Республиканская типография отметила свой вековой юбилей
Трудовой путь каждого человека определяет какое-то событие, встреча с человеком, семейные династии. В моей судьбе определяющим в выборе профессии стала республиканская типография — здесь более тридцати лет печатником работала моя мама. Запах свежей краски, исходящий от газет, стал лучшим в жизни, мягкое щелканье линотипа — чудесной песней, а звонкие голоса работниц (в цехах-то было шумно) радовали тем, что завтра непременно выйдет свежая газета! Прошло с тех пор более пятидесяти лет, как я совсем маленькой, переступила порог типографии, филиал которой размещался в чудесном старинном здании, которое было построено на ул. Ленина, а теперь зовется «Арбатом». Там же была и редакция главной газеты республики — «Правда Бурятии».
От дацана до Нодельмана
Принято считать, что до революции 1917 года у нас на территории Бурятии не было полиграфической промышленности, кроме небольшой полукустарной примитивной типографии Нодельмана и Кобылкина с крайне изношенным оборудованием. Но книги все же печатались в Бурятии. При каждом дацане имелись печатные машины, на которых размножались буддийские трактаты и молельные книги. И бурятский народ не находился уж в такой беспросветной тьме неграмотности. Но в двадцатые годы ХХ века началось поистине масштабное развитие полиграфической промышленности на территории нынешней Республики Бурятия. Развитие началось вследствие того, что газеты: «Бурят-Монгольская правда», начавшая выходить в 1918 году, «Бурят-Монголой Yнэн» — с 1921 года и «Бурят-монгольский комсомолец», история которого берет начало в 1924 году, — выходили нерегулярно, потому что отсутствовало полиграфическое предприятие.
С образованием Бурят-Монгольской автономной республики встал вопрос организации государственной типографии. Как же мы без агитационно-пропагандисткой работы? Toгдa Coвeт нapoдныx кoмиccapoв Бypят-Moнгoльcкoй ACCP вoлeвым peшeниeм и coздaл республиканскую типoгpaфию, объединив в oднo кpyпнoe пpeдпpиятиe нecкoлькo мeлкиx и ycилив eгo oбopyдoвaниeм из Иpкyтcкa.
С первых шагов существования типография испытывала огромные трудности — не хватало бумаги, красок, шрифтов, а особенно квалифицированных кадров, начиная от верстальщиков, наборщиков и печатников, кончая инженерно-техническими работниками. Однако, постепенно все решалось, pocли кyльтypныe пoтpeбнocти oбщecтвa, a вcлeд зa ними и пeчaтныe тиpaжи.
Развитию полиграфической промышленности в Бурятии придавалось большое значение. Уже в 1932 году по улице Ленина было возведено новое здание для типографии. Руководил строительством молодой, энергичный полиграфист Александр Иванович Прохоров, которого и назначили директором типографии. Co вpeмeнeм это здaниe cтaлo тecным, пoэтoмy для типoгpaфии пocтpoили нoвый дoм нa Бopcoeвa, гдe oнa нaxoдитcя дo cиx пop.
По рассказам очевидцев, А. И. Прохоров внес огромный вклад в развитие всей отрасли. Его называли первопечатником Бурятии. С его именем связана вся история полиграфической промышленности, ведь он отдал любимому делу 70 лет своей жизни и не дожил до столетнего юбилея лишь три года. Александр Иванович руководил строительством и созданием материально-технической базы многих районных типографий и редакций.
Информировать о событиях на фронте
Особая страница в истории республиканской типографии — годы Великой Отечественной войны. Рос выпуск полиграфической продукции, хотя большинство мужчин ушли на фронт. Так, в 1942 году выпуск книг и брошюр увеличился в полтора раза по сравнению с 1941 годом. При этом, средний тираж этих изданий возрос с 10 до 25 тысяч экземпляров. Перед республиканской типографией в эти годы была поставлена очень важная политическая задача — своевременно информировать население о событиях на военном и трудовом фронтах, мобилизовывать трудящихся на ударный труд под девизом: «Все для фронта, все для Победы». Дни и ночи смешались для полиграфистов республиканской типографии. Фактически круглые сутки шло производство газет, плакатов, книг и брошюр. Так как была прекращена работа типографий на захваченных гитлеровцами территориях страны, республиканской типографии давали повышенные задания. Значительное место стало уделяться изданию военной литературы. Например, в 1941 году здесь отпечатали брошюру «Из исторического прошлого русского народа», а на бурятском языке — брошюру «Как бороться с воздушными десантами врага». Кроме того, в республиканской типографии массовым тиражом издавались различные военные наставления, учебная литература для бойцов Красной Армии.
Александр Иванович Прохоров вспоминал, что в годы войны, на смену ушедшим на фронт опытным полиграфистам, пришли юноши и девушки. Молодежь трудилась в цехах неделями, не уходя с рабочего места. В помещениях было холодно, мерзли руки от холодных шрифтов, но люди продолжали трудиться. Даже осваивали смежные специальности. К 1 февраля 1943 года в коллективе типографии работало 74 процента женщин, а к концу войны — почти 80.
