К духовной целостности через любовь к каждому человеку
Нашу Бурятию все привыкли ассоциировать как центр Российской Азии, где межэтническая толерантность и согласие стали фундаментом стабильности и развития отношений между разными этническими группами. Начиная с давних времен, здесь в мире и согласии жили эвенки, буряты, казаки, староверы — семейские и представители других народностей. В основе фундамента, цементирующего эти отношения, лежит любовь и добро. Как только этот источник угаснет, фундамент может развалиться. Мы уверены, что это не случится, потому что и на бытовом, и на образовательном уровнях мы делаем все возможное, чтобы сохранить мир в своей благословенной республике у Байкала. Пример того — интересный проект Бурятской ГСХА им. В. Р. Филиппова, который реализовали его преподаватели.
Автор: Людмила Шишмарева
Сохраняя культурное наследие
Талантливый человек действительно талантлив во всем. Когда Виктор Филиппович Иванов, заслуженный работник культуры Республики Бурятия, лауреат республиканской премии в области народного творчества Республики Бурятия, жил и работал в родной Хасурте, сделано им было немерено: он был инициативным главой сельского поселения и старостой прихода древлеправославной церкви, руководил взрослым и детским семейскими ансамблями, а еще при школе создал краеведческий музей. Собрал столько архивных документов про своих земляков, что не в один том книги уложатся, а еще собрал всю свою родословную до десятого колена. Переехав в Улан-Удэ по семейным обстоятельствам, стал преподавать в БГСХА, а неуемная творческая душа просила большего. При создании музея семейского земледельца Забайкалья, познакомился с таким же целеустремленным интересным коллегой, заведующей кафедрой иностранных языков Сэсэгмой Ильиничной Гармаевой. И возникла идея реализовать проект, который был бы направлен на патриотическое воспитание сельской молодежи. А поднимать дух патриотизма у школьников и студентов лучше всего конкретными примерами, опираясь на традиции братства и родную историю.
Ни одна застекленная витрина традиционного музея, ни одна полка сувенирного магазина не даст глубокого понимания древних традиций народного творчества, не позволит почувствовать тепло рук мастера, вложенное в изделие, не объяснит, почему так важно беречь культуру своего народа, не объяснит важность народного творчества. Поэтому инициаторы проекта считают, что сейчас особенно важно заниматься сохранением, восстановлением, развитием и популяризацией культурного наследия народов Бурятии. Но, каким образом сохранять и развивать? Самый эффективный способ преемственности — это живая передача знаний, умений, навыков, традиций из рук в руки, через живой личный опыт, через общение с носителем культуры.
Сохранению традиций, преемственности поколений, не только через созерцание (к примеру, участие в этнотуре, посещение этнографических или краеведческих музеев), но и посредством уникального ручного художественного труда способствует передача сущности народных ремесел. Этот пласт культурного наследия — один из важнейших элементов культурного «генофонда», поскольку именно он принимает на себя функцию защиты национальной идентичности в условиях глобализации, генерирует и аккумулирует культурную память поколений. «Обращение к своим корням, к материальной и духовной культуре своих отцов и дедов очень актуальна в наши дни, когда через несколько десятилетий «забвения» и отсутствия патриотического воспитания у подрастающего поколения, возникла необходимость активизации и пропаганды этой деятельности. В связи с политическими и идеологическими событиями в современном мире, необходимо воспитать в современной молодежи знание своей многонациональной культуры, обычаев и обрядов, привить любовь и гордость за свой народ, за свою Родину. В этом огромную роль играет возрождение народных промыслов и ремесел», — убежден В. Ф. Иванов. И поэтому инициаторы проекта решили рассказать и провести для школьников сельских районов и студентов БГСХА мастер-классы по ткачеству — традиционному ремеслу староверов — семейских, показать, как собирать юрту — традиционное жилище бурят-кочевников и познакомить с кожевенным ремеслом, которое было присуще казакам.
Вместо палатки поднимали юрту
«Гордитесь своими корнями! Учитесь делать то, что искусно умели делать наши предки, не разрушайте своих корней», — обратился к студентам В. Ф. Иванов во время мастер-класса, организованного для студентов Бурятской ГСХА им. В. Р. Филиппова. Ребята своими руками установили юрту, ткали семейский пояс, плели казачью плетку. «В последнее время наша академия преображается. И это благодаря федеральному гранту», — с радостью рассказала заведующая кафедрой иностранных языков Бурятской ГСХА им. В. Р. Филиппова Сэсэг Ильинична Гармаева, показывая обновленную библиотеку. Этим летом с преподавателями нашего вуза — Виктором Ивановым, Александром Кортачёвым, Ириной Карповой — подали заявку на республиканский грант и выиграли. По его условиям мы должны показать молодежи, как раньше жили наши предки: чем занимались, в каких домах жили, какие ткани ткали…».
И вот он — волнительный момент — установление юрты. Сначала студенты ознакомились с ее характеристикой. Мастер Бадмажап Валерьевич Гындынцыренов показал все детали бурятской юрты: дымоход, опору, стропильные жерди, складную решетку, войлок, которым накрывается каркас, интересно рассказал о предназначении каждого предмета юрты, и ребята с воодушевлением приступили к немудренному делу. «Юрту собирать интереснее!» — заключил один студент. Как он признался, раньше собирал только палатки, а теперь вот научился собирать родную юрту.
