«Мир Байкала» постоянно поднимает вопросы обеспечения законности в сфере сохранения и экологического оздоровления озера Байкал в границах Байкальской природной территории. В результате принимаемых межрегиональной прокуратурой мер, количество преступлений в сфере экологии на территории поднадзорных регионов растет или снижается? Насколько рационально используются наши природные ресурсы? Об этом — в нашем материале.
Нам рано успокаиваться
— В результате принимаемых межрегиональной прокуратурой мер, количество преступлений в сфере экологии на территории поднадзорных регионов снизилось на 28%, в том числе в сфере лесопользования на 35%. Однако успокаиваться не приходиться, вопросов и проблем остается
еще предостаточно. Если в цифрах, то это выглядит таким
образом: в текущем периоде 2025 года пресечены 5,2 тыс. нарушений, опротестован 331 незаконный акт, внесены свыше 1 тыс. представлений об устранении нарушений закона. По результатам их рассмотрения к дисциплинарной ответственности привлечены 465 человек. В суды направлены 407 исков и взыскан ущерб в размере свыше 526 млн. рублей. К административной ответственности привлечены 156 лиц. По инициативе межрегиональной прокуратуры правоохранительными органами возбуждены 33 уголовных дела. Активизируя профилактическую работу, о недопустимости нарушения законов предостережены 477 должностных лиц.
«Еще 14 марта нынешнего года утверждена Стратегия прокурорского надзора за исполнением природоохранного законодательства, предусматривающая концептуальный и всеобъемлющий подход к организации прокурорской деятельности. Прокуроры ориентированы на оценку государственно-правового механизма и степень его влияния при реализации полномочий органами власти, соблюдение риск-ориентированного подхода органами контроля», — рассказывает Байкальский межрегиональный природоохранный прокурор Елена Макушенко.
Прокурорское вмешательство способствовало восстановлению конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду, ликвидации свалок, строительству и реконструкции очистных сооружений, объектов размещения отходов, формированию и укомплектованию лесопожарных подразделений, сохранности и выполняемости лесного фонда, выделению дополнительного финансирования на выполнение мероприятий нацпроектов, своевременному исполнению контрактных обязательств».
Лесные вопросы
Многого удалось добиться планомерной работой межрегиональной прокуратуры совместно с территориальными прокуратурами и органами правоохраны по предотвращению и пресечению правонарушений в первую очередь в лесной сфере. Это законодательный запрет рубок в центральной экологической зоне Байкальской природной территории, отнесение лесов в региональных заказниках к категории защитных, активизация патрулирования лесов государственными инспекторами, расширение площади космомониторинга на поднадзорной территории до 10 млн. га.
Особое внимание уделено вопросам лесовосстановления. Иркутская область не первый год остается лидером по лесовосстановлению среди регионов России. За время реализации федерального проекта «Сохранение лесов» нацпроекта «Экология» площадь восстановленных лесов в Приангарье составила 946,64 тысячи гектаров).
Общая цифровизация лесной отрасли и внедрение в эксплуатацию электронных торгов позволили органам контроля оперативно пресекать факты незаконных рубок и реализации древесины. В судебном порядке были истребованы незаконно образованные земельные участки в береговой полосе, водоохранных зонах, на землях лесного фонда. Таким образом, средствами надзора пресечена незаконная рубка леса на 39 федеральных и региональных особо охраняемых природных территориях на площади более 600 тыс. га. Кроме того, из незаконного владения истребованы земельные участки общей площадью 215 га стоимостью более 200 млн. руб.
Природоохранными прокурорами оспорены незаконно заключенные договоры купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд, ущерб от которых составил более 11,5 млн. руб. По представлению прокуратуры организовано внесение изменений в нормативные правовые акты Иркутской области в части усиления контроля за целевым использованием предоставляемой древесины. В связи с рубками за границами арендованных участков при возведении линейных объектов в суде с хозяйствующих субъектов взыскивается свыше 11 млн. руб.
В ходе надзорного сопровождения и взаимодействия с департаментами Федерального агентства лесного хозяйства по федеральным округам (далее — Рослесхоз) межрегиональной прокуратурой обеспечено утверждение планов противопожарного обустройства лесов в Иркутской области и Республике Бурятия. В центральной экологической зоне Байкальской природной территории организованы санитарно-оздоровительные и противопожарные мероприятия.
