5 декабря 2020 года исполняется 400 лет со дня рождения Аввакума Петрова, больше известного как протопоп Аввакум, - духовного лидера и главного идеолога старообрядчества, несломленного борца за старую веру, принявшего за неё смерть на костре, почитаемого у старообрядцев в лике священномученика. С особым уважением к Аввакуму относятся семейские Забайкалья.
В миру протопоп Аввакум считается большим писате- лем Древней Руси, считают его и пер- вым политическим ссыльным в Сибири. Наконец, Аввакума называют натуралистом и путешественником. Правда, «путешествовал» он большей частью под конвоем. Протопоп Аввакум по существу возглавил борьбу против церковной реформы патриарха Никона, за что и был сослан в «Дауры» (Забайкалье) вместе с женой и малыми детьми. Двое из них навсегда остались лежать в сибирской земле. Нелегко пришлось ссыльным, не зря же протопоп назвал Даурию «смертоносным местом». Длилась сибирская ссылка почти одиннадцать лет, и половина этого срока ушла на дорогу туда и обратно. Протопопу Аввакуму ставят памятники, а нужно поставить его жене Анастасии Марковне, - мужественная была женщина, великие муки претерпела за свою жизнь и стала предтечей жён декабристов.
Есть все основания говорить об Аввакуме и как о первом байкальском ихтиологе. Дважды (в мае 1657 и в августе 1662 года) протопоп Аввакум пересёк «Байкалово море» и сделал в своём знаменитом «Житии» первое художественное описание природы Байкала.
Не были забыты и рыбы. Вот так Аввакум отобразил видовое разнообразие байкальской ихтиофауны: «Рыба в нём осетры и таймени, стерляди и омули, и сиги, и прочих родов много». И далее дал количественную характеристику и оценил их состояние: «А рыбы зело густо в нём: осетры и таймени жирны гораздо, нельзя жарить на сковородке: жир всё будет».
На обратном пути из ссылки, как считается, в устье впадающей в озеро Байкал реки Селенги, Аввакум со спутниками встретили рыбаков. «У моря русских людей наехала станица соболиная, рыбу промышляет… Надавали пищи сколько нам надобно: осетров с сорок свежих перед меня привезли, а сами говорят: «Вот, батюшко, на твою часть бог в запоре нам дал, возьми себе всю!»
Свидетельства Аввакума Петрова говорят об одном: в середине ХVII века Байкал был сказочно богат рыбой.
Поражает осведомлённость Аввакума о таких скрытных обитателях байкальских глубин. Впрочем, стоит ли удивляться? У Аввакума острый взгляд, мужицкая сноровка, много он повидал, да и нужда (лучший учитель) заставляла и рыбу ловить. Только одну неточность допустил Аввакум при перечислении байкальских рыб. Стерлядь в Байкале не водится. Да и эта оговорка простительна. Как отмечают исследователи творчества древнерусского писателя, первая редакция знаменитого «Жития» была создана Аввакумом Петровым в 1672 году, или через десять лет после посещения Байкала. Каких-либо дневниковых записей он вести не мог из-за условий существования в сибирской ссылке. Приходилось полагаться только на память. Она, хотя и была феноменальной с самого детства, в деталях могла и подвести. Тем более стерлядь Аввакум мог видеть совсем рядом с Байкалом,
на реке Ангаре, вытекающей из озера. По ней поднимался, а затем и спускался на лодках казачий отряд вместе с опальным протопопом.
Аввакум первым описал не только байкальских рыб, но их промысел (осётр) и орудия лова (запор). По мнению ихтиолога и исследователя байкальских рыбных промыслов, кандидата биологических наук Андрея Базова, упомянутые протопопом Аввакумом запоры для ловли осетров на Селенге, скорее всего, представляют собой верши — довольно громоздкие и дорогие сооружения, выставляемые в прижимных местах. Устройство состоит из направляющей стенки и огромной ловушки, изготовленной из сосновых или тальниковых прутьев. Запор - древнейшее орудие коллективного, так называемого запорного рыболовства.
Именно осетровый лов Андрей Базов считает началом начал байкальского рыболовства, осетровую вершу - первым рыболовным орудием, а Селенгу - колыбелью промышленного рыболовства на Байкале. Основанием для таких выводов послужили свидетельства в том числе и протопопа Аввакума.
Требует пояснения такое понятие, как «станица соболиная». По «Толковому словарю живого великорусского языка» В.И. Даля, станица, кроме других значений, это и «толпа, гурьба, ватага народу», и «стан, табор». Скорее всего, у протопопа Аввакума «станица соболиная» - артель или бригада «соболятников», охотников на соболя, в межсезонье промышляющая рыбу.
В настоящее время верши для ловли осетра не применяются, причём давно. Ведь промысел осетров на Байкале запрещён с 1945 года. Тем более сейчас, когда байкальский осётр занесён в Красные книги различных уровней. Представьте себе, по свидетельству Аввакума, только за один просмотр ловушек бригада «взяла» сорок осетров. А сейчас в Селенгу ежегодно заходит чуть больше сотни производителей осетра. Почувствуйте разницу.
Важный момент с биологической точки зрения. Аввакум со товарищи гостили у Терентьюшки (это, надо думать, башлык - старший артели) где-то в августе. Какую же рыбу ловили «станичники»? Весенний нерестовый ход осетра давно закончился. Получается, рыба продолжала подниматься вверх по Селенге и ближе к осени. Сейчас такого нет. Неужели у байкальского осетра кроме яровой существовала и озимая форма? Или же ловили покатного, отнерестившегося осетра? Или местного? Как считают рыбаки, он постоянно крутится в этих местах. Вопрос, конечно, интересный, но готового ответа у меня нет - требуется дополнительное изучение и консультации специалистов. Истина постигается в сравнении. Вот почему краткие, но ёмкие свидетельства очевидца событий Аввакума Петрова используются ихтиологами при решении различных вопросов, связанных с колебаниями
запасов байкальских рыб. Они (свидетельства) говорят об одном: в середине ХVII века Байкал был сказочно богат рыбой. Как мы распорядились этим богатством - это уже другой вопрос.
Юрий НЕРОНОВ, рыбовод-биолог