Вторник 11 февраля 2025
11 февраля 2025
Глава Бурятии Алексей Цыденов провел встречу с жителями района. Их интересовали вопросы качества...
10 февраля 2025
В новом спортивном учреждении находятся две ледовые арены: большая – 30×60 метров и малая – 20×40...
8 февраля 2025
Уважаемые ученые Бурятии! Издательский дом «ЭКОС» поздравляет Вас с Днем российской науки! Это...
7 февраля 2025
В пятницу, 7 февраля, прошла вторая в этом году встреча журналистов в пресс-клубе Бурятии «Прямо...

На этот вопрос пытались найти ответ ученые из России и стран ближнего зарубежья, посетившие Бурятию

В этом году одна из крупнейших железных дорог мира — Байкало-­Амурская магистраль — отмечает полувековой юбилей. Путь БАМа в буквальном и переносном смысле был долгий и сложный, со своими взлетами и падениями. О роли сибирской транспортной артерии в современной стратегии развития российского дальневосточного региона, повышении значимости Восточного полигона и об особенностях сельскохозяйственного производства в зоне строительства магистрали говорили на Международной научно-­практической конференции «Географические и эколого-­экономические проблемы трансграничного сотрудничества в новых геополитических условиях», организатором которого выступил Байкальский институт природопользования СО РАН при поддержке Сибирского отделения Российской академии наук и Русского географического общества.

От Байкала до Амура

Значение БАМа, как двигателя развития российской дальневосточной инфраструктуры, невозможно переоценить. Магистраль поистине считается грандиозным явлением не только в российской, но и в мировой истории. В первую очередь из-за расстояния. Протяженность железнодорожной дороги впечатляет — это более четырех тысяч километров, часть которых проходила через непроходимые болота, тайгу, скалы и по вечной мерзлоте. При этом, отметим, что первые упоминания о строительстве железной дороги в этих отдаленных местах относятся к концу XIX века.

В июле-сентябре 1889 года полковник генерального штаба царской России Н.А. Волошинов и инженер И.И. Прохаско преодолели с небольшим отрядом тысячекилометровое пространство от Усть-­Кута до Муи — как раз по тем местам, где сейчас пролегла трасса БАМа. Именно Волошинов говорил в сердцах: «Триста лет назад мы получили Сибирь в наследство от наших предков, но до сих пор не знаем, что нам досталось. Давно пора бы разобраться в отцовском сундуке, хотя бы для того, чтобы избавиться от несбыточных иллюзий или фантастических проектов. Эти проекты вредны именно тем, что тормозят выполнение настоящего и существенно необходимого». Летом 1889 года они проводили глазомерную съёмку и обследования на маршрутах от р. Ангары через Байкальский и Северо-­Муйский хребты в долину р. Муи и от берегов Муи до р. Витим и пришли к выводу: «…проведение линии по этому направлению оказывается, безусловно, невозможным в силу одних технических затруднений, не говоря уже о других соображениях». Волошинов не был пессимистом, но он осознавал: ни техники, ни средств для выполнения грандиозных работ у России на тот момент не было. Изыскатели, учитывая сложные физико-­географические условия и слаборазвитую экономику, сделали вывод о громадных трудностях и непомерных расходах при прокладке дороги. Был выбран южный вариант трассы в районе оз. Байкал.

В 1906–1907 годах, сразу после Русско-­японской вой­ны, показавшей, что восточные границы империи не так надежны, как казалось, государство вернулось к идее строительства железной дороги по северу. В эти годы на огромной сибирской территории значимую работу проделали первопроходцы: изыскатели, геодезисты, топографы, геологи и географы, землепроходцы. Предложение о проектировании и строительстве в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке второй железнодорожной магистрали с выходом к Тихому океану было разработано и направлено в ЦК ВКП(б) и Совет Народных Комиссаров СССР в 1930 году дальневосточными краевыми организациями. Трассу предлагалось проложить от станции западнее Байкала через северную оконечность озера по направлению к Советской гавани. В этом документе, учитывавшем предварительные разработки как иркутских, так и хабаровских проектировщиков, будущая железная дорога была названа Байкало-­Амурской магистралью. Таким образом, аббревиатура БАМ впервые появилась в 1932 году, а несколько месяцев спустя на карте обозначилась станция БАМ Транссибирской железной дороги. К этому следует добавить, что само постановление СНК СССР «О строительстве Байкало-­Амурской железной дороги», по которому были развернуты проектно-­изыскательские работы, приняли еще раньше — 13 апреля 1932 года.

