Журнал «Мир Байкала» стал лауреатом конкурса «СМИротворец — Дальний Восток».
Для вручения награды нас пригласили в гостеприимный Южно-Сахалинск. В столицу островного региона приехали представители СМИ из Биробиджана, Благовещенска, Владивостока, Улан-Удэ, Хабаровска и Якутска. В течении трех дней журналисты участвовали в деловой программе и мастер-классах, представили свои издания, а заодно узнали, как живут сахалинцы.
«Все тут просахалинено»
Сахалинская область — единственный субъект Российской Федерации, полностью расположенный на островах, омываемых водами Тихого океана, Охотского и Японского морей. В состав ее территории входят острова Сахалин, Монерон, Тюлений и Курильский архипелаг, включающий Большую и Малую островную гряду. Расстояние от Южно-Сахалинска до Улан-Удэ 2574 км и 3 часовых пояса.
Немного об истории острова. Освоение Россией Сахалина и Курильских островов началось в середине ХVII — начале XVIII веков, с походов русских землепроходцев и мореходов. Долгие годы эту территории признавали зоной китайского влияния, так как исследования давали основания предполагать, что это полуостров. Но Амурская экспедиция Г. И. Невельского доказала, что Сахалин все-таки остров и не соединен с материком. Это дало России право на освоение острова. И хотя Китай не проявлял особой активности в борьбе за Сахалин, именно соседняя Япония на протяжении столетий стала главным конкурентом в споре за островные земли. Только в 1855 году был подписан Симодский договор, согласно которому пролив Фриза стал официальной границей между двумя странами, Курильские острова к северу от острова Итуруп объявлялись владениями России, острова Кунашир, Итуруп, Шикотан и Хабомаи — Японии, а остров Сахалин — совместным нераздельным владением обеих стран. В 1875 году договорились об обмене территорий. Россия отдала Японии все принадлежащие ей Курильские острова, а себе забрала Сахалин. С этого момента началось активное заселение территории.
До середины XIX века большую часть населения острова Сахалин составляли айны, нивхи, орочоны, нанайцы, эвенки. Подданные Российского государства съезжались сюда постепенно. Сначала это были служивые, которые жили в военных гарнизонах, а потом — каторжане. В первое время сюда отправляли только политических заключенных — противников самодержавия, но вскоре остров стал пристанищем и для другого рода преступников. Как известно, здесь отбывала наказания и знаменитая Сонька Золотая Ручка.
В 1890 году известный русский писатель Антон Чехов для «изучения быта каторжников и ссыльных» совершил путешествие на остров Сахалин. В своих письмах Антон Павлович не раз отмечал, что решил, наконец, сделать что-нибудь действительно стоящее и полезное. Возможно, это и подтолкнуло его на самое трудное путешествие в его жизни. В течение трех месяцев пребывания на острове, Чехов кропотливо собирал данные о жилье, питании, одежде, промыслах обитателей Сахалина. Как отмечают местные краеведы, его труд оказался бесценен с исторической точки зрения. Писатель ничего не преуменьшал и не преувеличивал, ничего не добавлял от себя и не изменял. Он дотошно записывал голые факты и точные цифры, которые были опубликованы в книге «Остров Сахалин».
Жители Сахалина высоко ценят вклад Антона Чехова в изучение истории своей земли. Сегодня он один из главных символов острова и многое связано с его именем. В честь Чехова названы музей книги «Остров Сахалин», театр и даже аэропорт Южно-Сахалинска. А в центре города расположился красивый чеховский сквер, и есть памятник писателю у здания областной библиотеки.
Солнечный остров
Сахалин война «посетила» дважды, в 1905 и 1945 годах. События 1905 года стали, пожалуй, самыми печальными в истории острова. После поражения Российской Империи в войне с Японией 1904–1905 годов, согласно Портсмутскому мирному договору наша страна уступала Японии часть Сахалина южнее 50‑й параллели и прилегающие острова. Первое, что они сделали — это поменяли название Сахалина. Местные аборигены — айны называли свою землю — Крафто и японцы на свой языковой манер нарекли южную часть острова Карафуто.
Префектуру Карафуто активно финансировало японское государство, тут бурно развивалась экономика — воздвигали заводы и небольшие города. В 1920 году японцы оккупировали северную часть острова. Но японские порядки здесь продлись всего пять лет. В 1925 году был подписан Пекинский договор, по которому Страна восходящего солнца обязалась освободить оккупированный север Сахалина. При этом японские концессии продолжали добывать нефть на советской части острова до 1944 года. А на рубеже 1930–40‑х годов они принудительно привезли на юг острова 40 тысяч корейцев, которые должны были подготовить инфраструктуру к новой войне с Российским государством.
В 1945 году после капитуляции Японии, Сахалин полностью стал советским. 2 февраля 1946 года была учреждена Южно-Сахалинская область. Весной 1947 года началось массовое выселение японских граждан на историческую родину. К августу Сахалин покинули более 124 тыс. человек, в том числе большинство представителей коренных народов Южного Сахалина, которые с 1933 года считались подданными императора. К началу 50‑х на острове остались только небольшое количество айнов, нивхов, эвенков, нанайцев и уильта. Сегодня представителей этих народностей на острове всего около 4000 человек. А вот айнов официально больше нет на территории Сахалина.
