Любой пациент, получающий медицинскую помощь, имеет целый ряд прав при ее оказании.
С.П. Тугаринова, медицинский юрист, эксперт РОО «Медицинская Палата РБ»
К таким правам относятся, прежде всего, права, прямо перечисленные в главе 4 ФЗ от 21.11.2011 г. «Об основах охраны здоровья граждан в РФ»: право на охрану здоровья, право на отказ от медицинского вмешательства, право на выбор врача и медицинской организации и другие права. Но одно из базовых, безусловно, право пациента на получение качественной медицинской помощи, которое вытекает из целого ряда нормативных правовых актов, регулирующих предоставление медицинскими организациями медуслуг.
Прежде чем раскрыть понятие качества медицинской помощи, рассмотрим понятие медицинской помощи вообще. В статье 2 Закона об основах охраны здоровья граждан приводится следующее определение медицинской помощи: это комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг. А качество медицинской помощи – это совокупность характеристик, отражающих:
- своевременность оказания медицинской помощи,
- правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи,
- степень достижения запланированного результата. Хочется еще сказать пару слов о таком критерии качества медицинской помощи как «степень достижения запланированного результата».
На мой взгляд, достижение или недостижение запланированного результата не может являться объективным критерием для оценки качества оказанных медицинских услуг, так как результат вообще не квалифицирующий признак в сфере оказания услуг (в отличие от сферы выполнения работ). Для оказания услуг квалифицирующим признаком для их оценки служат действия, направленные на достижение цели лечения, которую в силу множества причин гарантировать не представляется возможным.
Можно выделить следующие социальные нормы, которые регулируют качество медицинской помощи:
- Юридические, в том числе Порядки оказания медицинской помощи по профилям деятельности (которые являются нормативноправовыми актами – НПА), Стандарты медицинской помощи – нормативный документ, устанавливающий требования к процессу оказания медицинской помощи при данном виде патологии (нозологической форме) с учетом современных представлений о необходимых методах диагностики, профилактики, лечения, реабилитации и возможностей конкретной системы медицинской помощи, обеспечивающий медицинскую помощь надлежащего качества.
- Профессиональные нормы-требования, обычно предъявляемые в медицине, не урегулированные юридически. По аналогии с ГК «Обычаи делового оборота».
- Морально-этические нормы: устные, которые передаются из поколения в поколение; Письменные документы общественных медицинских организаций (Этический кодекс врача, Хартия). Таким образом, качество в практической деятельности означает выполнение профессиональной медицинской деятельности в соответствии с требованиями юридических, профессиональных, морально-этических норм.
Четыре составляющие медицинского результата:
- Полнота реализации функции охраны здоровья государством.
- Надлежащее выполнение врачом своих обязанностей. Соблюдение прав пациента.
- Надлежащее выполнение пациентом указаний врача.
- Биология-генетика. Действие биологических законов, неподвластных регулированию со стороны человеческого общества.
Юридический язык – это язык понятий (определений) и логических связей, отношений между ними. Главный принцип медико-юридического анализа любой клинической ситуации, разложение ее, в том числе на вышеуказанные составляющие.