Я не успела побывать на Родине своего папы — украинские нацисты разбомбили мои Погребки в Курской области, где родился и вырос он. Они опять нещадно прошлись по моей кровной земле и вторглись в мою семью, которая хранит память о дедах, храбро защищавших Родину и погибших за нее. Мечта — вернуться туда из далекой Бурятии, чтобы поклониться могилкам и полюбоваться яблоневыми садами, о которых так красиво рассказывала бабушка Анастасия, не осуществилась. Но, пройдет время, наступит новая весна, и зацветут сады моей бабули. Я в этом уверена, ведь впереди май 2025 года — 80‑летия великой Победы над фашизмом.
Его спасла литовская семья
В Великой Отечественной войне есть ужасающие факты, от которых до сих пор стынет кровь — это геноцид детей на оккупированных фашистами территориях: зверские казни, расстрелы, издевательства. Свидетельством этих нечеловеческих преступлений стала гибель более 2,5 миллионов детей. Впервые в человеческой истории дети стали объектом нацистской государственной политики, военных действий, ее науки, промышленности, медицины и псевдомедицины, объектом их воспитания и перевоспитания в чуждом человечеству духе. Все это сопровождалось их массовыми убийствами, голодными смертями, рабским трудом, утратой родителей, Родины и имени, частичным или полным изъятием детской крови. Генетический фонд населения, оккупированных территорий бывшего СССР, был подорван. Только один из десяти концлагерных детей остался в живых. Судьба выживших сложилась по-разному, многие из них добивались признания в родной стране десятилетиями, часть из них, искалеченных в неволе, ушли из жизни, так и не получив своей реабилитации. Живые до сих пор хранят память и передают свои истории новому поколению.
Но бывшие малолетние узники еще живы! Еще недавно на территории России проживало около 200 тысяч представителей этой категории граждан, практически 80 тысяч из них были инвалидами. По данным экспертов, на 1 января 2024 года в нашей стране остается 55 тысяч граждан, имеющих статус «Бывший несовершеннолетний узник фашизма». С каждым годом их становится все меньше.
В Бурятии живет уникальный человек — Леонид Кириллович Синегрибов — журналист, общественный деятель, почетный гражданин Республики Бурятия. Он — бывший несовершеннолетний узник фашизма. Работая с ним в одном коллективе «Правды Бурятии», я, еще совсем «зеленая» журналистка, немного побаивалась Леонида Кирилловича, который всегда был чрезвычайно серьезен, сосредоточен и даже, казалось, замкнут. Это уже позже, узнав историю его детства, поняла, что по-другому и быть не могло.
Война могла отнять у него не только детство. Он родился перед самой войной, в марте 1941 г., в г. Дятьково Брянской области. Уже в августе лесной городишко на Брянщине был оккупирован немецко-фашистскими захватчиками. Партизанская столица, расположенная на Московской железной дороге, оказывала врагу яростное сопротивление. Мирное население «лесного Ленинграда» немцы угоняли в Германию. В сентябре 1943 г. угнали в Германию и его вместе с бабушкой. Они попали в концлагерь Алитус на берегу Немана, где по материалам Нюрнбергского процесса было раждан. Их доставили сюда в сортировочный лагерь в вагонах для перевозки скота. Тех, что покрепче и посильнее, отправляли в Deutschland, а больных, старых и негодных — отдавали в батраки литовским кулакам. Их тогда разлучили: бабушку погнали дальше, в Австрию, где до самой Победы она работала на какой-то канатной фабрике. Его оставили в вагоне вместе с другими истощенными и больными детьми.
Он выжил. «В концлагерь я попал, будучи слабым ребенком.Меня отобрали, поместили в санитарный вагон, а бабушку распределили дальше в Австрию. Я бы пропал, но полячка, медсестра по имени Ванда, предупредила местных женщин, что завтра будут «детей кончать». Литовские женщины попросили ее спасти малышей, и медсестра Ванда под халатом вынесла одного за другим шестерых ребятишек. И эти женщины унесли нас, рискуя жизнью, по своим домам… Пoвeзлo и мнe. Я был oдин из шecтepыx. Ocтaвшиecя — в мoгильникax…».
Его из рук в руки передали пану и пани Стаса и Марии Малевских. Так он пoпaл в пoльcкo-литoвcкyю ceмью, гдe eгo pаcтили кaк poднoгo. Дaжe кpecтили нa кaтoличecкий мaнep и дaли имя — Taдeyш. Пocлe вoйны eгo paзыcкaл poднoй oтeц, и они вернулись дoмoй. То, что детям-узникам концлагерей уже после войны постоянно приходилось доказывать: «Мы не предатели!» — факт общеизвестный. Сам Леонид Синегрибов официально не числился, как побывавший в концлагере, не проходил спецпроверки в фильтрационных пунктах НКВД. Отец был брянским партизаном. Это и спасло от придирок строгих кадровиков и «черной метки» в личном деле будущего журналиста.
