Из истории «Молодёжь Бурятии» 16 февраля 1924 года по решению Бурятского обкома РКП(б) в республиканской общественно-политической газете «Бурят-Монгольская правда» было основано приложение «Бурятский комсомолец» с целью более широкого освещения жизни крестьян, а также как средство коммуникации с бедняцко-середняцкими массами, сельской и городской молодёжью.
Приложение выходило до апреля 1926 года и 1 января 1932 года возобновило деятельность в качестве первой в Бурятии молодёжной газеты под названием «Бурят-Монгольский комсомолец». 16 июля 1958 года издание было переименовано в «Молодёжь Бурятии».
В этом году газета «Молодёжь Бурятии» отметила 100 летний юбилей. Дата, вызывающая благоговейный трепет не только наличием двух нулей в возрасте, но и осознанием того, каким непростым и противоречивым было это минувшее столетие для нашей страны.
Ведь что такое сегодня юбилей? Это не только в древнем значении, в каком его впервые употребил пророк Моисей, «радостный праздник», но и особый промежуток времени, в котором причудливым, порой и полумистическим образом смешались события, судьбы людей, жизнь республики и страны во всём радостном, а порой трагическом многообразии. Именно благодаря людям, их таланту и самоотверженному труду газета смогла преодолеть 100 летний рубеж, преисполненная оптимизма и надежд, что удалось, увы, немногим газетам республики, да и, что там говорить, страны в целом. Сегодня «Молодёжь Бурятии» — самое старое республиканское русскоязычное издание Бурятии и едва ли не единственное сохранившееся молодёжное издание «за Уралом».
Признаюсь, после приезда в республику в середине 80 х мне неоднократно приходилось слышать, как газету «Молодёжь Бурятии» образца 50–60 годов нередко сравнивали с газетой «Гудок» 20–30 х годов, в которой, напомню, работали известные впоследствии писатели И. Ильф и Е. Петров, Ю. Олеша, Мих. Кольцов, М. Шагинян, В. Катаев, К. Паустовский, поэты В. Маяковский, Ник. Асеев, Д. Бедный, А. Безыменский, С. Маршак, Э. Багрицкий, В. И. Лебедев-Кумач, И. Уткин, очеркисты Лариса Рейснер, A. Колосов, М. Булгаков. Честно говоря, воспринимал я эти сравнения тогда не без некоторого скепсиса. Однако с течением времени убедился, что в этом сравнении нельзя усмотреть большой натяжки, ну, разве что самую малость. Посудите сами: именно на рубеже 50–60 годов в «Молодёжке» работали такие мастера слова как Исай Калашников, Иван Ожегов, Владимир Бараев, Евгений Голубев, Герман Языков, Анатолий Субботин, Андрей Румянцев, Владимир Ковтун, Сергей Цырендоржиев, будущий редактор гремевшего на весь СССР журнала «Байкал». То есть в «Молодежку» приходили журналисты с ярким литературным талантом, и тем самым облагораживали её. Примерно тогда же при газете создаётся литературное объединение «Баргузин», молодёжное отделение Союза писателей Бурятии. Здесь проходил «обкатку» и современный драматург, писатель, лауреат Госпремии Бурятии Геннадий Башкуев. Всемирно известный бурятский поэт Намжил Нимбуев тоже работал в «Молодёжь Бурятии». «Он писал репортажи из многочисленных командировок в стихах, причём это была не рифмованная проза, а поэзия с большой буквы», — восторженно говорили о нём коллеги.
Кстати, на торжественном мероприятии, посвящённом 100 летнему юбилею газеты, очень эмоционально о «Молодёжке» уже рубежа 70–80 годов рассказал Аркадий Перенов, лауреат всесоюзного конкурса поэзии 1979 года в Москве, активный участник литературного объединения «Баргузин» — молодёжной секции Союза писателей Бурятии, очень часто публиковавшийся в газете.
