У подножия сакрального Бугэдын Обоо три дня длилось большое освящение главного Соборного храма Бултумурского дацана «Дамчой Равжалин» — Цогчен дугана. Для многочисленных прихожан этого монастыря — бурятских казаков, воинов СВО, паломников, постоянно приезжающих сюда за целебным аршаном, — это долгожданное священнодействие, событие практически планетарного масштаба.
Место силы
Бултумурский дацан — Священный. Тантрический. Необыкновенный. Святая святых воинов бурятского казачества. Надежда из надежд, жаждущих исцеления. Древнейший дацан основали и построили воины племени табангутов у подножия священной сакральной горы Бугэдын Обоо — защитницы воинов. Нужно знать и помнить, что Главный хранитель Бултумурского дацана и казачьего Бугэдын Обоо — грозный Чойжил Сахюусан.
Это боевой дацан. Название Бултумурского дацана переводится как «булатная сталь». Монастырь изначально является казачьим, все его прихожане были казачьего сословия и несли воинскую службу.
Именно через этот буддийский монастырь проходил Великий чайный путь. Дацан интенсивно развивался и был самым большим и богатым в России — при нём служили около 700 священнослужителей и хувараков. Кроме главного храма для всеобщего народного собрания — Цогчен дугана — храмовый комплекс включал ещё 24 малых дуганов-сумэ, посвящённых различным божествам.
Местом силы Бултумурский дацан был изначально. С момента основания в1729 году люди на конях отовсюду толпами съезжались сюда, чтобы поклониться сакральной Бугэдын Обоо, исцелиться целебной водой аршана, получить благословение у сильных лам. Как много слабых духом людей, получив благословение Бугэдын Обоо, встали на верный путь жития…
Этот монастырь спас от неминуемой гибели многих бурятских казаков на полях сражений разных войн. Только за Русско-японскую войну 11 казаков из прихода Бултумурского дацана стали Георгиевскими кавалерами, а один — полным кавалером всех четырех степеней. Бурятские казаки бесстрашно сражались в войне 1812 года, в Крымской войне 1854–1856 годов. Они прославились в годы Русско-японской войны, Китайского похода 1900–1901 годов и в Великой Отечественной войне. А теперь их суровые потомки сражаются на фронтах СВО…
В Бултумурском дацане преподавались: буддийская философия, тантра, медицина, астрология. Процветало кузнечное дело: изготавливались буддийские атрибуты, статуи божеств, буддийская живопись. Работала своя типография, книгопечатание ксилографическим способом осуществлялось на монгольском и тибетском языках. В библиотеке дацана хранился «Ганжур» из 108 томов. Тексты свода «Слов Будды» были начертаны девятью драгоценностями: золотом, серебром, медью, железом, кораллами, жемчугом, перламутром, бирюзой и лазуритом.
Священнослужители Бултумурского дацана были сильны, тантристы — высокообразованны. Настоятель монастыря Шэрээтэ Нэхэтэ лама обладал сиддхами — сверхъестественными способностями. Всё видел, всё предвидел. О нём в народе ходили легенды, а он изо дня в день думал лишь о своём народе. Именно Нэхэтэ лама выпестовал первого бурятского учёного — Доржи Банзарова. В 1831 году он из числа хувараков дацана отобрал четырёх наиболее способных ребят в возрасте 8–10 лет, в числе которых был и будущий ученый Доржи Банзаров. Он самолично курировал этих ребят во время их учёбы в Казанском университете. Мощь Нэхэтэ ламы объяснить было невозможно, ведь большевики так и не смогли арестовать его в период репрессий.
