Вторник 18 января 2022
Западно-Байкальской межрайонной природоохранной прокуратурой организована проверка по факту...
С 17 по 19 января филиал РТРС «РТПЦ Республики Бурятия» будет проводить плановые профилактические...
Удивительно, как перевоплощаются депутаты Народного Хурала в простых и добродушных Дедов Морозов,...
Международный проект Содружества Независимых Государств «Лучший молодой учёный–2021» направлен на...

Не надо никого убеждать, что запуск республиканского мусороперерабатывающего завода имеет важное значение для Бурятии. Ведь полигоны для захоронения отходов в регионе давно переполнены. Выбрасывая мусор на свалки, мы загрязняем землю, на которой живем. Чем живет сегодня республиканский мусороперерабатывающий завод, какие планы и перспективы – об этом мы попросили рассказать генерального директора Мансура Газизянова.

Уникальный проект

«В Бурятии по федеральной целевой программе «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья» был реализован уникальный проект по переработке использованных автомобильных шин (утилизация) и обезвреживанию медицинских отходов класса Б. В рамках этого амбициозного проекта в нескольких километрах от Улан-Удэ, в поселке Вахмистрово, построили мусороперерабатывающий завод, который начал свою деятельность в 2011 году. Производственная мощность предприятия – 4,5 тысячи тонн в год при работе в несколько смен. Отмечу, что данный завод - один из крупнейших в России, который отвечает всем экологическим и техническим требованиям, предъявляемым на сегодняшний день. Решением Правительства РБ с января 2019 я назначен руководителем предприятия. Передо мной поставили глобальные задачи – вывести предприятие на новый качественный уровень и запустить два полигона по захоронению твердых коммунальных отходов. Поручение было дано Главой Республики Бурятия в рамках так называемой «мусорной реформы». Задача реформы комплексная: убрать все несанкционированные свалки, сократить объем захораниваемых отходов, развивать сортировку мусора, раздельный его сбор. На протяжении долгих лет в республике действовало только два полигона по захоронению твердых коммунальных отходов – в Улан-Удэ и Гусиноозерске. Нам поручили ввести в эксплуатацию полигоны возле сел Заиграево и Эгита Еравнинского района. Там благодаря дальновидности и титаническому труду администраций Заиграевского и Еравнинского районов имелись все необходимые условия для правильного захоронения ТКО. Районы в свое время прошли все экспертизы и построили полигоны ТКО, но их не запускали. Были проблемы с поиском эксплуатирующей организации. Работа с ТКО затратная, и частный бизнес не стремился в эту отрасль. Потому полигоны стояли несколько лет. За это время также ужесточилось природоохранное законодательство. Специалисты РМЗ подошли к делу со всей ответственностью – принимая во внимание сжатые сроки, ограниченные ресурсы и большое количество участников процесса, просчитали сроки и сделали дорожную карту. Использовали все самые современные технологии. Так, через специальную программу Project menegment, которую применяют в проектном управлении, спроектировали задачи, сроки, ответственных, графики и зависимости. Прошли все инстанции, от Роспотребнадзора и Росприроднадзора до экспертов-экологов. Установили тариф, получили лицензию на захоронение отходов, сформировали сильную команду. 1 апреля полигоны были запущены в эксплуатацию всего за 2,5 месяца.

Здесь хотелось бы поблагодарить всех, кто участвовал и способствовал успешному запуску полигонов: администрации районов и поселений, Роспотребнадзор по РБ, Росприроднадзор по РБ, Республиканскую службу по тарифам, Минприроды РБ. Помимо работы с полигонами, предприятие участвовало в проекте по ликвидации несанкционированной свалки. Так, в Заиграевском районе недалеко от полигона находится свалка, и по решению суда ее требовалось ликвидировать. Провели конкурс, мы выиграли. На сегодня уже вывезли около 19 тысяч кубометров мусора. Кстати, именно там мы впервые применили пилотный проект – спутниковая навигация при транспортировании мусора от свалки до полигона ТКО. Транспорт, задействованный в ликвидации свалки, оборудовали средствами спутникового слежения ГЛОНАСС, что дает возможность следить за их работой в режиме онлайн как мне, так и заказчику. Система позволяет контролировать соблюдение маршрута сбора и выгрузки мусора, а также количество рейсов.

Шины в крошку!

