Главным событием нынешнего лета в Бурятии стал II международный форум «Традиционный буддизм и вызовы современности». Это огромная честь и ответственность — принимать буддистов всего мира у нас на Родине. Было много всего интересного. Мы попытались обозначить главные вопросы, которые представители разных школ и течений буддизма обсуждали, чтобы найти ответы на глобальные вызовы современности и духовный выбор.
По зову сердца
Несмотря на внешнеполитическое давление, которое оказывается сейчас на Россию, Бурятия успешно организовала и провела уже второй международный форум «Традиционный буддизм и вызовы современности», в котором приняли участие представители 22 российских регионов и делегации 15 стран, включая Китай, Японию, Индию, Лаос, Монголию, Бангладеш, Белоруссию, Бразилию, Бутан, Вьетнам, Камбоджу, Мьянму, Непал, Таиланд и Шри-Ланку. Общее число участников составило 1,8 тысяч, при этом более 3000 посетило форум в качестве гостей. По всем показателям мероприятие превзошло прошлогодний почти в три раза, а Бурятия по праву приобрела статус открытой и гостеприимной площадки для духовного общения между людьми разных культур.
Одной из ключевых особенностей форума стало то, что он собрал на одной платформе политиков, общественных деятелей, религиозных лидеров и представителей науки. Подобное разнообразие способствует развитию научного, образовательного и культурного сотрудничества между буддийскими организациями разных стран. «На протяжении длительного времени своего существования и развития буддизм обеспечивал мирное взаимодействие и взаимообогащение с традиционными обществами. И эти качества приобретают особую значимость в III тысячелетии, когда буддизм дает достойный ответ на вызовы современности и успешно взаимодействует с современными социальными институтами, наукой, философией и предлагает универсальную нравственную основу взаимопонимания и сотрудничества. Учение Будды направляет нас на поиск истины, выход из сансары, осознание и видение вещей такими, какими они являются», — сказал в своем приветствии Глава Бурятии.
По словам заместителя главы Буддийской традиционной Сангхи России Дид Хамбо ламы Дагбы Очирова, каждый, кто прибыл на форум, сделал это по зову сердца. «Участники форума приехали в Бурятию, чтобы поделиться своим опытом и знаниями, а также принять участие в обсуждениях учений Будды, направленных на благо нашего многополярного современного мироустройства. Этим самым вы внесли огромное благословение во всеобщее дело служению во благо человечества», — сказал Дид Хамбо лама Дагба Очиров.
Буддизм — для сохранения окружающей среды
«Опыт азиатских, буддийских стран сейчас, как никогда, должен быть востребован в части решения экологических вопросов», — считает доктор философских наук, главный научный сотрудник Института монголоведения, буддологии тибетологии СО РАН Сергей Лепехов. Иностранные делегаты форума поделились опытом борьбы с загрязнением окружающей среды. «В дискуссионной панели на тему экологии приняли участие ученые и буддисты из Мьянмы, где, в общем-то, накоплен очень интересный опыт. Это чисто буддийская страна и поэтому всё, что там делается в области охраны окружающей среды и даже в области экономики, эти все вещи связаны. Мы не можем отдельно охранять окружающую среду, но при этом никак не изменять своё поведение и отношение. Поэтому целые страны, такие как Мьянма, продолжают жить по тем правилам, которые были установлены буддистами, и поэтому они достигли впечатляющих успехов в этой области. У нас, в Бурятии, тоже есть такие традиции буддийского отношения к окружающему миру, — отметил он.
Ученый подчеркнул, что если к Байкалу относиться не только как к туристическому объекту, а через призму буддийской философии, считая его священным местом, то антропогенную нагрузку на него можно снизить в разы. «Мы, конечно, приветствуем, чтобы как можно больше людей посещали Байкал, отдыхали здесь, но дело в том, что он издревле у нас, в Бурятии, воспринимался, прежде всего, как святыня. И к нему соответствующе относились, как к святому месту: где и как надо вести себя. Конечно, люди, которые привыкли и смотрят на Священное озеро только как на место отдыха, этого часто, к сожалению, не понимают. И после такого отдыха нам приходится постоянно Байкал очищать. Поэтому, я считаю, такие мероприятия, как наш буддийский форум, должны помочь нам повысить культуру поведения, культуру производства. Буддисты никогда не отделяли себя от природы и всегда стремились к гармонии и целостности с ней. И поэтому традиции буддизма в этом плане очень богаты, очень плодотворны. И там, где он долгое время существовал, биологическое разнообразие сохранилось в гораздо лучшей степени, чем в других частях мира. Это, безусловно, результат положительного влияния буддизма на сохранение окружающей среды. Поэтому есть все основания считать, что опыт азиатских стран, буддийских стран, сейчас, как никогда, должен быть востребован, — подчеркнул ученый.
