Дети, а вы знаете, что такое патриотизм и кто такой патриот? Наверняка знаете.
Но мы решили побывать в детском саду № 39 с любимым для всех деток названием «Чебурашка» и узнать, а как там растят патриотов? И вот что нам рассказала заведующая детским дошкольным учреждением Галина Ивановна Белова.
Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях традиций, равнодушно относятся к близким людям, товарищам по группе. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки. Нельзя вырастить полноценную личность без формирования гражданских качеств. В настоящее время одна из острейших проблем — воспитание патриотизма.
Патриотизм (от гр. patris — родина, отечество) — чувство любви и преданности Родине, Отечеству, своему народу, вера в его духовные возможности, готовность служить интересам своей Родины. Таким образом, под патриотическими чувствами мы понимаем эмоционально окрашенное отношение к своему Отечеству, имеющее практическую направленность и выступающее в качестве внутреннего побудителя активности человека, относящееся к высшим духовным ценностям.
Любовь к Отчизне не возникает у детей дошкольного возраста сама по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с раннего возраста, который формируется под влиянием образа жизни, воспитательной работы в семье и дошкольном учреждении, в школе, в трудовом коллективе. Но для того, чтобы с малых лет растить патриотов, педагоги должны представлять себе, в чем состоит своеобразие патриотизма ребенка-дошкольника, каковы пути и методы патриотического воспитания в ДОУ.
Сильными средствами патриотического воспитания являются музыка, литература, изобразительное искусство. Дети рассматривают картины И. Репина, И. Шишкина и других великих художников, в том числе местных, которые с любовью изображали природу родного края, слушают стихи А. Блока, С. Есенина, музыку П. Чайковского и многих других. Необходимо, чтобы воспитатели отбирали только высоко[1]художественные произведения.
Следующий этап приобщения ребёнка к патриотическому воспитанию — организация и проведение праздников. В детском саду часто проводятся фольклорные праздники и развлечения, на которых уже с раннего детства происходит знакомство с традициями разных народов России и Бурятии. Ещё одно средство реализации нравственно-патриотического воспитания – ознакомление малышей с народными играми. Чаще всего это подвижные игры. Кроме того, педагогами систематически планируется работа по приобщению детей к народному фольклору.
Таким образом, заложив фундамент с детства, мы можем надеяться, что воспитали настоящего патриота, любящего свою Родину. Совершенно очевидно, что если и педагоги, и родители будут гордиться своей Родиной, закладывать любовь к Отчизне с самого раннего детства, чтить традиции и обычаи своего народа, то и дети вырастут достойными гражданами общества, ощущающими себя неотъемлемой частью Отечества.
В дошкольных учреждениях патриотическое воспитание детей начинается с формирования основ патриотизма, привития уважения к Родине и её ценностям. Это воспитание следует начинать с раннего детства, выглядеть оно должно как систематическая деятельность, направленная на создание патриотического сознания, духовно-нравственного начала, любви к Отечеству и уважения его символики. Проводимое в детском саду нравственно-патриотическое воспитание представляет собой комплекс мероприятий, имеющих граждан[1]скую направленность, которые должны сформировать у ребёнка и его родителей единые ценности.
Чувство Родины у ребенка начинается с любви к самым близким людям – отцу, матери, бабушке, дедушке. И родной дом, и детский сад, где он получает радость от общения со сверстниками, и родная природа – все это Родина.
Система знаний о Родине с учетом возрастных особенностей дошкольников может быть представлена следующим образом:
- природоведческие и географические сведения; • сведения о жизни своего народа: об особенностях быта, труда, культуры, традиций людей родного края; • социальные сведения: знания о достопримечательностях родного города, страны, знание названия страны, ее столицы, других городов, знание государственной символики; • некоторые исторические сведения.
Формирование отношений предполагает активизацию эмоциональной сферы личности дошкольника, воспитание у них таких чувств, как:
- любовь к родным и близким людям; • сострадание, сопереживание людям; • любовь к родному городу (селу), стране; • уважение к истории народа; • восхищение произведениями народного творчества; • любовь к родному языку; • любовь и восхищение природой родного края; • ненависть к врагам Родины.
Только единство требований ДОУ и семьи обеспечит дошкольнику условия для полноценного развития нравственных ценностей, духовных сил, наполнит детскую жизнь полезными делами и хорошими поступками. В нашем детском саду началось обучение детей 6—7 лет по дополнительной общеобразовательной программе «Основы военной службы»