И воскреснут надежды…
Бултумурский дацан, как и многие другие бурятские буддийские монастыри, постигла трагическая судьба. В страшные 1930‑е годы он был разрушен коммунистами. И солнце, казалось, угасло в тот момент, и были порушены все надежды, разбиты в клочья судьбы людей. Ламы и хувараки казачьего дацана были репрессированы: расстреляны или сосланы в лагеря. Был репрессирован габши-лама Дондопов Буда Дондопович и сослан в Красноярск. Лишь в прошлом году его реабилитировали, потомкам удалось найти его следы…
Много лет обитатели здешних мест, потерянные и неприкаянные, сурово молчали. Молчали и о том, что всё-таки некоторым из них удалось спасти кое-что из драгоценных реликвий Бултумурского дацана, спрятать от бандитов, уберечь от осквернения. И все эти годы здесь действовал негласный запрет. Ничего нельзя было строить на территории разрушенного монастыря, нельзя было растаскивать руины, нельзя было даже что-либо брать в свои руки. Здесь орудовали лишь бессовестные «чёрные копатели».
— Когда мы только пришли возрождать дацан, пришлось в буквальном смысле выгонять отсюда «чёрных копателей», — рассказывает настоятель дацана Баир Лама. — А побывало их здесь предостаточно, особенно из Западной Европы. На международном сайте «чёрных копателей» Бултумурский дацан находится на третьем месте после сокровищ Карибского моря и Елисейских полей. Пришлось организовать охрану из местных жителей.
Но все эти смутные, тяжёлые годы народ терпеливо верил и молился сакральному хранителю Бугэдын Овоо — Чойжил Сахюусану, очень надеялся, что когда-нибудь в прекрасном далёко их родовой дацан всё-таки возродится… И мольбы их были услышаны. Несколько лет назад по поручению односельчан глава Убур-Дзокойского сельского поселения, атаман здешнего казачьего общества Баир Александрович Аюшеев собрался и поехал к Пандито Хамбо Ламе Дамбе Аюшееву в Иволгинский дацан. Попутно он обратился к властям и к представителям Забайкальского казачьего общества.
Естественно, первым откликнулся Хамбо Лама. Он призвал верующих возродить древний казачий Бултумурский дацан и назначил настоятелем уроженца села Усть-Кяхты Баира ламу. Когда Шэрэтээ Баир лама приехал сюда, здесь вообще ничего не было. Только оглушающая тишина. Только дремучий лес и руины монастыря. И только тихий плеск родника дацана с целебной водой…
«Баир лама — мощной силы духа человек, — подчёркивает один из лидеров народного движения по возрождению Бултумурского дацана Александр Владимирович Буянтуев. — Я глубоко убеждён в том, что случайности далеко не случайны. Хамбо Лама обладает даром ясновидения и ещё одним замечательным даром — он никогда не бросает своих друзей. Назначив молодого преподавателя философского факультета Буддийского университета Баир ламу настоятелем нашего родового дацана, Хамбо Лама буквально зрил в корень.
Наш Шэрээтэ Баир лама практически сделал невозможное. Он жил при лучине прямо в палатке, не было электричества, никаких условий. Он ходил пешком сюда через лес, и до сих пор работает в режиме «24 на 7». Он сумел всех нас объединить, таких разных, таких погружённых в бесконечную житейскую суету и быт. Он сумел нас всех вдохновить и сплотить навсегда. В Кяхтинском и Селенгинском районах, в каждом поселении, где проживают прихожане нашего дацана, он организовал Буддийские общины. И дело пошло, да ещё как пошло!».
27 апреля 2006 года Хамбо Ламой было принято решение о возрождении Бултумурского дацана, а уже 23 сентября 2006 года состоялась церемония освящения Сахюусан дугана, построенного прихожанами. Люди построили и жилые дома для лам. Церемонию освящения Сахюусан дугана провели шэрээтэ ламы всех дацанов Буддийской традиционной Сангхи России во главе с Хамбо Ламой Дамбой Аюшеевым. Был проведен традиционный праздник «Эрын гурбан наадан».
В 2013 году при поддержке Сангхи России и Правительства Бурятии началось строительство Цогчен дугана на историческом месте по старым архивным схемам, которые сохранили ламы, а в последующем — их дети. В октябре этого же года провели линию электропередач из села Дэбэн до Бултумура протяженностью в 13 км.
Верующие, уроженцы этих мест, земляки — все принимали активное участие в строительстве главного храма. Люди собирали финансовые средства всем миром. Каждая семья считали за честь помочь своему родовому дацану.
