Спецпроект «Именем Героя»
Герой Советского Союза, полковник, командир 17-й отдельной танковой бригады (1941 г.), командир 39-й танковой бригады (1942 г.), начальник Саратовского танкового училища (1942 г.).
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 марта 1940 года за образцовое выполнение заданий командования на фронте борьбы с финской белогвардейщиной, и проявленные при этом
отвагу и героизм, Николай Якимович Клыпин удостоен высшей награды Родины — звания Героя Советского Союза.

КЛЫПИН Николай Якимович
Воинская слава Героя пришла к Николаю Клыпину в Советско-финскую войну (1939–1940 гг.). Ему было всего тридцать два, а как умело и отчаянно он воевал с белофиннами. Также храбро сражался с немецко-фашистскими захватчиками, о чем говорят архивные документы тех лет. Однако, на войне как на войне … Жизнь преподносит такие испытания, где есть не только место победе, но и приказам, которые не обсуждаются. И приказ о назначении майора Клыпина начальником Саратовского танкового училища в самый тяжелый период для Москвы надломил кадрового офицера, настоящего патриота нашей Родины. Он ушел из жизни в сорок третьем, так и смирившись со своей участью быть в тылу, а не на передовой. Но за те годы, что Клыпин воевал, он сделал для страны столько, что навсегда останется в памяти людей доблестным и мужественным воином — дерзким, решительным, уважаемым своими солдатами.
Боханские Клыпины
Строительство Трансиба открыло новые возможности не только для экономики нашего края, главное, что потянулись сюда за лучшей долей со всех сторон люди. Вот и отец Николая Клыпина — Иоаким (Яким, Аким) сначала строил Транссибирскую железнодорожную магистраль, прокладывая метр за метром дорогу вдоль берега Байкала до станции Верхнеудинск, а потом, когда в 1899 году пришел сюда первый поезд, решил остаться в Верхнеудинске. Вообще же крепкий род Клыпиных происходит из Балаганского уезда Иркутской губернии, ныне Боханский район Усть-Ордынского Бурятского округа Иркутской области. Из Бохана был родом и его отец.
Начинал отец чернорабочим, затем стал слесарем и осмотрщиком вагонов в железнодорожном депо. Здесь познакомился со своей будущей женой — Дарьей, уроженкой поселка Ильинки (ныне Прибайкальский район Бурятии). Жили дружно в трудах и заботах о детях. Семья-то была многодетная: четыре сына — Василий, Александр, Николай и Ефим, а еще четыре дочери — Фаина, Глафира, Вера и Надежда. Николай среди всех ничем не выделялся, разве что с детства привык к любой работе и очень ответственному отношению к делу.
В школу Николай пошел, когда ему уже исполнилось десять. Времена неспокойные — революционные. Начал учебу в железнодорожной школе станции Верхнеудинск, где учились все дети железнодорожников. В 1924‑м он уже окончил шесть классов и начал работать по найму у разных хозяев. Этот «НЭПманский» период длился у юноши почти два года, но радости труд не доставлял — лишь бы прожить.
«Прощай, любимый город, уходим завтра в море»
Настоящее дело началось, когда Николай устроился в Селенгинское государственное речное пароходство. Сначала поработал грузчиком (чернорабочим), затем кочегаром-масленщиком. Старался изо всех сил и в 1929 году его уже назначили помощником машиниста парохода в местном речном порту (затоне речного транспорта). «Утюжил» речные омуты, возился до изнеможения у двигателей, а в свободное время — за книжку. Так и окончил рабфак и вступил в Коммунистический Союз Молодежи (РКСМ).
Через год 22‑летний комсомолец Клыпин рванул далеко от дома, аж в Омск, поступать в Сибирский техникум водных путей сообщения (ныне Омское речное училище). После окончания первого курса техникума ходил помощником машиниста на пароходах «Байкал» и «Баргузин» по рекам Селенге, Баргузину и даже — по Байкалу. Вдумчивый был и серьезный, а потому уже в1932‑м вступил в ряды сталинской ВКП (б). Верил в идеалы партии, верил, что все лучшее его ждет впереди.
В мае этого же года молодого матроса-водника призвали в ряды Рабоче-крестьянской Красной армии (РККА). Имея за спиной два технических образовательных учреждения — железнодорожную школу и водный техникум, — его отправили в Ульяновскую бронетанковую школу (с 1936 года — 1‑е Ульяновское танковое училище имени Ленина). Учился с азартом, все ему было интересно. Успевал и на девчонок заглядываться. Перед самым выпуском женился на 19‑летней студентке медтехникума Татьяне Халюковой — простой и скромной девушке.
Жизнь налаживалась. Окончив бронетанковую школу в мае 1934‑го младшего лейтенанта Клыпина направили из Приволжского военного округа в воинскую часть № 2956 под Ленинградом в должности командира танкового взвода. А уже в июле часть перевели в состав Особой Краснознаменной Дальневосточной армии (ОКДВА) и в 1936‑м повысили до лейтенанта.
