Не надо никого убеждать, что запуск республиканского мусороперерабатывающего завода имеет важное значение для Бурятии. Ведь полигоны для захоронения отходов в регионе давно переполнены. Выбрасывая мусор на свалки, мы загрязняем землю, на которой живем. Чем живет сегодня республиканский мусороперерабатывающий завод, какие планы и перспективы – об этом мы попросили рассказать генерального директора Мансура Газизянова.
Уникальный проект
«В Бурятии по федеральной целевой программе «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья» был реализован уникальный проект по переработке использованных автомобильных шин (утилизация) и обезвреживанию медицинских отходов класса Б. В рамках этого амбициозного проекта в нескольких километрах от Улан-Удэ, в поселке Вахмистрово, построили мусороперерабатывающий завод, который начал свою деятельность в 2011 году. Производственная мощность предприятия – 4,5 тысячи тонн в год при работе в несколько смен. Отмечу, что данный завод - один из крупнейших в России, который отвечает всем экологическим и техническим требованиям, предъявляемым на сегодняшний день. Решением Правительства РБ с января 2019 я назначен руководителем предприятия. Передо мной поставили глобальные задачи – вывести предприятие на новый качественный уровень и запустить два полигона по захоронению твердых коммунальных отходов. Поручение было дано Главой Республики Бурятия в рамках так называемой «мусорной реформы». Задача реформы комплексная: убрать все несанкционированные свалки, сократить объем захораниваемых отходов, развивать сортировку мусора, раздельный его сбор. На протяжении долгих лет в республике действовало только два полигона по захоронению твердых коммунальных отходов – в Улан-Удэ и Гусиноозерске. Нам поручили ввести в эксплуатацию полигоны возле сел Заиграево и Эгита Еравнинского района. Там благодаря дальновидности и титаническому труду администраций Заиграевского и Еравнинского районов имелись все необходимые условия для правильного захоронения ТКО. Районы в свое время прошли все экспертизы и построили полигоны ТКО, но их не запускали. Были проблемы с поиском эксплуатирующей организации. Работа с ТКО затратная, и частный бизнес не стремился в эту отрасль. Потому полигоны стояли несколько лет. За это время также ужесточилось природоохранное законодательство. Специалисты РМЗ подошли к делу со всей ответственностью – принимая во внимание сжатые сроки, ограниченные ресурсы и большое количество участников процесса, просчитали сроки и сделали дорожную карту. Использовали все самые современные технологии. Так, через специальную программу Project menegment, которую применяют в проектном управлении, спроектировали задачи, сроки, ответственных, графики и зависимости. Прошли все инстанции, от Роспотребнадзора и Росприроднадзора до экспертов-экологов. Установили тариф, получили лицензию на захоронение отходов, сформировали сильную команду. 1 апреля полигоны были запущены в эксплуатацию всего за 2,5 месяца.
Здесь хотелось бы поблагодарить всех, кто участвовал и способствовал успешному запуску полигонов: администрации районов и поселений, Роспотребнадзор по РБ, Росприроднадзор по РБ, Республиканскую службу по тарифам, Минприроды РБ. Помимо работы с полигонами, предприятие участвовало в проекте по ликвидации несанкционированной свалки. Так, в Заиграевском районе недалеко от полигона находится свалка, и по решению суда ее требовалось ликвидировать. Провели конкурс, мы выиграли. На сегодня уже вывезли около 19 тысяч кубометров мусора. Кстати, именно там мы впервые применили пилотный проект – спутниковая навигация при транспортировании мусора от свалки до полигона ТКО. Транспорт, задействованный в ликвидации свалки, оборудовали средствами спутникового слежения ГЛОНАСС, что дает возможность следить за их работой в режиме онлайн как мне, так и заказчику. Система позволяет контролировать соблюдение маршрута сбора и выгрузки мусора, а также количество рейсов.
Шины в крошку!