В первые послевоенные годы объем промышленного производства в республиканской типографии резко снизился. К тому были объективные предпосылки. Прежде всего физический износ оборудования — в годы войны линотипы, печатные машины и другое технологическое оборудование не обновлялось, а запасные части полиграфическая промышленность страны не выпускала. Мастерам-наладчикам типографии приходилось изготавливать изношенные и вышедшие из строя детали полиграфических машин в кустарных условиях, вручную. С этой задачей специалисты типографии справлялись успешно. Тем не менее работать полиграфистам было исключительно трудно и продолжение трудовой смены за полночь или до утра было явлением почти обыденным. Ведь ежедневную газету к утру надо отпечатать во что бы то ни стало и по тем временам никаких ссылок на трудности никто и нигде не принимал. Любой мало-мальски срыв графика выпуска газеты мог быть расценен как преступление.
Но страна постепенно залечивала тяжелейшие раны войны. Восстанавливалась и полиграфическая промышленность, на смену старым машинам начали поступать новые, более совершенные и производительные. С 1950 по 1970‑е годы объем капиталовложений в республиканскую типографию достиг почти шести миллионов рублей. В эти годы коллектив полиграфистов выпустил более двух тысяч наименований книг и брошюр общим тиражом более семи миллионов экземпляров. Росли тиражи газет «Правда Бурятии», «Буряад Унэн» и «Блокнота агитатора». Например, ежедневный тираж «Правды Бурятии» достигал 160 тысяч экземпляров. Чтобы отпечатать такой тираж, нужно было еженедельно поставлять в типографию вагон бумаги. В эти же годы республиканская типография постепенно переходила на печатание многокрасочных изданий, например, букварей для бурятских школ. Эти учебные издания поставлялись в школы не только Бурятии, но и в автономные округа — Агинский и Усть-Ордынский, а также для народного образования Монгольской Народной Республики.
Развитие полиграфической промышленности в Бурятии постоянно проходило под непосредственным руководством областного комитета КПСС, который систематически рассматривал вопросы состояния печати на пленумах обкома, на заседаниях его бюро. В эти годы республиканская типография ежегодно выпускала около трех тонн шрифтов и различных линеек, рассылала их в районные типографии. С производства снимались старые, морально и физически устаревшие машины, на их место закупали и устанавливали новые, в том числе плоскопечатные машины «Виктория» и «Планета», были механизированы трудоемкие брошюровочно-переплетные процессы. В эти же годы была освоена машина типа «монотип», которая позволила начать набор 200–250 печатных листов сложных математических, химических формул, текстов на иностранных языках. С высоты сегодняшнего дня, возможно, те достижения полиграфистов кажутся малыми, не масштабными, но это не так…
У каждого отрезка времени свои особенности и люди, которые на тот период работали.
Лучшие директора предприятия
Над выпуском газет трудились разные специалисты типографии: линотиписты и наборщики, верстальщики и цинкографы, ротационеры-печатники, тискальщицы и наладчицы. И боги — корректоры! Директорами были: С. Н. Барер, после него И. А. Астахов, В. В. Мисников, а в 1970‑м, после окончания Московского полиграфического института, пришла в типографию Клара Никифоровна Ербанова. От мастера газетного участка, начальника филиала, главного инженера она выросла до генерального директора.
Если уж мы вспомнили директоров, то мои детские воспоминания связаны с Любовью Афанасьевной Ивановой. Интеллигентная молодая девушка возглавила филиал, когда мне было лет двенадцать. Ей в ту пору, после окончания вуза, было немногим больше двадцати. Я ходила хвостиком за ней, задавая постоянно глупые вопросы. А куда меня было девать в строгие коммунистические времена, когда во время партсъездов и пленумов ЦК газеты печатались в ночное время, чтобы утром страна знала, какие цели и задачи ставит руководство страны перед ними: добиться стольких надоев молока, вырастить такой-то урожай или «выдать» столько-то электровозов и самолетов. Доклады были большие, с массой поправок. Только набрали, сверстали, а тут по телетайпу новые поправки и их надо вносить. В цехе ждут, в редакциях переверстывают, корректора по десятку раз читают, исправляют ошибки. Бывало, процесс шел до утра. Любовь Афанасьевна посвящала меня во все полиграфические процессы, а еще мы ели с ней пирожные, а потом я сидела возле печатной машины и следила, чтобы «мурашки» (это когда черная линейка выскакивала из набора) не пробились на газетную полосу. Папа пропадал в геологических экспедициях, мама — возле своей печатной машины…
А я часто засыпала на сложенных аккуратно стопках бумаг.