В последующие годы стройка то начиналась, то вновь останавливалась. В стране наступили тяжелые времена — испытания вой­ной, послевоенное восстановление. И только в начале 70‑х годов БАМ вновь стал приоритетом для СССР. На геологической карте Бурятии оставался белым пятном участок от Верхней Ангары до Муякана, куда входил Ангараканский перевал. Вот сюда и были направлены основные силы разведчиков недр. Начиная с 1972 года, Витимская поисково-­разведочная партия Багдаринской экспедиции Бурятского геологического управления по подрядным договорам с Сибирским государственным институтом проектирования транспорта («Сибгипротранс») выполнила большой объем колонкового бурения и проводила геологические, гидрогеологические, геофизические наблюдения на Ангараканском перевале Северо-­Муйского хребта.

Легендарная стройка объединила для решения общегосударственных задач лучших людей со всей страны — строителей, комсомольцев, студентов и военнослужащих. Многие из них остались на этих землях, создали семьи, воспитали детей и внуков. Другие же покинули БАМ, но в их архивах до сих пор хранятся воспоминания о бамовской юности, полные как трудностей, так и гордости. Благодаря их труду были открыты новые горизонты для развития Сибири и Дальнего Востока — возведены километры стальных дорог, мосты и тоннели, технические сооружения. БАМ дал жизнь новым городам и поселкам, железнодорожным станциям, стал местом рождения смелых идей и замыслов.

История продолжается

На научно-­практической конференции выступила Т.А. Адашова с докладом «БАМ в современной стратегии развития российского дальневосточного региона». В своем исследовании она отметила, что, несмотря на предпринимаемые усилия, значимость БАМа для современной России пока остается скромной. Это связано с недостаточным развитием транспортной и социальной инфраструктур, а также с депопуляцией при общем низком показателе численности проживающего там населения. На Дальнем Востоке, что составляет более 40% территории России, живет всего около 8 млн человек (5,3% населения РФ). При этом сохраняется очень тревожная динамика сокращения численности населения: в современных границах по сравнению с 1990 годом на 21,1%, в то время как по стране — на 0,8%.

Новая попытка «оживить» грандиозный советский проект была предпринята в 2013 году. Президент РФ Владимир Путин в своем ежегодном послании заявил, что «опережающее развитие Дальнего Востока — это наш абсолютный приоритет на весь XXI век, общая ответственность и работа Правительства, регионов, крупнейших отечественных компаний как с государственным участием, так и абсолютно частных». С этого времени стала проводиться масштабная работа: формироваться и усовершенствоваться логистические, торговые и финансовые механизмы, расширяться география присутствия в различных азиатских международных форматах и многое другое. Россия приступила к политике «разворота на Восток», которая направлена на укрепление связей с Китаем и странами АСЕАН.

В своем докладе Т.А. Адашова подчеркивает, что опыт геополитического «разворота» далеко не единичный случай в истории страны. В советское время, для укрепления позиций в Азии, целенаправленно строились промышленные, социальные предприятия и многое другое. Вот и сегодня, в период новой попытки пере­ориентации страны на Восток, для ДФО и СФО появилась возможность заявить о себе, использовать свои ресурсы, в том числе усовершенствовать имеющуюся социально-­экономическую инфраструктуру, создать более комфортные условия для проживания там населения. «Именно поэтому в современных условиях совершенно очевидна необходимость модернизации транспортной системы российского Дальнего Востока. С одной стороны — это мощный импульс для вовлечения в экономику региона обширных территорий, прилегающих к железнодорожным магистралям, с другой — важнейший канал для наращивания грузоперевозок в Азию», — рассказала автор исследования.

Ключевую роль в развитии логистического коридора играет ОАО «Российские железные дороги». Компания реализует глобальный проект под названием «Восточный полигон», задача которого модернизировать БАМ и Транссиб для увеличения пропускной способности железнодорожной сети с 75 до 130 млн. тонн. При этом пристальное внимание уделяется реконструкции и строительству второго пути БАМа — проект БАМ‑2.

Разворот на Восток

Подробно о значимости Восточного полигона рассказала Н.М. Сысоева, представив на конференции доклад «От БАМа до Восточного полигона — транзит или развитие территории». Первый этап модернизации БАМа и Транссиба, согласно проекту «Восточный полигон», завершился в 2021 году. Были построены: новый Байкальский тоннель на перегоне Дельбичинда — Дабан, мостовой переход через реку Зея, электрифицирован последний участок до границы с Китаем железной дороги Борзя — Забайкальск. Второй этап запланировано реализовать до конца 2024 года, с увеличением провозной способности до 180 млн тонн. Третий этап модернизации должен обес­печить провозную способность до 210 млн т грузов к 2030 году. Общая протяженность путей составляет 14,1 тыс. км, площадь территории — 1,4 млн км².

