Спецпроект «Именем Героя»
Герой Советского Союза, гвардии красноармеец, стрелок 78-го стрелкового полка 25-й гвардейской стрелковой дивизии 6-й армии.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 мая 1943 года Ивану Матвеевичу Чертенкову присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно).

ЧЕРТЕНКОВ Иван Матвеевич
Богатырский поединок 25 гвардейцев с 35 закованными в броню машинами и многочисленной оравой гитлеровцев возле села Тарановка Харьковской области впечатлил даже самого Леонида Быкова, который в 1977 году снял фильм «Аты-баты, шли солдаты…». Гвардейцы противопоставили натиску врага одну противотанковую пушку, гранаты, винтовки. Неравный бой они вели пять дней и ночей, и отдали свои жизни за Родину, но не пропустили врага. Подвиг солдат у села Тарановка, как пример массового героизма, стоит в одном ряду с боем 28 панфиловцев. Среди красноармейцев, защищавших Тарановку, был наш отважный земляк — Иван Матвеевич Чертенков.
Не стал прикрываться бронью
Ему можно было остаться работать в тылу, как работнику железнодорожного транспорта, Ивану предоставлялась бронь. С того момента, как в 1936 году по оргнабору приехал в Улан-Удэ из Курской области, он трудился сцепщиком вагонов, кочегаром парового отопления вокзала, перронным контролером. Ему было 29, когда прогремела война, Иван вполне осознанно и настойчиво рвался на фронт. И 23 января 1942 года он был уволен со станции Улан-Удэ в связи с призывом и отправкой на фронт…
Его направили служить рядовым красноармейцем в 71‑ю отдельную морскую бригаду. Не раз он попадал, казалось, в безвыходное положение, но выдержка, хладнокровие, помноженные на храбрость и отвагу, спасали его. Морские пехотинцы, входившие в эту дивизию, прославились своими героическими поступками, они сеяли ужас в немецких войсках, наводили страх на фашистов своей неукротимой отвагой, бесстрашием, смелостью и настойчивостью. Недаром немецкие солдаты называли их «черной смертью», «черными дьяволами», «черной тучей». Когда появлялись одетые в бескозырки и черные бушлаты пехотинцы морской бригады, немцы сразу же открывали огонь из всех видов оружия, хотя бы по небольшой их группе.
В начале марта 1943 года 78‑й стрелковый полк 25‑й дивизии, в котором служил красноармеец Чертенков, вел бои западнее Харькова и севернее Курска. Передовые советские части подошли к Ворошиловграду и Краматорску. Фашисты стягивали сюда подкрепление, чтобы отрезать наступавшие войска и самим перейти в наступление. Разгадав планы противника, наше командование дало приказ организовать оборону на крупных железнодорожных узлах и измотать силы противника.
25‑я Гвардейская ордена Красного Знамени стрелковая дивизия, совершив 80‑километровый марш-бросок за сутки, вышла на рубеж Тарановка — Змеев на стыке Воронежского и Юго-Западного фронтов, и 1 марта заняла оборону в этом районе. 78‑й Гвардейский стрелковый полк под командованием гвардии полковника К. В. Билютина, оборонявший село Тарановку, встретил наступавшие немецкие войска плотным автоматно-пулеметным и орудийным огнем. Он стойко отражал неоднократные атаки противника и переходил в контратаки. Гвардейцы пять суток вели ожесточенные бои против 60 танков, 10 самоходок и до полка пехоты гитлеровцев. Несмотря на такое превосходство в силах противника, населенный пункт, обороняемый гвардейцами, остался неприступной крепостью и не был ими взят.
В этих пятисуточных боях полк Билютина уничтожил 30 танков, бронемашин и самоходных пушек, до батальона пехоты и сбил два самолета. В этих кровопролитных боях и совершил свой подвиг взвод гвардии лейтенанта Петра Николаевича Широнина, где служил наш земляк Иван Чертенков.
Неравный бой героев-гвардейцев
… Сражение принимало все более ожесточенный характер, взвод лейтенанта Широнина первым принял на себя удары немецких танков и пехоты. После ожесточенных боев во взводе осталось 25 человек, в том числе Иван Чертенков. Противник готовился к очередной атаке. Бойцы взвода собирали патроны и гранаты на своем участке обороны. «Нас мало, — говорили широнинцы, — но мы выстоим, не посрамим звание гвардейцев!».
В тот весенний день 5 марта взвод Широнина повторил подвиг 28 героев-панфиловцев.
