Я считаю, что человек, который любит охоту, любит и природу. Я постоянно вижу наших баргузинских охотников: они разного возраста, работают в разных организациях, у всех свои взгляды на жизнь, но всех их объединяет братство любви к охоте. Когда они приходят ко мне в контору, мы можем часами вспоминать счастливые мгновения на охоте. Я как старший наставник знаю каждого охотника в районе, понимаю их и радуюсь за тех, кто с большим чувством ответственности относится к своему делу.
Случается, что охотник принес и сдал разрешение на право охоты, сказал мне: «Не пришлось добыть трофей, видел, но не фарт». И он ничуть не жалеет, что съездил четыре раза в тайгу, затратил 10-15 дней на охоту. Он признается: это не главное, главное в том, что я был в тайге, ходил, ночевал, пил душистый чай и слушал, как живет природа. По большому счету, если бы не было настоящих охотников, этих особых личностей, – не было бы охотничьих хозяйств.
Настоящими друзьями тайги стали многие. И прежде всего Алексей Владимирович Лихтарников. Он быстро понял и разобрался в тонкостях и прелестях охоты. Главное для него – не добытый трофей, а общение с тайгой. Она его, как сотни других охотников, манит, зовет, делает благородным и честным, дает ему силу, которую должен иметь охотник. Она помогает открыть людям тайну сильного человеческого духа.
Я знал хорошо его отца – Владимира Абрамовича Лихтарникова. Этот человек завоевал большое уважение у многих жителей нашего района. Прежде всего как человек большой души и мудрости, обаятельный, отменный специалист в области стоматологии. Но все, кто общался с ним, знали, какой Владимир Абрамович был хороший охотник и рыбак. Любил он утиную охоту, знал все тонкости охоты на ондатру, увлекался в молодости охотой на копытных. Я очень рад, что его сын Алексей продолжил дело отца.
Нельзя не упомянуть про Сашу Гаврилова. Он по профессии охотовед. К охоте относится прежде всего с позиции охотоведа, знает биологию и экологию животного мира и в целом законы природопользования. Его научный подход радует, и многие, кто с ним охотился, знают: Саша всегда наставляет, что каждый охотник должен обладать теми житейскими знаниями, которые не могут навредить природе. Человек с оружием в тайге пришел туда не просто добыть трофей, а помогает регулировать численность охотничьих ресурсов.
Особые слова об Алексее Любарском и его отце – Валерии Николаевиче Любарском. Отец научил Алексея быть настырным, целеустремленным, сильным духом. Он утверждал, что тайга не любит людей без мечты о светлом будущем. Главное, чтобы отношения охотника с тайгой были честными и справедливыми.
Валерий Николаевич Любарский был человеком с большой буквы. В его жизни отражено честное и нравственное поведение охотника в тайге, потому что в нем вечно жила мечта о деятельной и справедливой жизни. Я не раз вспоминал те прекрасные моменты общения с Валерием Николаевичем. Он был большой любитель, я бы сказал, фанат сбора ягод. Но как только он приезжал в тайгу, в нем сразу открывался дар артиста, рассказчика, оратора. Он так восхитительно читал стихи, рассказывал отдельные рассказы, цитировал поэтов и писателей! В тайге я старался уходить от него подальше, чтобы своим артистизмом он не смог меня сбить с толку, отвлечь от основного занятия.
Как-то раз взяли с собой собирать бруснику Сергея Дмитриевича Цивилева. В то время он работал начальником милиции Баргузинского района. Я заранее предупредил Сергея Дмитриевича, что можно и ягод не собрать с таким рассказчиком, как Валерий Николаевич. Он мне резко ответил: «Не боись, можно собрать, но при этом все слушать и запоминать». Я быстро отделился от них, как только Валерий Николаевич начал читать стихи Твардовского. Через полтора часа я собрал ведро ягоды и вернулся к ним. Подхожу и вижу: Сергей Дмитриевич сидит на пеньке, а Валерий Николаевич стоит перед ним и рассказывает повесть «Тарас Бульба», эпизод казни Остапа. Сергей взволнованно слушает, сопереживая героям.
А Валерий Николаевич рассказывал и рассказывал, делал резкие движения рукой и телом и… плакал. Меня эта сцена заворожила, я остановился как вкопанный, присел рядом и стал слушать. Помню как сейчас, какая-то шла энергетика от артиста, она передавалась нам и заставляла сопереживать. Какая сила была у Валерия Николаевича, какой талант! Я расчувствовался, тихонько высыпал ягоду в горбовик и ушел вглубь леса, подальше, чтобы не слышать взволнованный рассказ Валерия Николаевича. Мне хотелось побыть одному, подумать… Когда пришел со вторым ведром ягоды, Сергей уже стоял, а Валерий Николаевич сидел и рассказывал про жизнь поэта Булата Окуджавы. Стояла такая тишина, что голос Валерия Николаевича как будто спускался откуда-то с неба. Мне снова на миг показалось, что в это мгновение все живое склонило голову перед рассказчиком. С трудом я заставил их поесть. Мы трапезничали молча, и никто из них даже не спросил про ягоду. Так и завершился день. Когда возвращались домой, Сергей Дмитриевич попросил меня: «Скажи моей Вере, что ягоды мы не нашли».
Из молодых охотников хочу отметить Александра Валерьевича Скосырского, который родился и вырос в Баргузине. Он отличается от других охотников скромным, но очень настойчивым характером. Этот замечательный охотник много не говорит, но много делает в охотничьих угодьях. За ним закреплен промысловый участок в урочище Яссы, где он проводит свое свободное время, делает кормушки и солонцы для зверей. Сажает овес на небольшой полянке и ведет наблюдение за охотничьим животным миром. Проводит учет, делает анализ и вносит предложения в работу охотхозяйства.
Он удивительный. Считает, что все звери должны достойно жить. Только для этого охотник и родился. Затем он должен заниматься регулированием численности популяции охотресурсов. Главное качество Александра – честность и справедливость в отношении ко всему живому в биоценозе. Александр очень аккуратный, целеустремленный, дорожит своим званием охотника. За 40 лет работы в охотничьем хозяйстве я видел много охотников, и у всех своя философия жизни. У одних она положительная, у других отрицательная. Саша – пример, настоящий образец современного охотника, дружбой с которым я дорожу, ведь такие, как Саша, в моем понимании, составляют большую ценность для живой природы. Они никогда не смогут нарушить святые заповеди культурного охотника. Когда такой человек находится в тайге, их аура полностью растворяется в ней и составляет общую гармонию. Саша часто говорит всем нам, что охотник должен хорошо знать биологию и экологию каждого зверя и птицы, а также соблюдать законы, что требует от нас наша Конституция.
Я считаю, что очень правильно делает Александр, когда берет с собой в тайгу отдохнуть своих жену и детей, приобщая их к природе. Это делает людей мудрее и добрее. По этому примеру А. Скосырский написал такие строки: «Я поеду на охоту и возьму с собой жену. Ночь, костер и звуки ночи пусть порадуют ее. И не станет она больше ревновать меня к тайге...»