«Введение санкций и закрытие западных рынков для российской продукции повысило значимость данного проекта, поскольку значительная часть грузов из Европейской части России была переориентирована на страны АТР. Однако ограниченная способность железнодорожного транспорта не может удовлетворить все запросы на доставку грузов в дальневосточные порты», — отметил автор исследования.

Между тем, Н.М. Сысоева подчеркивает, что в связи с повышением значимости восточного направления экспортных поставок в последние два года из общего внимания выпала вторая сторона задачи модернизации железнодорожной инфраструктуры — развитие самой территории, повышение внутренней интеграции для роста местного производства и повышения качества жизни населения регионов Восточного полигона. «В свое время возобновление строительства БАМа в начале 1970‑х годов должна была дать импульс дальнейшему освоению и продвижению на восток новых промышленных предприятий. Академическая и прикладная наука разрабатывала проекты создания новых территориально-­производственных комплексов, которые должны были вовлечь в экономический оборот минеральные и растительные ресурсы вдоль новой магистрали. Полоса вдоль БАМа должна была осваиваться и обживаться по примеру послевоенного строительства новых производственных комплексов в Восточной Сибири. Наиболее разработанным и близким к реализации был проект Верхнеленского ТПК на базе комплексного освоения лесных, нефтегазовых, минерально-­сырьевых ресурсов. Здесь планировалось строительство предприятий лесной, дерево­обрабатывающей, целлюлозно-­бумажной, микробиологической, нефтегазодобывающей, горнодобывающей и других отраслей промышленности, развития сельского хозяйства и внутренней транспортной инфраструктуры. Но к настоящему времени загрузку Байкало-­Амурской магистрали обеспечивает в достаточном объеме только Нерюнгринский угольный бассейн в Якутии», — рассказывает автор.

Со сменой экономической модели и переходом на рыночные отношения в стране после первоначальных шоков сокращения производства вопросы развития зоны БАМа вновь поднимались и в 1999 году. Государственной Думой РФ был подготовлен законопроект «Об Особой экономической зоне в районе Байкало-­Амурской магистрали». Целью создания такой Зоны было сохранение и развитие производительных сил на основе освоения природных ресурсов и социально-­экономическое развитие субъектов РФ, на которых расположена зона БАМа, с привлечением российских и зарубежных инвестиций. Зона должна была включать отдельно расположенные, отграниченные участки территории в пределах четырехсоткилометрового коридора вдоль трассы БАМа. Закон не был принят, и идея о государственном стимулировании экономического развития прилегающей к БАМу полосы постепенно ушла из повестки дня, так же как и задачи нового освоения восточных территорий.

В настоящее время динамика экономических показателей в регионах, на территории которых располагается Восточный полигон, характеризуется устойчивым ростом валового регионального продукта и инвестиций. Однако наиболее универсальным критерием экономического благополучия региона считается показатель численности населения, реализующего экономический потенциал территории и миграционного баланса, показывающего отношение населения к уровню и качеству жизни в регионе. Прирост населения за последнее десятилетие сохранился только в Республиках Саха (Якутия) и Бурятия. Но уже в 2021 и 2022 годах Бурятия показала отрицательное значение естественного прироста, что при высоком показателе миграционного оттока выведет ее из числа регионов с увеличивающимся населением.

«Отток населения из дальневосточных регионов в новых условиях становится проблемой общенационального масштаба. При реально осуществляемом страной повороте на восток зона соприкосновения с азиатским миром, его рынками и экономическим потенциалом должна укрепляться не только за счет транзита, но и за счет собственной производственной и социальной активности, то есть, в первую очередь, на основе человеческого капитала. Вместе с тем планы развития Восточного полигона на данный момент нацелены только на достижение валовых показателей вывоза продукции. В целом проект выглядит, как способ увеличить поставки экспортных товаров на рынки Азиатско-­Тихоокеанского региона, то есть транзитная функция Восточного полигона в приоритете», — говорит Н.М. Сысоева.

Разумеется, показатели экономического развития для этой территории не входят в сферу ответственности ОАО «Российские железные дороги», осуществляющего модернизацию железнодорожной инфраструктуры, но эта модернизация осуществляется за счет Фонда национального благосостояния страны, где оговорены сроки получения дивидендов участвующими сторонами. Да и сама система государственного планирования территориального развития ­почему-то не ставит к таким проектам сопровождение, связанное с использованием новых инфраструктурных преимуществ для развития территории. Например, государственная программа РФ «Социально-­экономическое развитие Дальневосточного федерального округа» не упоминает Восточный полигон, хотя тот является крупнейшим инфраструктурным проектом, способным повлиять на развитие территории ДФО. В национальной программе социально-­экономического развития на период до 2024 года, по мнению ученых, также нацелена только на увеличение экспорта крупногабаритных и сыпучих грузов. А это увеличивает сырьевую зависимость России от внешних рынков.