«Мы пришли к общему мнению в отношении того, что человечество должно выработать ответственную экологическую этику. Моральный упадок человека, вызванный жадностью, ненавистью и невежеством, ускоряет деградацию окружающей среды, в то время как моральное возрождение может привести к улучшению условий. Буддизм предлагает глубокий взгляд на экологическую этику, подчеркивая неагрессивный, сострадательный и устойчивый подход к природе. Использование полезного тысячелетнего опыта буддизма в этой области могло бы быть поддержано учреждением международной организации, продвигающей подходы буддизма в реальных сферах, способствующих образованию нового ненасильственного мирового порядка», — огласил резолюцию на секции «Буддизм и экология» буддолог, доктор философских наук Сергей Лепехов.
Правительства могут способствовать достижению экологического равновесия через разработку строгих экологических стандартов, поощрение использования возобновляемых источников энергии, а также поддержку проектов по охране природы и распространению экологического образования. «Буддизм дает ценные идеи о развитии устойчивых этичных отношений с природой. Придя к принципу отказа от жадности, ненависти, заблуждения, а также воспитывая глубокое уважение ко всем формам жизни, человечество сможет решить экологические проблемы, с которыми оно сталкивается, и двигаться к более гармоничному миру природы. Рекомендовано всемирно распространить полезный опыт экологического образования, и продолжить обсуждение экологической проблематики на международных конференциях, — подчеркивается в резолюции.
Главное — экологическое воспитание
В этом убеждена министр природных ресурсов и экологии Республики Бурятия Наталья Николаевна Тумуреева. Она напомнила всем присутствующим, что взаимосвязь буддийских традиций и охраны природы была крепкой испокон веков на территории этнической Бурятии. И огромную роль здесь играют традиции и экологическое воспитание. «В Бурятии, где буддизм является одной из основных религиозных традиций, существует тесная связь между охраной природы и духовными ценностями. В буддизме природа считается священной, а все живые существа — равными. Это значит, что человек не должен причинять вред природе. Забота об окружающей среде — важная часть буддийской практики. Наше Министерство природы активно поддерживает инициативы по сохранению окружающей среды, которые основаны на принципах буддизма — уважение к природе, стремление к гармонии с окружающим миром. Именно связь охраны природы и традиций буддизма стали важным фактором устойчивого развития региона. Сотрудничество между органами власти, организациями, местными жителями способствуют укреплению духовных ценностей и практическому применению принципов уважения к природе в повседневной жизни», — подчеркнула в своем докладе она.
Мы не можем охранять окружающую среду, никак не меняя своё поведение и отношение к природе. Поэтому самым важным на сегодняшний момент является экологическое воспитание и просвещение в деле охраны природы — именно это формирует у людей ответственное отношение к природе и понимание ее ценности. Любовь к природе и забота о ней — вот, что с детских лет надо прививать детям, чтобы в дальнейшем их сформированное мировоззрение, как кодекс чести, не смог никоим шагом навредить природе.
