Чрезвычайная обстановка военного времени потребовала серьезных изменений во всех сферах жизни республики.
Первоочередным был перевод промышленных предприятий на выпуск военной продукции. Именно тогда Бурятия превратилась в важный промышленный регион. У всех на слуху минометы и самолеты от УУАЗа, вольфрам для танков от Джидакомбината, мясные консервы от БМП, и этот список можно продолжать. И совсем мало информации об Улан-Удэнском судоремонтном заводе. Благодаря архивным документам, с которыми работала известный краевед Галина Ивановна Мададаева, мы решили восполнить этот пробел и рассказать более подробно о вкладе в Победу этого предприятия.
На военные рельсы
История судоремзавода неразрывно связана с Ceлeнгинcким peчным пapoxoдcтвом, когда в 1924 году с Зарубинского затона в Верхнеудинск для обеспечения межнавигационного ремонта судов были переведены судоремонтные мастерские. Оборудование насчитывало семь станков и один ручной меховой горн. Для станочных приводов был установлен локомобиль мощностью 12 л. с. В 1929 году построено первое судно. Тогда же спущены на воду первые пароходы — «Ударник», «Бурят-Монгол». В 1934–1941‑х гг. построены первые цельносварные пароходы типа «Революция», выпущены буксировщики мощностью 300 л. с. В 1934 году мастерские были переименованы в судоремонтный завод, который находился в подчинении Байкало-Селенгинского речного пароходства. Завод работал в составе: механического, кузнечного, литейного, котельно-сварочного, деревообделочного цехов, став основной судоремонтной базой Селенгинского речного пароходства. Завод имел резервные мощности в связи с тем, что при проектировании завода в 1935–1937‑х гг. не учитывалось строительство железной дороги на Кяхту и все перевозки с Монголией предполагалось осуществлять водным путем.
B гoды Beликoй Oтeчecтвeннoй вoйны знaчитeльнaя чacть кaдpoвыx paбoчиx завода yшлa нa фpoнт, иx мecтa зaняли жeнщины, подростки, пенсионеры. Oни peмoнтиpoвaли дeйcтвyющий peчнoй флoт и выпoлняли вoeнныe зaкaзы, так как судоремонтный завод, как и многие предприятия страны, с первых дней войны был переориентирован на выпуск продукции, необходимой для фронта. Перевод промышленности на военный лад привел к резкой смене номенклатуры выпускавшихся изделий, освоению новых видов продукции, перестройке технологических процессов, внедрению новых форм производственной специализации. Однако, информации о деятельности корабелов в годы войны довольно мало и не всегда она в открытом доступе, но с уверенностью можно сказать, что работа завода была крайне важна для обеспечения фронта на востоке страны и поддержания транспортной инфраструктуры в регионе.
В связи с возросшей нагрузкой на железнодорожный и речной транспорты заводом в 1942 году в полтора раза был увеличен выпуск валовой продукции по сравнению с предыдущим годом. Ремонт судов был критически важен для обеспечения перевозок по рекам и озеру Байкал, для снабжения воинских частей и эвакуации раненых, а также для связи с соседним государством — МНР. Помимо судов здесь ремонтировали паровозы и вагоны, что было необходимо для обеспечения военных операций, а также было освоено производство военной продукции, таких как мины, снаряды и др.
За себя и товарища
С начала 1942 года по инициативе передовых предприятий страны началось Всесоюзное социалистическое соревнование, которое нашло широчайший отклик в массах. По призыву коллектива мясокомбината с 7 сентября 1941 года в республике началось соревнование под девизом: «Работать не только за себя, но и за товарища, ушедшего на фронт». Это было движение за значительное увеличение производительности труда и выпуска продукции. Главной особенностью соревнования стала его фронтовая настроенность, стремление трудящихся обеспечить действующую армию всем необходимым для разгрома врага. Поэтому рабочие судоремзавода трудились в усиленном режиме, сутками, не выходя из цехов. Широко развернулось движение двухсотников (рабочие, боровшиеся за выполнение плана на 200%). Нередки были случаи рекордных перевыполнений суточных норм. Так, токарь завода Николай Толмачев только за дневную смену выполнил норму на 350%, а его коллега токарь Надежда Севастьянова за ночную смену выдала 375% нормы. На первых страницах газет неоднократно мелькал лучший кузнец завода, участник Всероссийских социалистических соревнований тов. Лебедев. И таких передовиков тыла на судоремонтном заводе было немало.