В жизни военных бывают такие моменты, о которых они не распространяют информацию. Таким был период в биографии Клыпина с октября 1936 по сентябрь 1937 года. Зато доподлинно известно, с 1937‑го по апрель 1939‑го он служил в Забайкальском военном округе помощником начальника штаба 7‑го отдельного танкового батальона (в/ч 6817). В мае 1938‑го был удостоен звания старшего лейтенанта, а в 1939‑м — уже капитан и новое назначение — должность начальника штаба 64‑го танкового батальона 26‑й легкотанковой бригады и отбыл на Украину в одну из групп войск Киевского особого военного округа (КОВО). Таким образом, перешел из второй (средний командный состав) в третью (старший командный состав) группу военнослужащих РККА, сменив, наконец, «кубики» (квадраты) на «шпалы» (прямоугольники) на петлицах своей формы. Именно в составе 26‑й легкотанковой бригады батальон капитана Николая Клыпина принял участие в так называемом «освободительном походе» РККА в Польшу. После окончания Польского похода 26‑я легкотанковая бригада некоторое время оставалась на территории Западной Украины до принятия ее в состав Украинской ССР в ноябре 1939 года.
Финский гамбит
К моменту начала Советско-финской войны второй танковый батальон, начальником штаба которого был Николай Клыпин, вошел в состав 62‑й сводный танковый полк, сформированный для участия в финской кампании. Второго марта 1940 года танковому батальону в числе других частей было приказано взять штурмом остров Туппуро-Саари, находящийся в Выборгском заливе. На острове финны возвели мощную эшелонированную оборону из дотов, проволочных заграждений в несколько рядов, минных ловушек и т. д. Клыпин метким артиллерийским огнем уничтожил два противотанковых орудия, взорвал пулеметный дот, разбил наблюдательный пункт, разрушил три дома, из которых финны вели артиллерийско-минометный огонь. Он так отчаянно и мужественно бил белофиннов, за что был удостоен звания Героя Советского Союза. В наградном листе сказано: «Во время боевых действий при взятии острова Туппура-Саари вел за собой танковую роту, вдохновляя личный состав своим личным примером… Сильным пулеметным и пушечным огнем цепь белофиннов была прорвана и, выйдя из машины с пулеметом, заставил их отступить. Пробираясь с оружием к своей пехоте, попал опять под резкий пулеметный огонь и все же сумел и заставил белофиннов отступить, положив убитыми несколько десятков, по подходу нашей пехоты пулеметным огнем содействовал ее продвижению. Танк имеет три бронебойных пробоины. Вывод: достоин присвоения звания «Герой Советского Союза». Командир 62 танк. полка майор Васильев. Военный комиссар ст. политрук Тихонов. 9.3.1940 г.».
Всего до начала Великой Отечественной войны (1941–1945 гг.) эту награду получили 625 человек, за время войны — еще 11 144 человека.
Николай Клыпин стал первым уроженцем Бурят-Монгольской АССР, удостоенным звания Героя Советского Союза. Тремя неделями позже «Золотую Звезду» получил кавалерист (позже пограничник) Гармажап Гармаев, тоже участвовавший в Советско-финской войне и в прорыве «линии Маннергейма». До них, в октябре 1938 года, звание Героя Советского Союза получил Дорофей Левченко, участник военного конфликта в районе озера Хасан на Дальнем Востоке, бывший рабочий железнодорожных мастерских в Верхнеудинске. Он, будучи уроженцем Украины, два года перед армией прожил в столице Бурят-Монголии — городе Улан-Удэ, и поэтому мы его причисляем к Героям Бурятии.
После окончания войны с белофиннами в марте 1940 года временные соединения советских войск, к которым относился и 62‑й танковый полк, где служил капитан-танкист Клыпин, были расформированы, а наш Герой-земляк вернулся на Украину, в ставший родным для него Киевский особый военный округ (КОВО). Шестого сентября 1940 года комбат Николай Клыпин получил звание майора и две «шпалы» в петлицах.
«Забытая бригада»
Великая Отечественная застала его во Львове на западной границе СССР. Там он жил со своей семьей: супругой Татьяной и приемной дочерью Галиной, они удочерили маленькую девочку-сироту, привезенную в Советский Союз в числе беженцев из Испании. В это же время во Львов погостить приехали его родители. Это была их последняя встреча с сыном. Ведь завтра будет война… И в этой беспощадной войне предстояло только побеждать.
В первые три дня войны стало понятно, что враг силен и подготовлен. Потери Советская армия несла значительные. В боях за Мегрув без вести пропал командир 15 танкового полка, и командование полка взял на себя наш земляк, к тому моменту уже майор Клыпин. Он вывел полк из окружения в м. Мегрув, уничтожив полк мотоциклистов, до 7 батарей, около 25 танков и 40 ПТО. Сохранил личный состав полка. За что командование представило его к награде — ордену Боевого Красного Знамени. Но получил он его значительно позже.