«Экологическое воспитание и просвещение формировать у людей экологическую культуру, которая помогает достижению экологического равновесия. Важно помнить, что каждый из нас несет ответственность за окружающую природную среду. Люди должны понимать, как их повседневные действия влияют на окружающую среду, и быть готовыми изменить свои привычки в пользу экологически более устойчивого образа жизни. Правительство способствует достижению экологического равновесия через разработку строгих экологических стандартов, поощрение использования возобновляемых источников энергии, а также поддержку проектов по охране природы. В целях снижения воздействия на окружающую среду правительством продолжается работа по использованию возобновляемых источников энергии (ВИЭ). Использование ВИЭ эффективно, поскольку они могут обеспечить бесперебойную подачу электроэнергии без использования природных ресурсов. ВИЭ позволяет снизить выбросы в атмосферный воздух, а также снижается потребность в топливе. Согласно информации Министерства по развитию транспорта, энергетики и дорожного хозяйства Республики Бурятия в 2023 году 11 крестьянско-фермерских хозяйств воспользовались государственной поддержкой для компенсации части затрат на приобретение автономных гибридных электроустановок. Всего введены в эксплуатацию 50 установок. Ведется работа по популяризации установки солнечных панелей в частных домовладениях. Правительством Республики Бурятия проводятся мероприятия по строительству электрозаправочных станций. В г. Улан-Удэ эксплуатируются 20 электрозаправочных станций. Бизнес-сектор также играет важную роль, инвестируя в экологически чистые технологии, улучшая энергоэффективность и уменьшая экологический след своей деятельности», — рассказала Наталья Николаевна, добавив, что одно Министерство природных ресурсов не в силах заботиться о природе. Только объединив все усилия, можно достичь экологического равновесия и обеспечить сохранение природы для будущих поколений. И традиции буддизма здесь нам в помощь.
Туризм — средство духовного обогащения
В дискуссионной панели «Ценности буддийской и национальной культуры как драйвер развития туризма и индустрии гостеприимства» приняли участие многие известные в России и республике люди, среди которых российский скульптор Даши Намдаков, директор по креативной экономике АСИ Екатерина Черкес-заде, директор департамента международного сотрудничества Министерства по делам культов и религий Королевства Камбоджа Кхантейметхеа Кео, литературовед и историк искусства из Шри-Ланки Сенасингхе Ранджана Девамитра и т. д. Обсуждение было максимально ориентировано на практику, в зале было много коллег из туристического бизнеса. Участники предложили проработать с буддийскими регионами России вопрос создания межрегионального туристического маршрута «Алтан гороо», с перспективой расширения на буддийские страны: Монголия, Китай, Таиланд, Непал, Индия, Шри-Ланка.
«Первоначально дискуссионная площадка задумывалась, как секция, связанная с паломническим туризмом. Но в процессе подготовки было принято решение ее расширить, так как туризм может в себя включать разные направления, начиная с музеев и медицины, заканчивая местами поклонения, — поделилась впечатлениями Намсараева Алла, руководитель пресс-службы Иволгинского дацана, автор и ведущая программы «Буддийская среда». — На дискуссионной площадке выступил известный скульптор Даши Намдаков. Он рассказал, как в его семье с самого детства прививали любовь к творчеству. Заслуженный художник России подчеркнул, что «в искусстве нельзя терять корней». Он сам родился в маленьком бурятском селе, черпая вдохновение из детства. Именно любовь к своей семье, родной земле привело к тому, что он построил на малой родине лент-парк «Тужи». Это уникальная территория для отдыха и просвещения с современным взглядом на степное искусство. Помимо погружения в мир искусства парк «Тужи» предлагает комфортное пространство для проживания, обучения и проведения мероприятий. На территории расположены: летняя веранда, беседка-ротонда, мастерские, культурный центр.
Директор по креативной экономике АСИ Екатерина Черкес-заде отметила, что к любому виду туризма необходимо подходить креативно. Именно креативность стала одним из главных трендов, который предложило Агентство стратегических инициатив и поддержал Президент России Владимир Путин. Необходимо использовать «мягкую силу» продуктов креативных индустрий: они влияют на привлекательность регионов и страны в целом — от туризма до прямых международных инвестиций. Например, «Мечталет» из Хабаровска продает свои анимационные проекты в Японию и Китай, а феномен якутского кино был замечен на фестивалях в Южной Корее, а уже сегодня представляют свои кинопродукты на Московском кинофестивале».
Министр туризма Бурятии Алдар Доржиев рассказал, что сегодня каждый регион страны ищет свою нишу, свои естественные факторы, которые сделают его уникальным и привлекательным для туристов. Для Бурятии помимо невероятной природы и Байкала таким элементом становится буддийская культура, интерес к которой возрастает. К тому же стоит расширять и объединять туристические программы. Например, турист, приезжая в Бурятию, может одновременно заняться паломническим, сельским, экскурсионным и даже экологическим туризмом. На дискуссионной площадке также обсудили так называемые «места силы», которые необходимо развивать. Успешные примеры такого туристического направления есть у Камбоджи и Китая.
