Спецпроект «Именем Героя»
Герой Советского Союза, гвардии старшина, командир отделения артиллерийской разведки 279‑го Гвардейского легкоартиллерийского полка 23‑й Гвардейской легкой артиллерийской бригады 55‑й артиллерийской дивизии резерва Главного командования, капитан 1‑го ранга Военно-морского флота СССР.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 декабря 1943 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство Игорь Сергеевич Иванов был удостоен высшей награды Родины — звания Героя Советского Союза.

ИВАНОВ Игорь Сергеевич
«Я видел мрачные пепелища от некогда больших и цветущих деревень Белоруссии, видел ужасные развалины города Гомеля, где не осталось ни одного целого каменного здания, они были или взорваны, или сожжены проклятыми немецкими варварами. Наконец, еще в 1942 году зимой я видел руины нашего славного города-героя, легендарного Сталинграда. Все эти разрушенные и сожженные города и села, трупы убитых и замученных советских людей — все это зовет к мщению проклятым немецким собакам, грабящим наш народ, уничтожающим наши города, топчущим нашу советскую землю. И мы, бойцы, видевшие все это, мы помним о своем долге перед Родиной. И пока в нашей груди бьется сердце, и руки держат оружие, мы будем беспощадно бить проклятых фашистов до полного их истребления», — это речь Игоря Сергеевича Иванова на сессии Верховного Совета Бурят-Монгольской АССР в апреле 1944 года. В это время его отпустили на родину — домой, а он вместо отдыха и лечения предпочел встречи с людьми, чтобы донести истинную правду о страшном фашизме.
Вы воспитали патриота
Примером для подражания для верхнеудинца Игоря Иванова всегда был отец — Сергей Абрамович. Он был директором Улан-Удэнского горводоканала, очень ответственным, дисциплинированным руководителем. Вот и сына воспитывал в любви, строгости и справедливости. Глядя на своих родителей, юноша мечтал о том дне, когда он сможет достичь таких высот, чтобы его близкие могли им гордиться. Однако он не подозревал, что его достижения будут оценены не только семьей, но и всей страной.
После окончания семилетки поступил учиться в Улан-Удэнский механический техникум железнодорожного транспорта. А в 1940‑м был призван на службу в Военно-Морской Флот, и с этого времени началась его жизнь моряка, полная приключений и опасностей. Его первым кораблем стал эсминец «Разящий». Юноша с полной самоотдачей подошел к военному делу и вскоре стал одним из лучших в боевой и политической подготовке. Его активная позиция и лидерские качества в комсомоле позволили ему стать авторитетом среди товарищей. Вот что писало командование эсминца в поздравительном письме родителям Игоря:
«… Сообщаю вам, уважаемые Сергей Абрамович и Лариса Александровна, что вы воспитали славного патриота нашей Родины. Ваш сын — молодой боец, но с первых дней пребывания на флоте хорошо осваивает специальность, дисциплинирован. Недавно избран секретарем низовой комсомольской организации. Будем надеяться, что он оправдает это большое доверие…».
На защите Сталинграда
С началом Великой Отечественной войны Игорь Иванов, движимый чувством долга и отваги, записывается в морскую пехоту, чтобы отправиться на фронт. Его сердце бьется в такт с морскими волнами, а мысли полны решимости и надежды на победу. Морскую бригаду, в которой состоял он, направили на самый сложный участок боевых действий — Сталинград. В тот период неприятель сосредоточил здесь свои наиболее боеспособные части. Город встретил прибывшее подкрепление непрекращающимся грохотом снарядов и свистом пуль, которые разрывали воздух, создавая устрашающую какофонию.
Здесь, на арене ожесточенных боев, боец Иванов впервые лицом к лицу столкнулся с врагом. Время словно замерло, и волнение уступило место холодному осознанию своей миссии. Здесь он понял, что сталинский приказ: «Ни шагу назад!», обретает судьбоносный смысл, становясь не просто командой, а глубоко личным обязательством. В этот момент, среди дыма от выстрелов и крика боевых товарищей, его душа испытала настоящий переворот, навсегда изменивший его понимание чести и долга.
Под Сталинградом Игорь обрел славу мастера артиллерийской разведки. Его зоркий взгляд почти мгновенно находил цели для сокрушительных ударов. В рукопашных схватках он проявлял не только ловкость и находчивость, но и ледяное хладнокровие. За эти бои его наградили медалью «За отвагу» — первой в его жизни наградой. После разгрома немецких войск под Сталинградом Игорь писал своим родителям в Улан-Удэ: «Рапортую, что награжден медалью «За отвагу» и медалью «За оборону Сталинграда». Иду дальше на Запад бить фашистскую сволочь».
Командование бригады часто поручало Иванову уточнить и нанести на карту расположения вражеских огневых точек, дотов и дзотов, поскольку к тому моменту его умение рационально подходить к задаче, заслужили доверие у начальства. Перед каждым выполнением приказа Игорь тщательно собирался, прихватив с собой автомат, гранаты, нож и ракетницу. Боец считал, что надо быть всегда готовым к различным неожиданностям. Однажды в ходе очередной атаки на оборону противника под хутором Бровным ему удалось вместе с товарищами разрушить огневую точку врага — станковый пулемет, который сковывал действия наших бойцов. Незаметно подкравшись к позиции противника и грамотно забросав их гранатами, они открыли путь для роты, позволив бойцам стремительными рывками занять оборону врага и тем самым значительно продвинуться вперед.
