Спецпроект «Именем Героя»
Герой Советского Союза, старший сержант, командир 76-миллиметрового орудия 676-го артиллерийского полка 232-й Сумской стрелковой дивизии 38-й армии Воронежского фронта.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 февраля 1944 года Иван Андреевич Скоков был удостоен высшей награды Родины — звания Героя Советского Союза.

СКОКОВ Иван Андреевич
Принято считать, что почетным званием Героя Советского Союза удостоены пять уроженцев Кабанского района — В. И. Истомин, И. М. Котов, М. А. Федотов, Б. С. Быстрых и В. Ф. Морозов. Но в этот список жители района обычно добавляют имя Ивана Андреевича Скокова: он 10 лет прожил на кабанской земле, работая на Тимлюйском цементном заводе. Его природная скромность и деликатность не позволяли ему открыто хвастаться подвигами, совершенными в годы Великой Отечественной войны. При этом именно благодаря его искусному управлению артиллерийским расчетом десятки вражеских танков остались на поле боя, а родная стрелковая дивизия не раз одерживала победы, отбрасывая противника назад и приближая долгожданный мир. Истинный подвиг заключается не в громких словах, а в молчаливом служении Родине, в том числе малой родине, той, где жил и трудился.
Умело пахал, сеял и плотничал
Он настоящий сибиряк, родом из поселка Ново-Николаевск Новосибирской области. Его родословная уходит корнями в далекое прошлое, к пешим сибирским стрельцам, которые в XVII веке доблестно служили в городе Таре. Скоковы долгие годы служили в Сибирском казачьем войске, которое после революции 1917 года было расформировано. Казаки, стремясь забыть о своем военном прошлом, разъехались по разным уголкам страны. Те же, кто остался на родной земле, стали крестьянами, и семья Ивана Скокова была одной из них.
Крестьянский уклад жизни отразился и на воспитании Ивана. После окончания школы в 1940 году он прошел курсы трактористов и вскоре начал работать в совхозе. А когда весть о вторжении врага на родные земли достигла их совхоза, он встал в первые ряды добровольцев. Но его просьбу не удовлетворили: село остро нуждалось в механизаторах, армию надо было кормить. Лишь в 1942 году после обучения артиллерийскому делу, его отправили на Воронежский фронт, где в середине и конце года развернулись ожесточенные бои.
Укротитель огня
Иван Скоков с первых дней на фронте стал воплощением бесстрашия и мужества. В 1943‑м сержант Скоков получил медаль «За отвагу» — первая награда, врученная ему прямо на поле боя командиром полка. Это случилось при форсировании Днепра. Командир батареи приказал артиллерийскому расчету Скокова совместно с пехотой первыми переправиться на противоположный берег, а затем огнем поддержать действия взвода и уничтожать вражеские огневые точки. На словах все довольно просто, на деле выполнение боевого задания было крайне опасным. Переправить орудие под непрекращающийся обстрел врага — это подвиг, требующий не только физической силы, но и невероятной смелости. Каждый метр водного пути был наполнен колоссальным напряжением, ведь любая ошибка могла стать роковой. Расчет сержанта Скокова добрался к берегу в районе Лютежа без потерь. Слаженно и быстро разгрузили плот и установили орудие на огневую позицию. За короткое время, всего несколькими выстрелами, орудие уничтожило три пулеметные точки, машину с боеприпасами и до 30 гитлеровских солдат и офицеров. Расчет оказал громадную помощь стрелковому подразделению, атакующему оборону противника.
Не раз взводу пехоты и орудию Скокова приходилось отбивать контратаки. Метким огнем из автоматов и пулеметов они заставляли залечь атакующих гитлеровцев, орудийный расчет Скокова подбил один из них. Противник вынужден был залечь, а затем и отступить на исходные позиции. Еще трижды враг пытался перейти в контратаку, и трижды бойцы взвода и артиллерийский расчет сержанта отбрасывали немецких фашистов на исходные позиции.
