У подножья горы, из-под камня, бьет хасуртовский шумный родник. А у нас из старинных напевов самобытный ансамбль возник
Автор: Людмила Павлова
Трудно в это вериться, но тому есть подтверждение, что в тяжелом военном 1944 году Совнарком Бурят-Монгольской АССР выдал распоряжение «провести смотр художественной самодеятельности улусов, деревень, сел и аймачных центров» в период с 25 октября по 1 февраля (Национальный архив РБ, ф‑955, оп‑1/13, стр.15). Началась серьезная подготовка к важному мероприятию.
Ослепили красотой и пением
На имя председателя колхоза «Победа» Семена Гавриловича Кожевникова поступила директива — принять участие в районной олимпиаде-смотре народного творчества. Хоринский район в то время был большой, обширный, включая часть Кижингинского и Еравнинского. Правление колхоза отобрало лучших знатоков народной песни и решило отправить на олимпиаду фольклорную семейскую группу из пяти женщин-колхозниц: Сепионову Зинаиду Перфеновну, Иванову Стефаниду Петровну, Мартынову Марфу Антоновну, Солдатову Агафью Георгиевну и Мартынову Улинею Филипповну. На «спевку» собирались не часто, всего два раза в холодной колхозной конторе. Но у женщин была другая возможность спеться, когда поздними зимними вечерами или темными ночами везли они сено или солому на колхозную ферму из отдаленных мест Хангинтуя и Усть-Хасурты. Ехали и пели, помогали на подъемах ездовым быкам и захудалым лошаденкам. Далеко окрест слышны были в морозном воздухе их звонкие голоса. Вот почему и выбрали именно этих женщин-певуний представлять свой колхоз на аймачной сцене.
Несмотря на военное лихолетье, на зимнюю стужу, поехали они на паре лошадей за 80 км, в районный центр, чтобы порадовать зрителей своими незаурядными способностями в исполнении народных песен. А может быть, заставляло отчаянное желание накормить голодных ребятишек тем пайком, который пообещало правление колхоза дать женщинам после поездки. Где ехали, где бежали за подводой, согреваясь и подбадривая друг дружку, одетые в дохи и пимы, спрятав заветные узелочки с дорогими нарядами под солому, в санях. В середине пути ночевали в Удинске. Утром продолжили путь. Прибыв в Хоринск, артистки-колхозницы остановились ночевать и кормить лошадей у знакомой семьи Пивоваровых. Перед самой войной и в начале войны эта семья жила в Хасурте. Глава семейства Андрей Пивоваров работал кузнецом, а одна из участниц фольклорной группы, Агафья Георгиевна Солдатова, была у него молотобойцем. Уехав в Хоринск, Пивоваровы организовали заезжую квартиру для хасуртайских колхозников, приезжавших по делам в районный центр. Правление колхоза ежемесячно рассчитывались с хозяевами заезжего двора.
Молодые тогда, пышущие здоровьем, нарядные, в ярких семейских нарядах, которые пришлось достать из старинных сундуков, а то и позаимствовать у соседей, хасуртайские женщины ослепили собравшихся зрителей. На каждой был старинный кашемировый или канфенный сарафан, отороченный лентами. На головах — высокие нарядные кички, повязанные дорогими атласами. На груди медовым отливом играли мониста из янтаря. Непривычно яркий свет, ударивший на сцену, ослепил и немного смутил оторопевших колхозниц. Освещение действительно было необычно ярким, так как из Свердловской киностудии прибыли операторы и снимали материал для киножурнала «Восточная Сибирь», который позже вышел в двух частях и отражал культурные и хозяйственные достижения трудящихся Хоринского аймака. «В клубе было холодно, помещение не отапливалось, поэтому выступали в верхней одежде. На нас были добротные поддевки из канфы и плиса. Когда открыли занавес и на нас ударил свет, в зале все ахнули», — вспоминала позже участница той военной олимпиады Марфа Антоновна Мартынова. Хасуртайская фольклорная группа исполнила три народные песни: «Черемушка», «Сторона, моя сторонка», «Скрылось солнце за оконце». Запевалами в разных песнях были Зинаида Серпионова и Улинея Мартынова. Выводили песню несравненно высоким голосом или Стефанида Иванова или Марфа Мартынова. Гром аплодисментов заглушил последние слова песни: «Разлучают нас с тобой распроклятою войной».
