Не стало Николая Петровича Холодова…Этого человека знала большая часть жителей Республики Бурятия.
Почти 60 лет - в гражданской авиации! «Отличник воздушного транспорта», «Заслуженный работник транспорта Республики Бурятия». Двадцать с лишним лет руководил представительством авиакомпании «Сибирь» в г. Улан-Удэ. Во все времена года, почти ежедневно встречал и провожал рейсы самолетов из аэропорта «Улан-Удэ - Мухино», нынешнего «Байкал». Единожды и навсегда он связал свою жизнь с профессией авиатора.
Взмахнула душа крылами
Этот человек с широкой душой, как степные просторы, с безграничным чувством свободы и крепко стоящий на ногах, родом из Иркутской области. Он первый ребенок в семье. Позже родятся еще трое братьев. Для них он всегда будет «ахай» - старший, их опора и защита.
Николай не огорчал родителей. С детства проявлял лидерские качества, был целеустремленным. Любил математику и точные науки (до сих пор добрым словом вспоминает учительницу математики и ее мужа, преподававшего физику). Рано стал заниматься спортом – волейболом и баскетболом. Свою будущую профессию хотел связать с медициной, как его родственники (они, если не педагоги, то медики). Но судьба распорядилась по-своему.
«Колька, давай в авиацию», - встретив высокого красивого парня, тут же предложил дядя Николаю. А почему нет? На кой мне эта скучная медицина, когда душа к небу тянется? И он, огорошив близких, принял решение поступать в Криворожское авиационное училище спецслужб ГВФ. Поступил с ходу, сдав все экзамены на пятерки. Усердно занимался спортом.
А как ему шла форма! Рост 192. Улыбка – во все 32 зуба. Обаяние - безграничное.
Родина позвала
Распределение получил в Иркутский аэропорт (1962 г.). Можно было закрепиться и в центральном регионе страны, но в Иркутске ждали родители, младшие братья. И он вернулся на родные просторы.
Работа – интересная, друзья – веселые, коллеги – хорошие наставники. Парня заметили и оценили. Попробуй не заметь такого красавца, рассудительного, с острым умом и выдержанным характером. Через два года отправили на учебу в Высшее авиационное училище ГА г. Ленинград (факультет эксплуатации аэропортов).
1969 год. Николай Петрович уже начальник смены перевозок Иркутского аэропорта, затем - начальник почтово-грузовой службы, начальник пассажирской службы. Дорос до заместителя начальника аэропорта по пассажирским перевозкам.
«Почему в Иркутске? Надо работать у нас, в Бурятии», - предложение первого секретаря Бурятского обкома КПСС А.У. Модогоева, летевшего в Москву через Иркутск и встретившего Николая Петровича в аэропорту, застало его врасплох. «Надо работать в Улан-Удэ!» - почти решил за него секретарь. И несмотря на то, что Холодов хотел сопротивляться, однако же через некоторое время сверху пришел приказ «направить на работу в Улан-Удэнское авиапредприятие».
Из Улан-Удэ в Ленинград
В мае 1973 года Николая Петровича перевели на должность заместителя начальника аэропорта по перевозкам и коммерческой эксплуатации аэропорта г. Улан-Удэ. Начался новый этап жизни. Новый коллектив, новые друзья, коллеги. Увлечения остались прежние – спорт и шахматы.
…Учеба в Ленинградской Академии Гражданской авиации - факультет командно-руководящих кадров. Год насыщенный и интересный. Он профорг курса, член месткома академии. А еще – любовь, комсомол и весна. Встреча с будущей женой – красавицей Валентиной из Белоруссии. Вскоре сыграли веселую свадьбу.
По возвращении в Улан-Удэ, трудится зам.командира объединенного авиаотряда. За многолетний добросовестный труд и высокое профессиональное мастерство был не раз награжден грамотами, отличительными знаками: «80 лет гражданской авиации», «85 лет гражданской авиации», медалью «За строительство БАМа».
