«Не хочет учиться», «делает домашнюю работу со слезами и истериками», «не общается со сверстниками», «все время сидит в телефоне» – эти и многие другие жалобы можно часто услышать от современных родителей в разговорах друг с другом.
И каждый из родителей пытается дать другому совет. А может, лучше обратиться к специалисту и, желательно, как можно раньше? Чем именно могут помочь родителям психологи, психиатры, социальные работники детского диспансерного отделения Республиканского психоневрологического диспансера? Об этом в нашем материале.
Здоровье детей – в руках их родителей
Знакомьтесь: заведующая детским отделением РПНД – Ритта Петровна Васильева. В 1984 году окончила Томский государственный мединститут по специальности «педиатрия». Два года работала участковым педиатром и несколько лет в Доме ребенка «Аистенок», где были отказные детки с психоневрологическими отклонениями от 0 до 4 лет. В 1999-м, получив дополнительную специализацию по психиатрии, пришла в психоневрологический диспансер участковым психиатром. В 2007-м возглавила детское диспансерное отделение.
– У вас в отделении работают психологи, психиатры, логопед и даже социальные работники. Здесь можно пройти обследование, есть необходимое оборудование. Есть дневной стационар. А с какими проблемами своих детей чаще всего сюда обращаются родители?
– Родился в семье долгожданный ребенок, растет, поправляется, видит, слышит. И вот приходит время, когда мамочки ждут, что ребенок заговорит, а он молчит. Поэтому часто обращаются родители с речевыми нарушениями у детей, которые не говорят или говорят плохо с 2,5 года и старше. Приводят детей с задержкой психоречевого развития, то есть отстающих в общем и в речевом развитии, с интеллектуальными нарушениями, нарушениями поведения, органическими расстройствами личности.
– А каковы основные причины подобных заболеваний?
– Факторы риска развития психических расстройств у детей комплексные. Нельзя сказать, что повлиял какой-то один конкретный фактор. Это чаще всего «букет» причин. Начиная с родителей, когда у них есть хронические и острые патологии, вредные привычки (алкоголизм, наркомания, табакокурение). Важна наследственность, и это достаточно распространенный фактор. Течение беременности и осложненные роды также накладывают свой отпечаток на психическое здоровье детей. Среди причин также недоношенность, перинатальные энцефалопатии гипоксически-ишемического генеза с различной степенью поражения ЦНС, заболевания ЦНС, черепно-мозговые травмы, инфекции мозга (менингит, энцефалит, интоксикации различного вида). И, главное, неблагоприятная психологическая атмосфера в семье и школе способствует развитию психически неустойчивой личности.
– Обследование и дальнейшее лечение строятся каким образом?
– Дети осматриваются психиатром, затем направляются на дополнительное обследование: это логопедическое заключение, энцефалография, заключение невролога, окулиста для обследования глазного дна, по необходимости заключение сурдолога, эндокринолога. После полного обследования врач психиатр назначает курс амбулаторного лечения в нашем стационаре. Здесь мы бесплатно выдаем лекарства, психолог проводит психологическую коррекцию. Кроме того, по показаниям направляем детей в детское отделение стационара РПНД. Туда попадают дети с серьезными нарушениями поведения, агрессивностью, с суицидальными наклонностями.
– У вас в отделении работают как психологи, так и психиатры. На взгляд обывателя, это практически идентичные специалисты, но ведь это не так. Чем именно занимается каждый из них?
– Конечно, это совершенно разные специалисты. Основной задачей медицинского психолога в рамках детского диспансерного отделения является участие в диагностике, психокоррекции и социальном приспособлении пациентов, в сотрудничестве с врачами и другими специалистами нашего учреждения. Медицинский психолог привносит в диагностический и лечебный процессы свои профессиональные знания о закономерностях психической деятельности и поведения человека в нормальных условиях и в стрессовой ситуации, об их зависимости от взаимоотношений человека с его окружением и методах, которые позволяют их выявить и психологически корригировать.
