Тункинская долина, которую часто называют «долиной аршанов» по аналогии с «долиной нарзанов» Кавказских Минеральных Вод, необыкновенно богата месторождениями минеральных и термальных источников. Количество естественных выходов их на поверхность очень велико, но в настоящее время используется только часть из них.
Всего в Тункинской долине разведано и описано 20 источников, среди них холодные и термальные углекислые, азотно-углекислые, углекисло-азотные, метановые, негазирующие холодные сульфидные, железистые и радоновые воды. Часть источников хорошо изучена и освоена, вокруг них создана инфраструктура, построены базы отдыха, пансионаты, организуется отдых и лечение. Это источники Аршан Тункинский и Нилова Пустынь, Тункинская скважина, Жемчугские источники. Другая часть источников Тункинской долины находится на стадии освоения, рядом с которыми создаются условия для лечения и отдыха. Исследования показывают, что в Тункинской долине есть возможность вскрытия новых месторождений ценных вод. Их освоение – это одно из перспективных направлений развития тункинских курортов.
Из истории открытия минеральных источников
Тункинский район знаменит целебными минеральными источниками. Первое сообщение об аршанах (в переводе с бурятского – «целебная вода», «источник») было сделано 1 августа 1894 года на заседании ученого совета Томского университета Иаковом Чистохиным миссионером Койморского стана Иркутской губернии: «В районе Койморской инородческой управы в Тункинском инородческом ведомстве Иркутской губернии мной найден минеральный кисло-содово-железистый источник. Вода эта принесет несомненную пользу для страждущего человечества, о чём мне честь доложить просвещённому вниманию Томского Императорского университета. Если случится командировать с учёной целью кого-либо из своих членов, то не угодно ли будет взять с собой инструменты для производства анализа на месте. Источник этот я могу указать». Чистохин даже сделал пробу воды и отправил ее в Иркутск. Что касается Ниловой Пустыни, то первые данные об этом курорте относятся к 1840-м годам, когда по распоряжению губернатора Восточной Сибири В. С. Руперта аптекарем Калау был произведен первый химический анализ вод источников.
В 1851 году иркутским и нерчинским архиепископом Нилом (Н.Ф. Исакович) была создана миссионерская мужская Ниловская пустынь.
Распоряжением от 20 августа 1903 года № 5202 иркутского генерал-губернатора было отмежевано 25 десятин земли под строительство лечебного курорта. Позднее по распоряжению иркутского генерал-губернатора от 24 марта 1909 года, развитие курорта и ходатайства частных лиц привели к изъятию из свободного пользования и объявления заказным участком окружающего леса в составе 103 десятин 910 сажен государственных пустопорожних и 63 десятин 1510 сажен земель временного пользования инородцев. Сохранилось описание географа Геннинг-Михельса: «Над выходами обоих источников расположены примитивные беседки, а выходы ключей закаптированы деревянными цилиндрами. Минеральная вода, появляясь со дна цилиндра и испуская струйки газа, напоминала кипящую воду. Люди воду пили, для чего черпали её каждый своей посудой. Местные брали воду берестяными туесками из-под кумыса или тарасуна, в которых уносили к своим балаганам, а также пили над непосредственным источником в большом изобилии».
Некоторые источники, используемые местным населением, не изучены.К ним относятся: Мондинский (возле с. Монды), Халагунский (наберегу р. Халагун, в 16 км от с.Туран), Харбятский или Шармак (на берегу р. Харбяты, в 5 км от с. Харбяты), Зактуйский (близ с. Зактуй), Обо-Аршан (возле с. Тагархай), Скважина (с. Хурай-Хобок), Койморский (у Койморских озер), Хутунский (у подножия хребта Саян), Большой Хандагайтинский аршан (на берегу р. Большая Хандагайка), Далахайский аршан (на левом берегу р. Иркут, в 4 км от с. Далахай), Аршан Енгоргинский красный камень (горное ущелье в 6 км от с. Енгорга).
