Экономическая оценка последствий (ущербов) при изменении уровня Байкала и регулировании расходов Иркутской ГЭС.
Глобальные изменения климата в сочетании с нерациональной хозяйственной деятельностью общества все более активно оказывают негативное влияние на окружающую природную среду. Яркий пример того эволюция экосистемы оз. Байкал, на уровень которого с 1959 года, времени завершения строительства Иркутской ГЭС, оказывает влияние плотина гидроузла. С этого времени уровень оз. Байкал почти на метр превысил свое естественное состояние и водохранилище вошло составной частью в каскад Ангарских ГЭС, а водные ресурсы стали источником получения самой дешевой в стране электроэнергии.
Что гласит закон?
Проблема регулирования уровня оз. Байкал существует с конца 50-х годов и столько же времени обсуждается влияние уровенного режима на окружающую среду, экономику и социальные условия прилегающих территорий. Актуальность определяется уникальностью природного объекта, представляющего своеобразную и очень хрупкую природную экосистему, которая обеспечивает естественный процесс формирования вод, характеризующихся прозрачностью и чистотой. Комплексное изучение озера приобретает особое значение в связи с острым дефицитом пресной воды, с которым, по прогнозам экспертов, мир может столкнуться уже в ближайшие десятилетия.
Принципиально важным является то, что оценка влияния уровенного режима оз. Байкал должна быть ориентирована на реализацию ст. 9 Конституции Российской Федерации, которая гласит, что «Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории». Таким образом, в Основном законе провозглашен приоритет даже не экологических и тем более технократических интересов субъектов, влияющих на уровень озера, а, прежде всего, интересов населения прибрежной территории оз. Байкал и территории центральной экологической зоны Байкальской природной территории. Тогда как со времени начала экономических реформ 1990-х гг. деятельность Иркутской ГЭС и уровень оз. Байкал определяются интересами ее частных владельцев и не влияют на повышение уровня жизни местного населения (за исключением низких тарифов на электроэнергию в Иркутской области). При этом разница в тарифах между Иркутской областью и Бурятией – в три и более раза.
То выше, то ниже
В 90-х гг. 20 века наблюдались экстремальные паводки в бассейне оз. Байкал, которые привели к повышению уровня оз. Байкал и активизации размыва береговой линии. В результате специальных исследований было подписано совместное соглашение между Бурятией и Иркутской областью о необходимости соблюдения уровенного режима оз. Байкал в метровом диапазоне, которое утверждено Правительством РФ в 2001 году. Данный режим соблюдался с 2002 по 2014 год и был нарушен в результате неправильного прогноза приточности в 2015 году, когда вместо высокой приточности в бассейне оз. Байкал наступила засуха. В засушливый период с 2015 по 2018 год и при понижении отметки уровня оз. Байкал менее 456,00 метра впервые возникла проблема дефицита водоснабжения населенных пунктов и промышленных объектов по Ангаре ниже г. Иркутска. Этот факт стал причиной появления постановлений Правительства РФ в 2015 и 2016 гг. о новом уровенном режиме оз. Байкал.
Нижний уровенный режим в интервале 454,55–456,0 метра определяется в основном засушливым периодом и объемами выработки энергии на каскаде Ангарских ГЭС. При катастрофически низком уровне воды 454,55 метра (УМО) неизбежно осушение водоводов в долине р. Ангара ниже г. Иркутска, дефицит водной массы в Братском, Усть-Илимском и Богучанском водохранилищах и сокращение объемов северного завоза по Енисею, а также осушение наиболее продуктивных прибрежных водных экосистем. Происходит понижение уровня воды в колодцах в прибрежных селах, создаются условия для возникновения торфяных пожаров и пр.