Потребовалось прокурорское вмешательство в связи с несоответствием законодательству лесохозяйственных регламентов, которыми защитные леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях (далее — ООПТ), отнесены к эксплуатационным, что могло привести к их нецелевому использованию. В целях недопущения причинения вреда природным комплексам ООПТ природоохранными прокурорами путем судебного понуждения на Рослесхоз возложена обязанность отнести леса на 39 федеральных и региональных ООПТ в границах Республики Бурятия и Забайкальского края к категории защитных. Во исполнение судебных актов уже отнесены к категории защитных более 30 тыс. га лесов, что способствовало усилению режима их охраны и исключило возможность коммерческой заготовки древесины.
Кроме того, прокуроры реагировали по фактам ненадлежащей работы по проведению лесоустройства на территории всех трех поднадзорных регионов. После прокурорского вмешательства в планы Рослесхоза о проведении лесоустройства на 2025–2026 годы включено проведение таксации лесов (подготовительный этап) и проектирования лесничеств на Байкальской природной территории в Республике Бурятия (7), Забайкальском крае (2) и Иркутской области (6). Проведение работ осуществляется в соответствии с графиком.
На рассмотрении в суде находится иск Братского межрайонного природоохранного прокурора к Рослесхозу о проведении лесоустройства 4 лесничеств в Иркутской области на общей площади 779 тыс. га.
Особое внимание природоохранными прокурорами уделялось охране лесов от пожаров. Ввиду неблагоприятной пожароопасной обстановки, вызванной аномально сухой погодой и сильным ветром, в 2025 г. в межрегиональной прокуратуре была создана оперативная рабочая группа по обеспечению законности в сфере охраны лесов от пожаров, в рамках работы которой в Республике Бурятия, Забайкальском крае и Иркутской области дополнительно проверены органы государственной власти и учреждения, ответственные за предупреждение и тушение лесных пожаров. Организованы выезды природоохранных прокуроров на действующие лесные пожары, представляющие непосредственную угрозу населенным пунктам, имеющим большую площадь и расположенные на особо охраняемых территориях. В результате наращивания сил и средств удалось добиться стабилизации ситуации.
Отходы — бич нашего времени
Походы по магазинам, фетишизация акций и распродаж, покупки ненужных вещей, обожествление гламурных стандартов — потребление стало жизненной философией для многих наших соотечественников. Наелись, оделись и что дальше? Кучи мусора растут в геометрической прогрессии, и власти не успевают строить новые объекты утилизации отходов. В 2025 году из 11 требуемых до 2030 года новых комплексных объектов обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО) на территории Иркутской области запланировано создание 4 таких объектов: в Эхирит-Булагатском, Жигаловском, Тайшетском районах, г. Саянске Иркутской области общей стоимостью 12 млрд. рублей. И, конечно же, запланировано строительство мусороперегрузочной станции
в п. Хужир Ольхонского района (туристов-то там не убавилось!).
А еще есть опасные отходы и их тоже надо утилизировать. Поэтому, для обеспечения утилизации и обезвреживания опасных отходов под надзором межрегиональной прокуратуры на территории Иркутской области завершается строительство одного из 7 запроектированных в Российской Федерации производственно-технических комплексов по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов I, II классов опасности — ПТК «Восток» на территории г. Усолье-Сибирское.
«В настоящее время в субъектах Российской Федерации приняты региональные программы, предусматривающие мероприятия по переходу к экономике замкнутого цикла. В целях создания объектов инфраструктуры обращения с ТКО на Байкальской природной территории запланированы к строительству 13 объектов для нужд 141 тыс. человек в 158 населенных пунктах. В бюджете Иркутской области на 2025 год предусмотрено 116,7 млн. рублей для предоставления субсидий органам местного самоуправления на ликвидацию 24 свалок, в том числе 6 — на Байкальской природной территории на сумму 3,7 млн. рублей. По инициативе природоохранных прокуроров хозяйствующими субъектами, в том числе региональными операторами по обращению с ТКО, приняты меры к оформлению лицензий, разработке паспортов отходов, утверждению нормативов их образования и лимитов, ведению производственного контроля, постановке на учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду», — дополняет рассказ Елена Макушенко.
