Журналист Баясхалан Дабаин возвращает из забвения имена героических фронтовиков.
По официальным данным, из Бурятии были призваны на фронт Великой Отечественной войны свыше 120 тысяч человек, из которых почти 40 тысяч — не вернулись. За свои подвиги в годы Великой Отечественной, Советско-финской, войны с империалистической Японией и в ходе вооруженного конфликта у озера Хасан 46 воинов Бурятии удостоились высокого звания — «Герой Советского Союза» и звания «Герой России», 12 фронтовиков стали полными кавалерами ордена Славы. Но были фронтовики, которые представлены к званию Героя Советского Союза, но не получили Золотую Звезду. Журналист газеты «Бурятия» ИД «Буряад унэн» Баясхалан (Юрий) Дабаин возвращает из небытия имена забытых фронтовиков, судьбы которых связаны с Бурятией. О том, как эта работа ведется, мы говорим с автором проекта «Герои без звезд».

— Сколько тебя помню, ты всегда отличался тем, что испытывал огромный интерес к неординарным сильным личностям: героям в труде, в спорте. И это замечательно! Как родился проект в газете «Бурятия» Издательского дома «Буряад унэн»? С чего начались твои поиски забытых героев войны?
— Я занимаюсь судьбами героев войны более восьми лет в рамках спецпроекта газеты «Бурятия» ИД «Буряад унэн» «Герои без Звезд». Но писать о ветеранах, конечно, приходилось и раньше, причем много, и ты об этом прекрасно знаешь. Просто со временем я понял, что Героев без Звезд у нас очень много и надо вернуть им заслуженное, восстановить историческую справедливость. Они не дождались своих Звезд, но есть их внуки, правнуки, и они должны знать, помнить и гордиться своими Героями. Я очень сожалею, что с этой работой чуть запоздал. Мог бы начать раньше, когда еще живы были фронтовики. Но и опозданию есть оправдание, ведь большинство архивов рассекречено лишь в последние годы.
— На кого в первый раз ты нашел наградной лист? Расскажи?
— В первый раз я нашел наградной лист на Радну Малакшанова, а спустя некоторое время — на Дылыка (Дэлэга) Доржиевича Абидуева. Подумал, а не брат ли он бурятского писателя — Бавасана Доржиевича Абидуева? Совпадало все — отчество, фамилия. Его родственники-оронгойцы считали, что Дылык Доржиевич ушел на войну и пропал без вести. Ничего подобного! Оказалось, что он был представлен к званию Героя Советского Союза, служил в воздушно-десантной дивизии, был командиром взвода пулеметчиков, отважным воином. И когда 5 апреля 2017 года статья была опубликована, в Народном Хурале родственникам вручили копию наградного листа Героя. Столько было чувств и эмоций — невероятно! Я понял, что это очень важно для наших земляков, и решил для себя, что буду искать и писать об этом. Позже пришло осознание, что надо не только искать, но и увековечивать имена людей, которые по разным причинам не получили заслуженные награды. И вот при поддержке депутатов Народного Хурала и глав поселений в республике стали устанавливать мемориальные плиты. Три уже установили.
— А скольких Героев удалось найти?
— В свое время заслуженный артист Бурятии Бакалин Васильев написал, что 12 воинов были представлены, но не получили Звезду Героя Советского Союза. Я тогда усомнился в количестве. Знал, что поиском занимались и другие люди. Начинал фронтовик Даши Цыренов, автор книги о Героях, продолжил также фронтовик — Содном Хандажапов. Сейчас насчитываются 80 воинов, представленных к высшей степени отличия СССР, но не награжденных Звездой Героя. Поначалу задавался вопросом: чем отличается кавалер высшей награды Родины — ордена Ленина от обладателя высшей степени отличия страны — звания Героя Советского Союза. Потом понял, что если воин награждался орденом Ленина, то Звезду Героя не давали. А если вручили Звезду Героя, то орден Ленина вручался автоматически. Намдыку Цыбенову, нашему воину, скромному журналисту, вместо звания Героя дали орден Ленина. Хотя были случаи, когда «понижали» до медали «За отвагу».
— А почему все же не давали?