Уровень выше отметки 457,00 метра ведет к размыву береговой линии всех низменных участков побережья, затоплению и подтоплению населенных пунктов и сельхозугодий, негативному воздействию на экономику прибрежных территорий, домохозяйств, инфраструктурные объекты, что при отметках выше 457,20 метра и при продолжительности стояния высокой воды более одной недели переходит в категорию катастрофических явлений. При повышении уровня оз. Байкал выше отметки 457,20 метра возникнет необходимость увеличения сброса воды через Иркутскую ГЭС в объемах более 3400 куб. м/сек. и подтопления нижней части г. Иркутска.
Размер потерь
Экономическая оценка негативных последствий изменения уровня оз. Байкал и регулирования расходов Иркутской ГЭС – это денежное выражение натуральных потерь в результате осушения, затопления, подтопления и абразии, которые включают:
– полное или частичное разрушение производственного и человеческого капиталов, связанного с выбытием основных и оборотных производственных фондов, повреждением сельскохозяйственных угодий, ухудшением здоровья населения и вынужденной миграцией;
– снижение продуктивности природных и антропогенных систем;
– ухудшение качества и комфортности окружающей среды;
– утрату или снижение качества предоставляемых «экологических услуг»;
– затраты на предотвращение деградации экосистем;
– затраты на ликвидацию последствий или дополнительные затраты на компенсацию убытков.
Размер потерь во многом зависит от частоты наступления опасных процессов, их продолжительности, границ зон затопления и подтопления, ценности нарушаемых земель, структуры экономики территорий и рентабельности действующих предприятий.
В отечественной литературе освещен опыт оценки ущерба, нанесенного земельным и лесным ресурсам в результате гидроэнергетического строительства, имеются определенные методические разработки и стоимостные нормативы. В первой научной монографии по оценке влияния уровня оз. Байкал и гидроэнергетики на экосистему озера, подготовленной под руководством А.К. Тулохонова, впервые были исследованы процессы формирования береговой линии озера в зависимости от водности притоков, рельефа береговой линии и подводного склона и определен ущерб, наносимый биоте при высоких и низких уровнях оз. Байкал, а также хозяйственной деятельности на его берегах. Для каждого вида ущерба (водным, лесным, рыбным ресурсам, охотничье-промысловому хозяйству и рекреационным ресурсам, транспорту и промышленности, населению) предложена отдельная методика расчета и приведены оценочные данные в денежном выражении. В дальнейшем большой объем исследований выполнен В.А. Савельевым, Л.А. Безруковым и др. по оценке влияния Иркутской ГЭС на экосистему и прибрежное хозяйство оз. Байкал, современных условий работы Иркутской ГЭС и энергетического использования Байкала, гидроэнергетической ренте Ангарских ГЭС и оз. Байкал.
Оценка экономического ущерба
Существует достаточно разработанная мировая практика управления негативным воздействием вод. С начала 2000-х гг. в России начала формироваться методическая база проведения количественной оценки экономического ущерба от негативного воздействия вод. Одной из рекомендованных и широко используемых в практических водохозяйственных расчетах является методика, разработанная сотрудниками Всероссийского научно-исследовательского института экономики минерального сырья и недропользования (ВИЭМС), преимуществом которой является применение показателей удельных ущербов. Эта методика применяется в сфере деятельности Росводресурсов: используется при расчете размера предотвращаемого ущерба и оценке экономической эффективности водохозяйственных мероприятий, направленных на снижение негативного воздействия вод. Аналитический инструментарий экономической оценки последствий воздействия уровенного режима оз. Байкал включает также ряд методик оценки ущерба лесным, земельным и др. видам ресурсов, а также систему его оценки на основе данных научно обоснованного мониторинга и материалов применения современных ГИС-технологий, которые могут обрабатывать и отображать пространственные данные или данные с географической привязкой, облегчая интеграцию, анализ и визуализацию пространственных данных.
