Тункинская долина, овеянная древними легендами и сказаниями, – место мистическое и сакральное. Многочисленные священные места, некоторым из которых тысяча лет, чудодейственные минеральные источники, величественные Саяны с высокими альпийскими гольцами создают ощущение нереально райского места.
По своеобразному коридору долины перемещались тунгусоманджурские, тюркские, монгольские и славянские этносы, оставляя на пути каждый свой след. Тунка стала местом взаимопроникновения и взаимообогащения народов разных религий и вероисповеданий: шаманизма, буддизма и христианства. И все это природно-культурное многообразие отразилось в уникальных кодах наследия этих мест.
В числе культовых комплексов на территории национального парка «Тункинский» храмы, кладбища, субурганы, придорожные барисамургэлы (культовые объекты, расположенные у дороги), жалсан (культовое архитектурное сооружение), дуганы и многое другое, о чем и наш рассказ. №
Место, связанное с именем персонажа бурятского эпоса – Бурхан-Баабай, находится в нескольких километрах от курорта «Нилова Пустынь». На левом берегу реки Ехэ-Уһан есть песчаная гора Сагаан-Хайрхан с абсолютной отметкой 1076 метров, возраст золовых отложений на вершине и подошве горы – примерно 8 – 10 тыс. лет. Это место остановки Шаргай-Нойона, почитаемое местными. Здесь шаманы с незапамятных времен у южного склона проводили моления, совершали обряд «тайлаган». А ламы на вершине горы совершали «обоо тахилга» – большое моление, которое заканчивалось большим праздником.
Согласно преданию, Шаргай-Нойон долго летел по небу, охраняя покой народа. Вскоре хан спустился на горячие источники возле местности Шабарта, недалеко от села Туран. Умывшись источником-аршаном, хан облюбовал солнечный склон горы, на котором не было растительности. Вокруг шумела тайга, недалеко несла свои шумные и прозрачные воды горная река Ехэ-Уhан. Нетерпеливые скакуны Шаргай-Нойона, фыркая и дрожа, искромсали острыми копытами склон горы так, что из-под верхнего слоя земли проступил белый песок, который наделен неслыханной силой. В это место приходили воины, чтобы взять с собой магический песок. Считается, что Шаргай-Нойону принадлежит защитная функция, он отгоняет нечистую силу, злых духов, поэтому почти в любом доме тункинца над дверью можно заметить мешочек с песком.
Облетая земной шар за один день, Шаргай-Нойон защищает Тункинскую долину с западной стороны, а с восточной стороны другой защитник – Буха-Нойон.
С распространением буддизма в Тунке шла адаптация священных мест шаманизма к новой религии. В конце XIX – начале XX веков местообитание Шаргай-Нойона стало культовым не только для шаманистов, но и для буддистов. Шаргай-Нойон получил буддийское имя Бурхан-Баабай. В Шабарте был возведен дацан, а в 1922 году установлено сооружение Жалсан ургэл – победный буддийский стяг высотой в 80 локтей восьмилетнего мальчика. Говорится, что в честь победы буддийского Учения Бурхан-Баабай повелел заложить туда 9 видов ткани, 9 видов драгоценных камней, 9 видов драгоценных металлов. Рядом с буддийским храмом находится святилище, где Хадаша убгэдууд (Старцы местности) – знатоки традиций и обычаев – проводят обряд «ургэлмолебен», посвященный хозяевам-хатам местности.
В настоящее время Бурхан-Баабай признан уникальным историческим, религиозным, культурным памятником и наиболее посещаемым культовым местом национального парка.
С именем Шаргай-Нойона также связано место недалеко от села Шимки. Здесь находится скульптурная композиция Тамхи-Баряша (подношение табаком) в виде большой курительной трубки. По легенде, Шаргай-Нойон, спустившийся с небес для битвы с монголами, отдыхал в этом месте и раскуривал трубку. Местные верят, что образ героя запечатлен в находящейся неподалеку горе Байтог, которая своими очертаниями походит на лежащего мужчину. Считается, что если посидеть на этом месте, а затем оставить какой-нибудь подарок для Шаргай-Нойона, то дух воителя дарует удачу.
ЭТО МЕСТО БЫЛО СВЯЩЕННЫМ НЕ ТОЛЬКО У ШАМАНИСТОВ И БУДДИСТОВ, А ТАКЖЕ У ПРАВОСЛАВНЫХ ХРИСТИАН, ПОСКОЛЬКУ С БЫКОМ СВЯЗЫВАЛИ СВОЕ ПРОИСХОЖДЕНИЕ МНОГИЕ НАРОДЫ И ПЛЕМЕНА. И НЫНЕ ОНО ПОЧИТАЕМО ВСЕМИ КОНФЕССИЯМИ.
Буха-Нойон (Ринчинхан). В предгорьях Восточных Саян расположена одна из главных святынь бурятского народа – гора-бык Буха-Нойон, где в течение столетий люди поклонялись хату Буха-Нойону, мифическому предку бурят. Недалеко от села Далахай на высоте 1050 метров находится скала из белого мрамора, на вершине которого стоит буддийский бумкан, а от горы вниз по склону спускается большая белая осыпь из мраморной крошки. По своим очертаниям скала похожа на лежащего быка.
Бык – один из мифологических прародителей, тотемов бурятского народа, символ могущества природы, объект шаманского культа. Это место было священным не только у шаманистов и буддистов, а также у православных христиан, поскольку с быком связывали свое происхождение многие народы и племена. И ныне оно почитаемо всеми конфессиями. Существует мнение, что культ быка восходит к эпохе позднего неолита и его происхождение связано с появлением и развитием скотоводства. О нем сложено множество легенд и народных сказаний.
Одна из легенда такова. В поединке должны были встретиться Пестрый бык Тайбгая (по другой версии, Тайджи-хан) с Буха-Нойоном. Буха-Нойон превратился в каменное изваяние и стал ждать нападения. Пестрый бык налетел на него, сломал один рог, отступил и убежал восвояси. Буха-Нойон последовал за противником и обнаружил его в местности Тайбгай. Целую неделю Буха-Нойон готовился к решающему поединку: рыл копытами и рогами землю, бросал комья земли на себя, превращая степь в пустыню, мычал на всю долину, сотрясая горы… Так образовались Пески Тайбгая. Здесь-то Буха-Нойон окончательно и победил Пестрого быка и пошел дальше в сторону Саянских гор, где у подножия облюбовал круглую высокую сопку, на вершине которой и улегся. Эта сопка с тех пор называется Бухын (Бухайн) Хэбтэшэ (Лежбище быка). Оттуда он перебрался на склон хребта, окаймляющего Торскую котловину с севера. И теперь его рога – две каменные башни высотой 60 – 70 метров – обращены в сторону Байкала. Это Буха-Нойон смотрит на Байкал, охраняя восточную границу Тунки.