По поручению Восточно-Сибирского отдела Русского Географического общества и Общества врачей Восточной Сибири А. В. Львов и Г. И. Кропачев произвели детальное обследование аршанских источников и описали породы, слагающие борта реки Кынгарги. По их мнению, углекислая минеральная вода, возникающая в результате глубинных поствулканических процессов, вытекает в месте пересечения двух сбросовых трещин, одна из которых проходит по подножию гор, другая – параллельно долине реки Кынгарга. Они отмечали, что лечащихся на Аршане в то время было: в 1907 году – 400 человек, в 1908 году – 600 человек, в 1909 году – 800 человек. По свидетельству местных жителей, хорошо знавших этот период, указанные цифры представлялись значительно преувеличенными. Курорт находился в ведении Иркутского управления государственных имуществ, хотя появлялись мнения о его передаче в аренду частным лицам. Общество врачей Восточной Сибири на своем заседании 17 декабря 1909 года рассматривало этот вопрос, но так и не приняло окончательного решения. На средства, собранные лицами, заинтересованными в развитии Аршана, в 1919 году была организована экспедиция в составе заведующего сейсмологическим отделом Иркутской магнитометеорологической обсерватории С. Б. Шимановского, физика Ф. А. Индриксона и доктора В. П. Никитенко с целью исследовать источник. Но… Согласно декрету Совета Народных Комиссаров от 20 марта 1919 года за подписью В. И. Ленина курорты и лечебные местности были национализированы, в том числе и «Аршан». Летом 1920 года был открыт первый курортный сезон, и этот день следует считать официальной датой функционирования курорта как здравницы общегосударственного значения. Сегодня курорт Аршан – один из самых известных в России и с каждым годом его популярность растет.
«АРШАН» – бальнеологический и горноклиматический курорт в Тункинском районе. Название свое получил от слов «арасан», «арашаан», «аршан», что означает минеральный или теплый источник, имеющий целебное значение. Буддисты приписывали свойство аршана некоторым пресным источникам, и поэтому аршаном стали называть ключи (булаг) с холодной пресной, чистой водой, придавая им целебное значение. Этот термин широко распространен в Монголии, Китае, Средней Азии, Алтае и в Восточной Сибири. Происхождение его связывают с санскритским рашиани – нектар, питье богов. Аршанское месторождение минеральных вод находятся в 70 км от райцентра в селе Кырен и в 135 км от железнодорожной станции Слюдянка на высоте 900 метров над уровнем моря. Теперь это знаменитый в России курорт «Аршан».
«НИЛОВА ПУСТЫНЬ» (ТУРАНСКИЙ ГОРЯЧИЙ АРШАН) – в ущелье долины реки Ехэ-Угун, что бежит в отрогах Вос точного Саяна, среди хвойного леса в 1840 году был открыт радоновый источник, содержащий высокую концентрацию фтора и кремниевой кислоты. По своим лечебным свойствам воды курорта «Нилова Пустынь» близки к водам таким известных курортов, как Цхалтубо и Белокуриха, а по минеральному составу относятся к группе Горячинских минеральных вод. Здесь обнаружены и термальные источники, температура воды в которых достигает +42°С по Цельсию, что позволяет применять их без подогрева, охлаждения и относить в разряд уникальных. Близ реки Ехэ-Угун бьет прозрачный родник Серебрянка. Его воды содержат большое количество ионов серебра.
«ЖЕМЧУЖИНА» ( В НАРОДЕ «ВЫШКА») расположен в 1,5 км от села Жемчуг и в 3 км от автодороги федерального значения Култук – Монды в местности Вышка на правом берегу реки Иркут. В конце 50-х годов в этой местности работала геологоразведочная партия. Геологи искали нефть, а обнаружили на глубине 834 – 846 метров термальные воды с температурой 41°С . Согласно бальнеологическому заключению, минеральные воды относятся к термальным слабоминерализованным гидрокарбонатным натриевым, близкие по своим физико-химическим и лечебным свойствам к метановой воде Кумарицы (Болгария). С тех самых пор это очень известное и излюбленное место для местных жителей и туристов.
ХОНГОРУЛЬСКИЕ ИСТОЧНИКИ расположены в предгорьях хребта Гурбан-Дабан, в долине реки Харагун, правого притока реки Иркут, в 9 км от села Жемчуг. Эти воды железистые сульфатно-гидрокарбонатные, натриево-кальциево-магниевые с невысокой минерализацией. Температура воды в разных источниках колеблется от 4 до 6°С, суммарный дебит 250 м3 в сутки.