С годами Николай Петрович становился все авторитетнее. В 1984-м как одного из лучших специалистов Министерство гражданской авиации направило его на курсы загранпредставителей при Академии Гражданской авиации в г. Бургас, после окончания которых он возглавил представительство авиакомпании «Аэрофлот» в Народной Республике Болгария. Социалистическая Болгария – это много солнца, море и приветливые, жизнерадостные люди. Эти годы остались в памяти такими же теплыми и радостными, какой была та страна.
«Разрулит» любую ситуацию
После возвращения из загранкомандировки в родную Бурятию руководит работой аэропортного комплекса работа в Улан-Удэнском Авиаотряде. В 1996 году он - генеральный представитель ОАО «Внуковские авиалинии» в г. Улан-Удэ, а дальше уже на долгие годы связывает свою жизнь с авиакомпанией «Сибирь»: руководитель представительства в г. Улан-Удэ (по совместительству - генеральный представитель по Дальневосточному региону).
Непростые годы в стране, нелегкие задачи для развития самой компании «Сибирь», которая в рыночных условиях смогла выстоять, сохранить конкурентоспособность и стать одной из лучших в России, сделав ребрендинг и изменив название на S7.
Не только компания стала лучшей. Представительство в Бурятии стало лучшим в авиакомпании «Сибирь». И все это заслуга Николая Петровича Холодова и качеств его характера - дисциплинированность, умение работать вдумчиво с людьми, находить компромиссные решения в любых ситуациях, слышать и вникать в проблемы людей. Это и бесценный опыт руководства разными коллективами и знание всех систем работы аэропортов изнутри, это и душевное отношение к людям. Он умел успешно работать со всеми смежными структурами, а при возникновении нештатных обстоятельств, умудрялся «разрулить» любую ситуацию с пассажирами и экипажами. В этом он весь – большой человек большого дела.
Главная награда жизни – друзья. Их много. Они все разные, и все они сегодня скорбят о безвременной кончине Н.П.Холодова.
Игорь Георгиевич Франк:
- Безмерно уважал этого человека, с которым знаком с далекого 1983 года, когда пришел после окончания Выборгского авиационно-технического училища на работу в Улан-Удэнское авиапредприятие. Я летал, а Николай Петрович в те годы был заместителем командира Улан-Удэнского авиаотряда.
Помню интересную работу по БАМу. Как отправляли почту, как четко и слаженно работали, чтобы комсомольцы-бамовцы ни в чем не нуждались. Холодов – человек дела, в его подчинении огромный коллектив: службы перевозок, работа бортпроводников и много других подразделений. И всех людей знает, и всю работу изнутри, поэтому никогда и никаких сбоев не допускалось. Степенный, рассудительный и чрезвычайно уважительный к людям, какого бы ранга они не были. Мне иногда казалось, что именно к простым, рядовым сотрудникам он относится более почтительно, нежели к советско-партийной элите, которая требовала все и сразу.
Главная заслуга Николая Петровича в том, что именно он смог закрепить на нашем рынке компанию «Сибирь» - нынешнюю S7. Сколько раз большие авиакомпании заходили на наш рынок – и Аэрофлот, и Трансаэро, и Уральские авиалинии, но, не продержавшись и лето, уходили, так сказать, «с летного поля». А «Сибирь» оставалась, потому что представлял ее человек большого полета – Николай Холодов. Он старался все делать для того, чтобы тарифы были невысокими, чтобы имели возможность летать инвалиды и больные дети, которые нуждались в консультациях, операциях в Москве, кому требовалось санаторное лечение на курортах и т.д. Я знаю немало таких семей, которым он помогал. Его ценят, его уважают, его любят.
