Репортаж о посещении Иволгинского дацана.
О духовном подвиге лам
Столица Буддийской традиционной сангхи России –третья резиденция глав буддистов России – имеет относительно небольшую историю.Постановление Совета народных комиссаров Бурят-Монгольской АССР «Об открытии буддийского храма «Хамбинское Сумэ» в улусе Средняя Иволга» вышло 3 мая 1945 года, то есть за неделю до Великой Победы. В 36 километрах от Улан-Удэ власти выделили участок, где буддисты поставили обыкновенный деревянный дом, придав ему вид дугана – буддийского храма с крышей-пагодой.
Почему разрешение на строительство дацана выдали во время войны? Понятно, что исход ее к маю 45-го был очевиден, однако не стоит забывать о Японии, все еще скалившейся с Востока. Существует легенда о духовном подвиге лам, сумевших молитвами остановить наступление фашистов, вызвав морозы в ноябре-декабре 1941 года под Москвой. Пока неизвестны даже имена священнослужителей, участвовавших в том обряде. Отчасти история строится на рассказе Жалсана Жапова, смотрителя антирелигиозного музея, открытого в 40-х гг. в стенах Одигитриевского собора в УланУдэ.
Согласно преданию, когда на подступах к столице сложилось тяжелое положение, туда доставили представителей различных религий, в том числе девятерых лам. Некоторых в срочном порядке освободили из мест заключения. Ламы согласились провести молебен, но попросили ряд книг и атрибутов, которые были конфискованы и, предположительно, хранились в Одигитриевском соборе. Вероятно, на самолете прибыли сотрудники НКВД, подняли среди ночи смотрителя, который думал, что его арестовали. Жалсана Жапова привезли в собор и приказали найти вещи, которые назовет человек, находившийся с ними. Мужчина-бурят, которого смотритель встречал раньше в Эгитуйском дацане, попросил священную книгу «Жуд», колокольчик – хонхо, ритуальные барабаны и другие принадлежности.
Молебен ламы провели, но об их дальнейшей судьбе ничего неизвестно. Подтвердить или опровергнуть историю можно только открыв все папки с документами, до поры до времени придавленные грифом «Совершенно секретно». Определенная логика прослеживается. Во всяком случае другой причины послабления власти в отношении религии пока не просматривается. Так или иначе дацан разрешили открыть. И уже 12 декабря 1945 года прошел первый открытый молебен «Сахюусан хурал».
У КАЖДОГО СВОЯ ДОРОГА к Будде. Кто-то может всю жизнь прожить и не заглянуть в буддийский храм, у кого-то эта потребность возникает только при случае, когда дела не ладятся и жизнь уходит из-под ног. Мы же отправились в Бурятию, чтобы проникнуться благодатью добра и мира, которого не хватает каждому из нас и всем вместе.
Одним из пунктов постановления оговаривалось расстояние – не более 40 километров от столицы республики. И это число возникло неспроста. Вероятно, коммунисты не хотели, чтобы ламы вернулись в намоленное место – Янгажинский дацан, до которого было еще каких-то 20 километров. Один из старейших буддийских храмов Сибири был заложен в 1830 году старейшинами шести булагатских родов. Первый дуган соорудили из войлока. За столетнюю историю дацан неоднократно горел, но заново отстраивался верующими. Во время Русско-японской войны здесь получали благословение казаки, уходившие на фронт.
Пережив Первую мировую, дацан оказался беспомощным перед воинствующими атеистами. Накануне войны с фашистами он фактически пустовал: часть дуганов порушили, лам репрессировали. В 1953 году уцелевшие строения Янгажинского дацана взорвали. К слову, сейчас его частично восстановили.
Движение по Солнцу
Тягуче созерцательный утренний ритм дацана несколько нарушают продавцы ширпотреба.
– Мандаринки-неразлучницы…
– Берем сандаловые четки…
– Обереги, ароматические палочки…
– Вы еще не ходили к Этигэлову? Пойдете, обязательно возьмите синий хадак.