Автор подчеркивает, что крупные государственные проекты по типу Восточного полигона обязательно должны сопровож­даться программами развития локальных производств, в том числе и экспортных, а также улучшением условий жизни населения. Только комплексный подход поможет регионам Дальнего Востока не потерять оставшееся население и дать возможность развития в будущем.

Зона сурового земледелия

К слову, о развитии дальневосточных регионов. Ключевую роль здесь может сыграть совершенно сторонняя от железнодорожного направления тема — сельское хозяйство. Об этом рассказала О.А. Екимовская в своем докладе «К вопросу о развитии сельского хозяйства и создании продовольственной базы в зоне БАМ».

Территория, по которой прошла Байкало-­Амурская магистраль (БАМ) издавна осваивалась и использовалась для сельского хозяйства. Это были не индустриальные, а локальные формы освоения и хозяйственной деятельности в горно-­таежном крае. Развитие сельского хозяйства здесь представляло собой социальное явление, направленное на самостоятельное освоение местными жителями природно-­ресурсного потенциала территории. Земледелие считалось дополнительным занятием, где основной деятельностью продолжала быть охота, рыбалка, оленеводство и сбор дикоросов. При этом в структуре посевов преобладали овес и ячмень, так как эти земли располагались в сложном горно-­котловинном рельефе и суровом климате с коротким вегетационным периодом.

Только в начале ХХ века стало увеличиваться количество геологоразведочных партий и экспедиционных поселков. В 30‑х годах ХХ века в Муйской котловине был создан первый колхоз. Поэтому именно строительство Байкало-­Амурской магистрали стало мощным импульсом развития производительных сил. Резкий рост населения привел к увеличению потребности в малотранспортабельных, скоропортящихся, но жизненно необходимых продуктах питания — молоко, яйца, овощи, картофель.

«На первых этапах освоения территории снабжение населения продуктами было за счет государственных ресурсов. Это было оправдано, но не могло продолжаться долго. Расходы на перевозку, хранение и реализацию сельскохозяйственной продукции были высоки. Необходимо было разработать основные направления развития сельского хозяйства региона в соответствии со сложившимися социально-­экономическими факторами — минимальные размеры населенных пунктов, их удаленность от основного производства, вахтовые формы организации труда, концентрация постоянного населения в немногочисленных городах и рабочих поселках», — рассказала автор исследования.

Так началось активное освоение дальневосточных земель, точнее их сельскохозяйственного потенциала. Созданы крупные специализированные предприятия на базе месторождений «Молодежное» и «Удоканское». В совхоз «Северный», расположенный рядом с г. Северобайкальском были завезены коровы молочного направления, отличающиеся высокими надоями — до 1323 литров в год. Столь высокая продуктивность коров, требовательных к условиям содержания, достигалась значительной государственной поддержкой и самой высокой в Республике Бурятия фондооснащенностью — 6,7 тыс.руб./га при среднем показателе по республике 3,2 тыс. руб./га. Кроме того, были в планах организовать продовольственные базы на близлежащих территориях, имеющих более благоприятные агроклиматические условия и обеспеченных трудовыми ресурсами. В Бурятии — это Баргузинская долина. Бурятским отделением научно-­исследовательского института сельского хозяйства (БурНИИСХ) был разработан план развития орошаемого земледелия в Баргузинской долине. По расчётам БурНИИСХ предполагалось, что производство молока, картофеля и овощей может быть доведено до объемов, полностью удовлетворяющих потребности Северобайкальского ТПК, Удоканского промышленного узла.

Власти реконструировали рыболовецкие хозяйства, входящие в структуру «Рыбакколхозсоюз» Министерства рыбного хозяйства, было завезено большое количество техники для распашки земельных угодий под овощные культуры. Создавались машинно-­сенокосные станции на территории совхозов «Джилиндинский», «Амалатский», расположенных на Витимском плоскогорье. К слову, агроклиматические условия Витимского плоскогорья неблагоприятны для земледелия, но здесь имеются обширные отгонные пастбища. По данным Бурятского филиала «Востсибгипрозем» площадь сенокосов здесь достигает 20 тыс. га.