Жить настоящим
Сахалин действительно можно считать уникальным регионом. Он впитал в себя культурные моменты как японского, так и советского времени. Здесь можно увидеть множество исторических памятников и архитектурных сооружений, отражающих богатую историю острова. Одним из ярких примеров — автомобильные мосты, построенные японцами. Эти сооружения, несмотря на прошедшие десятилетия, продолжают служить людям, напоминая о вкладе японской инженерной мысли в развитие региона.
О том периоде, когда на острове обитали выходцы из Страны восходящего солнца, напоминает Сахалинский областной краеведческий музей. Он расположен в здании бывшего музея губернаторства Карафуто и выполнено в традиционном японском архитектурном стиле «тэйкан-дзукури» — «императорской короны». В наши дни здесь хранится свыше 200 тысяч предметов и коллекций по природе, истории и культурному наследию народов Сахалина. К редким коллекциям относятся старинные предметы традиционной культуры сахалинских аборигенов (айнов, уильта (ороков), нивхов) и палеонтологические коллекции.
Любопытный момент: при входе в музей вас приветствуют львы, которые на самом деле статуи «кома-ину», что означает «корейский пес». По легенде они охраняют от злых демонов и духов, а также делают здание неуязвимым для любых бедствий. Ранее они охраняли синтоистский храм, а сейчас несут свой почетный караул у входа в музей.
При этом сегодня в ЮжноСахалинске много современных и уникальных зданий, которые были возведены в последние годы. Невозможно пройти мимо мемориального комплекса, посвященного Великой Отечественной войне, с Вечным огнем и статуями героев обороны Сахалина. Не оставят равнодушными диорамы музея «Победа», созданные мастерами из клуба «Невский баталист». Успешно работает Центр водных видов спорта международного уровня — один из самых оснащенных и крупных водноспортивных центров на Дальнем Востоке. А в центре города возвышается один из самых крупных храмов на Дальнем Востоке — кафедральный собор Рождества Христова. Отметим, что высота собора около 77 метров, а иконостас — один из самых больших в России, он включает в себя 98 икон. Его могут посещать одновременно более тысячи прихожан.
Встреча с земляками
Для представителей средств массовой информации, прибывших из разных уголков Дальнего Востока, была организована не только экскурсия по городу, но и знакомство с местными народами. В областной библиотеке их встретили представители одного из самых многочисленных народов — нивхи. Галина, Ольга и Максим — сотрудники Сахалинского областного центра народного творчества — продемонстрировали национальные костюмы и сыграли на народных инструментах. Журналисты выяснили, что нивхи изготавливали флейту из высушенного стебля огромного сахалинского лопуха, а также услышали, как звучит музыкальное бревно или «тятя-чхарш» по-нивхски. Важно понимать, что на таком инструменте могут играть только женщины. Затем все вместе поиграли в национальную игру на подобии русских «ладушки-ладушки». Однако тут надо не только ладони задействовать, но и пальцы, щеки, лоб, губы. Настоящий фитнес для лица. Кроме того, работники центра продемонстрировали интересный проект — виртуальный этномузей «Следами предков», рассказывающий о культуре и быте коренных народов Сахалина. Ведет экскурсию по музею лисенок Тысь.
Журналисты также приняли участие в работе «круглых столов», где говорили о новых подходах работы в медиапространстве, знакомились с лучшими практиками освещения межнациональной тематики в СМИ Дальневосточного федерального округа, к слову, коллеги рассказывали о своих редакциях и работе, обсудили миграционную повестку в СМИ, развитие и монетизацию национальных СМИ и другие темы.
В итоге «Мир Байкала» получил третье место в номинации «Печать». На первом оказались журналисты сахалинской газеты «Губернские ведомости», второе забрала «Амурская правда». К сожалению, программа мероприятия не включала поездки на море, но нас выручили земляки. Оказалась, что на Сахалине проживает немало бурят. Здесь даже организовано землячество «Байкал». Буряты переезжали в Сахалинскую область по разным причинам. В советское время в основном по распределению после окончания вузов. Другие занимались рыболовством. Некоторые обосновались после окончания воинской службы. В последние годы сюда по разным программам едут врачи, учителя и работники культуры. Главное преимущество жизни на острове — более высокая, чем на материке, заработная плата. Сегодня на Сахалине проживает примерно более пятисот семей. Буряты активно сотрудничают с местными организациями и властями. Наше землячество несколько раз выигрывали грант правительства Сахалинской области, что позволило купить национальную юрту, мужские и женские национальные костюмы (танцевальные и народные). Кроме того, они входят в состав Ассамблеи народов Сахалинской области.
Охотское море нам показал Максим Самбуевич, который проживает на острове более двадцати лет. Он с удовольствием отвечал на все наши вопросы и рассказывал интересные факты о Сахалине. Мы благодарны Максиму Самбуевичу за увлекательную экскурсию и надеемся еще не раз встретиться с ним, чтобы продолжить знакомство с этим удивительным местом.
Конкурс «СМИротворец‑2024» на лучшее освещение в средствах массовой информации вопросов межнациональных и этноконфессиональных отношений проводит Федеральное агентство по делам национальностей по инициативе и при поддержке Гильдии межэтнической журналистики.