Многие в зале плакали, вспоминая своих родных, знакомых, любимых, ушедших на фронт. На концерт, в переполненный зрительный зал, удалось пробраться и землякам-хасуртайцам Карпу Самойловичу Казазаеву и старику Осипу Паршакову. Дед Осип со своим плохим зрением даже сразу не смог узнать принарядившихся артисток, — «Хэка, паря, где они только костюмы такие хорошие раздобыли?!» Из 500 собравшихся артистов, хасуртайских колхозниц по достоинству оценили и их выступление прошло на республиканский конкурс. Но, по разным обстоятельствам, женщины не смогли выехать в Улан-Удэ. Ведь шла война…
Довольные, с наградами хасуртайские певуньи вернулись домой. А наградами были печатки мыла, пачки табаку и 500 рублей денег, которые артистки разделили на пятерых поровну. Агафья Георгиевна Солдатова, как многодетная мать, была премирована дополнительно полушалком. «Мы когда выступать пошли, звали с собой петь Карпуху Казазаева, а он с нами не пошел, опозориться боялся. А когда мы хорошо выступили, да нам подарки надавали, он подбежал после концерта и говорит: «Насыпьте, бабы, табаку. Зачем он вам, вы же все равно не курите». Марфа Антоновна ему кукиш под нос поднесла и сказала: «Вот тебе, не пошел с нами петь». А я ему из своей пачки отсыпала. Жалко стало мужика», — вспоминала она спустя годы.
Окрыленные невиданной славой, хасуртайские колхозницы пошли в фотоателье к местному фотографу-китайцу Тин-Чин-Куй и сфотографировались на память. Некоторые из женщин отправили свое фото на фронт супругам. Мужья-фронтовики по-разному отреагировали на памятную карточку. Например, Филимон Нестерович Солдатов, получив из дома письмо с фотографией, показал ее своему командиру — «Де, посмотрите, какая у меня жена-красавица». Иосиф Карпович Мартынов,
наоборот, увидев свою жену Улинею в семейском костюме, с кичкой на голове, быстренько спрятал карточку в карман гимнастерки, чтобы не увидели друзья-однополчане. И только украдкой, оставшись наедине, доставал из кармана заветное фото и любовался своей Улинеюшкой.
Правление колхоза «Победа» бесплатно выделило каждой участнице по 5 килограммов муки, по килограмму мяса и по килограмму меда. Председатель колхоза Семен Кожевников решил сам лично поздравить и поблагодарить своих тружениц-певуний. Достал где-то настоящую бутылку водки и в доме Мартыновой Улинеи Филипповны собрали нехитрый стол. Женщины пришли нарядные, красивые и веселые. Забыв о военном грозном времени, сидели они до полуночи, вспоминали поездку, пели старинные песни. А с утра их ждала непосильная колхозная работа. Простые деревенские женщины не только самоотверженно трудились в колхозе на благо Победы над врагом, но и продемонстрировали мастерство исполнения песен и любовь к своей самобытной культуре. Пролетели года, отгремели бои, нет давно уже в живых тех первых участников семейского ансамбля, нет и председателя колхоза. Но память о том, что в лихую годину они стали основоположниками хасуртайского «Родника», будет жить вечно.