— Тут несколько причин. Если был репрессирован. Приведу один пример: Владимир Алексеевич Китаев, наш генерал. Кстати, один из наших первых генералов-фронтовиков. Почему-то считалось до недавнего времени, что у нас не было полководцев, ставших генералами в годы Великой Отечественной войны. Были! Например, легендарный Лев Доватор, несколько лет служивший на территории Бурят-Монголии, стал генерал-майором в сентябре сорок первого, Никита Лебеденко (служил в Буркавдивизии) получил звание генерал-лейтенанта в апреле сорок четвертого, уроженец Кяхты Иван Разинцев стал генерал-майором артиллерии в августе сорок второго, а Владимир Китаев генерал-майором авиации — в августе сорок четвертого. Китаев был командиром авиационной дивизии. Восемь месяцев представление к званию Героя ходило по инстанциям. А оказывается, у него брат родной был пленен и расстрелян, к тому же его мама была немкой и ее репрессировали. Поэтому вместо Звезды Героя ему дали орден Кутузова. У Китаева два ордена Кутузова второй степени! Война медленно, но раскрывает свои тайны.
Еще одна причина: если ты лама, хуварак, священник — тоже не давали. Попавшим в плен, в окружение — не давали…
Судимость — то же самое. Мой старший товарищ Евгений Александрович Голубев после войны дружил со снайпером Гармой Григорьевичем Балтыровым. Где-то в 70‑е годы он повел его за руку в наш Совмин, а председатель Голубеву говорит: «Ты кого ко мне привел?..». Оказалось, у Балдырова Г. Г. были судимости. Я в архиве нашел его документы. На войне он уничтожил 170 врагов! Орден Красного Знамени, орден Красной Звезды — награда за наградой, и вдруг они прекратились. Оказалось, что после ранения, полученного на Курской дуге, он из снайперов перешел в разведку. Из письма его друга-однополчанина я нашел информацию о том, что Гарма Григорьевич был награжден и орденом Славы. При этом снайперы должны были быть наставниками. У нас всего два снайпера Героя Советского Союза — Жамбыл Ешеевич Тулаев и Никифор Самсонович Афанасьев. Выходит, они всем критериям соответствовали. Ученики Тулаева уничтожили 1,5 тысячи фашистов, а Афанасьева — около 2 тысяч. Интересная судьба и у Жамбыла Ешеевича Тулаева. В 1937 году его арестовали как «японского шпиона», но осудить не успели. В семье случилась трагедия, его отпустили на похороны, но после он не вернулся под арест, а потом ушел на войну. И, видите, как геройски воевал! С Никифором Афанасьевым другая история. В 1951 году он был лишен Звезды. А дело было так: после войны работал в колхозе Заиграевского района. Поехал в Улан-Удэ купить сельхозинвентарь и попал в переплет. Выпил…
Оказалось, тогда при нем был наградной пистолет от самого Чуйкова — маршала, дважды Героя Советского Союза, кстати, Почетного гражданина города Улан-Удэ! История, связанная с Чуйковым, тоже не рядовая. Будучи поваром, он случайно оказался собеседником самого генерала. «Чего буду кашеварить, если я охотник?». Так стал снайпером. По возвращении в колхоз его ждала неприятность: парторг пригрозил исключением из партии, сославшись на «телегу из города». Слово за слово, не сдержался, сорвал Звезду Героя и положил на стол председателя. Звания его лишили… Он уехал в таежную Тэгду Хоринского района, устроился табунщиком. Жена ушла. В общем… А потом вмешались однополчане. Выяснили обстоятельства дела, написали ряд писем, приехали целой делегацией. В итоге, в 1971 году Афанасьева восстановили в звании Героя: преступления он не совершал. Но это исключительный случай. Я в истории не находил подобных. Даши-Дондок Унтанов из Закаменского района тоже был представлен к званию. Но, поскольку был хувараком в Санагинском дацане, Звезду не дали, а жаль — воевал храбро.
— А еще в процессе поиска какие интересные факты тебя особо впечатлили?
— Я не знал ранее, что наши женщины из Бурятии отважно сражались на войне и получали высокие награды за это. И тому есть много фактов. Например, Цырен-Дулма Лубсановна Доржиева — девушка-снайпер. Родственники думали, что она пропала без вести. Оказалось, здесь совсем другая история.