Разведка боем
Игорь Иванов прошел со своими боевыми товарищами до окраин Харькова, но получив свое первое ранение, вынужден был отправиться на лечение. Не мог юноша долго «отсиживаться» в тылу, и как только здоровье позволило, он присоединился к своим ребятам. В 1943 году его назначили командиром отделения артиллерийской разведки 279‑го Гвардейского легкоартиллерийского полка 23‑й Гвардейской легкой артиллерийской бригады 55‑й артиллерийской дивизии резерва Главного командования. С этой частью гвардии старшина Иванов принимал участие в форсировании Днепра.
К Днепру полк вышел ночью 9 октября 1943 года. Пехотный батальон, в составе которого находились Игорь Иванов с двумя разведчиками, готовился переправиться на правый берег реки и захватить плацдарм, откуда разведчики должны были давать данные для своего артиллерийского полка о выявленных огневых точках и танках. Благодаря их работе наши артиллеристы успешно поддерживали огнем подразделения, переправившиеся на правый берег, и вели огонь по контратакующему противнику. За этот короткий срок группой Иванова были обнаружены 15 огневых точек, в том числе два наблюдательных пункта врага, четыре батареи, дот и два пулеметных гнезда. Все они были уничтожены метким огнем наших артиллеристов.
В ночь на 15 октября 1943 года в войсках, сосредоточенных на плацдарме, было получено обращение Военного совета армии о наступлении, а рано утром заговорили орудия — это наша артиллерия и «эрэсы» обрабатывали передний край обороны немцев. Целый час длилась артподготовка, с воздуха немецкую оборону штурмовали «илы». Затем огонь был перенесен в глубину обороны, а в атаку поднялись стрелковые части. Иванов вместе с пехотными частями принимал непосредственное участие в этой стремительной атаке. В траншеях завязался рукопашный бой, в котором старшина Иванов лично уничтожил троих гитлеровцев. Нашими частями были прорваны две линии обороны противника, однако в третьей линии немцам удалось удержаться. В ночь на 16 октября через Днепр переправились наши танковые части, а также артиллерия. Полностью переправился и полк, в котором служил И. Иванов. Теперь сил прибавилось, войска перешли в наступление, в ходе которого были заняты опорные пункты врага в деревнях Глумец, Старая и Новая Лутавы Брагинского района Гомельской области. Однако немецкие части не были еще сломлены, они зачастую переходили в ожесточенные контратаки.
23 октября 1943 года на рассвете немецкие части при поддержке артиллерии и танков бросились в яростную контратаку на деревню Красный Рог. Имея значительный перевес в живой силе и технике, гитлеровцы прорвали передний край нашей обороны и обрушились на две артиллерийские батареи 279‑го Гвардейского артиллерийского полка. Вот что писал об этом бое командир полка майор Загорулько в представлении на присвоение звания Героя Советского Союза И. С. Иванову: «…Мужественно сражались артиллеристы, расстреливая в упор обнаглевших фашистов. Однако снаряды были на исходе, ряды артиллеристов редели. Противник усиливал натиск. Две батареи 279‑го гв. ЛАП и одна батарея 302‑го АП 15‑й стрелковой дивизии оказались полуотрезанными. Создалось критическое положение. Озверевшие гитлеровцы с криками: «Рус, сдавайся!» бежали на батарею гвардии лейтенанта Тягких. «Гвардейцы не сдаются врагу», — крикнул гвардии старшина Иванов и с пистолетом в руке и с криком: «Ура!» поднял остатки своей и соседней батарей и бросился в контратаку. Завязалась рукопашная схватка. Действуя огнем из пистолета, он уничтожил несколько фашистов, но один из фашистов выбил из рук старшины Иванова пистолет. «Врешь, не возьмешь, гадина, бей их, ребята!» — крикнул Иванов, и как сокол налетел на грузного немца. Резким движением вырвал у него автомат и стал из него уничтожать дрогнувших гитлеровцев. В результате решительной контратаки немцы были вынуждены отступить. Воспользовавшись этим, гвардии старшина Иванов подбежал к отбитой у немцев полковой батарее, и открыл беглый огонь по отступающим фашистам. Десятки гитлеровцев были уничтожены из орудия отважным разведчиком, и один фашист взят им в плен. Благодаря исключительной храбрости, мужеству и геройству Иванова, контратака немцев была отбита и три артиллерийские батареи были спасены. Противник откатился на исходный рубеж».
В январе 1944 года к званию Героя Советского Союза прибавился орден Красной Звезды. «Огнем стрелкового оружия в течение 2‑х часов сдерживал натиск превосходящих сил противника, отбив за этот период две его атаки, обеспечив тем самым успешное действие орудий», — напишут в его наградном представлении. А уже осенью этого же года Игорь Иванов сменил гранаты и автомат на ручку и тетради. Его зачислили в высшее военно-морское училище. В первое время он не мог привыкнуть к мирной жизни. Грохот орудий, пулеметные очереди, бомбежки и взрывы мин — все это еще звучало в его ушах. Теперь он вел учебные бои по карте, пытаясь перенести на бумагу те сражения, которые видел наяву. Игорь Иванов изучил все премудрости флотской науки и стал кадровым офицером ВМФ. В 1948 году он окончил Высшее военно-морское ордена Ленина и Ушакова I степени Краснознаменное училище имени М. В. Фрунзе. Служил в разных частях Военно-Морского Флота до 1970 года, после чего вышел в отставку.
Память, отлитая в бронзе
Последние годы жизни наш земляк, капитан II ранга Игорь Сергеевич Иванов жил в городе-герое Ленинграде, но поддерживал связь и с родным Забайкальем. Приезжая в Бурятию, он выступал перед жителями Улан-Удэ. В 1994 году ему присвоили звание «Почетный гражданин г. Улан-Удэ». Его имя увековечено в названии улицы в Железнодорожном районе. Память об этом замечательном человеке навсегда останется в истории этих мест. Каждый, кто проходит по этой улице или учится в этих школах, продолжает чувствовать связь с этим великим человеком.