И запели комсомолки
Весной 1947 года в республики проходили смотры художественной самодеятельности колхозной молодежи. По инициативе заведующего Хоринским аймачным отделом культуры Баяновым на смотр был приглашен молодежный состав фольклорного
ансамбля. По поручению председателя колхоза Семена Гавриловича Кожевникова заведующая Хасуртаевским ДК Вахрушева Валентина Анемподистовна собрала талантливую хасуртайскую молодежь в клуб на репетицию. В ансамбле пели комсомолки: Кожевникова Екатерина Кондратьевна, Иванова Ксения Хрисантьевна, Вахрушева Валентина Анемподистовна, Вахрушева Тамара Евтеевна, Казазаева Мария Тимофеевна, Брылева Полина Федоровна, Хорошунов Михаил Тимофеевич, Клава Мрасова. Большинство из этих ребят работали на лесозаготовках в местности Хул. В минуты короткого отдыха девчонки собирались в кружок и репетировали песни, которые должны были исполняться на смотре. Председатель колхоза выделил грузовую машину, и шофер Николай Бальчугов повез молодых артистов в Хоринск. Директор клуба Валентина Анемподистовна завезла ансамбль на постой к своему дяде Вахрушеву Константину Семеновичу и тете Марии Прокладовне. Их дочь Елена тоже решила выступать со своими земляками.
«Жили мы там три дня. Пели-пели, десять песен спели, аж все мокрые от пота стали. Стали мы из клуба выходить, а хоринские ребята подхватили наших девок провожать. Только я да Валя Анемподистовна на квартиру к Вахрушевым и пришли. Я давай плакать: «У Ксении Хрисантьевны сарафан нянькин снимут. Мы как показываться на глаза ей будем». Нас оставили на заключительный концерт. Семен Гаврилович дал нам командировочные 300 рублей. А что это за деньги на столько человек. У нас даже хлеб закончился. А в районной пекарне работал наш земляк Ефим Иванович Иванов. Он нам выписал за счет колхоза три булки хлеба, накормил нас. После заключительного концерта, наш ансамбль прошел на город, но ехать на Республику мы категорически отказались. Нашли в Хоринске Николая Бальчугова, и он нас привез назад домой», — вспоминала одна из участниц тех лет Екатерина Кондратьевна Казазаева (1928 г. р.). Молодежный состав ансамбля много выступал с концертами в своем местном клубе, а так же гастролировал по всему Хоринскому району. Кроме песен ставили интермедии и сценки. Виртуозно играл на балалайке Вахрушев Минай Николаевич, а девушки обыгрывали при этом свои частушки-припевки.
Шли годы. Под руководством заведующего клубом Александры Сергеевны Вахрушевой коллектив креп и развивался. В 1950–1960 гг. в хоре, вместе с Агафьей Георгиевной, пел ее муж Филимон Нестерович Солдатов. Так же в коллектив влились супруги Казазаевы Антип Алимпович и Харитинья Аникановна, семья Ивановых — Михаил Ильич, Капиталина Сидоровна и дочь Валентина. Искусством многоголосного распева обладали Кожевникова Фекла Минаевна и ее дочь Зоя Артемовна, Брылева Акулина Сидоровна, Кожевникова Агафья Кондратьевна, Кожевников Яков Кондратьевич. В период 1960‑х годов в хор пришла талантливая молодежь: Вена Семеновна Солдатова, Анна Абросимовна Казазаева, Прасковья Аникановна Филиппова, Екатерина Кондратьевна Казазаева. Самой молодой певицей была Татьяна Андреевна Краснопеева, только окончившая школу и работавшая старшей пионервожатой. Это был основной костяк мастеров народного хорового пения.