Участникам туристической секции рассказали о буддийских святынях России. На сегодня их официально пять. Первой святыней была признана статуя Будды Шакьямуни, которая известна, как Сандаловый Будда или Сандаловый Владыка — на бурятском языке Зандан Жуу. Культурную и религиозную ценность мирового уровня несет в себе Атлас Тибетской Медицины. Третьей святыней было признано Драгоценное Нетленное тело Пандито Хамбо Ламы Этигэлова. В 2023 году Буддийской традиционной Сангхой России утверждены еще две святыни. Одна из них — историческая золотая ступа с прахом Будды Шакьямуни. Эта ступа была поднесена Анинскому дацану императором Николаем II, а передали ее Агван Доржиев и Петр Бадмаев. Предполагается, что ступу привез в Россию в период с 1894 по 1903 гг. наставник по философии и диспутам Далай Ламы XIII, известный лама Агван Доржиев, причем ступа была подарком Далай Ламы Николаю II. Пятой святыней стала открытая в 2022 году рукотворная статуя Бодхисаттвы милосердия и сострадания Арья Баала (Авалокитешвара) высотой 41 метр близ Санагинского дацана в Закаменском районе Бурятии. Статуя располагается на склоне горы на территории Парка религиозно-познавательного туризма «Арья Баала».
Бурятский общественник, предприниматель Эрдэни Дымчиков рассказал о своем проекте «Ехэ гороо» — первого в России паломнического тура, включающего в себя сразу 21 экскурсию по дацанам и святым местам Бурятии. Уникальность необычного туристического маршрута состоит в том, что паломникам или обычным туристам расскажут не только о достопримечательностях конкретного места, но и преподадут азы истории и философии буддизма. Каждому прошедшему весь цикл экскурсий дадут специальную грамоту, свидетельствующую, что человек прошел «Ехэ гороо». Основная трудность заключается в том, что прохождение «Ехэ Гороо» — процесс не быстрый. За один раз преодолеть многодневные туры, длительные 500–800‑километровые поездки, невозможно. Процесс может затянуться даже на год и более. Поэтому есть более упрощенная версия проекта — «Алтын гороо» (в переводе с бурятского «Золотой путь»). В рамках этого тура можно посетить самые основные и знаковые места республики — это порядка 10 святых мест. Немаловажно, что оба проекта будут существовать в круглогодичном формате. Программа тура предусматривает варианты для разных бюджетов с различным уровнем комфорта. Эрдэни Дымчиков утверждает, что посещение таких мест дает благодать не только верующим, но и абсолютно всем путешественникам. По его словам, посещение сильных, энергетически заряженных мест обязательно отразится на судьбе и ваших повседневных делах. Но почему выбрано 21 место? Как отмечает автор проекта 21 — священное число в буддизме.
Участники панельной дискуссии заинтересовались данным проектом, считая его интересным в плане реализации. Однако попросили расширить количество мест для посещения, включив в список Москву, где планируется строительство буддийского храма, а также другие регионы страны, где исповедуют буддизм.
На секции особо подчеркнули, что туризм, связанный с буддизмом, не обязательно должен быть направлен только на верующих. Для многих он может стать познавательно-светским форматом. В последние годы наблюдается растущий интерес к буддийскому туризму, и это связано с тем, что множество людей ищут способы уйти от повседневной суеты и стресса. Посещение буддийских мест не только обогащает внутренний мир, но и предоставляет возможность для личного роста и саморефлексии. Такой туризм способствует межкультурному диалогу. Люди из разных регионов и стран могут объединяться вокруг общих интересов, обмениваться опытом и взглядами на жизнь. Таким образом, буддизм, как туристическое направление, становится не просто средством духовного обогащения, но и полноценным культурным опытом, доступным каждому желающему, вне зависимости от религиозной принадлежности. Это открывает новые горизонты для туристов и способствует развитию более глубокого и осмысленного понимания человечества и его многообразия.
Бурятия признана центром традиционной медицины
Такое решение было принято и закреплено итоговой резолюцией буддийского форума. И это справедливо, ведь Республика Бурятия — единственный регион в России, где методы лечения традиционной медицины используются давно и эффективно. Кандидат медицинских наук, генеральный директор союза «Здоровье здоровых» Сергей Чудаков отметил, что Бурятия — это огромный центр компетенций в плане традиционной медицины, который вполне может двигаться в другие регионы России. Он отметил, что на форуме была подписана долгосрочная дорожная карта до 2035 года, и он является её соисполнителем по направлению превентивной медицины. Так же была прописана дальнейшая стратегия движения традиционной медицины. У Бурятии есть уникальная возможность, поскольку традиционная тибетская медицина в республике, по сравнению с другими регионами, наиболее распространена и развита.