Справедливости ради нужно сказать, что «лица необщим выражением» газета тех лет обязана не только журналистам. Так сложилось, что на разных этапах истории газеты в ней творили такие мастера фотографии, как например, Леонид Пшеничников, чьё 80 летие со дня рождения республика отмечала в начале февраля этого года. Вот лишь несколько фактов его биографии:
«В 1970 году в Риге прошла персональная фотовыставка Пшеничникова, которая произвела настоящий фурор — коллеги и пресса дали высокую оценку его работам. В 1971 г. Рижский фотоклуб организовывает выставку художественной фотографии «Пейзажи Родины», где принимает участие и Пшеничников Л. И. По итогам фотовыставки жюри присуждает Леониду Ивановичу приз (Гранпри) за коллекцию художественных фотографий, а также награду общественных организаций «Приз газеты «Пафемью Яунатне» за триптих «Речные узоры».
Кстати, одним из важных направлений творчества Леонида Пшеничникова было художественное оформление книг бурятских поэтов и писателей, а работа с такими корифеями литературной Бурятии, как «молодёжкинец» Исай Калашников, Николай Дамдинов, Африкан Бальбуров, Баир Дугаров, Алексей Бадаев, Дондок Улзытуев, сформировали еще одну сторону творческой биографии — более глубокое осознание Земли бурятской и ее людей.
Ещё одно громкое имя в истории газеты: Андрей Чепакин, нынешний руководитель гильдии фотожурналистов Союза журналистов Санкт-Петербурга и Ленинградской области. После работы в «Молодёжке», где он, кстати, постигал азы, а затем и вершины профессии, с начала до середины 80 х годов, он работал на крупнейших саммитах и важнейших двусторонних встречах на высшем уровне в Англии, Китае, Австралии, Германии, Португалии, Финляндии и других странах. Лауреат международных и национальных премий. Первым из российских фотографов получил Высшую профессиональную премию «Золотое перо» в области фотожурналистики. Лауреат репортерской премии им. Матвея Фролова. Российский энциклопедический справочник поместил очерк о нем в разделе «Выдающиеся современники». Сотрудничал с крупнейшими российскими и зарубежными изданиями и агентствами от «Огонька» и «Московских новостей» до «NewYorkTimes» и «Esquire».
Во второй половине 80 х в «Молодёжке» работал Александр Князев, сменивший тогда иркутскую прописку на Улан-Удэ. К тому времени Александр Дмитриевич был уже состоявшимся и именитым фотожурналистом, за плечами которого были и многочисленные персональные выставки. За всю свою жизнь он провёл более 20 персональных выставок, которые проходили в Иркутске, Москве, Санкт-Петербурге, Париже, Сеуле, Вене, Каннах, Пекине, Шлезвиге, Линце, Братиславе, Нанкине и многих других городах. Он первый из сибирских фотографов экспонировал свои работы о Байкале во Дворце фестивалей в Каннах. Работы фотохудожника получали награды многих престижных фотографических конкурсов, в том числе «Интерпрессфото», «Уорлд пресс фото».
Вот такие корифеи фотожурналистики творили в «Молодёжке». И творили, замечу, ещё в «доофсетные» времена — в эпоху «высокой печати», той самой, которой печатались ещё ленинская «Искра».
Впоследствии свой вклад в неповторимое художественное лицо газеты внесли фотомастера Беликто Гадьянов, Анатолий Зуев, Дмитрий Алтаев, художники Олег Вусович, Владимир Лебедев, Сергей Кириенко.
В переходный период начала 90 х годов газета, согласно общероссийскому тренду, трансформировалась в частное издание, учредителями выступили штатные сотрудники редакции. К слову, ведущие авторы газеты Татьяна Усольцева, Анатолий Базархандаев, Дмитрий Коркин, Сергей Березин, Виктор Золотарёв, Ольга Галлас после ухода из редакции в 80–90 е годы стали учредителями и руководителями известных независимых изданий республики. Стоит вспомнить и тот факт, что в годы перестройки «Молодёжь Бурятии» стала первой газетой в СССР, которая отказалась от политического лозунга на первой полосе — «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». Факт, мало что говорящий нынешнему поколению читателей, однако в том общественно-политическом контексте конца 80 х годов он был воспринят подобно грому среди ясного неба…
Затем произошёл серьёзный всплеск в жизни «Молодёжи Бурятии», тираж ее поднялся с 14 до 76 тысяч экземпляров. Именно тогда в газету приходят молодые журналисты, чьи публикации находили отклик в широкой читательской аудитории и чьи имена сегодня известны читающей публике: Сергей Березин, Виктор Золотарёв, Алла Намсараева, Марина Александрова, Ольга Богданова, Инна Рыжкова. Не сдавало своих позиций и старшее поколение «молодёжкинцев»: Александр Дружинин, Серафима Очирова, Лариса и Леонид Квактун, Ольга Галлас, Елена Слугинова, Сергей Болотов, Владимир Леонов и многие другие.