От самодеятельных артистов Хасурты записывались песни фольклористами Москвы, Иркутска, Улан-Удэ. И, конечно же, знаменитым собирателем народного фольклора Лазарем Ефимовичем Элиасовым. «Из Москвы песни записывать приехали, у нас в избе собрались. Самовар вскипятили, стол собрали. Для хорошего настроения «немного пропустили по маленькой», и полились тут песни, частушки, прибаутки. Капиталина Сидоровна даже на гитаре играла, а ее муж Михаил Ильич частушки пел. Я им исполнила песню «Соловей кукушечку уговаривал». Сильно уж им понравился голос Татьяны Андреевны. Ее в Москву учиться приглашали», — вспоминала Агафья Георгиевна Солдатова. Татьяна Андреевна Краснопеева (в замужестве Савина) и Екатерина Кондратьевна Казазаева исполнили для собирателей фольклора троичную старинную песню «Развивайся, ты береза». Несмотря на то, что на селе стоял клуб, все же участники ансамбля предпочитали собираться у кого-нибудь в избе или в горнице за самоваром в непринужденной обстановке.
С годами постепенно менялся состав хора. В 1970‑е годы Хасуртайская фольклорная группа набирает новый творческий виток. Под руководством Силантьевой Любови Прокопьевны, а затем Ерофеевой Анастасии Амосовны в самобытный коллектив были вовлечены работники местной школы: завуч — Мартынова Ксения Нефедовна, учителя начальных классов: Казазаева Анна Мироновна, Бурдуковская Валентина Митрофановна, биолог — Казазаева Екатерина Петровна, лаборант — Чебунина Мария Нефедовна, техработники: Солдатова Зоя Артемовна и Мартынова Полина Тимофеевна. Находили время на спевку, на концерты рабочие совхоза «Хасуртайский» Мартынова Анна Фокеевна, Мартынова Хавронья Ивановна. Этому всячески способствовал директор совхоза Белоусов Юрий Васильевич, который с пониманием относился к столь нужному делу, если нужно освобождал артисток от работы. Его супруга Екатерина Федотовна, учитель биологии, так же участвовала в фольклорном ансамбле. Постоянно в коллективе пела Серпионова Полина Астафеевна, в прошлом учитель, работник торговли.
Но, в начале 1980‑х годов активная деятельность самобытного коллектива постепенно начала затухать. На смену старинным напевам и частушкам пришли современные ритмы. В Доме культуры большое внимание стало уделяться патриотическим песням и эстрадным шлягерам. Создался вокально-инструментальный ансамбль. Русская народная песня ушла «на задворки». И вот 12 марта 1985 года, в период подготовки к празднованию 40‑летия Великой Победы, по инициативе библиотекаря Фадеевой Людмилы Леонидовны и учителя Иванова Виктора Филипповича в Хасуртайском СДК собрался на спевку новый состав семейского ансамбля. Старейшие участники как-то постепенно оставили любимое дело, передали эстафету молодым. В это время в коллективе была создана своя песня, патриотического содержания «Мы семейские крестьяне». Эта песня готовилась специально для этого смотра и впервые прозвучала на районном смотре художественной самодеятельности в апреле 1985 года.
И зазвучал «Родник» народными голосами
В 1986 году ансамбль получил свое название — «Родник». Большая заслуга в сплоченности коллектива, его профессиональном исполнительском мастерстве того времени поистине принадлежит Субботиной Светлане Сергеевне, работавшей тогда директором Хасуртайского СДК. В 1990 году, опять же благодаря стараниям молодых и энергичных Людмилы Леонидовны Фадеевой и Виктора Филипповича Иванова, в ансамбль вернулись корифеи народной песни. Видно, не смогли они усидеть дома, уйдя на заслуженный отдых. «Я на пенсию пошла, в сарафан оделася. Руки, ноги отдохнули, петь мне захотелося» — строчка частушек ярко отражала суть «молодых» певуний.