Кроме того, по мнению учёного, необходимо изучить наследие предков в сфере 4П-медицины (предсказательное, превентивное, персонализированное, партнерское) и адаптировать их знания к современным условиям. Врачи традиционной восточной медицины полагаются в своей деятельности на определение конституциональной предрасположенности к заболеваниям, они не сделают одни и те же назначения людям разных конституций организма. Это просто исключено.
В настоящее время одной из важных задач является сосредоточение всех имеющихся ресурсов на повышении здоровья работающего населения, а его очень мало, всего 20% от общего числа. Стоит отметить, что впервые такая практика по сбережению здоровья граждан была предложена еще в советские времена и широко реализовывалась благодаря работающей санаторно-курортной системе.
Все участники форума сошлись на том, что традиционная медицина имеет огромный потенциал в поддержании здоровья здоровых людей и активного долголетия. Веками накопленные знания и опыт предков были бережно сохранены в традиционной медицине.
Буддийский форум получился разноплановым и очень насыщенным, но главное он показал нам всем важность сохранения своей уникальности при одновременном стремлении к единству с другими людьми в достижении общих целей и задач, которые сегодня волнуют общество. Уважая различия друг друга, мы можем создавать более гармоничный мир, основанный на взаимопонимании и сотрудничестве. При этом форум подчеркнул значимость Бурятии, как центра духовного общения на международном уровне. Благодаря этому мероприятию республика смогла продемонстрировать свою уникальность не только через природное богатство и культурное наследие, но и через активное участие в глобальном диалоге о духовности.
Буддийский форум стал ярким примером того, как вера может служить основой для объединения людей разных национальностей и культур в стремлении к гармонии и взаимопониманию. Участники отмечают, что только открытое общение помогает разрушить стереотипы и предрассудки, способствуя взаимопониманию и укрепляя международные связи.
Министр (Образование и всеобщее благополучие) Посольства Республики Индии в Российской Федерации Винай Кумар: Международный буддийский форум будет способствовать развитию диалога, и внесет свой вклад в распространение буддийского учения по всему миру.
Заместитель председателя Китайской буддийской ассоциации, настоятель храма Юнхэгун (г. Пекин) ХУ Сюэфэн: Мы должны стремиться к общей гармонии в мире. Мы все разные, но должны помнить заветы Будды Шакьямуни, который говорил, что мы должны ко всем относится одинаково. Все мы, общаясь сейчас здесь, надеемся, что в будущем мы сможем лучше узнать культуру других стран. И это будет благоприятно и для развития мира во всем мире, и для развития учения. Бурятия — это традиционно буддийская земля. И сейчас здесь развивается современный буддизм, а в Иволгинском дацане активно развивается буддийская наука. Проникновение буддизма в Россию началось как раз с этой земли. В частности, здесь в дацане лама Этигэлов незримо благословляет нас своим присутствием. Мы понимаем, что нам необходимо, будучи деятелями буддизма, исправлять свои поступки, совершенствовать себя и стремиться к гармонии во всем мире. Мы несколько дней обсуждаем традиционные концепции буддизма, связанные с терпимостью, непротивлением, возможностью принимать все. Нам необходимо учиться друг у друга.
Директор Центра исследований политических элит Института международных исследований МГИМО (У) МИД РФ, президент Российской ассоциации по связям с общественностью Евгений Минченко: Буддийский форум — действительно одно из самых ярких внешнеполитических событий этого года. Потому что, с одной стороны, он объединил страны, которые практически все не присоединились к режиму санкций против России. Во-вторых, это действительно площадка диалога, которая делает ставку на обсуждение фундаментальных вопросов развития человечества, экологии. Причем экологии не только в смысле природы, но и экологии в смысле отношений между людьми. И в этом смысле буддизм, который опирается на такие постулаты, как очищение сознания от иллюзий, сострадание и доброжелательность по отношению ко всем живым существам, на мой взгляд, очень актуальная сегодня идеология в мире. В мире, в котором существуют ситуации больших когнитивных искажений и большого уровня агрессии и ненависти. От чего, конечно же, надо уходить.