К ЭТОМУ ЧЕЛОВЕКУ ДО СИХ ПОР с великим уважением относятся инспекторы и специалисты Минприроды и Бурприроднадзора.
И это объяснимо: вся его трудовая жизнь складывалась таким образом, что, начав дружить с природой и защищать ее, это стало смыслом всей его жизни. Окончив Иркутский госуниверситет, географ Петров в далеком 1971-м приступил к работе в Улан-Удэнской гидрометеообсерватории. Через 10 лет он уже начальник отдела водного кадастра и учета вод Забайкальского бассейнового теруправления. А дальше председатель Улан-Удэнского госкомитета при Госкомитете БурАССР по охране природы, первый зампредседателя Комитета по водному хозяйству РБ. Когда формировался штат Министерства природных ресурсов РБ, его как толкового специалиста рекомендовал В. С. Молотов.
И, действительно, его знания и компетенции были на вес золота. А еще все отмечали его уникальную способность выстраивать и успешно поддерживать отношения с людьми, даже с нерадивыми руководителями – нарушителями природоохранного законодательства.
– Действительно, когда я пришел в министерство, то за плечами уже был накоплен определенный опыт работы в природоохранной системе. С 2003 по 2005 год я возглавлял отдел государственного экологического контроля Государственного комитета РБ по природопользованию и охране окружающей среды. Когда начинали работать, нас было шесть человек: П. Л. Носков – председатель, Б. Д. Ангаев – первый зам, Г. Г. Фалилеева – главный бухгалтер, С. В. Рютин – начальник общего отдела, я – начальник отдела государственного экологического контроля, Н. В. Хлызова – секретарь. Хорошие это были времена. Все понимали и помогали друг другу, работа вдохновляла. Интересный факт – большинство наших специалистов изначально имели инженерное образование, и это помогало нам глубже и лучше разбираться в экологическом контроле, промышленникам трудно было обвести нас вокруг пальца.
С 2005 по 2007 год я возглавлял Управление госконтроля Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды РБ. Работы было достаточно много. Помню, как собирали платежи в республиканский бюджет за негативное воздействие на окружающую среду, они составляли около 15 млн рублей при плане 12 млн рублей. Постоянно уточняли список плательщиков за негативное воздействие на окружающую среду по районам республики и г. Улан-Удэ, содействовали Ростехнадзору по РБ в приеме годовой статотчетности по формам 2-ТП (воздух), 2-ТП (отходы) и оказывали помощь субъектам хозяйствования по вопросам расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду, а также контролировали еженедельное поступление платы.
Государственный экологический контроль осуществлялся инспекторским составом отдела государственного экологического контроля, который проверял около 700 и более объектов природопользователей. Оформлялись акты проверок, в том числе совместно с другими контролирующими природоохранными органами. По фактам выявленных нарушений принимались соответствующие меры. Но самое главное, чего мы добивались, чтобы люди сами начали осознавать необходимость изменить к лучшему ситуацию на промышленных объектах, в котельных и т. д.
ИМЕННО ГОСИНСПЕКТОРЫ РАБОТАЛИ НА МЕСТАХ НЕ ЗА ЗАРПЛАТУ, А ПРОСТО ЛЮБИЛИ СВОЮ ЗЕМЛЮ, НЕ ХОТЕЛИ, ЧТОБЫ НА НЕЙ ЦАРИЛ БЕСПОРЯДОК, «ЧЕРНЫЕ ЛЕСОРУБЫ» И БРАКОНЬЕРЫ. ОНИ ВСЕГДА СТОЯЛИ НА СТРАЖЕ ЗАКОНА И В ЭТОМ НАХОДИЛИ УДОВЛЕТВОРЕНИЕ ОТ СВОЕЙ РАБОТЫ.