Несмотря на успешный запуск и эксплуатацию двух полигонов, приоритетным все же считаю развитие инфраструктуры переработки отходов, а уже затем захоронение на полигонах ТКО так называемых «хвостов». Это, во-первых, уменьшает объем захоронения отходов на полигонах, а во-вторых, дает рециклинг отходов в экономике. На сегодня основная деятельность завода – переработка изношенных автомобильных шин. Для Бурятии их утилизация приобретает все больше экологическое значение. Количество автомобилей растёт, а значит, растет и количество изношенных, требующих утилизации и переработки покрышек. Для автомобилей шины – расходный материал, при их полном или частичном износе они меняются на новые. Изношенные покрышки, как и другие отходы производства и потребления, требуют надлежащей утилизации и переработки, это самый объемный вид резиновых отходов на нашей планете. Изношенные покрышки должны утилизироваться только на специализированных предприятиях, так как по действующему законодательству такие отходы относятся к 4 классу опасности. Старые покрышки нельзя сжигать на свалках, шины нельзя захоранивать в грунт или складировать на полигоне. Единственно верное решение с точки зрения защиты окружающей среды – утилизация. С помощью специального оборудования шины перерабатываются без применения технологий термической утилизации, что позволяет использовать их вторично без вреда для экологии. Из переработанных шин получаем качественную резиновую крошку – чистое сырьё для производства различных изделий. Рынок сбыта – от Новосибирской области до Сахалина. Резиновая крошка используется для изготовления напольных покрытий различного предназначения, как для зон отдыха, так и спортивных сооружений, может применяться для улучшения качественного состава асфальта, что повышает его качество и долговечность в 1,5-2 раза. Комплекс по переработке изношенных автопокрышек вышел на производственную мощность и с каждым годом увеличивает количество переработанных использованных шин: за последние 5 лет в среднем завод утилизирует 1,5 млн кг шин или, если перевести в объем и выложить шины в форме здания, то получится, что каждый год завод утилизирует по одному девятиэтажному дому. Хочется особо отметить плодотворную работу с руководством Тугнуйского угольного разреза по сбору и переработке крупногабаритных шин. Понимая важность утилизации промотходов, руководство в лице генерального директора Валерия Николаевича Кулецкого содействует плодотворному сотрудничеству с АО «РМЗ», что непосредственно сказывается на качестве работы. Каждый год от них поступает до 1000 тонн крупногабаритных шин. Ведь наша уникальность состоит в том, что завод может перерабатывать любые шины, от велосипедных до крупногабаритных от БелАЗов. К сожалению, не все жители Бурятии с такой же ответственностью подходят к этому вопросу, как разрез. В период сезонной смены шин автовладельцы зачастую оставляют старую «обувку» на контейнерных площадках для коммунальных отходов или возле шиномонтажных мастерских. Нередки случаи, когда старые покрышки попросту сжигают на пустырях или выбрасывают в овраги. Между тем это нарушение действующих экологических норм. В настоящее время сбор шин из таких мест осуществляется агентской сетью – они собирают шины и привозят на завод, а мы им за это платим. Но предприятие не стоит на месте, в ближайшее время планируем на улицах города разместить контейнеры для сбора отработанных шин. Контейнеры большие и с удобной дверью, через которую можно круглосуточно складировать старые шины. Пока установим четыре штуки по направлениям: проспект Автомобилистов (Бурятшинторг), в сторону сотых кварталов, на ул. Кабанской (Бурвод), в сторону Машзавода. После тестирования этих четырех площадок, будем расширять сеть контейнеров по городу и районам Бурятии. Ведь немаловажный вопрос в том, чтобы это было рентабельно. Предприятие работает на самоокупаемости и субсидии на текущую деятельность не получает.

Завод перерабатывает шины в резиновую крошку разных фракций диаметром от 0 до3,5 мм.

 Следует отметить, что впервые выигран конкурс на получение дополнительного финансирования от экологического сбора Ассоциации международных производителей и импортеров шин (Bridgestone, Continental, Hankook, Michelin, Nokian Tyres, Yokohama и тд). Планируемый дополнительный объем финансирования на 2020 год 2 млн руб. направим на развитие предприятия.

