Спецпроект «Именем Героя»
Герой Советского Союза, лейтенант, командир батальона 932-го стрелкового полка 252-й Харьковско-Братиславской стрелковой дивизии 46-й армии 2-го Украинского фронта.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 25 мая 1946 года лейтенанту Алексею Ивановичу
Пестереву было присвоено звание Героя Советского Союза.

ПЕСТЕРЕВ Алексей Иванович
На бескрайних просторах кяхтинской земли когда-то стояло село Русское Мурочи — скромный сосед рабочего поселка Чикой. Именно здесь пустил корни род Пестеревых, ставший символом несгибаемой воли и верности долгу. Среди них был и Алексей Пестерев, имя которого золотыми буквами вписано в историю воинской славы. Он принадлежал к тем командирам, чье присутствие на поле боя вселяло в бойцов непоколебимую уверенность: «Если Пестерев здесь, то мы — выстоим». Его батальон всегда был в авангарде, как стальной кулак, пробивающий бреши в обороне врага. Такую несокрушимую силу духа он выковал в юные годы, когда воочию видел, как Красная армия выбивает с родной земли банды Семенова и Унгерна. Еще мальчишкой он понял главное: Родину нужно защищать до последнего вздоха.
Родом из исчезнувшего села
Он из простой семьи крестьянина-середняка. Ныне село Русское Мурочи не найти на современных картах, лишь в памяти старожилов теплится его образ как уголек в пепле угасшего костра. Но именно здесь началась история будущего Героя. Учился мальчишка в школе Чикойского завода, где за партами сидели будущие трактористы и председатели, а знания давались нелегко. После уроков — крестьянские заботы. Его руки, едва освоившие карандаш, брались за привычную соху, познавая на практике мудрость предков: «Хлеб — всему голова». При этом труд на земле научил
юношу главному — терпению и упорству. Когда волна коллективизации докатилась до забайкальских сел, Алексей был среди первых, кто вступил в колхоз. Он видел в этом шанс улучшить жизнь своей семьи и всей общины, объединить усилия ради светлого лучшего будущего. Хотелось больше, и в 1933 году Алексей отправился в Усть-Кут Иркутской области, где бурлила жизнь молодой советской стройки. Этот жизненный этап оказал на него значительное влияние, но именно навыки и опыт, полученные на полях родного села, он пронес через всю жизнь.
За двадцать дней до рокового июньского рассвета 1941 года Алексея Пестерева призвали в ряды Красной армии. Курсы младших лейтенантов, служба в Забайкальском военном округе сначала комсоргом, затем политруком роты. Все это было подготовкой к главному испытанию. Как истинный сибиряк, он рвался на фронт, но его час пробил только в декабре 1943‑го, когда эшелон с бойцами его полка наконец взял курс на южный участок советско-германского фронта. Здесь, на изрытой снарядами украинской земле, к началу 1944 года гитлеровцы сосредоточили одну из своих сильнейших группировок. Зимне-весенняя распутица превратила театр военных действий в кромешный ад. Грунтовые дороги раскисли до состояния болота, техника буксовала в непролазной грязи. Артиллеристам приходилось буквально волочить орудия на себе, а пехотинцы несли на плечах не только оружие, но и ящики со снарядами. В этом месиве из грязи, пота и крови наступала и рота лейтенанта Пестерева.
Батальон без брони, но с железной волей
Летом 1944 года 2‑й и 3‑й Украинские фронты начали операцию по освобождению Болгарии, Румынии и Венгрии. В этом стальном наступлении была и рота лейтенанта Пестерева из 932‑го стрелкового полка. Их целью стал укрепленный пункт Шарашд на берегу Дуная. Немцы, понимая стратегическое значение плацдарма, бросили в контратаку свежие силы: батальон
пехоты при поддержке двух танков и бронетранспортера. На участке роты Пестерева не было ни орудий, ни ПТР, а только винтовки, пулеметы и гранаты. Техника застряла где-то позади, увязнув в размытых дорогах. Казалось, тяжелые махины легко сомнут оборону. Но лейтенант знал, что в таких боях все решает воля.
Алексей Пестерев организовал оборону, приказав пулеметчикам сосредоточить огонь на отсечении вражеской пехоты от танков, а добровольцам приготовиться к встрече бронетехники с гранатами. Когда первый танк пошел в атаку его метким броском вывели из строя, повредив гусеницу. Вслед за этим был подбит бронетранспортер, а экипаж уничтожен пулеметным огнем. Второй танк, оставшись без поддержки, дрогнул и начал отползать назад. В этот решающий момент лейтенант Пестерев поднял роту в контратаку. Стремительным броском бойцы выбили противника из населенного пункта.