Цогчен дуган ещё достраивается, но в нём уже каждый день идут службы. Благодаря усилиям жителей сёл Эрдэм, Дэбэн, Ёнхор, Усть-Кяхта, Харьяста, Большой Луг, Субуктуй, Хоронхой и Калинишна, г. Кяхты, Кяхтинского и Селенгинского районов, а также земляков в строящемся главном храме древнейшего казачьего дацана совершаются божественные службы о воинах наших, защитниках Отечества.
А со священной горы близ села Субуктуя сегодня взирает на всех великий хан, небесный покровитель защитников Отечества — Турухай Табунанг Джаб Эрдэни хаан, вселяя в сердца людей надежду лучезарную. Памятник уже стал народной Меккой, паломники тянутся сюда гурьбой, прося защиты и покровительства для своих ненаглядных, любимых, для мужчин рода своего…
Народная стройка
В первый раз я побывала здесь с атаманом Объединения казаков Бурятии Виктором Гатаповичем Цыреновым и его заместителем, участником боевых действий Бато Александровичем Дансаруновым в далёком 2014 году. Во второй раз, 10 лет спустя, я была на Дугжууба хурале Бултумурского дацана в праздник Белого месяца. И не поверила своим глазам. 10 лет назад здесь стоял лишь Сахюсан дуган. А тут предстал огромный, просторный Цогчен дуган — главный храм Бултумурского дацана!
И не счесть было паломников у ритуального очистительного костра Дугжуубы хурала. Люди разных национальностей, разных возрастов, воины с СВО, их родные и близкие. И молились люди истово, обращая взоры к всесильной Бугэдын Ово и Турухай Табунанг Джаб Эрдэни хаану… Еженедельно на субботники в родной Бултумурский дацан отовсюду приезжают люди, чтобы помочь в строительстве своей святыни. Целыми школьными выпусками, классами, семьями, сёлами.
В июле этого года я вновь побывала в Бултумурском дацане. Такое ощущение, что угодила в самую круговерть большой стройки. Далеко-далеко разносились по лесу звуки топоров, пил, где-то грохотала дрель. Людей много, и они были повсюду. И все казаки, и все табангуты. В тот день, оказывается, приехали на субботник прихожане из поселка Хоронхой, сёл Нур-Тухум и Усть-Кяхта. Люди разных национальностей и возрастов, разных профессий дружно трудились плечом к плечу.
Все объекты строящего храмового комплекса распределены по Буддийским общинам Кяхтинского и Селенгинского районов. К примеру, хоронхойцы построили Зулын гэр и всемерно ухаживают за его состоянием, за строительство главных ворота монастыря — богдойн-халга — отвечают жители села Усть-Кяхта. Уже возводится мощёная дорожка от главных ворот до крыльца Цогчен дугана, которую все называют «священный путь».
Прихожане ремонтируют, красят, белят, шпаклюют, цементируют буквально всё. Работы много, и она вовсю кипит. А люди, участники этой великой стройки аж светятся от удовольствия, основательны и немногословны, зато излучают ауру такой душевной доброты, что становится необычайно уютно и тепло.
О своём огромном желании всегда помогать дацану поделилась жительница поселка Хоронхой Мелентьева Галина Михайловна, которая уже более 40 лет трудится процедурной медсестрой. Беседуя со мной, она ловко управлялась на кухне дацана, мыла огромные кастрюли, да так чисто, что посуда сияла и сверкала в солнечных лучах…
Несмотря на занятость, постоянно приезжают сюда из поселка Харанхой помогать своему родовому дацану машинист экскаватора Окино-Ключевкого разреза Ринчинов Сергей Васильевич и его супруга Светлана Дашиевна, которая трудится там же мастером участка. Тут же рядышком в тот день работал его одноклассник и сослуживец Хиртек Игорь Дамдинжапович, строитель по профессии.