– Купите, купите, купите… – у торговцев одна мантра в любой день недели в любое время суток.
Степенные ламы и суетливые хувараки в бордовых одеждах стекаются к «Согчен дугану».Начинается служба. Опаздывать нельзя. В знак наказания лама, ответственный за дисциплину, может назначить послушнику поклоны-простирания.
В храме особая атмосфера. Монотонное пение монахов невольно начинает погружать тебя в медитативное состояние, кажется, даже фокус у фотоаппарата становится мягче. И тут вопрос, сравнимый с эффектом подзатыльника:
– Кто разрешил снимать? Не видите – таблички?
– Пресс-служба обращалась к настоятелю, он разрешил…
Часа через два у лам наступил перерыв, который на светских мероприятиях называется кофе-брейк. Несколько хувараков принесли бутерброды на подносах и большие чайники. Ламы спешно достали из своих тряпичных сумок пиалы, подставляя под горячий напиток – по виду чай с молоком. Перекус длился всего несколько минут. Убрав посуду в сумки, буддисты продолжили читать молитвы. В «Согчен дуган» постоянно входили разные группы людей. Сложив ладони – знак приветствия, молитвы и поклонения, они подходят к центру алтаря, кланяются Будде, некоторые стоят довольно долго, прикрыв глаза. Возможно, читают молитвы, просят помощи или совета. Ведь в дацан ежедневно едут люди, и необязательно буддисты, со своими страхами и комплексами, проблемами и наваждениями, надеясь здесь избавиться от всего лишнего, что мешает жить и работать. Не ладится бизнес, у дочери не получается выйти замуж, врачи не могут одолеть недуг… Этот список, наверное, можно продолжать бесконечно. Большинство пытаются решить свои проблемы с помощью буддийских божеств. На отдельных листочках прихожане пишут имена людей, за которых должны помолиться ламы, вносят посильную сумму пожертвований и отдают одному из распорядителей молебна. Через какое-то время монотонные мантры перемежаются именами – Сэсэг, Марина, Аюр….
Драгоценное Неиссякаемое Тело
Отдельный пункт пребывания паломников в дацане – посещение Этигэлэй Хамболамын Ордон – Храма-дворца Пандито Хамбо ламы Этигэлова. Здание воссоздано по сохранившимся фотографиям одного из дуганов Янгажинского дацана, в котором Даши Доржи Этигэлов занимал пост Ширээтэ ламы, то есть настоятеля.
В биографии Хамбо ламы Этигэлова много тайн, загадок и даже противоречий, начиная с фамилии. В различных источниках можно прочесть массу вариаций – Итигилов, Этигилов или, как было указано на его визитке, Итигэлов. Точку в многолетнем споре поставил глава буддистов России Хамбо лама Дамба Аюшеев, определив единый вариант написания – Этигэлов, от бурятского слова «этигэл» – вера.
Считается, что Даши Доржи родился в местности Оронгой, в детстве батрачил, пас чужие стада, но говорил, что непременно станет Хамбо ламой. Мальчика отдали хувараком-послушником в Анинский дацан. Когда пришла пора военной службы, настоятель храма обратился к жителям близлежащих сел, и они более двадцати лет выплачивали налог, освобождавший Этигэлова от службы. В 1903 году Даши Доржи Этигэлов становится настоятелем, или Ширээтэ ламой Янгажинского дацана. В 1910 году Этигэлова избирают на пост Пандито Хамбо ламы. Через семь лет он откажется от титула вслед за отрекшимся от престола Николаем II, которому присягал. Наступала эра воинствующих безбожников. Рушились дацаны, священники и ламы подвергались репрессиям.