В конце ХХ века в связи с прекращением государственного финансирования коллективные сельскохозяйственные предприятия распались. В настоящее время сельское хозяйство представлено фермерскими хозяйствами и хозяйствами населения. Ведущей отраслью сельского хозяйства стало скотоводство, представленное специализированной формой нагульного отгона скота. Зерновое хозяйство прекращено, несмотря на наличие локальных площадей сельскохозяйственных угодий в сочетании с благоприятными агроклиматическими условиями. Например, в Муйско-­Куандинской котловине пшеница выращивалась до 1995 года, валовой сбор составлял 529 тонн. Главная причина прекращения возделывания зерновых культур — распад коллективных предприятий, мелкоконтурная система земледелия, отсутствие специализированной техники, недостаток финансовых средств. Растениеводство сегодня представлено только овощеводством открытого и закрытого грунта и картофелеводством.

Как отмечает автор исследования, сегодня в зоне БАМ в связи с распадом коллективных сельскохозяйственных, лесопромышленных и промышленных предприятий выросло значение личного подсобного хозяйства, как важнейшего средства семейного благополучия. Население вынуждено диверсифицировать источники дохода, сочетая самозанятость в личном подсобном хозяйстве со сбором и продажей дикоросов, пушным и рыбным промыслом, с так называемым «нефритовым» промыслом — добычей и продажей скупщикам из Китая необработанного нефрита. Важнейшим источником дохода при полном отсутствии работы по найму становятся пенсии и другие социальные трансферты.

К сожалению на данный момент масштабного развития сельского хозяйства в зоне БАМа ожидать не стоит. Инфраструктура, необходимая для эффективного сельского хозяйства, часто не соответствует современным требованиям: дороги, склады, техническое обеспечение — все это требует значительных вложений от государства или бизнеса.

Так есть ли будущее у БАМа? Исторически Байкало-­Амурская магистраль была проектом, объединяющим людей и создающим новые возможности для жизни и работы. Возможно, в нынешних реалиях стоит вновь задуматься о похожем проекте, который бы привлекал людей на Дальний Восток и способствовал развитию региона. Ведь только построить дороги и мосты недостаточно. Важно создать комфортные условия для жизни на прилегающих территориях: строить жилье, создавать социальную инфраструктуру, развивать бизнес и образование. Люди должны видеть перспективу и чувствовать, что живут и работают на полноценной и доступной для проживания земле. Только в этом случае можно говорить о реальных перспективах БАМа, как функциональной и жизнеспособной магистрали для будущих поколений.

