20 НОЯБРЯ 2002 ГОДА КОМИТЕТ ПО ЭКОЛОГИИ и природопользованию был переименован в Государственный комитет Республики Бурятия по природопользованию и охране окружающей среды, увеличена численность сотрудников с 40 до 50 человек.
Председателем комитета был назначен П. Л. Носков, который в дальнейшем (в 2005 году) возглавил Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Бурятия.
– Я, бывший руководитель района, экологов и других «зеленых», могу честно сказать, не очень жаловал. В сельском районе проблем много всегда: то посевная, то покос, то уборка урожая. Хозяйственнику важно, чтобы удои и урожаи росли, чтоб народ сытый был. И все надо успеть, со всем справиться. А тут совсем другое дело. Но в правительстве сказали «надо». Надо значит надо, и я переехал в УланУдэ и возглавил комитет. Именно предыдущий опыт хозяйственника помогал мне соизмерять интересы защитников природы и нужды людей, чтобы и экономика развивалась, и ущерб природе не был нанесен. А собственное бережное отношение к природе, оно с детства во мне сформировалось благодаря заповедям отцов и дедов, а не перед страхом законов и проверяющих.
Шесть человек и одна маленькая комната в Геологоуправлении (спасибо В. И. Бахтину), вот с этого все и начиналось. Бюджет еще не утвержден, а желание работать есть. Какое-то время другое было, все внове, интересно. Вскоре утвердили штатное расписание – 40 человек. Начался подбор кадров, поиск «штучных» специалистов. Это самый серьезный вопрос, и я это понимал. Команду собирал по крупицам, и, удивительное дело, подобрались люди толковые, а главное, с огромным желанием работать.
Важно было наладить отношения со всеми ведомствами и структурами, в полномочия которых так или иначе входили вопросы по обеспечению экологической безопасности, воспроизводству природных ресурсов и окружающей среды и т. д. В соответствии с возложенными полномочиями и в пределах своей компетенции Госкомитет решал задачи по государственному управлению природными ресурсами и охране окружающей среды: это восстановление водных ресурсов, воспроизводство минерально-сырьевых, лесных и иных ресурсов, разработка республиканских программ и даже организация информационной и разъяснительной работы. Благодаря именно этому направлению работы и появился наш журнал «Мир Байкала», который в первый год его создания финансировался из республиканского бюджета в рамках республиканской программы. Мы участвовали в решении экологических проблем населения и оказывали практическую помощь органам местного самоуправления в вопросах охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов в целях сбалансированного социально-экономического развития территорий.
Нужны были специальные знания, и за опытом мы достаточно часто ездили в другие регионы: в Хабаровск, Иркутск, Ленинградскую область, Карелию и др. Нам удалось наладить долгосрочные деловые отношения с федеральными и территориальными органами власти, с Министерством природных ресурсов РФ и его структурными подразделениями. Все это, безусловно, было необходимо для работы.
В условиях административных реформ и постоянно меняющегося законодательства приходилось постоянно многое переосмысливать, перестраивать, менять и самим меняться. Вот и государственный комитет уже через два года – в марте 2005 года – был преобразован в Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды. Из его состава выделено Республиканское агентство по природным ресурсам и охране окружающей среды. Наше министерство было определено пилотным для дальнейшей апробации проекта реформирования системы исполнительных органов власти Республики Бурятия. А еще через два года – в августе 2007 – Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды РБ переименовано в Министерство природных ресурсов РБ. Менялась и штатная численность сотрудников: если в 2002 году штат Госкомитета составлял 40 сотрудников, включая государственных инспекторов в районах республики, то через десять лет в системе Минприроды РБ трудилось более 300 человек.
ЗА ПЕРВЫЕ ПЯТЬ ЛЕТ МИНПРИРОДЫ РБ РАЗРАБОТАНО И ПРИНЯТО ПРАВИТЕЛЬСТВОМ БОЛЕЕ 100 НОРМАТИВНОПРАВОВЫХ АКТОВ, ПО ЛЕСНЫМ РЕСУРСАМ – 28, ЖИВОТНОМУ МИРУ – 15, ОСОБО ОХРАНЯЕМЫМ ПРИРОДНЫМ ТЕРРИТОРИЯМ – 8, НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЮ – 5 И ДР.
Первые пять лет работы министерства были самыми непростыми. На их протяжении шло постоянное структурное реформирование в стенах самого министерства. Такова была особенность того времени, обусловленная принятием нового экологического законодательства в России: принятие Лесного и Водного кодексов РФ, внесение изменений в федеральные законы «О животном мире», «Об охране окружающей среды», «Об охране атмосферного воздуха», «Об экологической экспертизе» и др. В связи с принятием федеральных законов менялась и нормотворческая деятельность: создавалась нормативная правовая база с учетом изменений и дополнений в сфере охраны окружающей среды и рационального природопользования, включая законы, указы, постановления и распоряжения Правительства Республики Бурятия и иные правовые акты. Среди них можно отметить особо значимые: это Закон Республики Бурятия «Об охране окружающей среды», Закон РБ «О порядке пользования недрами…», «Об особо охраняемых природных территориях…», «Об охоте …» и др. Все не перечесть.
В структуре министерства в свое время было три Управления: госполитики в сфере охраны окружающей среды; госконтроля и госполитики в сфере природных ресурсов и природопользования, а также Республиканское агентство лесного хозяйства (2007–2011), в дальнейшем образован Бурприроднадзор (2007), Бурприрода (это 13 республиканских заказников), а еще Республиканский аналитический центр и ГУП «Бурятгеомониторинг». В общем, хозяйство немалое, но мы справлялись с поставленными правительством задачами и планомерно решали их. Начали работать законы, ужесточились штрафы, в каждом районе появились инспекторы по охране окружающей среды – независимые ни от кого специалисты, которые бескомпромиссно следили за состоянием вверенных им территорий, на которых текли реки, работали предприятия, располагались свалки и т. д. И все это нужно было сохранить в лучшем виде.
Мне очень повезло с коллективом, который был очень работоспособный и дружный. Это были компетентные люди, каждый в своей области (кто-то все знал о водных ресурсах, кто-то о лесе, а кто-то о животном и растительном мире), но всех их объединяла общая любовь к Бурятии и забота о благополучии ее природы. Мы гордились, что работаем именно в этом министерстве. О каждом из своих заместителей и руководителей подразделений, отделов я могу говорить массу добрых слов. Благодаря им у меня остались теплые воспоминания о годах работы в министерстве как лучших в моей жизни.