«Вы придете за мной»
15 июня 1927 года Этигэлов собрал вокруг себя учеников и попросил читать для него «hуга Намши», или хурал за лучшее перерождение в следующей жизни. Христианам подобный молебен известен как «Заупокойная». Ученики, мягко говоря, опешили и, может быть, впервые ослушались Учителя, отказавшись проводить «hуга Намши», тогда Этигэлов сам начал читать молитву, и остальным ничего не оставалось, как продолжить.
«Вы придете за мной через тридцать лет», – завещал Этигэлов ученикам. В 1955 году бурятские степи накрыл ураган, ламы решили, что Этигэлов, способный управлять стихией, подает некий знак, напоминает о себе. Группа буддийских священнослужителей во главе с XVII Пандито Хамбо ламой Лубсан Нимой Дармаевым втайне подняли кедровый короб, убедившись в сохранности тела Этигэлова, опустили его снова в землю. Шквалистые ветры прекратились.
В 2002 году кедровый короб, в котором находился Этигэлов, перевезли в Иволгинский дацан. Через несколько лет возвели дворец, в котором и пребывает великий лама. Относительно возвращения Этигэлова буддисты придерживаются такой формулировки: «двадцать лет, как Он с нами». Его нынешнее состояние они называют «Эрдэни Мунхэ Бэе» – в переводе с бурятского «Драгоценное Неиссякаемое Тело».
Посещение Дворца Этигэлова проходит довольно буднично. Любой желающий может пройти, купив билет паломника за 300 рублей. Знатоки советуют первым делом найти красную нить, удерживая которую можно мысленно обратиться к Неиссякаемому Телу со своей просьбой или проблемой. Раньше можно было подержаться за хадаки, ниспадающие с его рук. Этигэлов по-прежнему сидит в позе лотоса, от паломников его отделяет лишь стекло. Периодически просители восторженно восклицают, уверяя, что Учитель посмотрел на них или даже улыбнулся.
– Температура тела Хамбо ламы Этигэлова колеблется в пределах 24–26 градусов. В период особых торжеств, когда много посетителей, она может подниматься до 30 градусов и тогда Учитель потеет, – говорит руководитель службы информации и связей с общественностью Иволгинского дацана Алла Намсараева.
ЭТИГЭЛОВ ПО-ПРЕЖНЕМУ СИДИТ В ПОЗЕ ЛОТОСА, ОТ ПАЛОМНИКОВ ЕГО ОТДЕЛЯЕТ ЛИШЬ СТЕКЛО.
Напротив Этигэлова – место Бимбы ламы, который, прочитав молитвы и войдя в особое состояние, «разговаривает» с Учителем. Расшифрованные послания регулярно публикуются в социальных сетях.
Трон Дмитрия Медведева
Во дворце нет экскурсоводов, поэтому подавляющее большинство посетителей не знают, что здесь, например, хранится резной трон …Дмитрия Медведева. Да-да, Дмитрия Анатольевича, экс-Президента России. Огромное резное кресло укрыто целлофаном, дотрагиваться, как и фотографировать, запрещено. Кресло находится по правую сторону, если стоять лицом к Этигэлову.
Какая связь между Хамбо ламой Этигэловым и Дмитрием Медведевым? Дело вот в чем. Верховную власть в России, начиная от Елизаветы Петровны, подписавшей манифест о праве инородцев исповедовать буддизм, считают воплощением Белой Тары на Земле. Буддийское духовенство придерживается этой традиции, почитая действующего главу государства. Говорят, и Владимиру Путину хотели изготовить подобное кресло, но он отказался.
В 2003 году Неиссякаемое Тело Хамбо Ламы Этигэлова было утверждено одной из буддийских святынь России наряду со знаменитой сандаловой статуей Зандан Жуу и Атласом тибетской медицины. Самым желанным подарком после посещения Дворца Этигэлова паломники считают синий шарф – хадак, завязанный алмазным узлом как знак благословения.
Тысяча и один Будда
Художественная мастерская «Эрхим Дархан», что означает «Искусный мастер», даже отдаленно не похожа на буддийские дуганы. Строго прямоугольная форма ангара, сложенного из современных сэндвич-панелей, напоминает скорее цех или небольшой завод. Собственно, это и есть линия по изготовлению статуэток Будд и других предметов культа.