В 2021–2022 гг. начато выполнение НИР по определению экономической оценки ущерба объектам экономики и инфраструктуры прибрежной территории Республики Бурятия, Иркутской области в зависимости от уровней оз. Байкал и сбросов Иркутской ГЭС. В качестве объектов экономической оценки на территории Бурятии выделены прибрежные территории Баргузинского, Кабанского, Прибайкальского и СевероБайкальского районов, г. Северобайкальска Республики Бурятия, выбор которых обусловлен природными и экономическими факторами территориального развития. В их число вошли: Посольский Сор, Чивыркуйский перешеек п-ова Святой Нос (в створе оз. Арангатуй), отдельные участки дельты р. Селенга, дельты р. Верхняя Ангара, островов архипелага Ярки, Баргузинского и Чивыркуйского заливов. Всего обследовано 34 населенных пункта (п. Нижнеангарск, пос. Усть-Баргузин, отдельные участки в окрестностях сел Горячинск, Максимиха, с. Турка, с. Гремячинск, с. Сухая, пос. Энхалук, с. Оймур, с. Дубинино, с. Корсаково, с. Инкино, с. Байкало-Кудара, с. Истомино, с. Исток, с. Посольское, г. Бабушкин, с. Танхой, с. Выдрино, г. Северобайкальск, с. Корсаково, с. Мишиха, с. Клюевка, с. Мантуриха, с. Сухой ручей, пос. Боярский, о.п. Култушная, о.п. Байкальский прибой, с. Дулан, с. Заречье; с. Монахово, с. Курбулик, с. Катунь). В данных населенных пунктах расположены крупные туристско-рекреационные объекты, инфраструктурные объекты транспорта, связи, энергетики, производственные предприятия рыбообработки, имеется значительное количество домохозяйств. Для прибрежных территорий Бурятии характерно наличие больших массивов лесных и сельскохозяйственных земель, а также особо охраняемых природных территорий и территорий со статусом особого природопользования.
Кто попадает в зону затопления?
Аналитической и нормативно-правовой базой при формировании отчета стали государственные доклады о социально-экономическом положении, «О состоянии оз. Байкал и мерах по его охране», информационные материалы территориального органа Федеральной службы государственной статистики по РБ, документы Министерства экономического развития РБ, Министерства природных ресурсов РБ, муниципальных образований, предприятий и учреждений, научные отчеты учреждений РАН и др. Использованы данные экспедиционных исследований, социологических опросов местного населения и бизнеса, информационных запросов в федеральные и региональные органы исполнительной власти и экономические субъекты. Сравнительная оценка данных для экономической оценки ущерба, инвентаризации территории и составления реестров проведена с использованием автоматизированной информационной системы «Имущественно-земельный комплекс Республики Бурятия», данных Публичной кадастровой карты, Лесного плана РБ, Правил землепользования и застройки поселений, генеральных планов поселений, инвестиционных программ развития.
Модельные участки территорий, попадающие под действие различных уровней водности озера, выявлены по результатам ГИС моделирования, натурных обследований, проведения анкетирования и опросов населения и представителей бизнеса. На выделенных модельных участках территории проведена инвентаризация объектов и субъектов хозяйственной деятельности, составлен реестр объектов туристической, транспортной, энергетической, сельскохозяйственной инфраструктуры, личных хозяйств населения. В Республике Бурятия в зону затопления (подтопления, абразии) попадает 1110 объектов в Кабанском, Баргузинском, Прибайкальском, Северобайкальском районах и г. Северобайкальске Республики Бурятия. Проведен анализ состояния хозяйств и социально-экономической сферы рассматриваемых территорий.