КУНТЕНСКИЙ ИСТОЧНИК и лечебные грязи находятся близ Койморских озер в 1 – 1,5 км от правого берега реки Кынгарги, в 10 км от к урорта Аршан. Минеральная вода выходит в виде нескольких грифонов с северной стороны небольшого холма, представляющего собой остатки древнего вулкана. По типу воды она относится к холодным сероводородным, гидрокарбонатным, натриево-магниево-кальциевым. Местные жители используют воды источника для ванн в целях лечения различных заболеваний суставов.
ДАЛБАЙСКИЕ ИСТОЧНИКИ расположены на берегу реки Далбай, правого притока Иркута, в 25 км от села Туран. Здесь большая группа выходов минеральных вод со значительным содержанием сероводорода изливается из глубокой узкой долины по обоим берегам реки Далбай. Местное население и туристы используют воду для питьевого лечения, а также для ванных процедур.
ЖЕЛЕЗИСТЫЕ ВОДЫ ДВУХ ВЫХОДОВ ИСТОЧНИКА ХАРБЯТСКИЙ (ШАРМАК) с температурой 4°С находятся на правом берегу реки Харбяты, в 5 км южнее одноименного села. Вода по гидрохимическому составу маломинерализованная, гидрокарбонатная, кальциево-магниевая, содержит кремниевую кислоту. Говорят, что в сороковых годах прошлого столетия местный житель Даша Ангахаев (Задагайн Даша) пошёл в лес за прутьями для метлы и обнаружил аршан. Ему понравилась чистая и приятная на вкус вода, и, вернувшись домой, он сообщил людям о своей находке. Позже, в 1950-е годы, местный житель Гарма Шойдоков заболел раком желудка и полностью излечился, принимая эту воду. С этого времени пошла молва о целебных свойствах источника. Источник был огорожен и построен домик для приема ванн. Теперь здесь можно встретить много отдыхающих, особенно летом, поправляющих свое здоровье, не говоря уже о местных, которые принимают воду круглый год.
Шармакский аршан по своему составу схож с минеральным источником «ХонгорУула», но содержит меньше железа. Вода источника полезна при желудочно-кишечных заболеваниях и помогает избавиться от избыточного количества желчи в поджелудочной железе. Аршан употребляют за час до еды, чу ть теплым, холодным пить его нельзя. Ванны обычно принимают 14 дней. Первая процедура длится 6 – 7 мину т, вода для ванны нагревается до 36°С. Через две процедуры температ ура воды увеличивается на 1°С, а время – до 8 – 10 мину т. Рекомендуется принимать не менее трех процедур. Ванные процедуры полезны при заболеваниях почек, способствуют улучшению кровообращения, обладают общеукрепляющими свойствами.
СУБУРГЫН АРШАН (БАРУУН АРШАН) – источник с достаточно большим дебетом, выходящий многими рукавами на небольшой площадке залесенного склона Тункинских гольцов в 3 км от села Тагархай, и затем разветвляющийся ручей образует небольшое озеро Субургын Аршан (Баруун Аршан). Иногда его называют Старый Аршан, Малый Аршан. Источник находится в 5 км западнее курорта Аршан.
Дно источника и берега, окаймляющие воды, каменные. У выхода воды из скальных расщелин установлены желоба, по которым вода стекает вниз на лопасти молитвенного цилиндра – хурдэ. Хурдэ посажено в четырехугольный деревянный каркас с четырехскатной крышей, стилизованной под крышу дацана. Само хурдэ сделано в форме белого субургана. Хурдэ вращается под действием воды, на краю ступы укреплена статуэтка белого слоника так, что слоник описывает круги вокруг субурганчика. Источник издревле – излюбленное место лечения у бурят. По воспоминаниям с тарожилов, раньше на камнях обнаруживали письмена и рисунки, а рядом были палки, воткнутые в землю, флажки с изречениями.
ПАПИЙ АРШАН Находится в 12 км от курорта Аршан. Вода по своим свойствам аналогична воде источника Субурга. Также популярны источники Тункинской долины ХалуунУгун и Сагаан-Угун.