Дальнейшая его жизнь сложилась, как и многих других детей того времени. Окончив блестяще школу, был призван на службу в армию. С 1960 по 1964 гг. служил на флоте: сначала на Северном, потом — на Черноморском, на гвардейском ракетном крейсере «Сообразительный». На корабле начал выпускать радиогазету. Редактору выделили отдельную каюту. Новый современный корабль проходил государственные испытания. Порты захода — Николаев, Одесса, Севастополь, Феодосия… Даже офицеры не имели схода на берег, а он — имел. Устраивал культпоходы матросов на спектакли в театры, концерты и в филармонии, в музеи, картинную галерею Айвазовского.
После службы на боевом корабле сразу поступил в Ленинградский университет на факультет журналистики. «Это такое счастье — учиться в большом городе, быть свободным. Там же женился, сын родился. Счастливый человек! Был готов поехать куда угодно», — вспоминает он. В августе 1969 г., после окончания Ленинградского университета, Леонида Синегрибова отправили в Бурятскую АССР, в газету «Правда Бурятии» старшим литературным сотрудником.
Судьба привела его к «Судьбе»
Прошлое никогда не покидало его. Он всегда помнил о войне, о своей горькой, но счастливой судьбе, о своих спасителях. Проживая в Бурятии, он не раз бывал в Алитусе, где был концлагерь, стоял на краю братской могилы, где вся земля полита кровью невинных людей, разыскал многих лагерных земляков, многим в дальнейшем помог устроиться в жизни, борясь с бюрократизмом и бездушием чиновников.
Будучи журналистом, в 1993 году он основал газету «Судьба» — единственное в мире издание, выступающее как печатный орган Международного союза бывших малолетних узников фашизма. Это удивительно, что именно в Бурятии, где не было оккупации, откуда не угоняли на чужбину мирных граждан и не было фашистских концлагерей, стала издаваться эта уникальная газета и распространяться по всей территории России, в странах СНГ, Польше, Германии, Израиле. Многие земляки поддерживали газету, отдавали последний рубль на ее издание и распространение в горькие 90‑е годы.
А потом была работа, работа… Он стал авторитетным лидером организации и бессменным редактором «Судьбы». Редакционная коллегия состояла из 9 человек разных городов РФ, Украины, Беларуси, Прибалтики. В 1994 году газета «Судьба» вошла в каталог Центрального рознично-подписного агентства «Роспечать», а в 1997 году в Министерстве юстиции РБ (РФ) был зарегистрирован Общественный благотворительный фонд «Газета «Судьба».
Газета к началу двухтысячных уже имела 216 общественных корреспондентских пунктов в странах СНГ, а также в Болгарии, Израиле, Польше. На страницах печатного издания публиковалась информация о деятельности союзов этих стран, поднимались вопросы по компенсационным выплатам бывшим узникам, печатались тексты обращений к Президенту и правительствам СНГ и др. стран. Большое внимание СМИ уделяло письмам в редакцию бывших узников фашистских концлагерей, публикуя дневники, иллюстрации, свидетельские показания томившихся в тюрьмах, концлагерях.
А с 2002 г. в Бурятии стал издаваться вестник дополнительного образования и воспитания молодежи Республики Бурятия — газета для детей и родителей «Подросток». По значимости — не менее сильное и авторитетное издание, потому как в доступной форме детям преподносится интересный исторический материал о событиях Великой Отечественной. В 2018 г. на средства гранта Правительства Республики Бурятия вышла его книга «Простите нас» с воспоминаниями узников фашистских концлагерей, в январе 2022 г. Леонид Кириллович издал биографические записки своего дедушки, учителя, бывшего узника фашизма Н. Г. Покровского под названием «Про жизнь на кону истории: записки провинциального интеллигента». Это огромный труд по восстановлению памяти узников нацизма, по-сути, вся жизнь этого человека посвящена тому, чтобы фашизм не повторился, как и военные преступления против детей.
Фонд газеты — достояние архива РБ
Леониду Кирилловичу уже 83 года. Он, как всегда,ы бодр, активен, потрясающе работоспособен, полон идей и творческих планов. Но важно и другое — надо успеть передать все накопленное и написанное — людям. Поэтому он активно сотрудничает с Государственным архивом Республики Бурятия и конкретно с талантливым ученым, кандидатом исторических наук, начальником отдела информационных архивных технологий Государственного архива Республики Бурятия Евгением Шаповал. Он — молодой человек послевоенного поколения, который искренне проникся болью о своих соотечественниках, тех, кто в годы войны, будучи детьми, оказались невинными жертвами гитлеровских фабрик смерти. Вот что рассказал о дружбе с Леонидом Кирилловичем сам Евгений Юрьевич.
