Вторник 23 апреля 2024

Не стало Николая Петровича Холодова…Этого человека знала большая часть жителей Республики Бурятия.

Почти 60 лет - в гражданской авиации! «Отличник воздушного транспорта», «Заслуженный работник транспорта Республики Бурятия». Двадцать с лишним лет руководил представительством авиакомпании «Сибирь» в г. Улан-Удэ. Во все времена года, почти ежедневно встречал и провожал рейсы самолетов из аэропорта «Улан-Удэ - Мухино», нынешнего «Байкал». Единожды и навсегда он связал свою жизнь с профессией авиатора.

Взмахнула душа крылами

Этот человек с широкой душой, как степные просторы, с безграничным чувством свободы и крепко стоящий на ногах, родом из Иркутской области. Он первый ребенок в семье. Позже родятся еще трое братьев. Для них он всегда будет «ахай» - старший, их опора и защита.

 

Николай не огорчал родителей. С детства проявлял лидерские качества, был целеустремленным. Любил математику и точные науки (до сих пор добрым словом вспоминает учительницу математики и ее мужа, преподававшего физику). Рано стал заниматься спортом – волейболом и баскетболом. Свою будущую профессию хотел связать с медициной, как его родственники (они, если не педагоги, то медики). Но судьба распорядилась по-своему.

«Колька, давай в авиацию», - встретив высокого красивого парня, тут же предложил дядя Николаю. А почему нет? На кой мне эта скучная медицина, когда душа к небу тянется? И он, огорошив близких, принял решение поступать в Криворожское авиационное училище спецслужб ГВФ. Поступил с ходу, сдав все экзамены на пятерки. Усердно занимался спортом.

А как ему шла форма! Рост 192. Улыбка – во все 32 зуба. Обаяние - безграничное.

Родина позвала

Распределение получил в Иркутский аэропорт (1962 г.). Можно было закрепиться и в центральном регионе страны, но в Иркутске ждали родители, младшие братья. И он вернулся на родные просторы.

Работа – интересная, друзья – веселые, коллеги – хорошие наставники. Парня заметили и оценили. Попробуй не заметь такого красавца, рассудительного, с острым умом и выдержанным характером. Через два года отправили на учебу в Высшее авиационное училище ГА г. Ленинград (факультет эксплуатации аэропортов).

1969 год. Николай Петрович уже начальник смены перевозок Иркутского аэропорта, затем - начальник почтово-грузовой службы, начальник пассажирской службы. Дорос до заместителя начальника аэропорта по пассажирским перевозкам.

«Почему в Иркутске? Надо работать у нас, в Бурятии», - предложение первого секретаря Бурятского обкома КПСС А.У. Модогоева, летевшего в Москву через Иркутск и встретившего Николая Петровича в аэропорту, застало его врасплох. «Надо работать в Улан-Удэ!» - почти решил за него секретарь. И несмотря на то, что Холодов хотел сопротивляться, однако же через некоторое время сверху пришел приказ «направить на работу в Улан-Удэнское авиапредприятие».

 Из Улан-Удэ в Ленинград

В мае 1973 года Николая Петровича перевели на должность заместителя начальника аэропорта по перевозкам и коммерческой эксплуатации аэропорта г. Улан-Удэ. Начался новый этап жизни. Новый коллектив, новые друзья, коллеги. Увлечения остались прежние – спорт и шахматы.

…Учеба в Ленинградской Академии Гражданской авиации - факультет командно-руководящих кадров. Год насыщенный и интересный. Он профорг курса, член месткома академии. А еще – любовь, комсомол и весна. Встреча с будущей женой – красавицей Валентиной из Белоруссии. Вскоре сыграли веселую свадьбу.

По возвращении в Улан-Удэ, трудится зам.командира объединенного авиаотряда. За многолетний добросовестный труд и высокое профессиональное мастерство был не раз награжден грамотами, отличительными знаками: «80 лет гражданской авиации», «85 лет гражданской авиации», медалью «За строительство БАМа».

С годами Николай Петрович становился все авторитетнее. В 1984-м как одного из лучших специалистов Министерство гражданской авиации направило его на курсы загранпредставителей при Академии Гражданской авиации в г. Бургас, после окончания которых он возглавил представительство авиакомпании «Аэрофлот» в Народной Республике Болгария. Социалистическая Болгария – это много солнца, море и приветливые, жизнерадостные люди. Эти годы остались в памяти такими же теплыми и радостными, какой была та страна.