О необходимости принятия достаточных мер к обеспечению надлежащего обращения с ТКО в регионах, а также сокращению объема образованных и направленных на захоронение отходов, Байкальским межрегиональным природоохранным прокурором ежегодно информируются главы регионов, проводятся личные рабочие встречи, по итогам которых принимаются решения, направленные на улучшение экологической безопасности.
Благодаря системной работе природоохранных прокуроров и государственной поддержке в регионах появляются новые комплексные предприятия по обработке и утилизации ТКО.
Так, в 2024 г. введен в эксплуатацию полигон ТКО с сортировкой в Слюдянском районе Иркутской области (мощностью 60 тыс. куб.м. в год), ресайклинг-центр в г. Байкальске, мусороперегрузочная станция в с. Баяндай. В г. Ангарске начато строительство крупнейшего комплексного объекта (мощностью обработки ТКО до 405 тыс. тонн в год), что приведет к снижению до 50% объема ТКО, подлежащих размещению на полигоне, на 80% — объема свалочного газа и на 70% — фильтратов, закуплены 6 установок по обезвреживанию ТКО в труднодоступных населённых пунктах.
В Иркутской области в период 2021–2024 гг. обеспечен планомерный ввод в эксплуатацию объектов по обработке и безопасному размещению отходов в Казачинско-Ленском, Нижнеудинском, Черемховском, Слюдянском районах в границах Байкальской природной территории. Во исполнение судебных решений, вынесенных по искам Восточно-Байкальского и Северобайкальского межрайонных природоохранных прокуроров, с 2026 года планируются мероприятия по строительству четырех комплексных объектов размещения отходов в Республике Бурятия (п. Селенгинск, с. Турунтаево, с. Баргузин, п. Ангоя), а также мусороперегрузочных станций в с. Выдрино Кабанского района, п. Кичере СевероБайкальского района, п. Усть-Баргузине Баргузинского района и г. Северобайкальске в рамках федерального проекта «Экономика замкнутого цикла» национального проекта «Экологическое благополучие». В результате наступательности прокурорского надзора на протяжении трех лет в период с 2026–2028 год на реализацию указанных целей предусмотрено 8 млрд. рублей.
В Забайкальском крае в целях создания необходимой современной инфраструктуры в сфере обращения с отходами в рамках регионального проекта «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами (Забайкальский край)» Правительством края совместно с ППК «Российский экологический оператор» также обеспечивается реализация таких мероприятий. Министерством природных ресурсов Забайкальского края еще 17 ноября 2022 г. было подписано концессионное соглашение на создание комплекса по переработке и размещению ТКО в г. Петровске-Забайкальском. Ввод в эксплуатацию — 2026 г. Общая доля ТКО, направляемых на обработку (сортировку)
из массы поступивших ТКО составит 100%, мощность участка — 20 тыс. тонн в год.
В период 2021–2024 гг. за счет бюджетных средств в объеме более 260 млн. рублей в 364 муниципальных образованиях трех субъектов РФ обустроены 9,3 тыс. площадок и размещены 24,9 тыс. контейнеров. Обеспеченность указанными объектами увеличена до 80%, включая районы, не входящие в Байкальскую природную территорию. В регионах наметилась устойчивая положительная динамика по росту доли направленных на обработку и утилизацию отходов. В Иркутской области на 1 января 2025 г. она составила 2,8%, в Республике Бурятия и Забайкальском крае — 0,2%.
В настоящее время на территории регионов реализуются мероприятия федерального проекта «Экономика замкнутого цикла» национального проекта «Экологическое благополучие». Мероприятия по минимизации поступающих на захоронение отходов, увеличению доли сортировки и утилизации отходов предусмотрены действующими на территории поднадзорных субъектов территориальными схемами, а также региональными документами стратегического планирования.
В целях обеспечения достижения показателей федерального проекта к 2030 г. по 100% сортировке объема образованных отходов, захоронения не более 50% таких отходов и вовлечения их в хозяйственных оборот в объеме не менее 25% отходов в качестве вторичного сырья в рамках межведомственного взаимодействия уполномоченные органы власти ориентированы на необходимость сокращения объема захораниваемых отходов, их раздельного сбора и вовлечения во вторичную переработку.