Немецкие войска двинулись в атаку утром. Развернувшись веером в боевой порядок, фашистские танки в сопровождении батальона пехоты двигались на позиции взвода Широнина. Наши бойцы-гвардейцы молча наблюдали за противником. Сержант Седых стал считать немецкие танки: 25 танков и 15 бронемашин уверенно приближались к позициям взвода, вооруженного только гранатами, винтовками да маломощной 45‑миллиметровой пушкой, так называемой «сорокапяткой».
Гвардии лейтенант Широнин поднялся во весь рост и обратился к своим товарищам-бойцам с краткой речью: «Напоминаю каждому закон советской гвардии. Там, где обороняется гвардия, враг не пройдет!». И начался неравный поединок взвода в составе двадцати пяти уставших солдат, почти без противотанковых средств, с 40 бронированными фашистскими чудовищами.
Вот что писал о том бое командир 25‑й Гвардейской ордена Красного Знамени стрелковой дивизии гвардии генерал-майор Шафаренко в представлении на звание Героя Советского Союза Ивана Матвеевича Чертенкова: «25 отважных воинов вступили в единоборство с 40 бронированными машинами и многочисленной оравой гитлеровцев.
На глазах у всех, обвязавшись гранатами, гвардии красноармеец Павлов и гвардии сержант Седых поползли навстречу идущим на них танкам. Два смельчака бросились под танки, взорвали их, пав смертью храбрых в этом поединке.
Фашисты отступили перед храбрецами. Однако временно. Собравшись с новыми силами, они снова перешли в атаку на позицию широнинцев. Бой смельчаков с превосходящими силами фашистов разгорелся с новой силой. Немцы, не считаясь с потерями, продолжали атаковать. Однако гвардейцы не уступали ни пяди своей земли. Метко брошенные гранаты подрывали немецкие танки, яростный залповый огонь из винтовок и пулеметные очереди по смотровым щелям ослепляли водителей и косили немецких автоматчиков, прятавшихся за броней танков… Один за другим выходили из строя гвардейцы. Но оставшиеся в живых бойцы не отступали, а продолжали сражаться с прежним упорством и стойкостью. Осколком снаряда был тяжело ранен командир взвода лейтенант Широнин, и его унесли с поля боя, но и без командира горсточка храбрецов продолжала бой.
Иван Чертенков положил перед собой две оставшиеся гранаты, пересчитал патроны и воскликнул: «Ну что ж, ребята! Помирать — так с музыкой. Огонь по фашистским гадам!». Из ручного пулемета он беспощадно косил гитлеровцев, идущих за танками. Часто меняя позицию, Иван не давал двигаться вперед немецкой пехоте. В одной из атак гитлеровцы тяжело ранили Чертенкова. Собрав последние силы, он бросил противотанковую гранату в надвигавшийся на него танк и подбил его. Но и сам погиб от пуль немецких автоматчиков…
Погибли, но не сдались
Оставшиеся гвардейцы, расходуя последние патроны, открыли яростный огонь, а затем встретили противника гранатами. До последнего дыхания сражались широнинцы. Они не посрамили чести гвардейцев. На поле боя чадили 11 танков и бронемашин, валялось свыше ста трупов немецких солдат и офицеров.
Это были закаленные в боях бывшие морские пехотинцы, сержанты и старшины, в которых кипела жажда мести за погибших товарищей и желание подороже продать свои жизни. Именно эта самоотверженность и героизм широнинцев вызвала эмоции, которые были описаны в воспоминаниях заместителя командира 78‑го Гвардейского стрелкового полка по политической части майора М. В. Пахомова, который непосредственно наблюдал за боем, и в рапорте командиру полка К. В. Билютину указал: «Этот взвод повторяет подвиг панфиловцев». В результате боя 6 человек, включая самого Петра Широнина, получили тяжелые ранения, погибли 19 бойцов взвода, в том числе и наш Иван Чертенков — отважный, смелый солдат.
Жители Бурятии с благодарностью вспоминают имя Ивана Матвеевича Чертенкова. Одна из улиц города Улан-Удэ носит его имя. Грамота Президиума Верховного Совета СССР о присвоении ему звания Героя Советского Союза хранится у коллектива железнодорожной станции Улан-Удэ. Его имя занесено на первую страницу Книги Почета станции.
На здании железнодорожного вокзала установлена мемориальная доска, а в 2015 году состоялось открытие бюста Героя Советского Союза Ивана Чертенкова в столице Бурятии.