Выявлено, что на территории воздействия затопления расположены автодороги, автомобильные мосты, причальные сооружения, набережные. Автодорожная сеть Республики Бурятия, попадающая в зону затопления, включает участки дорог федерального и республиканского значения, а также местные дороги общего пользования, местные дороги необщего пользования. Энергетическая инфраструктура Кабанского, Прибайкальского и Баргузинского районов является частью Эжного энергорайона Республики Бурятия, а инфраструктура Северо-Байкальского района и г. Северобайкальска входит в Северобайкальский энергорайон. В Республике Бурятия требуется капитальный ремонт берегоукрепления электроподстанции (с. Клюевка Кабанского района), затраты на который включены в состав берегозащитных сооружений. В зону затопления попадают инженерные сети водоснабжения. В зону негативного воздействия попадают берегозащитные сооружения, в частности, габионы 1-й и 2-й линий в с. Максимиха Баргузинского района, берегоукрепительное сооружение на участке «Турка» ТРТ ОЭЗ «Байкальская гавань», берегоукрепительное сооружение в п. Нижнеангарске, капитальный ремонт берегоукрепления электроподстанции и капитальный ремонт берегоукрепления водозаборных сооружений (ст. Боярский Кабанского района и пос. Нижнеангарска Северо-Байкальского района).
Предприятия промышленности, подпадающие под затопления, в Республике Бурятия представлены обрабатывающими производствами (лесозаготовительная и лесоперерабатывающая отрасли) и рыбозаводами. В МО ГП «Поселок Усть-Баргузин» в зоне негативного воздействия оз. Байкал находятся субъекты малого предпринимательства, лесозаготовительные организации (база строительной организации, складские помещения для строительных материалов). Рыбное хозяйство на рассматриваемых территориях представлено следующими предприятиями: Кабанский рыбозавод, Большереченский рыбоводный завод, Нижнеангарский рыбозавод.
По данным администраций сельских поселений Республики Бурятия, результатам моделирования зон затопления, натурным обследованиям в многоводный период (2019–2021 гг.) затоплению были подвержены сельскохозяйственные земли Кабанского района (с. Дубинино, с. Инкино, с. Сухая, с. Посольское, с. Оймур). Поскольку затоплением затрагивались только пастбища и сенокосы, то в качестве ущербов оценивались потери сельскохозяйственной продукции с этих угодий и затраты на их возмещение.
В состав объектов, отнесенных к социальным объектам и домохозяйствам, включены: жилые дома, предприятия питания, торговли, школы, иные учебные заведения, больницы, лагеря отдыха и спортивные сооружения, учреждения культуры и иные социальные объекты.
Территориальная структура туристско-рекреационной деятельности в ЦЭЗ БПТ в Республике Бурятия включает: ООПТ, особую экономическую зону ТРТ, территорию опережающего развития, зоны экономического благоприятствования ТРТ, памятники природы, объекты историко-культурного наследия, населенные пункты. На прибрежных территориях и объектах в муниципальных образованиях республики расположено 246 коллективных средств размещения, при этом 65 из них попадают под негативное воздействие вод. Снижение рекреационного потенциала из-за колебаний уровня оз. Байкал определяется через оценку ущерба территориям и объектам, которые используются в целях рекреации и туризма, по следующим компонентам: 1) туристская инфраструктура (коллективные средства размещения); 2) природные рекреационные ресурсы (пляжные территории; подземные воды, содержащие природные лечебные ресурсы (минеральные воды), а также термальные воды, используемые в целях рекреации); 3) культурно-исторические ресурсы и уникальные природные объекты; 4) неосвоенные земельные участки рекреационного назначения.
Потери экономические и природные
Экономическая оценка снижения природоохранного потенциала в Республике Бурятия проводилась на основе стоимостных оценок экономического ущерба объектам природоохранной инфраструктуры в контексте обеспечения нужд ООПТ для реализации их охранных, образовательных, информационных, рекреационных функций.
Для расчетов использовались нормативные удельные базовые показатели стоимости ущерба из Методики ВИЭМС по видам предприятий различных отраслей промышленности, по объектам инфраструктуры, по гидротехническим сооружениям, по инженерным сетям, объектам непроизводственного назначения населенных пунктов, объектам сельского хозяйства производственного и непроизводственного назначения, сельскохозяйственным угодьям, видам компенсационных затрат и пр. Общие суммы ущерба в целом и по компонентам в дальнейшем были индексированы с применением регионального коэффициента для Республики Бурятия – 1,75 и индекса-дефлятора по строке «строительство» по Республике Бурятия – 2,96.