– А что по поводу профилактики психических заболеваний? Важна ли она?
– Да, конечно, очень важна! Поздняя диагностика психических расстройств у детей и несвоевременно начатое лечение и психокоррекция приводят к быстрому прогрессированию психических заболеваний, ранней инвалидизации подростков. Поэтому важной задачей психологической службы детского диспансерного отделения является активная профилактическая работа по нервнопсихическим расстройствам у детей, санитарно-просветительская. Каждую среду месяца на базе детского диспансерного отделения проводится «Школа психообразования » для родителей. Например, в мае этого года психологами и специалистами по социальной работе РПНД проводились лекции «Компьютерная зависимость школьников», «Школьные проблемы детей», «Подростки и наркотики», «Бесконфликтная дисциплина» и т. д.
– Вы не пожалели о том, что ушли из педиатрии в психиатрию?
– Нет, я каждый раз искренне радуюсь, когда вижу, как поправляется маленький пациент. Это счастье – иметь возможность помогать детям. Каждое выздоровление – большая победа нашей команды. Сейчас наш труд очень востребован, трудно сказать, к счастью или к сожалению. Число психических заболеваний детского населения растет, потому проблемы охраны психического здоровья в современном обществе как никогда актуальны. Многие психические заболевания берут начало в первые годы жизни ребенка. На современном этапе эффективность оказания психологической помощи детскому населению определяется своевременностью предотвращения и предупреждения возникновения психических расстройств.
Одним словом, чем раньше родители обратятся за квалифицированной помощью к специалистам, тем вероятнее будет благополучный исход. Уважаемые родители, давайте вместе сохранять здоровье наших маленьких пациентов! Своевременное обращение к специалистам позволит вовремя диагностировать психическое заболевание или отклонение и вылечить его. Здоровье детей – в руках их родителей. И замечательный коллектив детского отделения РПНД всегда рад помочь в этом.
Верьте в своих детей
Знакомьтесь: медицинский психолог Раиса Леонидовна Жамсаранова. Окончила психологический факультет Бурятского государственного университета. Два года проходила переподготовку по специальности «медицинский (клинический) психолог» в Санкт-Петербургском психоневрологическом институте им. Бехтерева. Вернувшись в Бурятию, работала в реабилитационном центре «Здоровье», в 2007 году перешла в детское отделение РПНД.
– Раиса Леонидовна, это верное утверждение, что «все идет из семьи»?
– Да, действительно, залог психологического благополучия ребенка исходит из семьи. Если мамочка тревожная, то и ребенок будет тревожным. Если мама слишком опекает ребенка, то и ребенок растет несамостоятельным. Главное, чтобы у мамы было здоровое мышление. Что это значит? Чтобы не было в голове негативных установок. Если есть негативные мысли, то, как следствие, будут и негативные эмоции: тревога, раздраженность и т. д. Нужно, чтобы у мамы была здоровая самооценка, умение управлять своими эмоциями, чтобы она не срывалась на ребенка. Если все это есть у мамы, то и ребенок будет психологически здоровым и уравновешенным.
– Сейчас много пишут и говорят о том, что дети полностью живут в информационном пространстве, что гаджеты заменяют живое общение. Так ли это?
– Да, бич нашего времени – это цифровой аутизм. Важно общаться с ребенком, а не «откупаться» от него телефоном. В кафе, в транспорте да даже у меня на приеме люди погружены в свои телефоны. У родителей сейчас очень много жалоб на то, что дети сидят дома, никуда не ходят, не общаются со сверстниками. Откуда это? Из семьи! Когда я вижу, как дети «зависают» в компьютерах и телефонах, то думаю: «Бедные мои!». Ведь именно отсюда и головные боли, и боли в спине…
– В каком возрасте начинают проявляться особенности и отклонения у ребенка?