6 февраля 2025
По информации Минсоцзащиты Бурятии по состоянию на 1 февраля 2025 года в республике 1521 ветеран...
5 февраля 2025
Первый этап конкурса «Российская организация высокой социальной эффективности» проходил на...
4 февраля 2025
Глава Бурятии Алексей Цыденов вручил юбилейные медали участникам Великой Отечественной войны по...
3 февраля 2025
Вот и завершил свой бег этот високосный год… Каким он стал для Кабанской центральной районной...
31 января 2025
Эти мероприятия пройдут в рамках федерального проекта «Чистый воздух» национального проекта...
30 января 2025
В рамках масштабной кампании на ремонт дорог в Бурятии из Дорожного фонда республики направят 13,7...
29 января 2025
Внутренний туризм стал доступнее для старшего поколения Бурятии благодаря нацпроекту «Демография»...
28 января 2025
В парке «Зарядье» открылась выставка «Мистерия Цам. История буддизма в России» в преддверии...
27 января 2025
По информации Минсоцзащиты Бурятии, ежегодно с 1 февраля устанавливается коэффициент индексации...
24 января 2025
Участие в программе «Дальневосточный гектар» позволяет жителям Бурятии воспользоваться...
23 января 2025
Совокупность использования древних знаний лечения человека и современных достижений позволяют...
22 января 2025
21 января 2025 года на заседании Координационного комитета под председательством первого...
21 января 2025
17 января в Москве под председательством вице-премьера Правительства РФ – полпреда Президента...
20 января 2025
Лучшее лекарство для детей — созерцать прекрасное, чтобы поднять настроение и получить...
17 января 2025
Изучая историю добычи алмазов, прихожу к выводу, насколько трудной и подчас несправедливой была...
16 января 2025
Проект Российского научного фонда позволит ученым БИП СО РАН сделать сравнительную оценку...
15 января 2025
На ретроспективных картах отражены процессы природопользования местного населения в начале XX века
14 января 2025
Гидроэкологическая безопасность озера в условиях антропогенного пресса и изменений климата...
13 января 2025
У подножья горы, из-под камня, бьет хасуртовский шумный родник. А у нас из старинных напевов...
10 января 2025
К духовной целостности через любовь к каждому человеку
9 января 2025
Таёжный Баунт, Северный Байкал и родина восточного ветра — Баргузинская долина — исконные земли,...
6 января 2025
Проект под таким названием победил во Всероссийском конкурсе «Лучшая муниципальная практика‑2024»...
28 декабря 2024
Конференция, посвященная началу работы над переводом толкового словаря тибетского языка «Термины -...
27 декабря 2024
Ресурсный центр поддержки территориальных общественных самоуправлений (ТОС) Бурятии подвел итоги...
26 декабря 2024
В среду, 25 декабря, под председательством зампреда Правительства РБ – руководителя Администрации...
26 декабря 2024
К 85‑летию победы на реке Халхин-­Гол Минобороны РФ и ФСБ опубликовали архивные документы о...
25 декабря 2024
Я не успела побывать на Родине своего папы — украинские нацисты разбомбили мои Погребки в Курской...
24 декабря 2024
Журнал «Мир Байкала» стал лауреатом конкурса «СМИротворец — Дальний Восток».
23 декабря 2024
Бурятская Ассоциация жертв политических репрессий отметила свое тридцатилетие.
20 декабря 2024
В последнее время все чаще слышу, что для России наступило время новых возможностей, что страна...
20 декабря 2024
В феврале 2024 года в столице Республики Бурятия состоялся VII съезд Всебурятской ассоциации...
19 декабря 2024
Спектакль «Халхин-­Гол. Тангариг» («Халхин-­Гол. Клятва») не просто объединяет родственные народы...
17 декабря 2024
С 12 по 15 декабря, в Казани, на межрегиональной конференции по созданию учебников региональной...
16 декабря 2024
Поручение было дано в рамках заседания Совета по стратегическому развитию и национальным проектам.
13 декабря 2024
Каждый из нас рождается в семье, и твоя семья, несмотря ни на что, всегда будет твоей.
12 декабря 2024
Почему важно знать и помнить историю России
12 декабря 2024
Во вторник, 10 декабря, во время прямого эфира Главы Бурятии в социальных сетях жителей волновал...
10 декабря 2024
В 2025 и 2026 годах ожидается выделение по 40 млн рублей ежегодно на создание туристического кода...
9 декабря 2024
На пресс-конференции 7 декабря Глава Бурятии Алексей Цыденов объяснил, что изменения в статью 251...
6 декабря 2024
Среди них значимые и крупные объекты – Национальная библиотека, онкологический диспансер, Центр...
4 декабря 2024
Закон об изменении статуса примет Народный Хурал Бурятии, основанием для этого стало изменившееся...
3 декабря 2024
Любовь к Родине, верность героическим традициям, память об исторических победах и достижениях
2 декабря 2024
Заместитель Председателя Правительства – полномочный представитель Президента в ДФО Юрий Трутнев...
29 ноября 2024
На всероссийском семинаре-совещание «Российское казачество» руководитель Федерального агентства по...
28 ноября 2024