Когда начал поиск, пришел к выводу, что были еще девушки-снайперы бурятской национальности. Ночью однажды проснулся и начал набирать варианты фамилий. В наградном листе была ошибка. Вместо Доржиевой было вписано Дорожиева! Параллельно нашел Валентину Аюшеевну Магзолову. Та же ошибка. Пишется Мокзолова, указана как Магзолова. И потом в ходе поиска установил, что они служили в одном полку. Галина Романовна Шипулина, снайпер из Иркутска, вспомнила, что Цырен-Дулма Доржиева училась с ней в одной школе снайперов, была талантливым стрелком. В первом бою уничтожила пять врагов. В первом же бою и погибла. Я был удивлен, что она — ефрейтор. Оказалось, что тем, кто с отличием окончил школу снайперов, автоматически присваивали звание ефрейтора. Ее представили к ордену Отечественной войны I степени, но потом понизили до II степени. Но все равно это очень высокая награда. После публикации позвонил племянник Юрий Лубсанов. Для семьи это было потрясение. Детям и племянникам я предложил съездить на малую родину — в село Ехэ-Цаган. Мы съездили вместе, побывали в местах, где жила их тетя… Потом в Хурале похлопотали, чтобы все они съездили в Иркутск к Галине Романовне Шипулиной. Совершенно другая история у семьи теперь…
Энгельсина Сахаровская награждена орденом Славы III степени. Художником работала на ЛВРЗ. Не все мужчины удостаивались такой награды, а ее наградили. Призывалась она, в девичестве Шулунова, из Агинского округа, хотя родом из Иркутской области. Считалось, что она — единственная. Оказалось, еще награждена Дина Гарина — артиллерист. Написал о ней очерк. Потрясающая история! Оказывается, на фронте разгорелся костер любви: встретились и полюбили друг друга рязанская красавица Дина и бравый политрук из края голубых озер — Еравны — Цыбик.
Еще один очень интересный факт — в составе «Ночных ведьм» сражались представительницы из Бурятии. Об уроженке села Посольское Кабанского района Калерии Рыльской уже опубликован второй очерк. Легендарный 46‑й Гвардейский ночной бомбардировочный авиационный Таманский Краснознаменный и ордена Суворова полк, известный как «Ночные ведьмы», был сформирован только из женщин.
— Фронтовики — народ скромный, не любят козырять наградами, а ведь были и такие, у кого с документами неразбериха, ошибки, и в итоге — ни наград, ни почета…
— Да, таковых примеров немало. У нас был Герой Советского Союза Виктор Степанович Макаров. Девять лет работал в республике, не указывал в биографии, что он — Герой СССР. Позже был военкомом в Мухоршибири. На республиканском уровне было принято решение, чтобы его имя увековечить в Бурятии: установили его барельеф на Мемориале Победы, а в этом году, во многом благодаря стараниям депутата Народного Хурала, ректора БГСХА Бэликто Цыбикова, который многое делает в плане патриотического воспитания молодежи и поддержки наших бойцов, выполняющих воинский долг в СВО, на фасаде здания вуза установили мемориальную доску в честь Героя.
Также мне удалось установить 12‑го полного кавалера ордена Славы — это Илья Степанович Яковлев, имя которого тоже официально увековечено: справедливость восторжествовала, и на мемориале Победы установлен его барельеф.
Сейчас считается, что их у нас 12, а на самом деле — больше. А есть и воины, кто по три-четыре ордена Славы имеют, но не стали полными кавалерами: статус ордена нарушен. Егор Иванович Куделин был награжден сначала орденом Славы третьей степени, затем — второй. И еще раз второй. В суматохе войны. Был ранен в голову, в 34 года скончался. Но он же не виноват в этой ошибке! Потому, когда его родственникам вручали копию наградного листа, спикер парламента Владимир Павлов назвал его истинным Героем Советского Союза. Пусть и без Звезды.
У Анания Александровича Никитина было три ордена Славы. В 90‑х годах его вызвали в военкомат. Он уверен был, что наконец-то его признают полным кавалером. Открывают коробочку — там снова орден Славы и снова второй степени …
У нас полный кавалер — Семен Иванович Батагаев. Его тоже вызвали после войны в военкомат. Еле пришел (был ранен), а ему: «Вам орден Славы второй степени». Он не стал его получать, так как этим орденом уже был награжден. «Ну, ладно, мы вам орден Красной Звезды вручим», — сказали они и забыли. На Восточном фронте камикадзе бросился под его машину, после взрыва Семен весь был изранен. Мама его, бедная, две похоронки получила, но дождалась. Позже в Москве в метро у него вырезали орден первой степени. Он самый ценный для воров, в нем золота много. Там же, в Москве, Батагаев С.И. пошел по инстанциям. Подняли архив, восстановили орден. А в его личном деле орден Красной Звезды значится. «Я ж не получал!» — воскликнул он. Оказалось, кто-то за него расписался (!).