Не отрываясь от работы, шикарной улыбкой меня одарил Буянтуев Андрей Владимирович. Ему 52 года, он железнодорожник, мостовик. И как приятно было наблюдать его за работой, вслушиваться в его негромкую, неторопливую речь…
С малышами-сыновьями на субботник прибыл из Улан-Удэ Насыров Дмитрий Наилевич, 43 года, автослесарь центра «Ниссан». Поделился, что его супруга Сафонова Надежда Владимировна, учитель химии, на этот раз не смогла приехать, поскольку их старшая дочь Олечка сегодня сдаёт ЕГЭ.
Встретились, познакомились с военным пенсионером, участником боевых действий, табангутом из Кяхты Владиславом Галсановым. На вопрос: «Почему принимаете участие в субботнике?», Владислав строго и спокойно ответил: «Это мой родовой дацан, чувство долга. Сделаем всё, что надо».
Хочу сразу отметить, что главный храм Бултумурского дацана будет выглядеть шикарно, особой изюминкой внутреннего убранства станут яркие, огромные драконы, обвивающие столпы храма. Их сейчас вытачивают молодой Родион лама, рядовой казак Базаров Александр Алексеевич, а также дядя Чоймпэл ламы — Доржиев Анатолий Бато-Очирович, инженер-механик по образованию. Анатолий живет в Усть-Кяхте, но принял решение сейчас жить тут, трудиться здесь до упора, пока Цогчен дуган не засияет во всей своей красе…
Изумили представительницы прекрасного пола, задорные казачки-табангутки. Их было невозможно отвлечь от работы, еле уговорили сфотографироваться всей гурьбой.
— Хочется, чтобы всё-всё было красиво и конкретно, — поделились девчата. Вот так с очаровательными улыбками и шутками красавицы-табангутки и красили, и белили, и штукатурили, и готовили вкусный обед для всей трудовой народной общины…
Вожаки из народа
Сразу очаровал Михалыч, так все его здесь зовут — Сунграпов Пурбо Аюшеевич. Само обаяние. Улыбка до ушей. Он всё умеет делать, с каждым найдёт общий язык. С ним так легко и просто. В возрождении Бултумурского дацана Михалыч участвует с самого начала, с первого дня.
«Для нас всех это большое, огромное событие, — поделился мыслями Михалыч. — Понимаете, в наших сегодняшних реалиях возрождение разрушенного дацана приобрело новые смыслы… Одних испытания отбрасывают друг от друга в разные стороны, а других — связывают еще крепче, что и произошло с нами, табангутами… Надо вечно хранить верность. Своей вере, своему родовому дацану, верность слову, обязательствам, людям, себе самому».
Его друг и соратник, руководитель оргкомитета в деле возрождения родового дацана и возведении памятника покровителю воинов Турухай Табунанг Джаб Эрдени хаану, потомственный казак Буянтуев Александр Владимирович добавил: «Для всех нас возрождение дацана — ещё одно напоминание и подтверждение тому, что наше дело важно как никогда. И потому все мы сейчас здесь, чтобы возродить дацан, чтобы наш главный храм стоял твёрдо».
Тронул до глубины души личный подвиг казака из Нур-Тухума Анастаса Вампилова. Он сварщик по специальности, в Бултумурском дацане служили его предки, поэтому казачий сотник Анастас Викторович не пропускает субботники в дацане. Вместе с одноклассниками он обустроил спуск к священному источнику, построил беседку. А главное — Анастас взял личную ответственность за благоустройство и водружение Мани Чулуу — древней каменной плиты, исполняющей людские желания и мечты. На сакральной плите выгравирована пиктограмма «Ом Мани Бадмэ Хум».
«А ведь эта плита, несмотря на разрушения, была всё же найдена ламами, несмотря ни на что сохранилась и пиктограмма, — рассказывает Анастас, щурясь на солнце и шевеля своими шикарными усами. — Капитально сделаем, чтобы людям было удобней подойти к священной плите. Народу ведь очень много бывает, потому что плита «работает» — исполняет желания.