КОРОНный вопрос

Завод продолжает работу и по запуску цеха по обезвреживанию медицинских отходов. К сожалению, данный цех не работает уже многие годы по причине высокой себестоимости. Не выдерживает конкуренции с частными компаниями. Считаю, что работу нужно продолжать и запускать цех. Особенно актуально это именно сегодня. Пандемия COVID-19 заставила людей постоянно носить маски и перчатки. Количество отправленных в мусор медицинских отходов, в том числе инфицированных разными возбудителями заразных болезней, с каждым днем увеличивается. Кроме объективно негативного влияния на окружающую среду, это обстоятельство может привести и к новым вспышкам заболеваемости. А масочно-перчаточный режим может сохраняться ещё довольно долго. Цех по утилизации медицинских отходов благодаря использованию современных технологий и высокопроизводительного оборудования может утилизировать до 200 кг отходов в час, а это – бинты, шприцы, капельницы, маски и прочее. Надеемся, что в ближайшее время все получится и цех заработает. В Бурятии, к сожалению, до сих пор тонны мусора аккумулируются на свалках. И хуже всего то, что многие предметы, лежащие на полигонах, представляют угрозу окружающей среде. Благодаря мусороперерабатывающему заводу отходы можно пускать на производство полезных вещей. Но начать надо с себя - постепенно привыкать к сортировке мусора. Попробуйте сделать первый шаг уже сегодня, ведь кто, если не мы сами, сможет изменить этот мир к лучшему хотя бы немного?

Пользуясь случаем, хотел бы поздравить редакцию журнала «Мир Байкала» и всех российских защитников природы, специалистов по охране окружающей среды, общественных деятелей, экологов-активистов и весь коллектив АО «Республиканский мусороперерабатывающий завод» с профессиональным праздником и пожелать успехов в нелегком, но благом деле.

