ЕЩЕ НЕСКОЛЬКО НЕДЕЛЬ и в Бурятии откроется массовый строительный сезон – дорожники приступят к ремонту дорог и мостов.
Перед его началом народные избранники решили узнать об итогах дорожных работ в минувшем году. На состоявшемся заседании Совета Народного Хурала депутаты заслушали Правительство о ходе реализации республиканского Закона «О Дорожном фонде Республики Бурятия» в части использования бюджетных ассигнований за 2022 год». Согласно контрольным полномочиям Народного Хурала, вопрос был внесен депутатами Комитета по бюджету, налогам и финансам.
На Совете перед парламентариями о расходовании средств Дорожного фонда в 2022 году отчитался заместитель министра по развитию транспорта, энергетики и дорожного хозяйства Республики Бурятия Сергей Белоколодов. Он сообщил, что объем Дорожного фонда Республики Бурятия в прошлом году составил 8602,7 млн рублей, из них поступления от акцизов на нефтепродукты – 3 914,4 млн рублей, транспортного налога – 781,6 млн, штрафов за нарушение правил дорожного движения – 376,3 млн, иные межбюджетные трансферты из федерального бюджета – 3 469,7 млн, прочие неналоговые доходы – 60,2 млн. «На региональные дороги было направлено 5696,5 млн рублей, на местные – 1 856,2 млн, на строительство третьего моста в г. Улан-Удэ – 1 050,0 млн», – доложил Сергей Белоколодов.
Общая протяженность региональных дорог в Бурятии составляет 3617 км. На конец прошлого года нормативным требованиям отвечали 48,8% автодорог. За счет Дорожного фонда было отремонтировано 103 км автодорог регионального значения и три моста. Среди самых значимых объектов можно назвать продолжение реконструкции дороги «Улан-Удэ – Турунтаево – Курумкан – Новый Уоян» (было освоено 405 млн рублей), строительство третьего моста через Уду в г. Улан-Удэ (более 1 млрд рублей). Немалые средства были потрачены на обустройство автомобильных дорог «Береговая – Кабанск – Посольское» в Кабанском районе, «Улан-Удэ – Романовка – Чита», «Романовка – Багдарин» в Баунтовском эвенкийском районе. Проводился капитальный ремонт и ремонт автодорог «Романовка – Багдарин» в Баунтовском районе, «Мухоршибирь – Бичура – Кяхта» в Мухоршибирском районе и км 24 – км 34 в Бичурском районе, «Тресково – Шергино – Оймур – Заречье», км 41– км 51 в Кабанском районе; «Улан-Удэ – Николаевский – Тарбагатай – Окино Ключи», км 138 – км 150 в Бичурском районе и другие.
Что касается местных дорог, то их протяженность составляет 10 426 км. Замминистра подробно остановился на участках, где были выполнены работы. «На автомобильные дороги местного значения в 2022 году направлено 1856,1 млн рублей. За счет указанных средств отремонтировано 54 км автодорог, – сообщил Сергей Белоколодов. – По госпрограмме «Комплексное развитие сельских территорий» проводилось строительство подъезда от автомобильной дороги «Улан-Удэ – Романовка – Чита» к п. Целинный в Еравнинском районе и подъезда к с. Дархинтуй от автомобильной дороги «Дутулур – Утата – Далахай» в Закаменском районе и другие. Проведено обустройство автодороги в с. Горячинск Прибайкальского района». В рамках реализации национального проекта «Безопасные качественные дороги» завершен ремонт местных дорог общей протяженностью 44 км в границах столичной агломерации (в Прибайкальском, Тарбагатайском, Иволгинском, Заиграевском районах и г. УланУдэ). Идет ремонт мостов через реку Итанца в Прибайкальском районе и через реку Аргада в Курумканском районе с их вводом в 2023 году.
Представитель Минтранса вкратце поделился планами на 2023 год. Объем Дорожного фонда на 2023 год составляет 8 849,4 млн рублей (из них федеральный бюджет – 3 951,2 млн, республиканский бюджет – 4 898,2 млн). Эти средства будут направлены на ремонт и строительство порядка 100 объектов дорожного хозяйства республики. Впервые будет заключено концессионное соглашение, по которому в строительство дороги свои средства инвестирует горнодобывающее предприятие «Озерный ГОК».
Закон РБ «О Дорожном фонде Республики Бурятия» был принят Народным Хуралом в ноябре 2011 года. Согласно закону, «бюджетные ассигнования Дорожного фонда предназначены для финансирования дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования, а также капитального ремонта и ремонта дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов. Объем Дорожного фонда ежегодно утверждается Законом Республики Бурятия о республиканском бюджете на очередной финансовый год.
Говоря о проблемах, замминистра отметил нехватку специалистов-дорожников в муниципалитетах, профессионаловразработчиков проектно-сметной документации. Посетовал на уход с рынка собственных крупных дорожных компаний. По его словам, это стало серьезной проблемой для отрасли, ведь маленькие компании испытывают нехватку оборотных средств и кадровый дефицит. Тем не менее за десятилетие реализации республиканского Закона «О Дорожном фонде» состояние автодорог республики заметно улучшается. Поэтому Совет Народного Хурала расходование средств Дорожного фонда в 2022 году оценил положительно.
«Дорожный фонд является фондом, носящим инфраструктурный и социально значимый характер, что делает особо актуальным повышение эффективности использования его средств», – подчеркнул заместитель председателя Комитета Народного Хурала по бюджету, налогам и финансам Михаил Степанов, предложив коллегам принять ряд рекомендаций правительству Бурятии.
Парламентарии высказали ряд пожеланий Минтрансу. Депутаты Анатолий Кушнарев и Леонид Белых предложили больше внимания уделять дорогам, ведущим к туристическим местам. Игорь Марковец указал на плохое состояние небольших дорог, соединяющих магистрали. Еще ряд депутатов акцентировали внимание на состоянии автодорог на своих избирательных округах.
Председатель Народного Хурала Владимир Павлов с удовлетворением отметил, что в ходе ремонта дорог становится безопасным движение – ликвидируются опасные повороты, подъемы, места, где могут произойти ДТП. Он присоединился к мнению коллег и положительно оценил работу по эффективному расходованию средств Дорожного фонда.