Сила настоятеля дацана
Этот необычайной доброты человек, чистый, цельный, очень скромный. Шэрээтэ (настоятель) Бултумурского дацана Баир лама Батоцыренов полностью всего себя отдает людям. И люди тянутся к нему, как цветочки к солнышку, всем существом ощущая его сострадательность и доброту.
Сам он — потомственный казак, духовный лидер. Был делегирован Буддийской традиционной Сангхой Росси на Первый республиканский фестиваль казачьей культуры, где вместе с православными и старообрядческими священниками принимал участие в освящении праздника.
Бултумурский дацан возрождается, строится, очень много работы впереди. На нужды дацана в рамках уникального проекта Буддийской традиционной Сангхи России «Социальная отара» Бултумурскому дацану были переданы 90 овец. Но священнослужители храма в предверии Сагаалхи приняли ешение — передать эти 90 овец семьям земляков-участников СВО, проживающим в улусах Убур-Дзокой, Дэбэн и Енхор, а также живущим за их пределами. Сейчас люди очень нуждаются в помощи, надо им помогать, во что бы то ни стало», — подчеркивает Баир лама.
Именно по инициативе Шэрээтэ Бултумурского дацана Баир ламы был установлен памятник прославленному воину, небесному покровителю защитников Отечества — Турухай Табунанг Джаб Эрдэни хаану.
Сейчас Баир лама настаивает на том, чтобы подношения божествам, хозяевам местности проводились настоящим молоком, от коровы, а не химией из тетрапакетов. Настоятель нашего дацана во всём проповедует здоровый, трезвый образ жизни. За трезвые мысли, трезвые проекты, трезвые планы, за трезвость и здравомыслием во всём: и в поступках, и в мыслях.
Всего в Бултумурском дацане трудятся шесть дипломированных служителей и один студент Буддийского университета. Люди очень скромные, цельные. К примеру, Буда лама — многодетный отец, занимается скотоводством, недавно в рамках социального проекта Сангха России поручила ему яков. «Вот так на нашу табангутскую землю ступили копыта яков!», — делится Александр Буянтуев.
Непостижимые табангуты
Бултумурский дацан уникален ещё тем, что здесь проводится сложный, древний обряд жертвоприношения огню — «Харын зугэй», что в переводе с бурятского (селенгинский диалект) означает — «чёрная вера». Корни данного обряда уходят к древней религии монголов.
Табангуты — воинственное племя, веками поклоняются своему Бурхан Тенгри, двуликому божеству. Это воитель на коне, второй лик — божество милосердия. Для каждого табангута обязательны поклонения Харын зугэй, Дамдин Дорлиг и Даян Дэрхи Бурхан. «Помню, что дед Аюша и дядя Василий Лыкшитов раньше брызгали «Харын зугэй» в нашем краю, все ходили к ним. А потом некому стало совершать магический ритуал», — делится Александр Буянтуев. Но пришёл день и час, когда с позволения Хамбо Ламы ответственность за «Харын зугэй» взял на себя Шэрээтэ Бултумурского дацана Баир лама.
Подношение через огонь Харын зугэй — это мгновенная помощь, практико-ориентированный, жёсткий, силовой, тантрический приём. Нужно знать, что водка категорически запрещена в качестве жертвоприношения, её заменяет крепкий настой чая. Мясо, обязательное для ритуала, желательно покупать, а не самому забивать животное для жертвоприношения. Употребление спиртного после проведения ритуала также категорически не приветствуется.
«И жители села Дырестуй Джидинского района постоянно приезжают к нам в дацан, чтобы брызгать «Хара зугэй».В Усть-Кяхте обряд жертвоприношения огню проводят в октябре-ноябре перед молебном, посвящённом Чойжил Сахюусану».
Напомним, что монголоязычные народы оказывают огню большое уважение. Считают его источником и символом чистоты. Ему приписывается магическое очистительное воздействие. «Огонь отнимает у человека возможность совершить что-нибудь злое. Нельзя вонзать в огонь нож. Нельзя бросать в огонь мусор, тряпки, луковую шелуху, волосы. Нельзя отдавать огонь очага в другую юрту или дом».