Огнем из своего орудия Скоков подбил танк, уничтожил два крупнокалиберных пулемета и до 60 солдат и офицеров противника. Так в районе хутора Сыня небольшое подразделение советских бойцов при поддержке 76‑миллиметрового орудия сдержало натиск превосходящих сил немецких фашистов и обеспечило переправу наших основных сил и дальнейшее преследование отступающих частей врага. Высшая награда не заставила себя долго ждать, а 676‑й артиллерийский полк продолжал наступление в общем направлении на Фастов. Противник рьяно сопротивлялся, заблаговременно укрепив высоту, контролирующую окружающую местность.
Части дивизии, освободив район Гута — Межигорское, расположились на северной стороне этого населенного пункта и закрепились, готовясь к дальнейшему наступлению. Но неожиданно началась контратака. Два взвода противника, при поддержке танков и огнем минометной батареи, шли в сторону, где располагался артиллерийский расчет Ивана Скокова. Враг, открыв интенсивный огонь из минометов и пулеметов, стремился выдавить наших бойцов с закрепленных земель. Расчет Скокова, находившийся ближе к гитлеровцам, открыл огонь сперва по минометной батарее и пулеметным точкам, а когда уничтожил их, сосредоточил свое внимание на танках. Вот они уже в 500 метрах. Сержант Скоков подал команду: «По головному танку бронебойным — огонь!». С первого же выстрела танк подпрыгнул и бешено завертелся на месте. Огнем из своего орудия он в этом бою уничтожил два танка, два станковых пулемета и до 25 солдат и офицеров противника. Еще дважды немцы при поддержке танков атаковали наши подразделения, но каждый раз откатывались назад, не выдержав автоматно-пулеметного и орудийного огня наших бойцов.
В представлении на звание Героя Советского Союза на старшего сержанта Скокова Ивана Андреевича командир 676‑го артиллерийского полка майор Виноградов особо подчеркнул слаженность и быстроту действия расчета Скокова. Он писал: «Тов. Скоков И. А. превратил свой расчет в подлинных мастеров своего дела, его орудие открывает огонь в течение 8–10 минут».
В ноябре 1943 года орудие Скокова не давало покоя противнику уже на украинской земле. Именно здесь 38‑й армии генерала-полковника К. С. Москаленко было присвоено наименование «Киевская». В числе героев этой битвы значится и ст.сержант Скоков Иван Андреевич — командир 76‑миллиметрового орудия 676‑го артиллерийского полка. А дальше наш герой вместе со своей частью участвовал в освобождении от фашистов Румынии, Венгрии, Чехословакии.
И живет о нем добрая память
К сожалению, тяжелые бои оставили неизгладимый след на здоровье Ивана. Он неоднократно получал контузии, которые временно лишали его слуха, зрения и даже речи, но он каждый раз возвращался на передовую к своему родному орудию. День Победы он встретил на границе Австрии, а потом уже вернулся на родину с заслуженными наградами, среди которых: орден Ленина, Золотая Звезда Героя Советского Союза, медаль «За отвагу», орден Славы III степени и несколько других медалей. 24 июня 1945 года он участвовал в Параде Победы на Красной площади в Москве.
Военная карьера на этом не закончилась. Его отправили в Чехословакию, где он прослужил до 1947 года. Вернувшись домой, окончил Подольский индустриальный техникум. Женившись, Иван Андреевич уехал работать в город Ахангаран Узбекской ССР, а уже оттуда приехал в Каменск Кабанского района. Здесь он 10 лет трудился заместителем директора цементного завода. О нем отзывались как о талантливом рационализаторе и выдающемся руководителе.
Интересный факт: хотя кабанская земля не считалась родной для Скокова, именно его решение работать здесь, повлияло и на судьбу его сестры Анны. Она приехала в Каменск и устроилась на тот же завод, что и брат. «На таких людях, как Скоковы, и держится земля сибирская», — писала О. Ф. Душакова в Книге Памяти Каменска и Тимлюя.
Война сильно подорвала здоровье Ивана Андреевича Скокова. Не дожив до своего 50‑летия наш Герой скончался. В Бурятии на заводоуправлении Тимлюйского цементного завода установлена мемориальная доска в его честь. И живет среди жителей Кабанского района добрая память об этом человеке.