О ЗНАЧИМОСТИ ГОСКОМЭКОЛОГИИ, первых шагах, больших и малых мероприятиях и проектах, которые удалось реализовать, – обо всем этом мы попросили рассказать В. Е. Гулгонова.
Он первым в Бурятии был удостоен звания «Заслуженный эколог Российской Федерации» (в 1998 году). В дальнейшем продолжал трудиться и защищать природу родного края: с 2008 по 2019 год возглавлял национальный парк «Тункинский». Его можно по праву считать родоначальником экологической истории.
– Это было непростое, но и незабываемое время. Девяностые годы стали эпохой больших перемен не только в политике и экономике, но и в природоохранной деятельности. Особенностью природоохранного органа республики, созданного впервые, в те годы было наделение их особыми властными полномочиями. Госкомэкология республики получила право, не прибегая к помощи правоохранительных, судебных и фискальных органов, налагать запреты на строительство или реконструкцию объектов промышленного и иного назначения, на проведение работ по эксплуатации природных ресурсов и других работ, осуществляемых с нарушением природоохранительного законодательства, и даже останавливать работу промышленных и других предприятий, грубо нарушающих нормы и правила охраны окружающей среды.
Мы могли предъявлять иски предприятиям и организациям, а также гражданам, физическим и юридическим лицам о взыскании средств по возмещению ущерба, причиненного государству загрязнением окружающей среды и нерациональным использованием природных ресурсов. Было признано необходимым, чтобы без помощи органов власти рассматривать дела об административной ответственности за правонарушения в области охраны природы и использования природных ресурсов.
Кроме административных мер, мы могли использовать экономические рычаги для воздействия на субъекты хозяйственной деятельности. Могли применить два типа экономических нормативов: нормативы платы за природные ресурсы и платы за загрязнение окружающей природной среды – сбросы и выбросы. Решения природоохранных органов, принятые в пределах своей компетенции, были обязательными для всех отраслевых министерств и ведомств. Также на органы охраны природы было возложено комплексное управление природоохранной деятельностью и координация деятельности министерств и ведомств республики в этой области. В Бурятии мы создали для этих целей Экологический совет в правительстве республики при ведущей роли Госкомэкологии.
Работать было интересно. Шла разработка и реализация государственных целевых программ по охране окружающей природной среды и рациональному использованию природных ресурсов. Мы осуществляли координацию и контроль над исполнением мероприятий федеральной Байкальской программы, готовили материалы для участия в разработке Федерального закона «Об озере Байкал». Именно в эти годы началась работа в составе правительственной Байкальской комиссии, в экологических программах Всемирного банка и Глобального экологического фонда. Шло исполнение масштабной европейской программы TASIS «Экологизация государственных служащих Байкальского региона», шла подготовка материалов для включения оз. Байкал в Список Всемирного природного и культурного наследия ЮНЕСКО.
Именно в эти годы создавался Единый экологический фонд Республики Бурятия, началось осуществление деятельности государственной экологической экспертизы, внедрение платы за негативное воздействие на окружающую среду. Госкомэкологии начал осуществлять природоохранный государственный контроль над хозяйствующими субъектами – загрязнителями окружающей природной среды на всей территории Бурятии, проводить мониторинг за состоянием окружающей природной среды и лабораторный контроль за выбросами в атмосферу, сбросами сточных вод и размещением твердых бытовых отходов. Была организована система природоохранного инспекторского контроля во всех районах республики. И даже впервые начали вести эколого-просветительскую деятельность: издание географических атласов, ежегодных докладов о состоянии окружающей природной среды в республике, экологических сборников и книг.
В девяностые годы расширилась международная деятельность. Были заключены соглашения о природоохранном сотрудничестве с министерством окружающей среды Монголии, с департаментом природных ресурсов штата Висконсин США. Кроме того, мы участвовали в работе межправительственных комиссий России и Монголии, Бурятии и Монголии, в работе Российско-Монгольской комиссии по реке Селенге, в международных экологических мероприятиях и конференциях в Монголии, Китае, Японии, Корее, Германии, Франции, Швеции, США, Канаде. Работали продуктивно с центром Всемирного природного и культурного наследия в Париже, с офисом Всемирного банка в Вашингтоне.
РЕШЕНИЯ ПРИРОДООХРАННЫХ ОРГАНОВ, ПРИНЯТЫЕ В ПРЕДЕЛАХ СВОЕЙ КОМПЕТЕНЦИИ, БЫЛИ ОБЯЗАТЕЛЬНЫМИ ДЛЯ ВСЕХ ОТРАСЛЕВЫХ МИНИСТЕРСТВ И ВЕДОМСТВ.
В России мы успешно сотрудничали с природоохранными органами субъектов Российской Федерации (Иркутск, Чита, Красноярск, Якутия, Калмыкия, Приморье, Татарстан и др.), эффективно взаимодействовали с общественными экологическими организациями. И, конечно, успешно участвовали в законотворческой деятельности Республики Бурятия.
Очень важно вспомнить имена тех, кто работал в эти годы в Госкомэкологии, кто начинал свой трудовой путь именно у нас. В девяностые годы заместителями председателя Госкомэкологии работали Павел Николаевич Матвеев, Виктор Николаевич Васильев, Баир Октябриевич Гомбоев. Многие молодые сотрудники, получившие опыт работы в Госкомэкологии тех лет, позже успешно трудились в республиканских органах в области охраны природы и природопользования.
Среди них Баир Дугарович Ангаев – министр природных ресурсов, Александр Валентинович Лбов – зам. руководителя Управления Росприроднадзора по РБ и зам. министра природных ресурсов Бурятии, Любовь Ивановна Миронова – зам. руководителя Управления Росприроднадзора по РБ, Эрдэни Цыбикович Цыденов – руководитель Бурятского филиала ФБУ «Территориальный фонд геологической информации».
Будучи главой Мухоршибирского района, Петр Лукич Носков под руководством Госкомэкологии принимал активное участие в проекте Глобального экологического фонда, получил первичные знания и опыт в природоохранной деятельности, в дальнейшем став министром природных ресурсов республики. Константин Геннадьевич Дремов в свое время активно сотрудничал с Госкомэкологией, участвуя в наших экологических проектах, что позволило ему успешно руководить Управлением Росприроднадзора по РБ. И сегодня в природоохранных органах республики работает много специалистов, бывших молодых сотрудников Госкомэкологии тех лет.
Хочу напомнить еще один интересный факт: за четыре месяца до образования нового правительства – 25 апреля 2002 года – Указом Президента Республики Бурятия был создан Государственный комитет Республики Бурятия по экологии и природопользованию. То есть структуры нового правительства еще не было, а Госкомэкология уже была образована. С этого момента начинает свою историю наше региональное министерство природных ресурсов, о становлении которого могут рассказать коллеги.