Несмотря на успешный запуск и эксплуатацию двух полигонов, приоритетным все же считаю развитие инфраструктуры переработки отходов, а уже затем захоронение на полигонах ТКО так называемых «хвостов». Это, во-первых, уменьшает объем захоронения отходов на полигонах, а во-вторых, дает рециклинг отходов в экономике. На сегодня основная деятельность завода – переработка изношенных автомобильных шин. Для Бурятии их утилизация приобретает все больше экологическое значение. Количество автомобилей растёт, а значит, растет и количество изношенных, требующих утилизации и переработки покрышек. Для автомобилей шины – расходный материал, при их полном или частичном износе они меняются на новые. Изношенные покрышки, как и другие отходы производства и потребления, требуют надлежащей утилизации и переработки, это самый объемный вид резиновых отходов на нашей планете. Изношенные покрышки должны утилизироваться только на специализированных предприятиях, так как по действующему законодательству такие отходы относятся к 4 классу опасности. Старые покрышки нельзя сжигать на свалках, шины нельзя захоранивать в грунт или складировать на полигоне. Единственно верное решение с точки зрения защиты окружающей среды – утилизация. С помощью специального оборудования шины перерабатываются без применения технологий термической утилизации, что позволяет использовать их вторично без вреда для экологии. Из переработанных шин получаем качественную резиновую крошку – чистое сырьё для производства различных изделий. Рынок сбыта – от Новосибирской области до Сахалина. Резиновая крошка используется для изготовления напольных покрытий различного предназначения, как для зон отдыха, так и спортивных сооружений, может применяться для улучшения качественного состава асфальта, что повышает его качество и долговечность в 1,5-2 раза. Комплекс по переработке изношенных автопокрышек вышел на производственную мощность и с каждым годом увеличивает количество переработанных использованных шин: за последние 5 лет в среднем завод утилизирует 1,5 млн кг шин или, если перевести в объем и выложить шины в форме здания, то получится, что каждый год завод утилизирует по одному девятиэтажному дому. Хочется особо отметить плодотворную работу с руководством Тугнуйского угольного разреза по сбору и переработке крупногабаритных шин. Понимая важность утилизации промотходов, руководство в лице генерального директора Валерия Николаевича Кулецкого содействует плодотворному сотрудничеству с АО «РМЗ», что непосредственно сказывается на качестве работы. Каждый год от них поступает до 1000 тонн крупногабаритных шин. Ведь наша уникальность состоит в том, что завод может перерабатывать любые шины, от велосипедных до крупногабаритных от БелАЗов. К сожалению, не все жители Бурятии с такой же ответственностью подходят к этому вопросу, как разрез. В период сезонной смены шин автовладельцы зачастую оставляют старую «обувку» на контейнерных площадках для коммунальных отходов или возле шиномонтажных мастерских. Нередки случаи, когда старые покрышки попросту сжигают на пустырях или выбрасывают в овраги. Между тем это нарушение действующих экологических норм. В настоящее время сбор шин из таких мест осуществляется агентской сетью – они собирают шины и привозят на завод, а мы им за это платим. Но предприятие не стоит на месте, в ближайшее время планируем на улицах города разместить контейнеры для сбора отработанных шин. Контейнеры большие и с удобной дверью, через которую можно круглосуточно складировать старые шины. Пока установим четыре штуки по направлениям: проспект Автомобилистов (Бурятшинторг), в сторону сотых кварталов, на ул. Кабанской (Бурвод), в сторону Машзавода. После тестирования этих четырех площадок, будем расширять сеть контейнеров по городу и районам Бурятии. Ведь немаловажный вопрос в том, чтобы это было рентабельно. Предприятие работает на самоокупаемости и субсидии на текущую деятельность не получает.
Завод перерабатывает шины в резиновую крошку разных фракций диаметром от 0 до3,5 мм.
Следует отметить, что впервые выигран конкурс на получение дополнительного финансирования от экологического сбора Ассоциации международных производителей и импортеров шин (Bridgestone, Continental, Hankook, Michelin, Nokian Tyres, Yokohama и тд). Планируемый дополнительный объем финансирования на 2020 год 2 млн руб. направим на развитие предприятия.
КОРОНный вопрос
Завод продолжает работу и по запуску цеха по обезвреживанию медицинских отходов. К сожалению, данный цех не работает уже многие годы по причине высокой себестоимости. Не выдерживает конкуренции с частными компаниями. Считаю, что работу нужно продолжать и запускать цех. Особенно актуально это именно сегодня. Пандемия COVID-19 заставила людей постоянно носить маски и перчатки. Количество отправленных в мусор медицинских отходов, в том числе инфицированных разными возбудителями заразных болезней, с каждым днем увеличивается. Кроме объективно негативного влияния на окружающую среду, это обстоятельство может привести и к новым вспышкам заболеваемости. А масочно-перчаточный режим может сохраняться ещё довольно долго. Цех по утилизации медицинских отходов благодаря использованию современных технологий и высокопроизводительного оборудования может утилизировать до 200 кг отходов в час, а это – бинты, шприцы, капельницы, маски и прочее. Надеемся, что в ближайшее время все получится и цех заработает. В Бурятии, к сожалению, до сих пор тонны мусора аккумулируются на свалках. И хуже всего то, что многие предметы, лежащие на полигонах, представляют угрозу окружающей среде. Благодаря мусороперерабатывающему заводу отходы можно пускать на производство полезных вещей. Но начать надо с себя - постепенно привыкать к сортировке мусора. Попробуйте сделать первый шаг уже сегодня, ведь кто, если не мы сами, сможет изменить этот мир к лучшему хотя бы немного?
Пользуясь случаем, хотел бы поздравить редакцию журнала «Мир Байкала» и всех российских защитников природы, специалистов по охране окружающей среды, общественных деятелей, экологов-активистов и весь коллектив АО «Республиканский мусороперерабатывающий завод» с профессиональным праздником и пожелать успехов в нелегком, но благом деле.
Татьяна МУНКОЕВА