Таёжный Баунт, Северный Байкал и родина восточного ветра — Баргузинская долина — исконные земли, где проживали аристократы Сибири — эвенки. О том, как сегодня сохраняются традиции и культура коренного малочисленного народа Бурятии мы поговорили с директором Республиканского центра эвенкийской культуры «Арун» Надеждой Шеметовой.
Автор: Лариса Бурунова
Разговор о важном
В конце двадцатого века культура малочисленных народов России оказалась на грани исчезновения. Шли процессы утраты родного языка, бытовых традиций, промыслов и фольклора, которые влияли на формирование этнической самоидентификации. И только благодаря по-настоящему истинным патриотам своего народа этот процесс был приостановлен. «Когда приходит весна, реки взламывают лед, так и мы своей работой хотим избавиться от старых стереотипов, когда все были устремлены в единое общество, когда не будет языковых и культурных барьеров. Я 13 лет вела телевизионную передачу «Улгур», что переводится как «беседа, разговор», на двух языках — эвенкийском и русском. Знаете, было очень сложно найти человека, который бы дал интервью на эвенкийском языке. И мне всегда было интересно понять, откуда истоки, когда и почему решили забыть свой язык. Что было в умах нашего старшего советского поколения, что такого произошло, что они посчитали, что их детям, внукам лучше знать русский язык. До сих пор мы не можем, вот уже более 30 лет, как были организованы Ассоциация коренных малочисленных народов Севера и «Арун», переломить ситуацию», — делится наболевшим Надежда Егоровна. Тем не менее, как говорится, капля камень точит, и шагами маленькими, но уверенными, Центр движется вперед.
Первый президент Ассоциации — Степанов Петр Степанович, которому в этом году исполнилось бы 90 лет, понимал ценность культуры, национального самосознания. Именно он настоял, чтобы в сложные 90‑е годы был создан Центр эвенкийской культуры «Арун» — по-своему уникальное учреждение, аналогов которому наши соседи сегодня не имеют. Он имеет государственную поддержку, подведомственно Министерству культуры Республики Бурятия. Сама Надежда Егоровна пришла на должность директора в 2010 году. И первое, на что обратила внимание, что нет своего творческого коллектива. Чтобы его организовать, был брошен клич среди эвенкийской молодежи. Так образовался ансамбль «Гулувун», два года назад получивший статус «народного».
Душа народа
Одним из самых значимых проектов, который направлен на сохранение культуры, стал межрегиональный фестиваль эвенкийской культуры имени В. С. Гончикова, который в этом году будет проводиться в одиннадцатый раз. Виктор Степанович — личность уникальная. Он был первым директором Центра, первым эвенкийским композитором, который оставил после себя богатейшее музыкальное наследие. На этот представительный фестиваль приезжают эвенки почти со всех регионов нашей страны — с Красноярского, Забайкальского, Хабаровского краев, Иркутской и Амурской областей, Республик Саха Якутия и Бурятия. Мероприятие носит и обучающий характер, оно не обходится без лекций, семинаров, мастер-классов. При этом авторы против шаблонности, потому что культура любого народа уникальна, ее нельзя унифицировать. Надежда Егоровна отмечает: «Мы всегда уделяем большое внимание тому, как коллектив одет. Действительно ли он надел эвенкийский костюм, заявив, что исполняет эвенкийский танец. Конечно, костюм может быть стилизованный, адаптирован под сценическое использование, но основные каноны должны соблюдаться. Тоже касается песен».
Не менее интересный и очень важный проект «Антология эвенкийской песни». Это фундаментальное издание, в котором собрано музыкальное наследие эвенков России. Издание Антологии стало возможно благодаря участию в грантовом проекте.
По всем канонам
Один из главных проектов Центра «Арун» — фестиваль драматических постановок «Эвенкийский нимнгакан». Это мероприятие имеет статус межрегионального, проводится каждые два года, включает отборочный этап в районах и финальный гала-концерт в Улан-Удэ. Конкурс для творческих коллективов, представляющих мини-спектакли по мотивам эвенкийских сказок и легенд. Исполнение на эвенкийском языке — строго обязательное условие. Благодаря этому проекту язык продолжили изучать в местах компактного проживания эвенков, где он в какой-то момент оказался утрачен. Поэтому здесь нет возрастных ограничений, приветствуется участие в этом проекте людей разных возрастов, семей. И с каждым разом, как отмечают организаторы, уровень владения языком, сценическое мастерство участников растут.