Так, по инициативе Байкальской прокуратуры Главой Республики Бурятия утверждена региональная программа «Обращение с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами» на 2024–2030 гг., разрабатывается проектная документация на рекультивацию 10 несанкционированных свалок, включенных в Государственный реестр объектов размещения отходов, закуплены 3 установки по обезвреживанию ТКО в труднодоступных населённых пунктах мощностью 1,1 тонн/час, рекультивирована крупнейшая свалка, расположенная в центральной экологической зоне озера Байкал (г. Северобайкальск) на площади 3,5 га, что благоприятным образом должно отразиться на экологической ситуации в прибрежной части Байкала.
В целях применения и вовлечения во вторичный оборот золошлаковых отходов в регионах в 2023–2024 гг. разработаны и утверждены государственные программы, предусматривающие использование указанных отходов в строительной отрасли. Кроме того, БМПП продолжена работа по приведению территориальных схем обращения с отходами в соответствие с требованиями законодательства. По материалам Восточно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора 20 августа 2024 г.
было возбуждено и расследуется уголовное дело по п. «в» ч. 3 ст. 286 УК РФ в отношении должностных лиц Министерства природных ресурсов и экологии Республики Бурятия, допустивших включение в территориальную схему «исторических свалок» (срок продлен до 11 месяцев - 20.07.2025). При этом министерством 20 февраля 2025 г. утверждена территориальная схема в новой редакции, в которую вопреки действующему законодательству включены вновь образованные несанкционированные объекты размещения отходов в г. Северобайкальске, Кяхтинском и Закаменском районах.
Природоохранными прокурорами осуществляется надзор за исполнением законодательства при реализации органами местного самоуправления полномочий по созданию и содержанию мест (площадок) накопления ТКО. К примеру, Иркутским районным судом в отчетном периоде удовлетворены исковые требования Западно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора об обязании администраций Большереченского и Максимовского муниципальных образований обустроить места (площадки) накопления отходов, в т. ч. площадки для накопления крупногабаритных отходов, расположенных на территориях данных муниципальных образований. Решения находятся на исполнении.
В марте текущего года Ангарской межрайонной природоохранной прокуратурой внесены представления главам 32 муниципалитетов по фактам не размещения на официальных сайтах в сети Интернет докладов о результатах осуществления муниципального земельного контроля, непринятия мер к разработке и утверждению программ профилактики рисков причинения вреда, что влечет загрязнение земель отходами. По результатам их рассмотрения нарушения устранены, 20 должностных лиц привлечены к дисциплинарной ответственности.
Уделено пристальное внимание вопросам ликвидации несанкционированных свалок. Акты прокурорского реагирования к органам местного самоуправления в данной сфере принимались всеми межрайонными природоохранным прокуратурами. К примеру, в результате принятых Ольхонской межрайоной природоохранной прокуратурой мер реагирования в границах центральной экологической зоны прокуратурой принимаются активные меры к выявлению и ликвидации несанкционированных мест размещения отходов. Так, по результатам рассмотрения внесенных в отчетном периоде представлений в органы местного самоуправления, в дирекцию ФГБУ «Заповедное Прибайкалье», региональному оператору ликвидированы 11 несанкционированных мест накопления отходов, 5 лиц привлечены к дисциплинарной ответственности.
В настоящее время на территории регионов реализуются мероприятия федерального проекта «Экономика замкнутого цикла» национального проекта «Экологическое благополучие». Мероприятия по минимизации поступающих на захоронение отходов, увеличению доли сортировки и утилизации отходов предусмотрены действующими на территории поднадзорных субъектов территориальными схемами, а также региональными документами стратегического планирования. В целях обеспечения достижения показателей федерального проекта к 2030 г. по 100% сортировке объема образованных отходов, захоронения не более 50% таких отходов и вовлечения их в хозяйственных оборот в объеме не менее 25% отходов в качестве вторичного сырья в рамках межведомственного взаимодействия уполномоченные органы власти ориентированы на необходимость сокращения объема захораниваемых отходов, их раздельного сбора и вовлечения во вторичную переработку.
«Генеральная уборка»
В целях сохранения уникальной экосистемы Байкальской природной территории межрегиональной прокуратурой проводится значительная работа по реализации федерального проекта «Генеральная уборка». В рамках указанного федерального проекта продолжается проведение ликвидационных работ на промышленной площадке «Усольехимпром», организованных в соответствии с решением суда по иску Ангарского межрайонного природоохранного прокурора с целью обеспечения экологического благополучия населения. На Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации возложена обязанность произвести оценку объектов накопленного вреда и его ликвидацию. Решение суда вступило в законную силу и обращено к немедленному исполнению. В результате системного надзорного сопровождения по состоянию на 1 июля 2025 г. на объекте из 665 демонтированы 610 надземных и подземных частей зданий и сооружений — 92%. Нарушений сроков выполнения мероприятий не допущено.
