Cегодня вопросы, связанные с получением достоверных сведений о состоянии окружающей среды, стоят достаточно остро.
Существует огромное количество экологических проблем: изменения климата, глобальное потепление, нерациональное использование природных ресурсов, неправильная утилизация отходов, пожары, бесконтрольная вырубка лесов, разрушение озонового слоя Земли, выбросы/ сбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух и водные объекты. В связи с этим вопрос перехода к модели устойчивого развития является приоритетной задачей большинства стран мирового сообщества. Государственная политика, политика предприятий должны быть направлены на снижение негативного воздействия на окружающую природную среду.
Современные реалии таковы, что в решении проблемы перехода к модели устойчивого развития основным маркером которого является достижение баланса между экономикой, социальной сферой и природной средой, решающую роль играют цифровые технологии. Цифровизация, пришедшая на смену информатизации, стала «современным общемировым трендом развития общества».
В научной литературе и нормативно-правовых документах нет общепринятого определения термина «цифровизация». В статье автор подразумевает под данным понятием процесс сбора, обработки и преобразования экономических, социальных и экологических показателей в цифровую форму.
BigData и искусственный интеллект может применяться для предупреждения стихийных бедствий и мониторинга состояния окружающей среды, в том числе для сохранения исчезающих видов. Инструменты дистанционного зондирования Земли также можно использовать для мониторинга за состоянием окружающей среды и контроля за изменением климата. Технологии искусственного интеллекта могут помочь отслеживать тенденции в энергопотреблении и в конечном итоге сократить выбросы парниковых газов.
На Всемирном климатическом саммите консалтинговой фирмой PwC представлено более 65 областей, в которых может использоваться технология блокчейн для решения экологических проблем: от децентрализации управления природными ресурсами, такими как энергия и вода, до создания более прозрачных цепочек поставок, обеспечивающих большую устойчивость, и предоставления новых механизмов для привлечения инвестиций.
В 2017 году участники женевской «Недели IoT» разработали международную декларацию «Интернет вещей для устойчивого развития». Были выделены следующие направления применения технологии «Интернет вещей» в экологии: для борьбы с изменением климата, для сохранения биоразнообразия и экомониторинга, для решения проблем с голодом, водоснабжением и продовольственной безопасностью, для создания более «умных» и «устойчивых» городов, деревень и других сообществ.
Такие цифровые технологии как онлайн-платформы и мобильные приложения помогают в обмене актуальной информацией, повышении осведомленности и раннем предупреждении. В таблице 1 представлены цифровые технологии, которые уже успешно применяются в решении экологических проблем.
Современные цифровые технологии развиваются очень быстро и сегодня затрагивают практически все сферы деятельности. Понятно, что для перехода к модели устойчивого развития необходима цифровизация всех сфер деятельности (рис. 1). Исследование перспектив «озеленения» экономики и формирование соответствующих стратегий государственной политики в области «устойчивого развития» невозможно представить без надежной информационной базы социо-, эколого-экономических показателей. Выбор направления государственной политики возможен только на основе комплексного подхода к анализу статистических показателей.
Цифровизация процесса сбора, обработки и анализа экономических, социальных и экологических показателей является актуальной и в то же время сложной научной задачей, обусловленной необходимостью принятия долгосрочных управленческих решений для ведения эффективной эколого-ориентированной политики на региональном, национальном и международном уровнях.
В странах существуют очевидные различия между оценками «зелености» экономики. Так, например, у развитых стран на первом месте стоит конкуренция, рабочие места, у развивающихся – устойчивое развитие, решение проблем бедности, вопросы справедливости и участия граждан, у группы БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР) – эффективность использования природных ресурсов. Кроме того, присутствуют пробелы в информации, вызванные несогласованностью данных или ненадлежащей работой механизмов, обеспечивающих потоки данных. Поэтому важнейшей информационной основой достоверной оценки «зеленого» развития экономики является выбор оптимального набора показателей в соответствии с принятыми международными приоритетами.