«Наше сотрудничество с главным редактором газеты «Судьба» Леонидом Кирилловичем Синегрибовым уже имеет солидную историю. Еще в июле 2007 г. он впервые передал на хранение документы газеты «Судьба» в Государственный архив Республики Бурятия. Следующий этап передачи документов состоялся в 2018 г. К настоящему времени все документы прошли научно-техническую обработку и в результате в фонде газеты «Судьба» сформировано 387 дел за период с 1931 г. по 2018 г., т. е. документы, по своей содержательной части, сформировали колоссальный информационный ресурс.
Документы фонда систематизированы по хронологии, часть из них, например, письма определены в алфавитном порядке. В фонде отложились различные материалы, собранные редакцией газеты: статьи, посвященные проблемам бывших узников, материалы и протоколы международных встреч, письма бывших узников, планы мероприятий и информации о деятельности союзов, среди документов фонда стихи и песни, сочиненные бывшими малолетними узниками фашизма о войне, концлагерях, вырезки из разных газет со статьями, воспоминаниями о пребывании бывших малолетних узников фашизма в концлагерях, героях Великой Отечественной войны.
Фонд газеты «Судьба» в Государственном архиве Республики Бурятия — это феномен! Важная составная часть архива — это письма бывших узников. За 30 лет деятельности газеты их накопилось более 13 тысяч. Без преувеличения скажу, что эти документы слабо изучены наукой, в т. ч. исторической. Это очень, так скажем, молодая и малоисследованная группа источников, публикация которых ведется преимущественно самими организациями бывших малолетних узников. Лишь малая часть архивных материалов представлена в книге».
Не повторить трагедию в Макеевке
Жертвы фашизма хотят сохранить память о каждом, кто уцелел в гитлеровском концлагере, дожил до Победы, до освобождения, кто восстанавливал разрушенную войной страну, кто сегодня активно участвует в историческом просвещении народа, рассказывая молодежи правду о войне, о том, что такое фашизм, и какие беды он несет человечеству. Они пишут в «Судьбу», свободно рассказывают о себе, выражают мысли, обращаются за помощью, печатаются. Газета «Судьба» ведет переписку с авторами писем, сверяет факты, уточняет обстоятельства их жизни, продолжает поиск еще живых товарищей по былым несчастья, просит своих читателей откликнуться, дать знать о себе, знакомит друг с другом. Обращаясь по именам, персонально к каждому узнику, газета призывает пожилых людей рассказать правду о войне и своей личной судьбе, выражает готовность оказать помощь и поддержку тем, кто в них нуждается.
В 2022 году Леонид Кириллович инициировал проект «Отстаивание исторической правды в деятельности объединения бывших малолетних узников фашизма и инициативной группы граждан города Макеевки Донецкой Народной Республики», который был поддержан фондом президентских грантов по направлению «Развитие общественной дипломатии и поддержка соотечественников». С октября 2022 г. по март 2024 г. проект был реализован. Спросите: при чем тут Макеевка и Бурятия?
Оказывается, в годы Великой Отечественной войны на окраине Макеевки на Донбассе немецкие оккупанты создали детский приют «Призрение». Нацисты собирали бездомных детей и использовали их как доноров, кровь которых передавалась в расположенный поблизости госпиталь, где лечились раненые солдаты вермахта.
«Младшему донору» было 6 месяцев, старшему — 12 лет. Существование детского концлагеря оставалось в тайне долгие годы. Первое сообщение о зловещем месте появилось в 2001 году, когда жительница Макеевки Галина Самохина, бывшая несовершеннолетняя узница фашизма, на встрече с земляками рассказала о том, что в годы войны она, восьмилетняя девочка, вместе с младшим братом содержались в здании, что стоит в Макеевке по улице Панченко. Здесь-то и располагался детский дом «Призрение», зафиксированный в государственном акте о злодеяниях немецко-фашистских захватчиков в г. Макеевке.
Рассказ бывшей узницы, очевидца страшных событий, взбудоражил весь город. Воспоминания Г. Самохиной и ее брата передавались по местному телевидению, в СМИ Донбасса. Факты и документы свидетельствовали, что в детском доме «Призрение» — «Киндер-Хаймн» с 15 февраля 1942 г. по 7 сентября 1944 г. содержались около 600 ребятишек, 300 из них от истощения умерли. Их тела были зарыты во рвах около поселка Соцгородок. Имена погибших детей удалось установить лишь в 2016 году. Инициативная группа граждан Макеевки начала ходатайство о присвоении зданию, где действовала чудовищная «станция переливания детской крови», статуса исторического памятника, но административно-бюрократические препоны помешали решению вопроса. Об этом узнали в Улан-Удэ, в редакции газеты «Судьба».
