просьбами провести встречи, занятия с учащимися. Растет количество экскурсий, а значит, увеличивается интерес не только к монастырю, а к православию в целом.
Что касается нашей работы с местным населением и молодежью, то нужно отметить растущее число прихожан нашего храма и неуклонно растущее число участников всех наших культурно-спортивных мероприятий. Если раньше мы все умещались на нашем пусть даже достаточно широком дворе, то сегодня он стал мал, и мы начали строить многофункциональную культурно-спортивную площадку на 2,5 гектарах, чтоб вместить всех желающих.
Монастырь постепенно превратился в духовный центр для жителей всего Прибайкальского района. Мы живем не в разрез с интересами общества, просто стараемся привить нашим людям духовно-нравственные ценности более высокого уровня, и наши старания встречают понимание и находят отклик в сердцах людей.
Крепчает вера. Возросла значимость православия в Бурятии. И это не может не радовать.
Марина АЛИСОВА