Совершенно новый фестиваль, который Надежда Егоровна инициировала в 2018 году — фестиваль эвенкийской моды. «Идея у меня зародилась в Москве. В рамках международной выставки «Сокровища Севера» проходит конкурс этнической моды коренных народов Севера. И мне, как члену жюри, было сложно оценивать это мультикультурное мероприятие. Глядя на то, сколько эвенков принимает участие в этом конкурсе из разных регионов России, захотелось организовывать свой, эвенкийский фестиваль этномоды. Тогда он начинался, как фестиваль «Спутник», и сразу получил поддержку от эвенков других регионов. Как я уже говорила, для нас важно в традиционной одежде соблюдение канонов, устоявшихся веками. При этом у нас стоит не менее важная задача — актуализировать костюм, чтобы его можно было носить. Поэтому мы большое внимание уделили стилизации, и на последнем фестивале были представлены костюмы для повседневной жизни. Очень красиво, когда семья дефилирует в национальной одежде. Я думаю, что и самим участникам это тоже нравится».
Из глубины веков
В отличие от фестивалей, придуманных людьми, есть праздники, которые пестовались веками, у эвенков — это Больдер, символизирующий приход нового года. Традиционный эвенкийский праздник отмечается в начале лета, когда природа не просто проснулась, а полностью раскрылась. Это кочующий праздник — проводится в северных районах раз в два года. Он имеет статус республиканского, наполнен смыслами и глубоким содержанием. С 2015 года утвержден флаг Болдера. Неотъемлемые части праздника — народные гуляния, спортивные состязания, национальные игры. Всегда большое внимание привлекает выставка изделий декоративно-прикладного искусства, не зря же эвенков прозвали аристократами Сибири. И на самом деле, народ не имел письменности как таковой, и орнамент был как раз языком, в котором была зашифрована информация. К сожалению, многие орнаменты утеряны, но Центр проводит отдельную большую работу по возрождению и расшифровке орнаментов.
В этом году Центр «Арун» представил еще один новый проект, который носит еще и прикладной характер — Эвенкийский календарь‑2025. Фото красивых девушек в национальных костюмах представлены в нем. Кроме того, каждый месяц имеет свое название на эвенкийском языке с кратким его описанием, как он характеризовался раньше и что было принято делать именно в этот месяц. Кроме практической ценности, он имеет экологическую направленность. Какие запреты имелись, порой они были очень строгие — в определенные месяцы нельзя было охотиться на животных, тем более, если оно носит потомство, когда можно рыбачить и т. д. Эти традиции были экологически выверенные, основанные на многовековом опыте. Эвенки не ставили себя выше природы, считали себя ее частицей и берегли. Поэтому в их традициях есть обычай Нимат. Когда человек идет на охоту и ему повезло, при возвращении домой он обязательно должен поделиться добычей со своим окружением. В первую очередь с пожилыми, вдовами, с теми, кто не может сам себя обеспечить. Отмечу важный момент — эвенки никогда не занимались накопительством. Не принято было заготавливать впрок, потому что не добывали больше, чем им было необходимо. Минимализм был во всем, в том числе и в потреблении.
Что касается семейных отношений, надо сказать, что каждый эвенк должен был знать какому он роду принадлежит. Когда наступало время завести семью, то мужчина должен был взять женщину из другого рода. И этот факт беспрекословно соблюдался. Кроме того, эвенки должны были знать свои родовые места поклонений. Сегодня, к слову, многие забытые родовые места начали возрождаться. Они обычно находились в тайге. Определить их можно было по ленточкам, повязанным на веревку или нитку, которые шли от дерева к дереву (само дерево не обвязывали). Там же могли находиться ритуальная маска, шаманские атрибуты. Очень важно, что сейчас приходит понимание того, что надо знать свои корни, свои истоки, своих предков.
Как отметила Надежда Егоровна: «Центром «Арун» при поддержке Министерства культуры Республики Бурятия проводится системная работа по сохранению родного языка, культуры, сохранению традиций и обычаев. Это кропотливая ежедневная работа, которая находит отклик и поддержку в народе. И, конечно, мы надеемся, что в будущем она даст свои результаты».