Из воспоминаний Фадеевой Л. Л. (1965 г. р.): «Был у нас коллектив из более молодых участников. Вроде и пели мы не плохо, и занимали призовые места. Но не хватало того самобытного мастерства, которым обладало старшее поколение. Поэтому мы, с Виктором Филипповичем, решили обойти по домам бывших участников и попробовать уговорить их вернуться в хор. После долгих уговоров и убеждений прийти в клуб согласились Филиппова Прасковья Аникановна, Казазаева Анна Абросимовна, Мартынова Анна Филипповна, Солдатова Вена Семеновна. Пригласили мы и еще работающих в совхозе — Нину Петровну Мартынову и Полину Акиловну Кожевникову. Они органично влились в коллектив. Долгое время ходили и упрашивали знатока семейского фольклора Феклу Тимофеевну Шестакову. Помню, она даже пряталась от нас. Но все же мы ее убедили, и она потом долго пела в хоре. Мало того, привела с собой сватью и соседку Наталью Акиловну Данилову. Кички в ансамбле, в то время, не надевали, так как никто из молодежи не умел их завязывать. Поэтому директор ДК Светлана Субботина и учитель Виктор Иванов ходили на мастер-класс к старейшине ансамбля Мартыновой Марфе Антоновне, которая учила их мастерству повязывания кички. С тех пор женский состав хора выходил уже на сцену в кичках» (записано в 2020 году).
Корифеи ансамбля обучали более молодых искусству семейского распева, выискивали в своей памяти более старинные тексты песен. Виртуозно играли на балалайках две Анны — Анна Абросимовна и Анна Филипповна. Они сами умели настраивать этот исконно русский инструмент. А сколько частушек и прибауток знали народные исполнительницы! Легкие на подъем, всегда веселые жизнерадостные, бабушки живо отзывались на любые предложения и просьбы, будь-то поехать на гастроли или приготовить угощения для встречи гостей — коллег по искусству.
В январе 1990 года Хасуртайскому ансамблю «Родник» было присвоено звание — «НАРОДНЫЙ». Это звание он гордо носит и по сей день. В марте 1990 года в Хасурте случилось большое несчастье, сгорел клуб. И если демонстрация фильмов, проведение концертов было уже невозможным из-за отсутствия помещения, то творческая жизнь народного ансамбля «Родник» продолжалась. Репетиции проходили в школе, в библиотеке или просто на дому у одного из его участников. Самобытный коллектив с концертами объездил все села Хоринского района. Был он участником VII и VIII Республиканских праздников фольклора в этнографическом музее народов Забайкалья г. Улан-Удэ. Дважды участвовал в телевизионном фестивале «Народное творчество», дважды принимал участие в фестивале семейской песни в селе Новая Брянь.
Тогда-то и началась крепкая долгая дружба Хасуртайского «Родника» с Новобрянским народным ансамблем «Долюшка». В этом большая заслуга учителя истории Новобрянской средней школы Сергея Викторовича Иванова. С его легкой руки многолетняя дружба двух самобытных коллективов продолжается и по сей день несмотря на то, что составы хоров постепенно сменились и обновились. В 1992 году участники ансамбля Филиппова Прасковья Аникановна, Казазаева Анна Абросимовна, Казазаева Анастасия Амосовна, Фадеева Людмила Леонидовна и Иванов Виктор Филиппович были выдвинуты делегатами на I съезд семейских Забайкалья, проходившим в здании Бурятской филармонии в г. Улан-Удэ. За многие десятилетия своего творческого пути ансамбль «Родник» с концертами побывали в Кижингинском, Заиграевском, Тарбагатайском, Бичурском, Прибайкальском районах Республики Бурятия.
Свое 50‑летие «Родник» отмечал второго мая 1994 года. Отпраздновать юбилей и день Святой Пасхи приехали друзья «Родника» гости из Заиграевского района — ансамбли из Новой Бряни, Челутая, Мухор-Талы и Унэгэтэя. На юбилейном торжестве чествовали зачинателей хора: Марфу Антоновну Мартынову, Улинею Филипповну Мартынову и Филимона Нестеровича Солдатова. В местности Горхон, в этот день, были организованы конные скачки. В эти годы директором Хасуртайского Дома Культуры работала Зуенко Вера Борисовна. Время было сложное, безденежное. Чтобы вывезти коллектив на концерт или фестиваль требовался транспорт и горючее. Ей приходилось вести дипломатические беседы с директором совхоза «Хасуртайский» Будуновым Николаем Петровичем, который, в конце концов выделял автобус и бензин. В 1993 году старейшин ансамбля вывозили в г. Улан-Удэ на спектакль в Русский драматический театр им. Бестужева.