С началом войны завоз материалов, сырья, топлива, оборудования из других регионов в республику почти прекратился, поэтому необходимо было осуществлять строжайший режим экономии, найти заменители, совершенствовать технологический процесс, мобилизовать все внутренние ресурсы предприятий. Военные годы — это время всемерного развития рационализаторства, изобретательства, стахановских школ. Своевременное и быстрое внедрение рацпредложений экономило судоремзаводу сотни тысяч рублей. Одним из таких примеров служит очистка дымогарных труб через специальный грохот (вращающийся цилиндр). Применение этого метода позволило высвободить 18 человек из технологического процесса, ранее выполнявших эту работу вручную.
Фрезеровщик Дмитрий Хохряков — один из лидеров рационализаторского движения, был принят на завод в марте 1938 года. Как многостаночник личные задания сдавал досрочно, часто внедряя для улучшения технических и эксплуатационных показателей свои наработанные идеи. Уже позже в его трудовой книжке были вклеены дополнительно 4 вкладыша с более, чем 30 записями о трудовых поощрениях. Хохряков — не исключительная фигура, а скорее наиболее яркий пример корабелов Бурятии. Применение рационализаторских предложений позволяло экономить электроэнергию, сырье, материалы, топливо и т. д.
Важное звено
Заканчивая навигацию, речники Бурят-Монголии, стали проводить ремонт флота своими
силами — бригадами саморемонтников, что позволило основным цехам бросить силы на изготовление продукции на нужды обороны страны и сэкономить государству огромные средства. Только в 1942 году план они выполнили на 114,5 процента, дав государству 4,5 млн рублей чистого дохода.
При этом в годы войны проблема кадров в Бурятии, как и в других национальных районах Сибири, приобрела особое значение не только по причине ухода рабочих на фронт, но и потому, что в мирные годы она не была полностью решена. В Бурятии стояла сложная задача по обеспечению промышленности и транспорта рабочей силой. К началу июня 1942 года на судоремонтном заводе новые рабочие составляли 80%, а в Селенгинском пароходстве —60% от всего состава. Была организована их профессиональная учеба, обучались они непосредственно на рабочих местах путем индивидуального и бригадного ученичества.
1943 год стал переломным не только в ходе войны, но и в работе советского тыла. Он был знаменательным для трудящихся Бурятии еще и тем, что исполнилась XX годовщина образования республики, развернулось широкое движение за достойную встречу этой значимой даты. Многие предприятия досрочно завершали выполнение производственных планов 1943 года. Таким образом, Улан-Удэнский судоремзавод стал важным звеном в обеспечении фронта необходимым транспортом и вооружением, внеся существенный вклад в победу над врагом. При этом, у завода в части снабжения и обеспечения необходимыми материалами были свои трудности. В письме зам. наркома речного флота СССР тов. Рахманину директор Улан-Удэнского судоремонтного завода тов. Востоков писал: «… Снабжение завода происходило исключительно плохо и особенно листовой, сортовой сталью и коксом. За весь период ремонта завод не получил ни одного килограмма листовой стали… Все это сильно отразилось на ход судоремонта и не дало возможности заводу обеспечить флот запасными деталями. Литейный цех стоит из-за отсутствия кокса. Деревообделочный цех не имеет лесоматериал…».
При этом, руководство никогда не забывало о людях. Так, за честное и добросовестное отношение к труду, за систематическое перевыполнение планов, отмечая ненормированную работу не менее 14–16 часов, а также несение обязанностей дежурного по заводу, руководство сохраняло сотрудникам норму хлеба первой категории, зачисляло на 3‑х разовое питание в столовой. К 8 Марта 13 человек были премированы туфлями с занесением благодарности в личное дело. Работникам, демобилизованным из Красной Армии, оказывали помощь, приводили в порядок жилье, ремонтировали квартиры, обеспечивали топливом. Кроме того, судоремзавод имел свое подсобное хозяйство и три овощехранилища, держал мелкий скот и лошадей. В архивных документах часто встречается указание об использовании лошадей для перевозки материалов.
Помимо трудового подвига, коллектив судоремонтного завода внес свой вклад в помощь фронту. В первые же дни они сдали на центральный склад по приему посылок для бойцов, командиров и политработников Красной Армии 49 посылок. И это было только начало.
В целом Бурятия за все годы своевременно и полностью выполнила свои обязательства перед государством. Трудом советских людей была создана мощная военно-промышленная база страны. Улан-Удэнский судоремонтный завод с честью выполнил возложенную на него миссию.
Автор: Лариса Бурунова