Как национальную бурятскую забаву превратили в яркий этнонациональный фестиваль в Бурятии.
«hЭЭР ШААЛГАН» – ЕДИНСТВЕННЫЙ сохранившийся на протяжении тысячи лет национальный вид спорта монголоязычных народов с некоторых пор возродился в Бурятии и успешно развивается. Разбивая хребтовую кость коровы, спортсмены демонстрируют не только свою силу удара и ловкость. Буддисты также верят в то, что, разбивая кость, спортсмены дают возможность душам домашних животных обрести свободу и лучшее перерождение в следующей жизни.
Одна из тринадцати
Хребтовая кость – одна из 13 подобных костей хребта быка или коровы. По виду это крупный набалдашник на длинной рукояти до 30 сантиметров в длину и около 6 – в ширину. Толщина такой кости может достигать 6 миллиметров, к тому же кость трубчатая и имеет как минимум две прочные стенки, между которыми находится костный мозг. Сложно представить, чем можно разбить такой крепкий природный снаряд. Однако бурятские спортсмены с легкостью ломают их всего лишь ударом ладони.
Как это происходит? Спортсмен берет кость за «рукоять» левой рукой, ладонью правой руки несколько раз примеряется – ударить нужно повыше набалдашника, причем найти такое место, которое позволит кости расколоться на весу. Удар требуется резкий и сильный, но для успеха должна работать не только разящая рука, но и та, которая держит кость: именно она задает жесткость усилия, под натиском которого снаряд может лопнуть.
ПРИЗОВОЙ ФОНД СОСТАВЛЯЕТ ОКОЛО 2 МЛН РУБЛЕЙ
Каждый спортсмен, перед тем как попробовать свою силу, должен помолиться предкам, попросить удачи. Может, именно поэтому любой мужчина, пытающийся разбить кость, на короткое время «подхода» вдруг совершенно преображается. Какой бы ни была комплекция, будь он стройным, хрупким с виду юношей, крупным мужчиной средних лет или уже пожилым человеком с печатью степного ветра на лице, во время ритуала разбивания кости спортсмен становится грациозен и легок. Со стороны кажется, что он вышел танцевать: плавные движения корпусом и плечами, завораживающие махи руками на короткий миг отвлекают зрителя, а следующий за этим мощный удар ладони выбивает из толпы зевак дружный возглас, который тут же сменяется шумом ликования или гулом разочарования, если снаряд не поддался.
От ударов, конечно же, страдают руки. Порезы и царапины – самые легкие травмы. Разбухают костяшки пальцев и опухают ладони. Поговаривают, что бывали случаи, когда удальцы ломали собственные кости, пытаясь разбить кость.
Знатоки утверждают, что существует как минимум 22 совершенно разные техники разбивания кости. Опытные спортсмены разбивают их над головой, за спиной, сидя, лежа и вообще самыми немыслимыми способами.
Традиция ломания кости дошла до нас из глубины веков. С ее помощью бурят-монголы с самого раннего возраста прививали мальчикам любовь к родной земле, уважение к духам местности и семейные ценности. Игра развивала силу и ловкость и входила в своеобразный перечень «девяти наук бурятского мужчины» наравне с такими навыками, как умение бороться, охотиться, стрелять из лука, ездить верхом и плести путы-треножники. Во все времена физическому развитию уделялось наибольшее внимание, оно было залогом выживания в суровых степях Прибайкалья.
В период забоя скота, который как раз приходился на ноябрь-декабрь, в бурятских семьях было принято приглашать всех родственников и друзей на своеобразный пир. Отваривалось коровье мясо, которым потом угощали гостей. Хребтовые кости вываривались отдельно, особо почиталась 12-я кость, которая именовалась «черной». Именно ее подавали самым почетным гостям, и в ней, по верованиям бурят, жила душа животного. После угощения все присутствующие могли поучаствовать в игре по разбиванию кости. Причем участвовали и стар, и млад, не отставали от мужчин и женщины.
«Золотая вершина»
Возрождать этот национальный вид спорта начали с 2012 года, но уже в 2013 году состоялось первое соревнование по разбиванию костей в республике, собравшее 75 участников. В феврале 2014 в улусе Хойтогол Тункинского района на турнир приехали уже 130 спортсменов, а за состязаниями наблюдало более 1,5 тыс. фанатов. Отдельной командой участвовали женщины. III Международный фестиваль «Алтан Мундарга» прошел в 2019 году и собрал уже 333 участника не только из районов Бурятии, но и Тывы, Китая и Монголии. Впервые организаторы фестиваля провели онлайн-трансляцию на канале Youtube. В 2020 году состоялся IV Международный этнокультурный фестиваль «Алтан Мундарга», что значит «Золотая вершина». По легенде священная гора Алтан Мундарга была хранителем воинов, поэтому только на этих соревнованиях победителям, помимо денежного приза, вручаются доспехи воинов, изготовленные по специальному заказу в Монголии, и присваиваются особые воинские звания. За звание абсолютного чемпиона в поселке Аршан Тункинского района соревновались 546 костоломов, что свидетельствует о его популярности, востребованности и огромном интересе.
ЗНАТОКИ УТВЕРЖДАЮТ, ЧТО СУЩЕСТВУЕТ КАК МИНИМУМ 22 СОВЕРШЕННО РАЗНЫЕ ТЕХНИКИ РАЗБИВАНИЯ КОСТИ
В этом году фестиваль принимала столица Бурятии. География его участников, несмотря на ограничения в связи с пандемией, была достаточно широка: Монголия, Калмыкия, Тыва, Иркутская область, Забайкальский край. Соревнования проходили в самых разных возрастных группах у мужчин: 6 – 8 лет, 9 – 12 лет, 13 – 15 лет, 16 – 19 лет, 20 – 25 лет, 26 – 31 год, 32 – 37 лет, 38 – 43 года, 44 – 49 лет, 50 – 59 лет, 60 лет и старше. У женщин: от 14 до 30 лет, от 31 года и старше (личное первенство).
Внушителен общий призовой фонд – он составляет около 2 млн рублей. Кроме того, победителям присваиваются звания: «Мянгат» – победитель свыше 1000 «воинов», «Зуут» – победитель от 100 до 999 «воинов», «Аравт» – победитель от 10 до 100 «воинов». В прошлый раз абсолютному чемпиону «Алтан Мундарга» Жалсыпу Манзарову было присвоено звание «Зуут», так как он стал лучшим костоломом среди 546 «воинов». Абсолютный победитель у мужчин награждается главным призом – 500 тыс. рублей, у женщин – 50 тыс. рублей.
В 2021 году hээр шаалган официально получил статус национального вида спорта Бурятии и стал особым этнобрендом республики. Фестиваль каждый год набирает обороты. Зрелищность, здоровый азарт и, конечно же, уникальность этого вида спорта привлекают все больше новых участников и зрителей. В прошлом году онлайн-трансляцию фестиваля «Алтан Мундарга» в Тункинском районе только за первые сутки посмотрело более 70 тыс. человек. Кроме того, как отметил Алексей Гергенов, президент Федерации этноспорта в Бурятии, инициатор и организатор турниров в республике, после проведения и популяризации hээр шаалган такой турнир появился в Поднебесной, и теперь в Китае – Внутренней Монголии – это один из самых популярных видов спорта.
Фестиваль «Алтан Мундарга» любят многие жители и гости Бурятии, он дает возможность прикоснуться к истории, почувствовать дух воинов и при желании самим стать участниками это яркого и зрелищного спортивного мероприятия.
Лариса БУРУНОВА