87 сельхозтоваропроизводителей приняли участие во встрече с Главой Бурятии Алексеем Цыденовым
27 ноября 2024
В Зале полководцев Музея Победы на Поклонной горе состоялась церемония вручения наград...
26 ноября 2024
25 ноября в Центре современного искусства «Залуу» открылась фотовыставка, посвященная автопробегу...
25 ноября 2024
Стела разместилась на пересечении проспекта Автомобилистов и улицы Николая Петрова.
22 ноября 2024
Новый аэровокзальный комплекс внутренних воздушных линий международного аэропорта «Байкал» в...
21 ноября 2024
Прокуратура Бурятии провела проверку по обращению одного из депутатов Народного Хурала Республики...
20 ноября 2024
Рекомендация не распространяется на проведение предновогодних мероприятий в общественных местах и...
19 ноября 2024
Что такое и как с ней бороться?
18 ноября 2024
В столице Мьянмы, городе Нейпьидо, Председатель Государственного административного совета,...
15 ноября 2024
На встрече пресс-клуба по вопросам организации вывоза ТБО министр природных ресурсов и экологии...
14 ноября 2024
Жизнь в современном мире ставит перед нами много проблем, среди которых самой актуальной является...
13 ноября 2024
Сегодня АО «Хиагда» – самое молодое и перспективное предприятие Горнорудного дивизиона «Росатома».
12 ноября 2024
Важно помнить, что в каждой истории, будь то романтическая, трудовая или трагическая, есть свои...
11 ноября 2024
В Кяхте прошла межрегиональная научно-практическая конференция «Казаки на страже государственной...
8 ноября 2024
В рамках парламентского контроля Бурятию посетили депутаты Госдумы РФ Жанна Рябцева и Вячеслав...
7 ноября 2024
Сотрудники ФГБУ «Заповедное Прибайкалье» и представители Федерации спортивного туризма Иркутской...
6 ноября 2024
На этот вопрос пытались найти ответ ученые из России и стран ближнего зарубежья, посетившие Бурятию
6 ноября 2024
В Бурятии по республиканской программе "Развитие туризма" благоустраивают девять туристических...
5 ноября 2024
В рамках рабочей поездки в Хоринский район Глава Бурятии Алексей Цыденов встретился с жителями в...
3 ноября 2024
Институт традиционной медицины будет осуществлять подготовку врачей традиционной медицины по...
2 ноября 2024
Экологический Совет при Правительстве Бурятии акцентировал внимание на необходимости усиления...
31 октября 2024
Журнал "Мир Байкала" стал лауреатом конкурса "СМИротворец - Дальний Восток".
30 октября 2024
Главным событием нынешнего лета в Бурятии стал II международный форум «Традиционный буддизм и...
30 октября 2024
Акция «Дружба народов» состоится накануне празднования Дня народного единства в субботу, 2 ноября.
29 октября 2024
В правительстве обсудили готовность районов к отопительному сезону
28 октября 2024
25 октября в Научной библиотеке БГУ состоялось торжественное собрание, посвященное 30-летию...
28 октября 2024
Глава Бурятии наградил лауреатов конкурса «Yндэhэн хэлэнэй үлзы хэшэг» - «Священный дар родного...
25 октября 2024
Осень – это традиционно время хмурых облаков, теплых пледов, горячего чая и…сезонной хандры. Если...
24 октября 2024
Детский оздоровительный лагерь «Березка» Бурятской республиканской организации профсоюза...
23 октября 2024
Малый бизнес Бурятии представит свою продукцию в новом Национальном центре «Россия» в Москв е
22 октября 2024
В Народном Хурале Бурятии обсудили проблему заготовки дров для населения
22 октября 2024
Глава Бурятии Алексей Цыденов дал ряд поручений по усилению цифровизации материалов и средств...
21 октября 2024
Сразу четыре дороги открыли сегодня в Иволгинском районе – подъездные пути к новым школам и...
18 октября 2024
19-20 октября в городе Дархан Монголии состоится агрофорум «Россия и Монголия: 65-лет совместного...
17 октября 2024
Новый таможенно-логистический терминал «Кяхта» (ТЛТ) открыли в Бурятии.
16 октября 2024
Бурятию можно назвать по-настоящему ярким примером ответственного подхода к экотуризму. Только за...
15 октября 2024
У подножия сакрального Бугэдын Обоо три дня длилось большое освящение главного Соборного храма...
14 октября 2024
Экспертный совет регионального этапа XVI Всероссийского конкурса «СМИротворец» рассмотрел свыше...
11 октября 2024
Этих птиц не было на Байкале 50 лет, а когда появились — от них решили избавиться.
10 октября 2024
Иркутские ученые ищут в Байкале организмы, которые способны переработать пластик
9 октября 2024
Артура Мурзаханова знают очень многие жители Республики Бурятии и Иркутской области. Несколько лет...
8 октября 2024
Мы все гордимся, что живем на берегу величайшего озера, но так мало знаем о Байкале. В разговоре с...
7 октября 2024
Уважаемый Ендон Жамьянович! В этот чудесный осенний день позвольте от всего сердца поздравить вас...
7 октября 2024
За десять дней работы экспедиции учеными БГУ было собрано 8 полных гербарных сеток, около 1000...
4 октября 2024
Республиканская типография отметила свой вековой юбилей
3 октября 2024
Кяхте можно дать множество ярких определений, среди которых — «Ворота в Азию», «Чайная столица...