В сентябре сорок первого 8 танковая дивизия, понеся большие потери, была расформирована. К тому времени Николай Клыпин оставил свой полк и во Владимире принимал командование и занимался формированием 17‑й танковой бригады. Эта бригада комплектовалась для участия в битве под Москвой и могла бы стать площадкой для нового взлета его военной карьеры. Ведь он снискал к тому времени в вооруженных силах репутацию везучего, с крутым нравом военспеца и командира. Но на войне свои законы…
Будет Вяземская катастрофа, когда в котлах под Вязьмой и Брянском в октябре сорок первого наши несли страшные потери, и Москва практически оказалась незащищенной на западном направлении. Но танковая бригада Клыпина оставалась самой надежной из частей Красной армии в обстановке всеобщей паники. Благодаря документам Центрального архива Министерства обороны (ЦАМО), стало доподлинно известно, что геройскую 17‑ю бригаду использовали всякий раз, когда нужно было срочно закрыть образовавшуюся брешь в обороне в отсутствие других боеспособных частей. И каждый раз бригада Клыпина, передвигаясь ночными маршами от одного места боев до другого, в сложных условиях дождя, снега, грязи по труднопроходимым проселочным дорогам, практически без отдыха вступала в новый бой. И выправляла очередную критическую ситуацию, когда рядом другие части просто бежали с поля боя. Обороняясь, танкисты Клыпина умудрялись переходить в контратаки и даже в наступления — без артподготовки и без поддержки авиации. Подумать только, насколько смелым и решительным был Клыпин, чтобы так действовать.
Он всегда так действовал — и тогда, когда восемь дней держали противника под Малоярославцем, и тогда, когда «затыкал» очередную брешь в обороне в районе Рязани. Впереди было большое контрнаступление советских войск под Москвой. И вдруг 4 декабря, за день до наступления, командира танковой бригады, Героя Советского Союза Николая Клыпина приказом Георгия Жукова снимают с должности. Этот случай с комбригом — еще одно «белое пятно» в истории той войны. И все потому, что Сталин отдал приказ во что бы то ни стало штурмовать деревню Дедово — без разведки, имея недостоверную информацию. Потери были значительные: лес был занят немецкой артиллерией, вооруженной термитными снарядами, единственным на тот момент оружием, прожигающим броню. За первые пять минут боя немцы сожгли четыре из восьми тяжелых танков КВ. Вместе с танками сгорели и экипажи, среди которых было несколько орденоносцев.
На кого списать неудачу потерь? Майор Клыпин стал тем самым стрелочником, на которого надо было «навесить» ответственность за личные ошибки Верховного Главнокомандующего, самого Жукова, комдива Белобородова. И именно этим объясняется «заговор молчания» вокруг героической 17 танковой бригады и ее огромной роли в сражении под Москвой. Все ее подвиги приписываются другим частям и соединениям. Ни на одном памятнике павшим воинам в тех населенных пунктах, где шли бои с участием этой бригады, не увековечены имена воевавших в ее составе и погибших под Москвой танкистов, разведчиков, стрелков и зенитчиков из 17 бригады.
Но время все расставляет по своим местам. Есть документы архивов, есть воспоминания очевидцев, из которых ясно одно: Герой-комбриг из Бурятии был честным и принципиальным человеком, опытным и смелым офицером, умеющим воевать. 12 января 1942 года он получил звание полковника, а в июле был назначен начальником 2‑го Саратовского танкового училища. Тыловая жизнь, отсутствие перспектив, обида за несправедливое к нему отношение — этот неравный бой он проиграл. Сказались и старые раны, полученные под Малоярославцем. 17 марта 1943 года Николай Клыпин, будучи на лечении в Казахстане, скончался на руках у жены Татьяны в возрасте всего 35 лет.
Память, отлитая в бронзе
Командир 17 ТБр, Герой Советского Союза, полковник Н. Я. Клыпин не успел написать мемуары и боевые заслуги его 17 танковой и место их в истории были перераспределены среди оставшихся в живых командиров других частей. Тем не менее, факт присвоения бригаде звания Гвардейской, оперсводки и наградные листы воинов 17‑й, свидетельствуют о значимом вкладе танкистов бригады под его командованием в оборону Москвы и Московской области в 1941 году. И мы это помним.
В центральном парке г. Щукинска Республики Казахстан есть мемориал с могилой Героя Советского Союза Н. Клыпина. В России коллектив Восточно-Сибирского речного пароходства МРФ РСФСР увековечил память земляка, назвав его именем буксирный теплоход ОТА‑803 — «Герой Н. Я. Клыпин», который сегодня совершает
рейсы по Ангаре.
В родном городе Улан-Удэ в год 40‑летия Победы в Великой Отечественной войне улица Транспортная, расположенная в районе железнодорожного вокзала и бывшего Верхнеудинского железнодорожного училища, была переименована в его честь.