Ткацкий станок окружили девушки. Во время проведения мастер-класса они по очереди ткали семейский пояс. Виктор Филиппович показал, как надо управлять станком, с какой огромной любовью надо относиться к этому ремеслу. Не менее интересным был мастер-класс по плетению нагайки для верховой езды. «С 2021 года Бурятская ГСХА им. В. Р. Филиппова входит в число вузов, реализующих казачий компонент. Из 600 вузов Российской Федерации всего 25 реализуют казачий компонент. И не удивительно, что наш аграрный вуз входит в ассоциацию этих заведений, потому что для казаков было свойственно заниматься земледелием и скотоводством. И к числу тех ремесел, которые практиковались у казаков, можно причислить работу по изготовлению домашней утвари, упряжи для лошадей, изготовление орудий труда и оружия путем кузнечного ремесла. Еще сильны традиции казаков, и поэтому мы стараемся передать их своим студентам», — рассказывал Александр Кортачёв.
Каждый район и школа уникальны
В рамках проекта состоялись выезды в школы сельских районов республики для обучения основам ремесел, приобщения молодежи к ремесленным техникам и материалам на практике. Это было очень интересно как для детей, так и педагогов.
Большекуналейцы, которые привыкли строить свои крепости — дома из дерева — впервые видели, как устанавливается юрта, сколько тепла и радости она приносила скотоводам-кочевникам в те далекие времена, спасая зимой от лютого холода, а летом — от зноя. И наоборот новоселенгинские ребятишки впервые увидели, как на станке ткется многокрасочный широкий семейский пояс. Почему он такой яркий и расписной, со сложной символикой орнамента, какое он имел духовное значение для староверов — семейских — обо всем этом рассказали школьникам педагоги БГСХА. Снабдили школьников и знаниями об истории староверов-семейских: их жизни, традициях и обычаях. Зато новоселенгинцы прекрасно знают все об одежде казаков, о том, как изготавливаются изделия из кожи, без которых казак не казак. Вот этот социокультурный обмен, взаимообогащение культурным наследием народов Бурятии и есть самое главное, чего хотели добиться инициаторы проекта. И этот процесс можно было отследить по радостным и довольным лицам детей, которые очень весело участвовали в мастер-классах, задавая бесконечные вопросы и радуясь, что не надо зубрить уроки, а можно вот так непринужденно все увидеть и потрогать. Участвуя в мастер-классе, каждый из них созидал моменты счастья от общения и единения.
Фестиваль объединяющий
А результатом этой многогранной работы для объединения молодежи многонациональной республики стал фестиваль культур «Этой дружбе — века». В нем приняли участие более ста школьников 5–11 классов, в том числе дети военнослужащих, из шести сельских районов Бурятии. В рамках фестиваля сначала прошли мастер-классы по ткачеству старообрядцев, кожевенному ремеслу казачества и установке юрты бурят. Культурные и спортивные мероприятия поднимали настроение и создавали атмосферу непринужденности и тесного общения с представителями разных районов нашей республики. Фестиваль проходил в живописном месте — на берегу озера Байкал в селе Максимиха на базе пансионата «Колос» ФГБОУ ВО «БГСХА имени В. Р. Филиппова». Исключительно душевная и радостная обстановка способствовала содержательной работе и позволила принять единодушное решение — фестиваль надо проводить ежегодно!
Проект закончен. Педагоги Бурятской ГСХА им. В. Р. Филиппова уверены, что смогли пробудить в молодежи интерес к обычаям и культуре своих предков и культуре братских народов России. Итогом работы по проекту стал обучающий видеофильм «Путь к живому ремеслу», три подготовленные научные статьи на ежегодную научно-практическую конференцию, а еще книга о сохранении культуры народов Бурятии. В планах — создание постоянно действующей экспозиции аутентичных предметов быта, изделий, ремесленных инструментов, а также создание кабинета ремесел, где будет осуществляться регулярная работа по обучению подрастающего поколения традиционным ремеслам. Мы убеждены — у них все получится и все осуществится.
Виктор Филиппович Иванов:
«Самое главное в семейской семье – это почитание старших и вера в Бога. В моей жизни большую роль сыграла моя бабушка Секлетинья. Уж как я ее любил…словами не расскажешь. Когда она ушла в 96 лет, я, уже зрелый мужик, плакал как ребенок. Ее мудрость, спокойствие, знание обычаев имели для меня огромное значение. Это она научила меня соблюдать благочестивые обычаи древлеправославного христианства, чтить посты и правильно готовится к праздникам, в доме чистоту содержать и аккуратность, трудиться, не покладая рук, но в минуты покоя и радости можно и песню затянуть. Главное, чтобы особые традиции духовности, культуры и быта старообрядцев не канули в Лету. Вот так я и живу, стараясь всячески продолжать и сохранять эту древнерусскую культуру».
Сэсэг Ильинична Гармаева:
«Я из села Хошун-Узур Мухоршибирского района. Почет и уважение к старшему поколению — это те ценности, которые мы обязательно прививаем своим детям. Кроме того, все вопросы в нашей семье решают мужчины, они главные, и для меня всегда непререкаемым авторитетом были дедушка и отец».