ШУМАК – ДОЛИНА СТА ИСТОЧНИКОВ Туристский маршрут на источники Шумак берет начало в Национальном парке Тункинский. Представьте красивую долину реки, сжатую с востока и запада крутыми лесистыми склонами, а с северо-востока – отвесными стенами величественных гольцов, окруженную со всех сторон альпийскими лугами. И это единственное на планете место, где в одной долине (на высоте 1558 метров над уровнем моря) собрано более ста целебных источников: радоновых, термальных и углекислых. Вода каждого из них, подобно тонко настроенному камертону, избирательно воздействует на тот или иной орган тела человека, возвращая его к естественному состоянию равновесия и гармонии – к здоровью.
По легенде, целебные Шумакские источники были открыты одним охотником из племени сойотов. Однажды в горах в поисках добычи он подстрелил оленя и ранил его. Олень помчался прочь, охотник бросился за ним вслед. В пылу охотничьего азарта он не заметил, как забирался все глубже в горы и дальше от своего поселения. Наконец ему удалось найти раненого оленя – тот лежал в грязной луже. Охотник обрадовался, решив, что от потери крови зверь обессилел и представляет теперь легкую добычу. Но стоило ему приблизиться к оленю на расстояние нескольких шагов, как зверь поднялся на ноги и, словно и не было ранения, совершенно здоровым ускакал прочь. Пораженный охотник и его племя остались на этот раз без добычи, но обрели более ценное – Шумакские источники, дарящие здоровье и восстанавливающие силы.
Что касается физико-химической характеристики Шумакских источников, то следует отметить, что их воды относятся к довольно редко встречающемуся в природе шумакскому типу. В Прибайкалье к настоящему времени выделяют всего лишь три проявления такого типа вод – источники Шумака, Саган-Сайра и скважина, пробуренная на территории курорта «Аршан». Выходы минеральных вод Шумака расположены так, что образуют три так называемые «линии», которые отличаются друг от друга как химическим составом, температурой, так и содержанием радона и углекислоты. Интересно то, что хотя сами источники располагаются в непосредственной близости друг от друга, порой всего 10 – 15 см, их химический состав, температура и содержание газов различны.
Исходя из специфики состава и широкого спектра бальнеологических активных компонентов в Шумакских минеральных водах, они могут быть рекомендованы для лечения различных заболеваний. Просто поражает список заболеваний, указанных на табличках возле каждого источника: болезни желудочно-кишечного тракта, болезни сердца и сосудов, заболевания нервной системы, выделительной системы, гинекологические заболевания, болезни уха, горла, носа, печени и желчного пузыря, опорно-двигательной системы. Хоть официальная медицина и не сказала своего последнего слова по поводу применения этих минеральных вод, но многолетний народный опыт подтверждает лечебные свойства источников, которые, в свою очередь, тоже нуждаются в охране.
Аршаны в мировоззрении бурят
Водные экосистемы, объекты ландшафтов не могли остаться вне внимания и духовного осмысления бурят. Горнотаежные ландшафты Бурятии изобилуют различными минеральными источниками, называемыми аршан. Целебное свойство таких вод наделялось сакральной силой, в связи с этим вода родников именовалась хара уhан – «черная вода» (Содномпилова, 2006). Эпитет «хара» содержит понятие «сила, мощь». Нередко по определению «хара» примыкает и другое – «мүнхэ» («бессмертный»), поскольку вода аршанов, по религиозным воззрениям, могла даровать бессмертие, выступая аналогом живой воды в русской культуре. По преданиям бурят, вода бессмертия находится на вершине гольцов (Мундарга), и только ворон способен долететь до вершин этих гор. Помимо такого собирательного образа гольцов, существует и реальный орографический объект – гора Мундарга в Тункинской долине. Эта гора представляется местом обитания духа горы Моон-Нойона. Там и находится, согласно воззрениям, бурят бессмертная вода.
Особой популярностью среди туристов пользуются целебные источники Тункинской долины. В частности, на курорте «Нилова Пустынь», по преданиям тункинских бурят, находится 108 источников, излечивающих от 108 болезней. Определению источников способствует особая, неповторимая конфигурация зеленых и красных водорослей «наг» на поверхности каждого источника: например, формы водорослей на поверхности аршана для лечения глазных болезней предстают в виде круглых выпуклых образований, повторяя форму глазного яблока. В воде источника, предназначенного для лечения вен (hудаhани аршан), поверх пленки из зеленых водорослей тянутся длинные нити красных водорослей.