«Сегодня, когда под огнем украинских неонацистов вновь гибнут дети Донбасса, мы решили действовать так, как требует совесть и наша память о войне и ее жертвах. В целях сохранения исторической памяти и защиты детей и детства от проявлений фашизма и неонацизма, мы взялись за проект, который предусматривал 12 основных мероприятий, в том числе: создание электронной выставки «Донбасс в годы оккупации» (презентации их прошли в Бурятии и на территории Донецкой Народной Республики), установка памятного знака на месте массовой расправы немецко-фашистскими захватчиками над мирными жителями Макеевки, установка памятной таблички на здании приюта детей-доноров, проведение видеоконференций, подготовка к печати ранее не публиковавшихся воспоминаний — жертв Макеевской трагедии, постановка спектакля детско-юношеского центра с. Хоринска (Бурятия) и Дома детского творчества Макеевки (ДНР) «Помни имя своё» по мотивам одноименного фильма режиссера С. Колосова и другие. Проект получился непростой и не все удалось реализовать как задумывалось. Приходилось преодолевать сложности не только организационного и административного характера, но и трудности, связанные с тем, что на территории Донецкой Народной Республики, к тому же и в самом г. Макеевке шли боевые действия, систематически происходили обстрелы ВСУ, гибли дети. Завершающим мероприятием проекта стало издание книги «Геноцид детей на оккупированных Германией территориях СССР», авторами которого стали мы — Л. К. Синегрибов и я, — рассказал Евгений Юрьевич Шаповал.
Книга, переданная Президенту
Выход в свет этого издания, основанного на неизвестных ранее воспоминаниях жертв фашизма, переживших геноцид в годы оккупации — это настоящее событие! Как сообщили из Управления Президента РФ, книга с дарственной надписью на имя В. В. Путина направлена в библиотеку Президента Российской Федерации. Этой осенью состоялись презентации: в БГУ им. Банзарова в Улан-Удэ и на XI Международном антифашистском форуме в Москве, в национальных объединениях Международного Союза БМУ фашизма, в которые входят граждане Армении, Беларуси, Казахстана, Латвии, Литвы, Узбекистана, Украины, России, Эстонии, Болгарии. Один из документальных разделов книги на добровольных началах переведен на немецкий язык студентами кафедры французского и немецкого языков Бурятского государственного университета. Отдавая дань уважения нашим землякам, раздел книги посвящен Героям России — уроженцам Бурятии, участникам специальной военной операции.
«В планах — через газету «Судьба» продолжить сбор свидетельских показаний жертв фашизма и переиздать книгу о геноциде детей на английском, французском, иврите и украинском языках. Отрадно, что нашу книгу читают по всей России. Хочется выразить слова благодарности Главе Республики Бурятия А. С. Цыденову, заместителю Председателя Правительства Республики Бурятия — руководителю Администрации Главы и Правительства Республики Бурятия А. Ц. Гулгенову, заместителю руководителя Администрации Главы РБ и Правительства РБ по развитию гражданского общества – председателю Комитета по межнациональным отношениям и развитию гражданских инициатив М. А. Харитонову за поддержку и помощь в распространении издания по стране. Сейчас отзывы на книгу приходят со всех уголков нашей огромной России. Буквально на днях поступил отзыв от члена-корреспондента РАН, председателя Международного Союза бывших малолетних узников фашизма Н.А. Махутова», — рассказывает Л. К. Синегрибов.
В течение последних 35 лет Международный Союз бывших малолетних узников фашизма в сотнях своих книг, тысячах журнальных публикаций и выступлений заявляет: острие фашизма и нацизма тогда, неофашизма и неонацизма сегодня со всей бесчеловечностью направлено на Россию. У нашей Родины вновь нет выбора — надо мобилизацией всех сил остановить неофашизм и неонацизм, предотвратить сползание мира в третью мировую войну. Геноцид детей стал неотъемлемой частью войн и военных конфликтов. Поэтому, вышедшая в канун 80-летия Победы в Великой Отечественной войне книга «Геноцид детей на оккупированных Германией территорий СССР», заслуживает стать одной из первых, не имеющих аналогов, в серии публикаций о недопустимости и бесчеловечности военных преступлений против детей и детства. Ее надо читать. Она заставляет думать и действовать.
Последние заключительные страницы книги звучат, как призыв малолетних узников фашизма, к настоящим и будущим поколениям: «Без срока давности. Нацизм и фашизм — суть зловещая». Этот призыв выстрадан миллионами детей войны, детей концлагерей и гетто, детей с потерянным детством, детей-жертв геноцида и его последних свидетелей…