Под контролем находится ситуация с ликвидацией отходов от прошлой экономической деятельности Байкальского целлюлозного бумажного комбината. Так, в рамках исполнения судебного решения по иску ЗападноБайкальского межрайонного природоохранного прокурора на территории цеха очистных сооружений (далее — ЦОС) и полигона «Бабхинский» ОАО «БЦБК» техническая готовность отдельных мероприятий составляет от 68 до 100% (всего 37 мероприятий). В границах промышленной площадки БЦБК выполняется устройство внеплощадочных сетей, подземных и противопожарных резервуаров, технологических коммуникаций, монтаж системы ливневой канализации. Работы производятся в соответствии с календарным графиком. Вмешательство межрегиональной природоохранной прокуратуры способствовало разработке Министерством природных ресурсов и экологии Иркутской области проектной документации по реконструкции 9 противоселевых защитных сооружений в Слюдянском районе Иркутской области, получившей положительные заключения государственной экологической экспертизы.
Воздух стал чище
Долгие годы с экранов телевизоров не сходила информация о высокой загрязненности воздуха в столице Республики Бурятия. Радует, что благодаря принятым усилиям, началось постепенное сокращение негативного воздействия на атмосферный воздух. За последние 5 лет доля проб атмосферного воздуха с превышением гигиенических нормативов в городских поселениях в Республике Бурятия снизилась на 6,8%, в Забайкальском крае —
на 3,9%. В Иркутской области отмечается положительная динамика снижения среднегодовых концентраций большинства загрязняющих веществ. Сказался и тот факт, что предприятиями приняты серьезные меры по оборудованию источников выбросов системой очистки газов. В судебном порядке на Росгидромет возложена обязанность по организации в населенных пунктах постов наблюдения за качеством атмосферного воздуха.
Природоохранными прокурорами принимались меры реагирования в целях снижения уровня антропогенного воздействия на атмосферный воздух. К примеру, решениями суда от 15 апреля 2025 г. и от 24 июня 2025 г. по иску Восточно-Байкальской межрайонной природоохранной прокуратуры на теплоснабжающую организацию города Улан-Удэ — ПАО «ТГК‑14» — возложена обязанность оснастить газоочистным оборудованием 8 котельных города и оборудовать дымовые трубы котельных дополнительными местами (штуцерами) для отбора проб.
В рамках надзорного сопровождения котельных, расположенных в Прибайкальском, Кабанском и Заиграевского районах, прокуратурой приняты меры, направленные на оборудование специальных мест отбора проб, оборудованием для измерения параметров отходящих газов, необходимых для определения фактической эффективности работы газоочистного оборудования, пресечены факты не проведения инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ, не выполнения мероприятий при НМУ, не принятия мер к уменьшению допустимых выбросов загрязняющих веществ. При оценке деятельности подразделений Росгидромета межрегиональной прокуратурой в текущем году выявлены факты недостаточности и несоответствия постов наблюдения за состоянием атмосферного воздуха в границах Байкальской природной территории требованиям. Судом от 31 марта 2025 г. удовлетворен иск Забайкальского межрайонного природоохранного прокурора к Забайкальскому УГМС — обязать оборудовать единственный пункт наблюдения в границах БПТ в г. Петровске-Забайкальском пожарной сигнализацией, изменить его место дислокации, исключив искажение результатов измерений вследствие размещения в охранной зоне жилых домов с печным отоплением.
Благодаря общим усилиям надзорных, контрольных и правоохранительных органов, органов публичной власти, общественных объединений, инициативных групп к вопросам экологии и сохранения природы людей, наблюдается улучшение состояния законности.
Байкал — наше национальное достояние, гордость и несомненный государственный приоритет! С учетом анализа состояния законности во втором полугодии 2025 года Байкальской межрегиональной природоохранной прокуратурой запланированы проверки в сфере лесопользования, охраны водных биологических ресурсов и защиты особо охраняемых природных территорий, обращения с отходами, реализации национальных проектов. Надзорные мероприятия продолжаются.