В октябре 1996 года ансамбль стал участником Регионального фестиваля старообрядцев Бурятии, Читинской области, Новосибирской области и Республики Коми. Здесь он впервые заявил о себе, как один из немногих одаренных самобытных коллективов. Его заметили в республике. Он стал неизменным участником всех фольклорных фестивалей «Раздайся, карагод!». У себя, в Хасурте, самодеятельные артисты принимали множество гостей. Достаточно сказать, что в октябре 1997 года состоялся выездной концерт участников Регионального фестиваля «Раздайся, карагод!» в село Хасурта. Участники «Родника» встречали гостей из Республики Коми, города Читы, Красночикойского района Читинской области, из села Овсянка Красноярского края, из города Новосибирска.
В дальнейшем, культурой таежного села заинтересовались иностранные туристы. И на протяжении десятка лет Хасурту посетили гости из Америки, Японии, Кореи, Германии, Франции, Великобритании. Японцами, в августе 2001 года, был снят документальный фильм с участием «Родника» о творчестве Л. Н. Толстого. Творческим достижением коллектива стали съемки фильма о Хасурте в двух частях в рубрике «Родник тепла», снятый главным режиссером БГТРК Хамагановой Татьяной Бальжинимаевной в феврале 2004 года. В это время в хор пришли Руденко Виталий Викторович и Казазаев Илья Сергеевич. Виталий Руденко, обладающий исключительным слухом и хорошим голосом, в дуэте с Виктором Ивановым, прекрасно исполнял старинные рекрутские песни. Кроме того, в те годы он руководил вокально-инструментальным ансамблем. Илья Сергеевич на протяжении многих лет стал незаменимым гармонистом в коллективе. Благодаря его неуемному характеру, запасу большой энергии и творческих задумок, многое было сделано для ансамбля, в плане организационной работы по приему гостей, технической части в подготовке праздников и концертов.
Сохранить самобытную певческую культуру
Постепенно стали уходить из состава самые старейшие участники, которым было по 75–80 лет. В данное время средний возраст участников — 50 лет. За эти годы в ансамбль влились Иванова Наталья Владимировна, Бурдуковская Анна Леонидовна, Бадмаева Антонида Георгиевна. Коллектив не потерял свой былой исполнительский уровень, а наоборот стал более уверенно и мастерски преподносить свое искусство зрителю. Голос Анны Леонидовны Бурдуковской — основной «выводящий» в коллективе, без чего не мыслим семейский распев. Она так же является самобытным поэтом, пишет красивые лирические стихи. Посвятила она Оду и своему любимому «Роднику».
Зрительской симпатией пользуется солистка ансамбля Анастасия Амосовна Казазаева. Когда-то, в 1970‑х годах, она сама была руководителем хора. Поменяв работу, осталась верна своему увлечению, так и осталась солисткой ансамбля.
У нее тонкий юмор и творческое воображение. Она сочиняет различные сценки и интермедии и в перерыве между песнями сама исполняет их перед зрителями (сценки «Матрена», «Дед в Москве побывал» и т. д.). Поистине народным талантом обладает Казазаева Нина Филипповна. У нее природный слух и безграничная любовь к народной песни. Она и песню может начать, и женщинам кички повязать, и народное словце с прибауткой сказать. Главным режиссером и ведущей коллектива является Фадеева Людмила Леонидовна. На ее счету бесконечное множество проведенных мероприятий местного, районного и республиканского уровня, концертов, встреч, праздников, совещаний. Она и сценарист, режиссер, постановщик различных юбилеев, культурных мероприятий.