2 октября 2024
Коллектив редакции «Мир Байкала», после сдачи в печать нескольких книг и журналов, решил, что нет...
2 октября 2024
Сегодня при коренных изменениях внешней политики меняется и вектор отношений с азиатскими...
30 сентября 2024
На Театральной площади в Улан-Удэ в понедельник, 30 сентября, состоялся митинг-концерт,...
Глава Бурятии Алексей Цыденов провел встречу с...
В новом спортивном учреждении находятся две...
Уважаемые ученые Бурятии! Издательский дом...
В пятницу, 7 февраля, прошла вторая в этом году...
По информации Минсоцзащиты Бурятии по состоянию...
Первый этап конкурса «Российская организация...
Глава Бурятии Алексей Цыденов вручил юбилейные...
Вот и завершил свой бег этот високосный год…...
Эти мероприятия пройдут в рамках федерального...
В рамках масштабной кампании на ремонт дорог в...
Внутренний туризм стал доступнее для старшего...
В парке «Зарядье» открылась выставка «Мистерия...
По информации Минсоцзащиты Бурятии, ежегодно с 1...
Участие в программе «Дальневосточный гектар»...
Совокупность использования древних знаний...
21 января 2025 года на заседании...
17 января в Москве под председательством...
Лучшее лекарство для детей — созерцать...
Изучая историю добычи алмазов, прихожу к выводу,...
Проект Российского научного фонда позволит...
На ретроспективных картах отражены процессы...
Гидроэкологическая безопасность озера в условиях...
У подножья горы, из-под камня, бьет хасуртовский...
К духовной целостности через любовь к каждому...
Таёжный Баунт, Северный Байкал и родина...
Проект под таким названием победил во...
Конференция, посвященная началу работы над...
Ресурсный центр поддержки территориальных...
В среду, 25 декабря, под председательством...
К 85‑летию победы на реке Халхин-­Гол Минобороны...
Я не успела побывать на Родине своего папы —...
Журнал «Мир Байкала» стал лауреатом конкурса...
Бурятская Ассоциация жертв политических...
В последнее время все чаще слышу, что для России...
В феврале 2024 года в столице Республики Бурятия...
Спектакль «Халхин-­Гол. Тангариг» («Халхин-­Гол....
С 12 по 15 декабря, в Казани, на межрегиональной...
Поручение было дано в рамках заседания Совета по...
Каждый из нас рождается в семье, и твоя семья,...
Почему важно знать и помнить историю России
Во вторник, 10 декабря, во время прямого эфира...
В 2025 и 2026 годах ожидается выделение по 40...
На пресс-конференции 7 декабря Глава Бурятии...
Среди них значимые и крупные объекты –...
Закон об изменении статуса примет Народный Хурал...
Любовь к Родине, верность героическим традициям,...
Заместитель Председателя Правительства –...
На всероссийском семинаре-совещание «Российское...
87 сельхозтоваропроизводителей приняли участие...
В Зале полководцев Музея Победы на Поклонной...
25 ноября в Центре современного искусства...
Стела разместилась на пересечении проспекта...
Новый аэровокзальный комплекс внутренних...
Прокуратура Бурятии провела проверку по...
Рекомендация не распространяется на проведение...
Что такое и как с ней бороться?
В столице Мьянмы, городе Нейпьидо, Председатель...
На встрече пресс-клуба по вопросам организации...
Жизнь в современном мире ставит перед нами много...
Сегодня АО «Хиагда» – самое молодое и...
Важно помнить, что в каждой истории, будь то...
В Кяхте прошла межрегиональная...
В рамках парламентского контроля Бурятию...
Сотрудники ФГБУ «Заповедное Прибайкалье» и...
На этот вопрос пытались найти ответ ученые из...
В Бурятии по республиканской программе "Развитие...
В рамках рабочей поездки в Хоринский район Глава...
Институт традиционной медицины будет...
Экологический Совет при Правительстве Бурятии...
Журнал "Мир Байкала" стал лауреатом конкурса...
Главным событием нынешнего лета в Бурятии стал...
Акция «Дружба народов» состоится накануне...
В правительстве обсудили готовность районов к...
25 октября в Научной библиотеке БГУ состоялось...
Глава Бурятии наградил лауреатов конкурса...
Осень – это традиционно время хмурых облаков,...
Детский оздоровительный лагерь «Березка»...
Малый бизнес Бурятии представит свою продукцию в...
В Народном Хурале Бурятии обсудили проблему...
Глава Бурятии Алексей Цыденов дал ряд поручений...
Сразу четыре дороги открыли сегодня в...
19-20 октября в городе Дархан Монголии состоится...
Новый таможенно-логистический терминал «Кяхта»...
Бурятию можно назвать по-настоящему ярким...
У подножия сакрального Бугэдын Обоо три дня...
Экспертный совет регионального этапа XVI...
Этих птиц не было на Байкале 50 лет, а когда...
Иркутские ученые ищут в Байкале организмы,...
Артура Мурзаханова знают очень многие жители...
Мы все гордимся, что живем на берегу величайшего...
Уважаемый Ендон Жамьянович! В этот чудесный...
За десять дней работы экспедиции учеными БГУ...
Республиканская типография отметила свой вековой...
Кяхте можно дать множество ярких определений,...
Коллектив редакции «Мир Байкала», после сдачи в...