Инспекторы проводили инвентаризацию несанкционированных свалок, полигонов бытовых и производственных отходов и скотомогильников. Большая работа в этом направлении в ту пору только начиналась. Мы очень много работали с местными гражданами, рассматривая их устные и письменные обращения. Поступающие обращения, как правило, рассматривались самим министром и его заместителями, а на местах – районными госинспекторами. Именно районные госинспекторы были надежными нашими представителями, и мы всячески пытались оказать им поддержку. Каждый год проводили семинары для них, собирали компетентных людей и читали лекции, чтобы «накачать» их новыми знаниями в нормативно-правовом поле. Законодательство менялось постоянно, и для того, чтобы они были вооружены последними нововведениями, мы разработали для каждого районного инспектора шпаргалку-папочку, которая пополнялась новыми постановлениями, распоряжениями, указами и др. Приехал на проверку и при себе имеешь полный необходимый набор нормативных документов. Это очень здорово помогало им в работе.
В 2007 году при Минприроды РБ была создана новая структура – Бурприроднадзор, по сути, контроль и надзор в сфере природопользования, охраны окружающей среды и леса были выделены в самостоятельную структуру. И это очень верное решение. С апреля 2008 года я стал заместителем руководителя этой республиканской службы – начальником отдела экологического, геологического и водного контроля и надзора, а с октября этого же года и до ухода на пенсию временно исполнял обязанности руководителя Бурприроднадзора. В первый год работы мы вставали на ноги, но положительная динамика уже тогда была видна. К примеру, мы постоянно выполняли план по плате за негативное воздействие на окружающую среду, 80% средств которых поступало в республиканский и местный бюджеты. Госконтроль осуществлялся в виде проверок, их мы проводили совместно с природоохранной прокуратурой и МВД. Проверки были плановые и внеплановые. Но проверки – это полдела, основная задача службы заключалась в выявлении причин нарушений. Наказание – это ведь вынужденная мера, потому что люди зачастую не понимали, насколько важна именно чистая среда: чистый воздух, вода, почва. Это ведь не нам, проверяющим, надо, а это необходимо всем людям, и прежде всего тем, кто работал на этих предприятиях, государственных и коммерческих.
Бурприроднадзор успешно боролся с несанкционированными свалками, осуществляя надзор по их ликвидации, который был возложен на муниципалитеты. Но сельские поселения районов очень тяжело решали эти вопросы, постоянно сетуя на отсутствие средств в местных бюджетах. И поэтому приходилось немало сил прилагать, чтобы добиться положительного решения этих вопросов. И в этом нам, прежде всего, помогали наши районные госинспекторы, честные и смелые, о которых я могу рассказывать бесконечно: В. П. Козина из Кабанского района (лучший инспектор в республике), А. А. Левин из Иволгинского, В. В. Ворошилов из Северобайкальского, А. П. Кочетов из Прибайкальского, Н. И. Филимонов из Хоринского, А. П. Будунов из Курумканского, А. П. Шадрин из Тарбагатайского, В. И. Толмачев из Тункинского и многие другие.
На их плечи легли серьезные задачи, и все надо было сделать и выполнить, а ведь в то время материальное обеспечение было очень слабоватым: ни транспорта, ни оперативной связи, как сейчас. Как все обойти и объехать, как за всем уследить, если выделялось всего 1500 тыс. рублей в месяц на бензин? А многие районы труднодоступны и опасны. Со временем, конечно, многое стало меняться в лучшую сторону. Потому как мы всегда доказывали необходимость поддержки госинспекторов. Именно они работали на местах не за зарплату, а просто любили свою землю, не хотели, чтобы на ней царил беспорядок, «черные лесорубы» и браконьеры. Госинспекторы всегда стояли на страже закона и в этом находили удовлетворение от своей работы. Нас всегда понимало руководство Минприроды РБ – министры П. Л. Носков и Б. Д. Ангаев. Я мог в любое время суток зайти к ним, чтобы решить любой сложный вопрос, и всегда находил понимание и поддержку.
Из нашей структуры вышли и другие замечательные руководители, которые сейчас продолжают работать в природоохранной системе, это С. А. Нестеров – зам. руководителя Бурприроднадзора, Д. В. Баклашкин – и. о. руководителя РАЛХ, А. А. Щепин – ныне замминистра природных ресурсов Карелии и др. Я рад, что моя трудовая деятельность приносила мне удовольствие. Ведь каждый из тех, кто работал в нашей структуре, осознавал – мы трудимся во благо нашей байкальской природы, защищая и сохраняя ее для будущих поколений.