Проведена покомпонентная и суммарная оценка ущерба от изменения уровня оз. Байкал:
– оценка возможных затоплений при повышенных уровнях озера Байкал;
– стоимостная оценка ущерба хозяйственным объектам (оценка затрат на восстановление хозяйственных объектов): объектам транспорта, связи, промышленности, энергетики, инженерным сетям, берегоукрепительным сооружениям, иным производственным объектам на побережье оз. Байкал и Иркутского водохранилища;
– стоимостная оценка ущерба сельскому хозяйству;
– ущерб рекреации, социальным объектам и домохозяйствам при повышенных уровнях оз. Байкал;
– оценка cоциально-экономических ущербов при пониженных уровнях оз. Байкал;
– суммарная оценка cоциально-экономических ущербов при изменении уровня оз. Байкал.
При уровне оз. Байкал 457,2 метра ТО суммарный социально-экономический ущерб составляет 2382,34 млн руб.; при уровне 457,5 метра ТО – возрастает почти в 2 раза и достигает 4726,96 млн руб.; при уровне 457,85 метра ТО – оценивается в 6060,67 млн руб., что в 1,3 раза выше ущерба при уровне 457,5 метра ТО. Структура суммарного ущерба при изменении уровня оз. Байкал представлена на диаграммах. Из сравнения диаграмм видно, что свыше 80% суммарного ущерба составляют потери сельского хозяйства, домохозяйств и рекреации. При повышении уровня оз. Байкал в наибольшей степени возрастают потери домохозяйств (почти в 3 раза) и рекреации (в 2,8 раза при уровне 457,5 метра ТО и в 6,3 раза при отметке 457,85 метра).
Какое нас ждет будущее?
Из всего этого следует, что уровенный режим оз. Байкал значительно влияет на экосистему озера и прибрежную территорию (хозяйственные объекты, жилые дома, инфраструктуру, абразионные и другие процессы в береговой зоне), на которой исторически проживает местное население, ведется подсобное хозяйство, располагается жилой фонд, объекты инфраструктуры, активно развивается туристскорекреационная сфера.
Проведенная экономическая оценка последствий изменения уровенного режима оз. Байкал включает стоимость прямых потерь продукции и затрат на восстановление экономических и социальных объектов (предприятий, домохозяйств, гостевых домов, дорог, линий электропередач, сельскохозяйственных угодий, утраченных гидротехнических объектов (габионов) и пр.). Высокие оценки ущерба социально-экономическим объектам в диапазоне от 457,1 до 457,85 метра ТО свидетельствуют о необходимости проведения мероприятий по формированию комплекса мер для снижения экономического ущерба, предотвращения рисков для граждан и надежного функционирования объектов.
Для уточнения и детализации полученных оценок необходимо создание достоверной базы исходных данных, что невозможно без постоянного целевого мониторинга, исследования зависимостей грунтовых вод и уровня воды в оз. Байкал, инвентаризации и внесения в соответствующие реестры зон затопления и подтопления, а также мониторинга объектов социально-экономической сферы прибрежных территорий озера.
Проведение экономических оценок ущербов необходимо как для формирования экологических требований при регулировании уровня оз. Байкал и предложений по совершенствованию правил регулирования уровенного режима оз. Байкал, так и для выявления наиболее уязвимых территорий. На эти территории необходимо обратить первоочередное внимание в целях предотвращения и смягчения негативных последствий изменения уровня, оценки эффективности проведенных или планируемых мероприятий, обоснования различного рода компенсационных выплат, а также определения профилактических мер по обеспечению экологической безопасности в будущем.
С.Н. Аюшеева, Т.Б. Бардаханова, Л.Б.-Ж. Максанова,
А.С. Михеева, А.К. Тулохонов