  «Разрулит» любую ситуацию

После возвращения из загранкомандировки в родную Бурятию руководит работой аэропортного комплекса работа в Улан-Удэнском Авиаотряде. В 1996 году он - генеральный представитель ОАО «Внуковские авиалинии» в г. Улан-Удэ, а дальше уже на долгие годы связывает свою жизнь с авиакомпанией «Сибирь»: руководитель представительства в г. Улан-Удэ (по совместительству - генеральный представитель по Дальневосточному региону).

Непростые годы в стране, нелегкие задачи для развития самой компании «Сибирь», которая в рыночных условиях смогла выстоять, сохранить конкурентоспособность и стать одной из лучших в России, сделав ребрендинг и изменив название на S7.

Не только компания стала лучшей. Представительство в Бурятии стало лучшим в авиакомпании «Сибирь». И все это заслуга Николая Петровича Холодова и качеств его характера - дисциплинированность, умение работать вдумчиво с людьми, находить компромиссные решения в любых ситуациях, слышать и вникать в проблемы людей. Это и бесценный опыт руководства разными коллективами и знание всех систем работы аэропортов изнутри, это и душевное отношение к людям. Он умел успешно работать со всеми смежными структурами, а при возникновении нештатных обстоятельств, умудрялся «разрулить» любую ситуацию с пассажирами и экипажами. В этом он весь – большой человек большого дела.

Главная награда жизни – друзья. Их много. Они все разные, и все они сегодня скорбят о безвременной кончине Н.П.Холодова.


 Игорь Георгиевич Франк:

- Безмерно уважал этого человека, с которым знаком с далекого 1983 года, когда пришел после окончания Выборгского авиационно-технического училища на работу в Улан-Удэнское авиапредприятие. Я летал, а Николай Петрович в те годы был заместителем командира Улан-Удэнского авиаотряда.

Помню интересную работу по БАМу. Как отправляли почту, как четко и слаженно работали, чтобы комсомольцы-бамовцы ни в чем не нуждались. Холодов – человек дела, в его подчинении огромный коллектив: службы перевозок, работа бортпроводников и много других подразделений. И всех людей знает, и всю работу изнутри, поэтому никогда и никаких сбоев не допускалось. Степенный, рассудительный и чрезвычайно уважительный к людям, какого бы ранга они не были. Мне иногда казалось, что именно к простым, рядовым сотрудникам он относится более почтительно, нежели к советско-партийной элите, которая требовала все и сразу.

Главная заслуга Николая Петровича в том, что именно он смог закрепить на нашем рынке компанию «Сибирь» - нынешнюю S7. Сколько раз большие авиакомпании заходили на наш рынок – и Аэрофлот, и Трансаэро, и Уральские авиалинии, но, не продержавшись и лето, уходили, так сказать, «с летного поля». А «Сибирь» оставалась, потому что представлял ее человек большого полета – Николай Холодов. Он старался все делать для того, чтобы тарифы были невысокими, чтобы имели возможность летать инвалиды и больные дети, которые нуждались в консультациях, операциях в Москве, кому требовалось санаторное лечение на курортах и т.д. Я знаю немало таких семей, которым он помогал. Его ценят, его уважают, его любят.


Владислав Иванович Фищук:

- С Николаем Петровичем нас связывали долгие годы совместной работы: в 1975 году мы с ним познакомились, когда я еще летал и работал в Бодайбо, подружились, притом семьями. А когда я отлетал, то с 2001 года мы стали вместе работать в представительстве авиакомпании «Сибирь».

Несмотря на разницу в годах, мы понимали друг друга с полуслова, нас объединила любовь к авиации, к общему делу. Он, конечно, большой профессионал. Нам такого полета не достичь. За плечами и учеба в престижных академиях, и опыт работы в больших российских и зарубежных авиакомпаниях. Он толковый организатор. Улан-Удэнское авиапредприятие в те годы – это огромный коллектив, и не каждый мог «рулить» так, чтобы все было на высоте. Для этого требовались не только знания, опыт, но организаторский талант, умение находить общий язык с подчиненными и в то же время дорожить кадрами. И он как тонкий психолог умудрялся кого-то похвалить, другого пожурить, но без надменности начальственной, без унижения человеческого достоинства. Потому что всегда по-доброму относился к людям. Это большой души человек.