– В 4 – 5 лет, именно в этом возрасте начинают проявляться ощутимые различия между поведением обычного и особенного ребенка. Родители младших школьников приходят к нам прежде всего с трудностями в обучении у детей – например, с асинхронизацией интеллектуального развития: математика идет на «отлично», но русский язык – на «два». Для младших школьников очень важно создать режим и следить за его соблюдением, это обучение тайм-менеджменту еще с детства. Многие приходят и с поведенческими отклонениями у 10–11 летних: это перепады настроения, агрессия, нервозность, возбудимость. Когда идет подготовка к экзаменам – к ОГЭ, ЕГЭ, тут, конечно, дети очень переживают. Бывают даже срывы, обмороки, это очень тяжелый период для детей. Здесь нужно конструктивно подходить к страхам своего ребенка – не паниковать вместе с ним, не пугаться, а выяснить, в чем именно у него пробелы, и предложить помощь (свою или репетитора) для ликвидации этих пробелов.
– Что самое главное в общении с ребенком?
– Самое первое правило: с ребенком нужно разговаривать! Как бы много ни было у вас работы, нужно выделять время на ребенка. Это должен быть не формальный опрос «как дела в школе, какие оценки получил?», а вопросы о его чувствах, пережитых эмоциях. Также очень важно знать психотип своего ребенка, а он бывает разный: по Павлову, по Выготскому и т. д. Грамотно определить психотип и правила общения с ним может психолог. Важно понимать, что все дети разные. Одному ребенку, например, нужно через каждые пять минут выполнения домашнего задания делать перерыв, а второй, наоборот, способен выполнить все и сразу. И еще очень важно поддерживать ребенка в его начинаниях, а не навязывать свои нереализованные в свое время желания. Важна постоянная занятость ребенка с раннего возраста – в секциях, кружках и т. д. Чтобы были интересы, свое мнение, чтобы он не попал в подростковом возрасте под влияние дурной компании. 7–8-й классы – это самый опасный возраст. И последнее, важен спорт, не зря же говорят: «в здоровом теле – здоровый дух». Полезно плавание, ушу, футбол и волейбол.
– Вы занимаетесь психологией уже достаточно продолжительное время. А что за эти годы особенно врезалось в память?
– Да много чего врезается в память, а потом стирается. Но особенные случаи так и остаются в душе. Впрочем, для меня каждый случай по-своему интересен. Помню девочку-подростка, у которой не стало мамы. Она жила с папой и дедушкой. Девочка вдруг отказалась есть и довела себя до анорексии. И все потому, что однажды дедушка и папа допустили высказывание о ее лишнем весе и у ребенка появилась установка, что ей нельзя есть. Всего лишь пара слов, но такая реакция. В результате девочка с истощением попала в ДРКБ. Родители должны понимать, что свой ребенок всегда лучший: самый красивый и умный для своих родителей.
Помню 16-летнего подростка, который целый год не ходил в школу. Он до первого класса воспитывался у бабушки с дедушкой, потом родители забрали его к себе, и в первое время не обратили внимание на то, что ребенок боялся громкой рекламы по телевизору, громко плакал, бежал к маме. Дальше больше – просил провожать и встречать его из школы, что было похоже на фобию, а мама на это не среагировала сразу. В дальнейшем появились навязчивые нервные тики, головные боли. В свои 16 он стал курить, покупать пиво на карманные деньги, чтобы как-то снять нервное напряжение. У него не было друзей. Все закончилось печально, и все потому, что нужно было реагировать вовремя.
– Вы переживаете за каждого, кто приходит к вам? Чувствуете ли удовлетворение от работы?
– Очень приятно, когда твои выросшие пациенты приводят уже своих детей и внуков. Когда видишь результат своей работы, ты испытываешь огромное удовлетворение в эмоциональном плане. Когда тебе говорят слова благодарности родители, это самая высшая похвала. Для этого и работаем, чтобы мир сделать прекраснее и добрее, чтобы в нем жили радостные наши дети.