Сейчас благодаря рассекреченным архивам работают два сайта: «Память народа» и «Подвиг народа». Надо искать. Фамилии бурятские зачастую писались неверно. Так, фамилию Малакшанов умудрились с тремя ошибками написать. Не со зла, конечно. Информацию о захоронениях можно искать на сайте ОБД «Мемориал». Школьные музеи очень много информации хранят. Все архивные газеты 40–50‑х годов тоже помогут. Надо разные источники искать.
Я по Филимону Харлампьевичу Зайцеву почти год искал информацию. В 21 год — капитан, шесть орденов, и не дали звание Героя. Поиски привели в город Волжский. Я позвонил на завод. Секретарша сначала сказала, что не знает. А потом вдруг решила на всякий случай дать номер телефона. Оказалось, замдиректора завода был знаком с Зайцевым. Дал координаты дочери. В 2018 году в селе Надеино Тарбагатайского района увековечили его имя: установили мемориальную плиту, за что большое спасибо депутату Народного Хурала Анатолию Кушнарёву и главе поселения Петру Николаеву.
А вот еще один пример: Доржи Баханович Васильев — бурят из глухой деревни. В 40‑м году окончил физфак МГУ, ушел на войну. Был представлен к званию Героя. Не дали. Скорее всего, причина в репрессиях 1937 года. Сорок лет проработал в институте…
А Геннадий Лаврентьевич Токаренко? Был дважды представлен. Не дали. Справедливость восторжествовала в отношении Георгия Ивановича Гуслякова. Вручили Героя России в 1994 году. Оказывается, отца репрессировали, и он уехал сначала в Питер, работал на заводе, затем завод эвакуировали в Башкирию, и оттуда он ушел на фронт. На войне дважды был представлен. Первый раз понизили до ордена Отечественной войны II степени, второй раз дали орден Красного Знамени. Он один из выдающихся воинов Бурятии — восемь орденов (мне удалось найти наградной лист на восьмой орден)! Гусляков Г.И. на 13‑м танке до Берлина доехал!
12 под ним сгорели…
Пантелеймон Тарасович Устинович — четыре боевых ордена Отечественной войны. Надо было бы давать за три ордена Великой Отечественной войны Звезду Героя. Не дали… Недавно выяснил, что, оказывается, наш прославленный летчик-герой Василий Михалев в феврале 1944 года, то есть за полгода до вручения ему Золотой Звезды, был представлен к званию Героя Советского Союза. В первый раз его награда (неизвестно по какой причине) была понижена до ордена Ленина. Хорошо, что со второй попытки Михалев все-таки стал Героем со Звездой.
А Цыбик Кузьмин из Кабанского района — у него три медали «За отвагу». На войну ушел вместе со своей монгольской лошадкой, которую так и звали — Монголка. Был ездовым, документы возил. В одном из походов вражеский снайпер попал в лошадь. Умирая, лошадь плакала, прощалась… Он считал, что Монголка прикрыла его собой. После войны его обвинили в хищении зерна и на 15 лет осудили. Он отсидел девять. Жена за это время заболела и умерла… Медаль «За отвагу» очень трудно получить. Орден Славы тоже очень трудно получить… Знаете, о чем больше всего жалею… Что раньше не начал искать…
— Ты не переживай, друг. Все наверстаем. Мы знаем друг друга более тридцати лет и все эти годы я видела с какой любовью и уважением ты относишься к старшему поколению. Я горжусь тобой — журналистом, который делает очень важное дело — возвращает светлую память Героев великой войны с фашизмом…
Особая тема Баясхалана Дабаина — воины-журналисты. В 2021 году благодаря усилиям автора проекта «Герои без Звезд» при поддержке экс-депутата Народного Хурала Андреяна Зыбынова, главы МО СП «УстьОборское» Батора Гуроева и председателя землячества «Хёлгын Гол» Баярмы Шантагаровой на здании Дома печати установлена мемориальная доска в память о Намдыке Цыбенове, воине и журналисте, которому вместо звания Героя дали орден Ленина. Также в этом году выходит продолжение книги «Герои со Звездами и без» под названием «Звезды Героя нет на гимнастерке». Это поистине народная книга. В ее издании помогали многие жители нашей республики, их вклад в общее дело бесценен.