Из внештатных авторов, не теряющих творческие связи с газетой, хотелось бы особо отметить Евгения Кислова, ныне ведущего научного сотрудника Геологического института Сибирского отделения Российской академии наук, кандидата геолого-минералогических наук, сопредседателя регионального штаба Народного Фронта. Евгений Владимирович активно сотрудничает с газетой с конца 80 х годов, и именно ему «Молодёжка» обязана тем, что тема защиты природы, рационального использования природных ресурсов прочно «прописалась» в газете. Признаемся, сегодня нет тем злободневнее для республики.
Журналистика факта, пришедшая на смену по большей части агитационным подцензурным материалам советского периода, прочно обосновалась на страницах газеты. И уже в начале нынешнего века публикации Валерия Цыдыпова, Михаила Русакова, Андрея Мухраева, Татьяны Жимбуевой продолжили «молодёжкинские традиции» скрупулёзного отношения к слову и добросовестному отношению к фактам.
В десятые годы нынешнего столетия газетную эстафету в «Молодёжке» приняли Ольга Аносова, Рита Ихенова и Анна Казанцева. На несколько лет газета вернулась к полузабытому к тому времени институту внештатников, авторам, отмеченным не только литературной одарённостью, но и профессиональным знанием в различных областях человеческой деятельности. Именно тогда на страницах газеты появились авторские колонки Юрия Николаевича Кравцова, советского и российского промышленного деятеля, главного инженера и генерального директора Улан-Удэнского авиационного завода в 1978–1997 гг., Туяны Олеговны Николаевой, театроведа, человека энциклопедических знаний во всём, что касается отечественного театра, Геннадия Тарасовича Башкуева, «молодёжкинца» 70 х, драматурга, писателя, публициста. Эти колонки, к слову сказать, до сих пор с благодарностью вспоминают читатели газеты. Привлечение столь маститых авторов стало тогда возможным благодаря приходу новых учредителей газеты: Вадима Витальевича Бредний, руководителя Группы компаний «Титан», ныне депутата республиканского парламента, и Сергея Владимировича Бурдикова, генерального директора ООО «Байкал Медиа Консалтинг», ныне депутата Улан-Удэнского городского Совета.
Вот как о том времени на торжественном мероприятии в честь 100 летия газеты рассказал сам Вадим Витальевич Бредний: «Когда к нам обратились за помощью, мы не могли позволить закрыться «Молодежи Бурятии». Для группы компаний «Титан» это непрофильный бизнес, дело было незнакомое. Были и сложности, но мы смогли привлечь инвестиции, чтоб сохранить газету. Сегодня у нас есть планы развития газеты, роста тиража. Хочу сказать, что газете «Молодежь Бурятии» — быть!»
Такие слова вселяют надежду. Мне подумалось в этот момент: вот если бы на этом торжестве можно было бы собрать всех ушедших и ныне здравствующих «молодёжкинцев», всех блестящих, известных мастеров газетного ремесла, преданных родной редакции, приложивших свой талант и умения для процветания газеты. Какая бы встреча была! Каждый мог бы считать себя причастным к сегодняшнему громкому юбилею. Однако отмечать столетие «Молодёжки» время выбрало нас. И я постарался собрать эти имена в публикации. Удалось это мне или нет — судить вам, уважаемые читатели!
Олег Лебедев, главный редактор «Молодёжь Бурятии»