Чудо Бултумурского дацана
«Дацан находится на территории нашего поселения, — рассказывает патриот родного края, житель села Нур-Тухум Виктор Владимирович Бизьяев. — Как-то, приехав к Шэрээтэ (настоятелю) дацана Баиру ламе, я застал у него на приеме двух русских женщин. По этическим соображениям не буду называть их имен, но скажу, что это очень известные дамы. Одна из них — супруга руководителя крупного предприятия, была очень откровенна, чистосердечна, а в глазах её читались огромнейшая благодарность и почитание. Она призналась, что благодаря силе Бултумурского дацана излечилась от онкологического заболевания. Она рассказывала, что в одну из ночей ей приснился сон, что едет по федеральной трассе в сторону Кяхты, проезжает примерно 162–163 км, затем вдруг отворачивает направо, едет через лес. Едет-едет, сама не понимая куда. Вдруг открывается картина: строящийся дацан, субурганы, какие-то священные камни. Подъезжает, идёт по часовой стрелке, молится, молится, молится и выходит к роднику. Пьет и пьёт родниковую водицу и чувствует себя такой счастливой и совершенно здоровой. И всё сбылось. Хотя она сама не здешняя (приехала с мужем в Бурятию по контракту), женщина отыскала-таки Бултумурский дацан, стала часто ездить, молиться, пить целебную воду, помогать дацану. И чудо случилось. Когда она в очередной раз поехала в Иркутск сдавать анализы, врачи развели руками — онкологии нет, будто и не бывало».
Кстати, вещие сны об этом храме снятся многим. В интернете опубликованы подобные случаи. Почему людям снятся эти вещие сны — одна из тайн Бултумурского дацана.
Вторая из женщин — супруга одного из высокопоставленных чиновников республики, сейчас частенько наведывается в дацан, молится, набирает воду в роднике и прямым ходом — в аэропорт «Байкал», отправляет чудо-воду в Москву детям. Примечательно, что обе женщины много помогают в восстановлении дацана.
Случаев чудесного исцеления водой Бултумурского дацана действительно много. В ходе своей недавней поездки сюда я встретила очаровательную семейную пару. Они приехали за своей волшебной водой. Именно так и сказала мне эта женщина с глазами, полными нежности. Она наблюдала, как её муж набирает эту самую волшебную воду.
«Восемь лет назад у мужа обнаружили онкологию. И совершенно случайно, хотя теперь точно знаю, что случайности не случайны, я тогда встретила Шэрээтэ ламу Бултумурского дацана Баир ламу. И он рассказал о целительной воде аршана. И мы приехали, стали пить эту воду, и о, Бурхан, мой муж вылечился. Такое счастье, такая радость! Мы боготворим Баир ламу, мы благоговеем перед святостью Бултумурского дацана, — поделилась она».
Я думаю, что волшебство воды аршана кроется в силе Бултумурского дацана. Потому что внутри каждого человека есть дремлющие силы, а дацан пробуждает в нём эти силы, которые способны удивить его самого.
Да, волшебство есть в нашей жизни и не для понимания, а просто, чтобы быть… Целебную воду Бултумурского аршана можно просто пить, варить из неё чай, супы и так далее. Волшебная, потому что!
Жаль только, что власти так и не провели сюда мобильную связь. А ведь многие паломники здесь живут месяцами, лечась волшебной водой аршана. И испытывают трудности, оставшись без связи с родными.
Пока паломники с молитвами и верой пьют чудодейственную воду, крепнут их надежды в ожидании нового сверкающего утра. И придёт рассвет, и миру улыбнётся новый день…
В июле этого года состоялось освящение главного храма Бултумурского дацана. Идет огромная работа, всем миром прихожане дивного дацана достраивают главный храм и благоустраивают территорию дацана.И если у вас есть большое желание принять участие в этом благом деле, вашему душевному, чистому порыву здесь всегда будут рады. Для оказания помощи Бултумурскому дацану средства можно перечислять по контакту 8‑983‑534‑77‑35 Сбербанк Баир Владимирович.
Автор Дара Анжилова