Многие из членов коллектива обращались к нему за помощью. Всегда вникал в суть проблемы, никому не отказывал. Даже беседа с этим мудрым человеком приносила какое-то успокоение, у человека появлялась надежда. А это главное.

Самую большую помощь он старался оказать детям. В двухтысячные годы стали часто по линии соцзащиты и Минздрава республики отправлять детей на операции, консультации к московским светилам. А денег у людей нет, и все шли к Николаю Петровичу с просьбой помочь приобрести билеты подешевле. Выслушает каждого и начинает решать.

Помню один примечательный случай. Ребенку в Москве срочно назначили операцию. Завтра надо быть в столице, а билетов на рейс нет, потому как было лето - пора отпусков. Билетов надо было три – на ребенка, родителя и сопровождающую медсестру. Летали в ту пору «Тушки» с разным количеством кресел. Он до ночи звонил во все инстанции и просил, чтобы в Улан-Удэ отправили борт с большим количеством пассажирских кресел. Какие слова он говорил, как убеждал – дело десятое, но руководство в Москве его услышало. Утром прилетел ТУ-154 , срочно выписали им билеты, и ребенок вовремя был доставлен в Москву на операцию. И это совсем не единичный случай.

Именно за это чуткое отношение к людям я его всегда уважал.


Михаил Анатольевич Герштейн:

- Я помню годы, когда он с нуля выстраивал систему работы представительства авиакомпании «Сибирь» в Улан-Удэ, как создавал систему обслуживания, как работал в условиях нездоровой конкуренции. Это были непростые годы, о которых он не любит распространяться и тем более жаловаться. Он работал, применяя свои знания, авторитет, наработанные добрые отношения в Москве, и выстоял в этой борьбе. Когда все кругом рушилось, он развивался, и его представительство стало лучшим.

Он только с виду был человек чрезвычайно серьезный. На самом деле он удивительно мягкий, добродушный. Скольким людям помог бескорыстно – не перечесть.


 

Алексей Леонидович Киселев:

- Уверен, что многие друзья будут рассказывать о нем как о добром и человечном руководителе. Мне же хотелось бы подчеркнуть другое: Николай Петрович высокий профессионал в области экономики воздушного транспорта. Таких, как он, единицы в России, а в Республике Бурятия равных ему нет. Николай Петрович, прежде всего, думал о людях, платежеспособны ли они в нашей Бурятии, чтобы платить за билет ту или иную сумму. А чтобы все это понимать, надо знать, чем и как живут люди в республике. И он всегда был в курсе происходящих социально-экономических перемен в Бурятии, вникал во все и всегда. И никогда наша компания «Сибирь» не завышала тарифы на пассажирские перевозки, потому и устояла в трудные годы. Холодов никогда не позволял завышать тарифы на авиабилеты в своей компании. В этом смысле нашим жителям повезло, что у представительства компании в Улан-Удэ работал такой ас авиации как Николай Петрович Холодов.

 

 

 

«О, Байкал!» - восторгаются зарубежные туристы, завидуя жителям байкальского побережья. Знали бы они, как непросто...
Это краткосрочные «волны жизни» байкальского омуля. При них амплитуда колебания уловов на противоположных фазах хотя и...
Указом Президента РФ В.В. Путина 2017 год объявлен Годом экологии и особо охраняемых природных территорий. Эта дата...
Вода – издавна проблемный вопрос в Гусиноозерске. Ранее в окрестностях города располагалась воинская часть...
История хранит записи о бережном и трепетном отношении бурятского народа к природе. Она в их понимание– матерь и дом,...
Открытие фестиваля «Туристический сувенир», намеченное на 10 часов утра в кафе «Юрта у реки», томительно затянулось,...
«Из озера не вылавливай рыбу, а оставь своим потомкам». Эвенкийская поговорка Будучи единственными в мире...
В озеро Байкал впадает более 300 водотоков, из которых почти половину объема водной массы приносит р. Селенга. Потому...
Вот Центральный рынок - одно из самых людных мест нашего города. И что мы там видим? Залитый замерзшей сточной водой...
Открытое акционерное общество «Сибирская Угольная Энергетическая Компания» (ОАО «СУЭК») прикладывает все силы, чтобы...