Шарашд остался позади, но передышка оказалась мимолетной. Едва затих гул того боя, за который Алексей Пестерев был представлен к медали «За отвагу», как противник снова перешел в яростные контратаки. В одном из таких боев, когда численное превосходство врага достигало двукратного размера, бойцы Пестерева совершили невозможное. Вместо того, чтобы отступить под натиском, не просто удержали позиции, они разгромили наступающего противника. Сам лейтенант в этом бою проявил исключительную храбрость, лично уничтожив восемь гитлеровцев. Когда подошло подкрепление, и рота смогла продолжить наступление на Запад, о подвиге бойцов Пестерева уже знала вся дивизия. Командир 252‑й стрелковой генерал-майор Горбачев лично вручил лейтенанту орден Красной Звезды.
Весной 1945 года, когда советские войска широким фронтом вышли к Дунаю, перед ними встала сложнейшая задача: с ходу форсировать водную преграду и создать плацдарм для наступления на Будапешт. Но сначала предстояло взять хорошо укрепленный город Комарно. Однако, многочисленные попытки 932‑го стрелкового полка овладеть городом разбивались о яростное сопротивление противника. Немцы, используя превосходство в живой силе и технике, создали плотную оборону. Ситуация требовала нестандартных решений.
Подполковник Чернышевич, командир 932‑го полка, собрал командиров батальонов. Было принято решение о ночном штурме с выходом к Дунаю к десяти утра. Основная роль отводилась второму батальону лейтенанта Пестерева, который должен был действовать совместно с третьим батальоном. Алексей выбрал необычную тактику и смекалку. Перед наступлением его бойцы по глубокому оврагу скрытно приблизились к немецким позициям на расстояние всего 200 метров. Этот маневр впоследствии стал ключевым для успеха операции.
Ровно в четыре утра начался штурм. Артиллерийская подготовка, внезапная атака с близкого расстояния застала врасплох противника, который не успел организовать сопротивление. Батальон Пестерева первым ворвался в Комарно, а к полудню совместно с третьим батальоном вышел к берегу Дуная. Но на этом испытания не закончились. Перед батальоном лейтенанта Пестерева встала новая сложнейшая задача: форсировать широкую реку в районе острова Сентпаль, чтобы завершить окружение Комарно. Подполковник Чернышевич, лично доверивший Пестереву возглавить первый эшелон переправы, прекрасно понимал, какое испытание ждет бойцов, ведь широкая водная преграда, сильное течение и подготовленная оборона противника требовали исключительной выдержки и мастерства.
В кромешной темноте от берега бесшумно отошли груженные лодки и плоты с бойцами батальона. На плавсредствах, кроме людей, находилось оружие и боеприпасы. Предстояло преодолеть 1200 метров опасного водного пространства. Когда до желанного берега оставалось всего 100–150 метров, ночную тишину разорвала ослепительная вражеская ракета. В ее холодном свете четко обозначились силуэты переправляющихся — идеальная мишень для немецких пулеметчиков. Вода вокруг лодок вскипела от пуль и осколков, но бойцы шли вперед. Первым на вражеский берег ступил лейтенант Пестерев, личным примером увлекая за собой весь батальон. Окопы противника были захвачены. Но даже после успешной высадки испытания не закончились. Обнаружив потерю двух лодок с оружием, Алексей организовал их поиск. Спасенные боеприпасы вскоре сыграли ключевую роль при отражении мощной контратаки гитлеровцев. 10 танков,
3 самоходных орудия и 2 бронетранспортера при поддержке артиллерии обрушились на занятый плацдарм. Но ни техника, ни ярость врага не смогли сломить бойцов Пестерева. Совместно с третьим батальоном они не только удержали позиции, но и завершили окружение Комарно. Ровно к назначенному сроку — 17.00 — город был полностью очищен от противника. Эти бои стали яркой демонстрацией командирского мастерства лейтенанта Пестерева. Его личная храбрость, хладнокровие в критических ситуациях и умение вдохновлять бойцов вновь подтвердили, что это не просто офицер, а настоящий воинский лидер, чье место среди героев Великой войны. За бои по взятию города Комарно командование части представило лейтенанта Алексея Ивановича Пестерева к присвоению звания — «Герой Советского Союза».
Память, отлитая в бронзе
Победный май 1945‑го Алексей Пестерев встретил на австрийской земле, но служба для него не закончилась. Еще восемь лет он оставался в строю, неся ратную вахту в составе Центральной Группы Войск. Когда же в 1953 году фронтовик наконец снял погоны, то с той же самоотдачей взялся за мирный труд. Сначала на заводе в Свирске, потом на железной дороге в Кировограде, куда переехал в 1955 году. Последние годы Герой провел в Киеве, где тихо ушел из жизни 9 сентября 1991 года, накануне новых исторических потрясений.