Существует ряд правил и требований лечения целебными источниками. Не рекомендуется отправляться на источники без опытного проводника, хорошо знающего не только путь к источнику, но и имеющего большой опыт лечебной практики. Обычно такими проводниками были пожилые мужчины, поскольку еще в недавнем прошлом женщинам воспрещалось посещать горные источники.
Прибывшие на лечение должны, прежде всего, определиться, от какого заболевания они намерены избавиться, так как имел место строгий запрет на пользование несколькими источниками в одно посещение. Важное значение придавалось времени принятия процедуры. Например, пить целебную воду необходимо было в ранний предрассветный час (летом – в 3 часа ночи), когда еще спят птицы. Это правило обусловлено верой в то, что аршан, из которого утром напились птицы, теряет свою лечебную силу. В связи с этим и следовало пить целебную воду до того, как ее попробует птица. Такие представления являются современным толкованием более древнего предания, связанного с конкретной птицей – вороном. Ворон пьет аршан, поэтому долговечен. «Из аршана воду нужно брать утром, прежде, чем напьется из него ворон, потому что ворон рано прилетает пить. Оттого он получает бессмертие» (Потанин, 1883).
Приступая к лечению, гадали о пользе силы источника для конкретного человека. Для этого искали вблизи источника небольшой камень – в «чистом» месте, где люди не ходили. Затем нашептывали свой вопрос и бросали его в воду аршана. Если вода источника должна была принести пользу больному, камень гадающего покрывался зелеными водорослями. В том случае, если болезнь не поддавалась полному излечению и требовалось повторное лечение, водоросли покрывали поверхность камня частично. Если лечение водами аршана не подходило больному, водоросли не прилипали к камню, а плавали над ним. Более того, подобный признак мог указывать и на скорую смерть больного.
Считается, что целебные источники могли приобретать особую силу в определенный период летнего времени – 15-го числа лунного месяца в июне. По народной традиции, на один и тот же источник следовало выезжать нечетное количество раз, количество приема воды или ванн также должно быть нечетным («Чжуд Ши»,1989).
Приезжая на аршан, в первую очередь буддисты подносят пищу, саламат (блюдо из сметаны и масла) божествам, хозяевам источника с обращением просьбы о выздоровлении. Зажигают лампаду, подносят хадак (молитвенный шарф). По утрам буряты, прежде чем позавтракать, подносят чай хозяину источника. Аршан принято набирать в головном уборе и подносить монеты.
Существуют следующие негласные запреты: нельзя стирать вещи водой из источника, нельзя кричать и шуметь, ссориться, нельзя принимать алкоголь.
В день отъезда совершают гороо (обход по часовой стрелке) вокруг аршана. Перед тем как испить целебной воды аршана и после лечения, в знак благодарности люди оставляют ленточки. Привязывая ленту, люди просят у духов местности разрешения полечиться здесь и обращаются с просьбой помочь освободиться от недугов, обрести здоровье. Поэтому часто близ источников можно увидеть на деревьях разноцветные ленточки.
ИЗ НЕДР ЗЕМЛИ КЛЮЧОМ Я БЬЮ
И ПЕСНЮ БОДРОСТИ ПОЮ.
НИКТО – НИ БУРОМ, НИ НАСОСОМ –
МНЕ ВВЕРХ НЕ ОБЛЕГЧАЛ ПУТИ,
Я САМ СВОЙ ПУТЬ СУМЕЛ НАЙТИ,
ПРОБИВ СКАЛУ, К ЦВЕТАМ И РОСАМ.
Я, КАК КРИСТАЛЛ ПОДЗЕМНЫЙ, ЧИСТ!
ШИПЕНЬЕ, КЛОКОТАНЬЕ, СВИСТ
СОПРОВОЖДАЮТ ВЫБРОС ПЕННЫЙ,
НАД НИМ КЛУБИТСЯ БЕЛЫЙ ПАР,
ОН ИСПУСКАЕТ ЩЕДРЫЙ ЖАР,
ГЛУБИН ПОДЗЕМНЫХ ДАР СВЯЩЕННЫЙ!
Д. З. Жалсараев