В последнее время коллектив особое внимание уделяет исполнению духовных старообрядческих стихов. Для этого ведется большая поисковая работа по выявлению еще сохранившихся элементов этого ценного пласта древнерусской культуры. Руководитель ансамбля Иванов В. Ф. держит постоянную тесную связь с духовным центром старообрядчества города Москвы, которые делятся литературой, сборниками, компакт-дисками духовного пения. Под стать исполнению данных номеров имеются и костюмы — традиционная молельная одежда старообрядцев: сарафаны, платы, мужские халаты, лестовки (четки), подручники. Особый эффект исполнению духовного песнопения придают горящие восковые свечи. Светские же народные песни коллектив исполняет в традиционном костюме семейских Забайкалья. Но эти костюмы не сценические, которые пошиты специально для концертов, а подлинные народные, доставшиеся по наследству от дедушек и бабушек, которым 100–150 лет. Участники ансамбля предпочитают сарафаны из яркого старинного кашемира. Кички повязываются традиционно только из старинных репсовых жаккардовых шалей — атласов. Для каждой женщины-участницы имеется по 4 нитки старинных янтарных бус. Для полного комплекта костюмов, в 2007 году в Монголию был сделан заказ на пошив традиционной мягкой кожаной обуви — ичигов. Для выступлений на открытом свежем воздухе в холодное время года пошита верхняя традиционная одежда из парчи и шелка: поддевки и курмушки.
В 2021 году, при переезде Иванова В. Ф. на жительство из Хасурты в Улан-Удэ, встал вопрос существования самобытного народного коллектива. Активных участников ансамбля в селе осталось всего три человека. Чтобы сохранить творческий коллектив, который считается гордостью не только Хасурты, но и всего Хоринского района, да и всей республики, созданный в тяжелейшее для страны время войны, решили привлечь своих земляков-хасуртайцев, проживающих в городе Улан-Удэ. На призыв охотно откликнулись Черных (Мартынова) Антонина Лаврентьевна с сыном Симоновым Игорем Васильевичем, который виртуозно владеет игрой на баяне. В ансамбль пришли сестры Серпионовы, внучки основательницы хора Серпионовой Зинаиды Парфеновны: Округина Вера Васильевна и Суслопарова Зинаида Васильевна. Так, выходя из положения, самодеятельные артисты-земляки съезжаются вместе и стараются принимать активное участие во всех концертах и праздниках, стараясь сохранить благородный начин своих предков, трепетно сохранить свою богатую певческую культуру.
Хасуртайский семейский народный ансамбль «Родник» в постоянном творческом поиске, продолжая активно участвовать во всех культурных мероприятиях района и республики, занимая достойные мест. «Если тебя неудача постигла, если не в силах развеять тоску, осенью мягкой, осенью тихой выйди скорей к моему «Роднику», — поет руководитель ансамбля В. Ф. Иванов, заслуженный работник культуры РБ. Вот уже и 80 стукнуло со дня образования ансамбля, а чистый многоголосьем своим «Родник» продолжает радовать нас своим самобытным исполнением и нет такого человека, кого бы не затронуло его пение, то, что льется из сердца от всей души.
В разные годы коллективом руководили: Вахрушева Валентина Анемподистовна (1946–1948 гг.), Вахрушева Александра Сергеевна (1948–1969 г г.), Силантьева Любовь Прокопьевна (1970‑е годы), Ерофеева Анастасия Амосовна (1980–1982 гг.), Субботина Светлана Сергеевна (1983–1986 г г.), Китаева Надежда Александровна (1987–1988 гг.), Уретя-Мурзина Татьяна Ивановна (1989–1993 г г.), Кожевникова Оксана Васильевна (1995–2000 г г.). С 2000 года руководитель коллектива «Заслуженный работник культуры РБ» Иванов Виктор Филиппович.