Владислав Иванович Фищук:
- С Николаем Петровичем нас связывали долгие годы совместной работы: в 1975 году мы с ним познакомились, когда я еще летал и работал в Бодайбо, подружились, притом семьями. А когда я отлетал, то с 2001 года мы стали вместе работать в представительстве авиакомпании «Сибирь».
Несмотря на разницу в годах, мы понимали друг друга с полуслова, нас объединила любовь к авиации, к общему делу. Он, конечно, большой профессионал. Нам такого полета не достичь. За плечами и учеба в престижных академиях, и опыт работы в больших российских и зарубежных авиакомпаниях. Он толковый организатор. Улан-Удэнское авиапредприятие в те годы – это огромный коллектив, и не каждый мог «рулить» так, чтобы все было на высоте. Для этого требовались не только знания, опыт, но организаторский талант, умение находить общий язык с подчиненными и в то же время дорожить кадрами. И он как тонкий психолог умудрялся кого-то похвалить, другого пожурить, но без надменности начальственной, без унижения человеческого достоинства. Потому что всегда по-доброму относился к людям. Это большой души человек.
Многие из членов коллектива обращались к нему за помощью. Всегда вникал в суть проблемы, никому не отказывал. Даже беседа с этим мудрым человеком приносила какое-то успокоение, у человека появлялась надежда. А это главное.
Самую большую помощь он старался оказать детям. В двухтысячные годы стали часто по линии соцзащиты и Минздрава республики отправлять детей на операции, консультации к московским светилам. А денег у людей нет, и все шли к Николаю Петровичу с просьбой помочь приобрести билеты подешевле. Выслушает каждого и начинает решать.
Помню один примечательный случай. Ребенку в Москве срочно назначили операцию. Завтра надо быть в столице, а билетов на рейс нет, потому как было лето - пора отпусков. Билетов надо было три – на ребенка, родителя и сопровождающую медсестру. Летали в ту пору «Тушки» с разным количеством кресел. Он до ночи звонил во все инстанции и просил, чтобы в Улан-Удэ отправили борт с большим количеством пассажирских кресел. Какие слова он говорил, как убеждал – дело десятое, но руководство в Москве его услышало. Утром прилетел ТУ-154 , срочно выписали им билеты, и ребенок вовремя был доставлен в Москву на операцию. И это совсем не единичный случай.
Именно за это чуткое отношение к людям я его всегда уважал.
Михаил Анатольевич Герштейн:
- Я помню годы, когда он с нуля выстраивал систему работы представительства авиакомпании «Сибирь» в Улан-Удэ, как создавал систему обслуживания, как работал в условиях нездоровой конкуренции. Это были непростые годы, о которых он не любит распространяться и тем более жаловаться. Он работал, применяя свои знания, авторитет, наработанные добрые отношения в Москве, и выстоял в этой борьбе. Когда все кругом рушилось, он развивался, и его представительство стало лучшим.
Он только с виду был человек чрезвычайно серьезный. На самом деле он удивительно мягкий, добродушный. Скольким людям помог бескорыстно – не перечесть.
Алексей Леонидович Киселев:
- Уверен, что многие друзья будут рассказывать о нем как о добром и человечном руководителе. Мне же хотелось бы подчеркнуть другое: Николай Петрович высокий профессионал в области экономики воздушного транспорта. Таких, как он, единицы в России, а в Республике Бурятия равных ему нет. Николай Петрович, прежде всего, думал о людях, платежеспособны ли они в нашей Бурятии, чтобы платить за билет ту или иную сумму. А чтобы все это понимать, надо знать, чем и как живут люди в республике. И он всегда был в курсе происходящих социально-экономических перемен в Бурятии, вникал во все и всегда. И никогда наша компания «Сибирь» не завышала тарифы на пассажирские перевозки, потому и устояла в трудные годы. Холодов никогда не позволял завышать тарифы на авиабилеты в своей компании. В этом смысле нашим жителям повезло, что у представительства компании в Улан-Удэ работал такой ас авиации как Николай Петрович Холодов.