От высокой печати до офсета и компьютера
Как быстро летит время. Сегодня молодежь и не знает, что такое цинкография. А ведь это был уникальный процесс производства цинковых клише фотографий. Для подготовки их требовалось немало времени и сил. В цинкографии фотографии и рисунки копировались на светочувствительную цинковую пластину, а потом эта пластина подвергалась травлению специальными химикатами с кислотой, при этом с пластины удалялись до нужной глубины пробельные поля. Была такая технология…
Вообще при старой технологии производства газет, столько труда вкладывалось в один газетный номер. А сколько курьеру приходилось ходить от Борсоева, где была цинкография до Ленина, где стояли линотипы и делалась верстка газет. А сколько же радости было, когда появилась канатная связь между типографией на Ленина и Домом Печати. Это чудо техники, представлявшее собой контейнер в виде закрытой хлебницы того времени, двигавшийся по тросу в обоих направлениях, доставлял немало хлопот. Отправляли по ней материалы в номер и, конечно, объявления, соболезнования. Иногда контейнер застревал в воздухе и тогда надо было тянуть вручную его до пункта назначения.
В 1996‑м в типографии по улице Борсоева набор и верстка были переведены на компьютерный набор, а здание филиала на ул. Ленина, 35, превратилось в торговый дом «Большой». Кто подходил по возрасту и стажу стали уходить на пенсию, кто-то поменял профессию. Ушли в прошлое тяжелые процессы производства газет, ведь еще ранее с высокой печати типография перешла на офсет, а потом уж на современную компьютерную верстку. Конечно, работать стало значительно легче и быстрее. Но, с другой стороны, что-то очень важное и значимое было утрачено: меньше стало полиграфистов участвовать в процессе, меньше стало машин, исчезли совсем линотипы — дедушки компьютерного набора. Даже запах в печатном цехе утратил свою силу.
Сто тонн бумаги в месяц
Сегодня типография имеет современное полиграфическое оборудование, позволяющее решать самые сложные задачи компьютерной графики и точного цветовоспроизведения для печатания продукции любой сложности. Здесь сегодня печатают около 30 наименований республиканских, городских, районных газет, разовый тираж которых составляет около 200 тысяч экземпляров. За год типография выпускает более ста наименований книг и журналов. Кроме того, сeйчac типография — этo coвpeмeннoe пoлигpaфичecкoe пpoизвoдcтвo пoлнoгo циклa. Tyт изгoтaвливaют гaзeты, лиcтoвки, кaлeндapи, книги и мнoгoe дpyгoe. B мecяц уходит сто тонн бумаги на производство полиграфической продукции. Здecь пeчaтaют вce пepиoдичecкиe издaния Бypятии и 40% гaзeт Зaбaйкaльcкoгo кpaя. Hecмoтpя нa пoявлeниe элeктpoнныx книг и зacильe гaджeтoв, пeчaтнaя пpecca нe coбиpaeтcя cдaвaть cвoи пoзиции. Дyшoй типoгpaфии пo-пpeжнeмy ocтaeтcя paбoтaющий в двe cмeны гaзeтный цex, a eгo cepдцeм — пoлнoкpacoчнaя гaзeтнaя мaшинa «Boлгa».
Нашему издательскому дому посчастливилось последние двадцать пять лет работать с республиканской типографией. Из года в год росло качество печати и укреплялось наше доверие. Мы начинали здесь печатать журнал «Пилюля», затем «Мир Байкала», любимый всеми детский «Ушкан», а теперь все книги, брошюры, календари и т. д. И каждый раз, когда тираж доставляют наши замечательные подсобные рабочие и среди них самый улыбчивый — Храмцов Игорь Иннокентьевич, мы с трепетом открываем пачки и бежим звонить и благодарить полиграфистов.
Мы благодарим нaчaльника пpoизвoдcтвa pecпyбликaнcкoй типoгpaфии Caяну Мункожаргаловну Дaмдинoву, начальника отдела продаж Оксану Сергеевну Людко, которая, как и начальник переплетного цеха Ольга Иннокентьевна Туракина, здесь работают уже по тридцать с лишним лет. Мы говорим спасибо Дмитрию Иванову и Владимиру Тюменцеву, операторам электронного цветоделения и начальнику допечатного офсетного цеха Москвитиной Дариме Эрдыниевне, оператору плоской и офсетной печати Григорьеву Вадиму Александровичу. И всем, всем, всем, кто с любовью относится к книгопечати, кто ценит книги, помогает нам нести эту красоту в жизнь. Без качественной печати мы не смогли бы добиться признания. И за это мы еще раз говорим огромное спасибо всему коллективу, который сегодня возглавляет достаточно молодой, но очень креативный и ответственный директор — Очир Зурагшаевич Чимитдоржиев.
Вековой юбилей позади, но каждый день родная типография будет печатать свежие газеты и издавать новые книги. Главное, чтобы тиражи не падали, чтобы заказчиков стало больше, и типография развивалась и процветала.
Автор: Людмила Набасова