На протяжении десятилетий фигурки божеств привозили из-за рубежа. При этом даже Будда не избегал долгой и дорогой процедуры таможенного оформления. В итоге предметы культа, простите за каламбур, безбожно дорожали. В 2013 году Иволгинский дацан посетил Президент России Владимир Путин. Перед заседанием Госсовета в Улан-Удэ глава государства на вертолете заглянул в духовную столицу буддистов. Во время краткосрочного визита Владимир Владимирович попил чай с ламами, осмотрел комплекс и дважды «пообщался» с Этигэловым.
В СРЕДНЕМ НА ОДНУ СТАТУЭТКУ УХОДИТ БОЛЬШЕ 20 ДНЕЙ РАБОТЫ. ПОКА СДЕЛАНО ЧУТЬ БОЛЕЕ 100 ФИГУРОК.
Народная молва гласит, что Аюшеев попросил у президента содействия в смягчении растаможки предметов культа, но Президент посмотрел на вопрос шире, предложив наладить производство на месте. Стенограммы той беседы нет, остается гадать. Во всяком случае вскоре деньги были выделены, оборудование закуплено и в дацане начали ваять Будд.Сегодня у старшего мастера Цырендоржи Найданова пять художников-чеканщиков, восковщиков, литейщиков, а работы непочатый край.
Внутри «Эрхим Дархана» довольно шумно: визжит циркулярка, в тон ей подпевают другие инструменты. Художники работают над большим заказом– им предстоит отлить из бронзы тысячу Будд для строящегося нового «Согчен дугана». Фигуры разные, и каждую сначала лепят из пластилина, потом выливают из силикона, воска и уже потом из бронзы. Статуэтку долго шлифуют, некоторые подвергаются процессу гальваники. В среднем на одну статуэтку уходит больше 20 дней работы. В готовую фигурку ламы заложат молитвы, ценные религиозные символы, Будда «откроет глаза» и будет готов внимать просьбам прихожан. Пока сделано чуть более 100 фигурок, то есть примерно 10–12 процентов. За процессом следит Чимит лама, декан художественного факультета Буддийского университета и главный художник Иволгинского дацана.
Главную фигуру «Согчен дугана» – большого Будду – чеканили мастера, специально приглашенные из Непала. Они же изготовили статую Будды мудрости Манджушри, а Будду чистоты Ваджрасаттву – для храма в Хилгантуе, Будду изначального Ваджрадхару – для его Дворца на месте старого Янгажинского дацана. Все скульптуры выполнены из листовой меди, хотя создается впечатление, что они цельнолитые. Профессионалы, что тут сказать.
Вокруг 500-килограммового Будды разместят тысячу статуэток, а пока огромное изваяние философски наблюдает за рабочими, укладывающими пол плиткой. Кстати, любой желающий может заказать мастерам «Эрхим Дархана» «своего» Будду, заплатив 80 тыс. рублей. При этом освященная фигура останется в «Согчен дугане» среди тысячи Будд нашего периода.
Дорога к Будде
Настоящее открытие ждало нас за стенами храмового комплекса. «Маленький Будда» – скульптура Даши Намдакова. Как ни странно, у бронзового мальчика, спящего на спине льва, нет толп паломников. Кажется, они не подозревают, что шедевр находится в шаговой доступности. В беседке можно сидеть хоть с утра до вечера. Никто не мешает. Здесь правда хорошо. Не зря говорят, что у скульптур Даши особая аура. Наверное, это и есть настоящее общение. Без посредников. Напрямую с Буддой. Маленьким, но таким мудрым…
У каждого своя дорога к Будде…
Борис СЛЕПНЕВ, фото автора.
Фото из книги Аллы Намсараевой
«Хамбо Лама Этигэлов. Жизнь как вызов»