Для решения поставленной задачи необходимо:
– разработать и сформировать набор показателей, соответствующих различным национальным, региональным и международным стандартам и позволяющим сравнивать социо-, эколого-экономические показатели;
– определить взаимосвязи между показателями, отражающими различные аспекты процесса природопользования (экологическая и ресурсная эффективность, экологическое качество жизни, природные активы, институциональные факторы);
– разработать концепцию информационной системы, позволяющей автоматизировать процесс анализа развития «зеленой» экономики модельных территорий.
Программной реализацией поставленной задачи является разработка совместной системы социо-, эколого-экологической информации, которая поможет объединить существующие международные показатели, отслеживать тенденции, связанные с устойчивым развитием, предоставляя возможность принимать эффективные решения в направлении «зеленого» роста с учетом всей имеющейся информации.
Успешным примером межстранового объединения потоков информации является созданная в 2008 году Организацией экономического сотрудничества и развития совместно с Европейской экономической комиссией ООН «Совместная система экологической информации» (SEIS). Целью создания SEIS было упрощение сбора, обмена и анализа информации, необходимой для осуществления экологической политики. SEIS основана на трех аспектах качества данных: доступность, интерпретируемость и согласованность.
Приоритетные задачи представлены на рис. 2.
С момента запуска SEIS стала неотъемлемой частью экологической политики стран Европы и Центральной Азии. Итогом сотрудничества стран стал значительный прогресс в таких областях, как создание в странах координационных структур, мобилизация ресурсов для подготовки экологических показателей и модернизация информационных систем, что позволило повысить качество отчетности и облегчить совместное использование данных о состоянии окружающей среды.
Развитие цифровой экономики и переход к «устойчивому развитию» являются одними из ключевых приоритетов государственной политики Российской Федерации. В национальной программе «Цифровая экономика Российской Федерации», начатой реализовываться в 2018 году для решения задач по обеспечению ускоренного внедрения цифровых технологий в экономике и социальной сфере, не была затронута экологическая сфера. К 2024 году программой предусмотрена цифровизация большинства отраслей, внимание было уделено здравоохранению, сельскому хозяйству, государственному управлению, транспорту и логистике, и оказанию госуслуг гражданам и представителям бизнеса в цифровом формате, а также концепции «Умный город». Общий объем финансирования программы в 2019 – 2024 гг. составляет 1 107 млрд рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета – 930,2 млрд рублей, внебюджетных источников – 173,9 млрд рублей.
К сожалению, в Российской Федерации нет стратегии в сфере цифровизации экологической деятельности (в отличие от цифровизации экономики). Тем не менее в ряде федеральных экологических законов отмечаются отдельные пункты цифровизации, связанные с ведением экологического мониторинга, автоматизацией контроля за производственными процессами для снижения негативного воздействия на окружающую среду и т. п. Так, в 2021 году было принято Постановление Правительства РФ № 3496-р, где утверждены стратегические направления цифровой трансформации отрасли экологии и природопользования. Предполагается внедрение следующих технологий цифровизации: искусственный интеллект; дистанционное зондирование Земли; беспилотные летательные аппараты; технология интернет-вещей; большие данные; аналитическая обработка данных; цифровой двойник (рис.3). Последние достижения в области технологий открывают передовые возможности для мониторинга и защиты окружающей среды. Таким образом, цифровизация экологических знаний является актуальной задачей мирового сообщества. Крайне необходима разработка системы экологического мониторинга, объединяющей существующие международные показатели. Ее функциональность заключается в накапливании, систематизации и анализе межстрановой информации о состоянии окружающей среды, о причинах изменений экологических, об источниках и факторах негативного воздействия на окружающую среду.
Зинаида ЕРЁМКО, к. э. наук, научный сотрудник лаборатории экономики природопользования БИП СО РАН.