 Татьяна МУНКОЕВА

Байкал наполовину чист, или…
О визите руководства Российской академии наук в Бурятию.
Празднование юбилея, визит академиков РАН, открытие новой молодежной лаборатории, достойные...
Я бы сравнила этого человека с сибирской лиственницей: по крепости своей он никому не уступит,...
Более 2 тыс. человек посетителей приняли за сезон в Фролихинском заказнике.
Забайкальский национальный парк 12 сентября отметил свое 35-летие. Он был создан по инициативе...
Начато строительство современного комплекса, соответствующего всем экологическим требованиям.
ЕЩЕ СОВСЕМ НЕДАВНО АЛДАР ДОРЖИЕВ, будучи директором национального парка «Тункинский», болел всей...
Бюджет Бурятии достиг рекордного уровня, увеличившись за год на 20%
VI ВОСТОЧНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФОРУМ, который состоялся во Владивостоке в сентябре 2021 года, прошел...
АО «Хиагда» вошло в тройку лучших предприятий Госкорпорации «Росатом» по итогам конкурса...
К участию приглашаются некоммерческие организации, государственные и муниципальные учреждений в...
Байкал наполовину чист, или…
О визите руководства Российской академии наук в...
Празднование юбилея, визит академиков РАН,...
Я бы сравнила этого человека с сибирской...
Более 2 тыс. человек посетителей приняли за...
Забайкальский национальный парк 12 сентября...
Начато строительство современного комплекса,...
ЕЩЕ СОВСЕМ НЕДАВНО АЛДАР ДОРЖИЕВ, будучи...
Бюджет Бурятии достиг рекордного уровня,...
VI ВОСТОЧНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФОРУМ, который...
АО «Хиагда» вошло в тройку лучших предприятий...
К участию приглашаются некоммерческие...
04 октября в г. Москва прошла Стратегическая...
8 августа 2021 г. в местности Тужи Хилоксакого...
Почти пятьдесят лет он живет заботой о «своих...
Начиная с XVIII века, буддизм становится...
Тункинская долина, овеянная древними легендами и...
История Тункинской долины тесно связана с...
Несмотря на то, что люди начали осваивать...
Тункинская долина – это продолжение байкальской...
Тункинская долина, которую часто называют...
Этот вопрос мы задали тем, кто пришел сюда...
В 1975 году М. В. Мохосоев был назначен...
Обширная акватория нашей Республики Бурятия...
Надежность машин и оборудования, имеющих узлы...
О разработках в области лазерной...
С 1979 по 2013 год лабораторию исследования...
Первые ученые-химики Бурятии, кандидаты...
ПОЛЫНЬ ШИРОКО РАСПРОСТРАНЕНА в Северном...
В ходе длительного многомиллионного периода...
Сегодня главное научное направление лаборатории,...
Проблема доступной чистой воды стала одним из...
В Республике Бурятия, располагающей запасами...
Создание основ экологически устойчивого...
Научные исследования в области рекреационного...
Самостоятельный отдел социально-экономических...
Становление и развитие Байкальского института...
На рубеже веков на смену аналоговым методикам и...
Первая бюджетная тема Российской академии наук...
МНОГИЕ ОТКРЫТИЯ ДЕЛАЮТСЯ СЛУЧАЙНО, но не...
В 1985 году при Геологическим институте и...
В Год науки и технологий, объявленный в 2021...
Уважаемый Ендон Жамьянович, коллектив и ветераны...
Уважаемые сотрудники Байкальского института...
УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ, ДРУЗЬЯ, СОРАТНИКИ! 27 марта...
УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ, ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ! Байкальскому...
ДОРОГИЕ КОЛЛЕГИ И ДРУЗЬЯ! Прошло 30 лет с...
Тункинская долина, по убеждению некоторых...
Лес – зеленая одежда Земли и наше самое большое...
Символ национального парка «Тункинский» –...
Климат – это устоявшийся за многие годы режим...
Туристы со всего мира едут в Тункинскую долину,...
В национальном парке «Тункинский» все достойно...
Благодаря Всероссийскому конкурсу по созданию...
Тункинский район, несмотря на массу ограничений,...
Тункинский и Окинский районы многое объединяет....
Депутат Народного Хурала РБ, член комитета по...
О мерах государственной поддержки субъектам...
Первоначально задуманные для сохранения...
27 мая 2021 года национальный парк «Тункинский»...
О ЧЁМ МОЖНО УЗНАТЬ, СИДЯ У ДОМАШНЕГО МОНИТОРА
Получить льготный заем на жилье могут две...
В Бурятии «дальневосточный гектар» получил...
ПАРЛАМЕНТАРИИ ОТМЕЧАЮТ, ЧТО ЗАКОН СТАНЕТ...
СТРАСТИ ВОКРУГ ФЕНОЛЬНОГО ОЗЕРА в центре...
1800 жалоб от жителей Республики Бурятия...
Депутаты Народного Хурала – за чистый воздух.
ЭКСПЕДИЦИЯ, КОТОРАЯ ПОТРЯСЛА МИР И ПРИВЛЕКЛА...
Финал Национальной премии в области событийного...
Финал регионального этапа конкурса...
Глава Бурятии Алексей Цыденов принял участие в...
Журнал «Мир Байкала» и коллектив Кикинского...
Тункинский район неизменно в числе передовых в...
Отправился наш корреспондент, чтобы...
С ЛЕГКОЙ РУКИ ПИСАТЕЛЯ Валентина Распутина...
ТЕМА ПИТЬЕВОЙ ВОДЫ И ПРОБЛЕМА ее дефицита...
С УВЕРЕННОСТЬЮ МОЖНО СКАЗАТЬ, что именно на...
Как комплексно использовать и охранять водные...
О комбинированных технологиях очищения воды,...
ПОСЛЕ ВКЛЮЧЕНИЯ НАШЕЙ РЕСПУБЛИКИ в состав...
Удивительная история с детёнышем нерпы случилась...
Бурятское отделение Русского географического...
ПО ПРИГЛАШЕНИЮ РУКОВОДСТВА БИП СО РАН состоялся...
Размышления к первому профессиональному Дню...
СУРОВЫЕ, СЛОВНО ВЫТОЧЕННЫЕ ИЗ КАМНЯ, лица...
Чувствуют ли они поддержку федерального округа?
Ласточек называют «ранними пташками» - именно...
О Кикинском лесничестве можно рассказывать...
Жители села Калёново Иволгинского района взяли в...
К 175-летию Русского географического общества в...
Благодаря грантовой поддержке молодой фермер...
ОМУЛЬ — ОДИН ИЗ СИМВОЛОВ славного моря,...
Рекультивация фенольного озера грозит стать еще...
Миф о возможных сплошных рубках леса у Байкала...
Использование бездымного топлива в целом по...
Выраженный в правовой норме Конституции РФ, –...