У всего есть начало. У Медицинского института начало было заложено в 1995 году.
Через четыре года уже открыт Медицинский факультет по специальности «лечебное дело», который в 2014 году преобразован в Медицинский институт. Сегодня мы может гордиться тем, что это высшее образовательное медицинское учреждение, выражаясь экономическим термином, основной поставщик медицинских и фармацевтических кадров в Республике Бурятия. Чем уникален медицинский вуз? Об этом разговор с ТАТЬЯНОЙ ЕВГЕНЬЕВНОЙ СПАСОВОЙ, доцентом, к. м. н., и. о. директора Медицинского института БГУ им. Доржи Банзарова.
Татьяна Евгеньевна, по каким специальностям ведется сегодня подготовка кадров? Какие основные направления деятельности института?
— В институте ведется подготовка квалифицированных кадров в области здравоохранения и фармации по специальностям «лечебное дело» и «фармация». Основными направлениями деятельности института являются: выполнение социального заказа общества на подготовку специалистов с высшим медицинским и фармацевтическим образованием; формирование системы непрерывной подготовки и переподготовки кадров для медицинских организаций и предприятий фармацевтической отрасли региона; подготовка специалистов со знаниями и умениями в области традиционной восточной медицины; создание и внедрение технологий здоровьесбережения на принципах интегративной медицины; развитие международного сотрудничества.
Многие связывают дефицит медицинских кадров с нежеланием молодых идти в эту непростую сферу. Так ли это? Насколько велик конкурс в наш медицинский вуз? Сколько сейчас в нем обучается студентов?
— Традиционно конкурс в Медицинский институт большой, ежегодно к нам в приемную комиссию поступают более 800 заявлений. Мы учитываем балл ЕГЭ по русскому языку, биологии и проводим внутренний вступительный экзамен по химии. В настоящее время в Медицинском институте обучаются около 1000 студентов по направлениям: «лечебное дело» и «фармация». Каждый год цифры приема на обучение увеличиваются, и к 2030 году планируем увеличить в 2 раза число обучающихся.
Учебный процесс осуществляют высококвалифицированные специалисты, имеющие большой опыт преподавательской и лечебной деятельности, занимающиеся учебно-методической и научно-исследовательской работой. В институте в настоящее время работают 128 преподавателей, из них: профессоров и докторов наук — 25 (19,5%), доцентов и кандидатов наук — 79 (61,7%). Для преподавания в качестве внешних совместителей привлекаются наиболее опытные врачи из практического здравоохранения, в частности, главные специалисты Министерства здравоохранения Республики Бурятия, заведующие отделениями ведущих клинических лечебных учреждений. Профессорско-преподавательский коллектив постоянно и планомерно ведет работу по совершенствованию учебно-методического сопровождения реализуемых образовательных программ.
В институте функционируют 11 профильных кафедр, которые базируются в отдельном корпусе № 6 (ул. Октябрьская, 36 а) и на клинических базах в больницах, диспансерах и поликлиниках города. Институт тесно сотрудничает с медицинскими организациями. Преподаватели проводят консультации пациентов в диагностически сложных случаях, участвуют в консилиумах, обходах, выступают на врачебных конференциях, проводят совместные с Министерством здравоохранения Республики Бурятия научно-практические конференции.
Современное здравоохранение предъявляет к медицинскому образованию новые требования, формирование новых компетенций. Что интересного и уникального есть у нас? Какие новые образовательные парадигмы внедряются в обучение?
— Помимо способности диагностировать и лечить заболевания, проводить реабилитацию и профилактику заболеваний, современный выпускник медицинского вуза должен обладать компетенциями в области цифровых технологий, искусственного интеллекта, управления здравоохранением, безопасности медицинской деятельности, юридических аспектов медицины. В этом направлении в институте внедрена индивидуальная образовательная траектория в виде курсов по выбору по актуальным дисциплинам. Большое внимание мы уделяем практической подготовке студентов. Сегодня значительно увеличено количество часов производственных практик, внедрена так называемая «мини-субординатура» в виде практической подготовки студентов 6 курса в медицинских организациях по выбранной ими специальности.
Помимо выполнения социального заказа общества на подготовку специалистов с высшим медицинским и фармацевтическим образованием, одним из приоритетных направлений деятельности института являются подготовка врачей по новой образовательной парадигме на основе объединения достижений современной медицинской науки и многовекового опыта традиционной восточной медицины; разработка новых способов профилактики и лечения заболеваний с использованием принципов интегративной медицины. Это определяется социальным заказом общества на современном этапе и связано с универсализацией высшего образования, активным международным сотрудничеством и направлено на консолидацию культуры, философии, медицины, экономики Запада и Востока.
Приоритет подготовки врачебных кадров по указанной парадигме принадлежит Бурятскому государственному университету и является одной из стратегических задач в едином образовательном, культурном и экономическом пространстве регионов страны. Это так? С какого курса студенты начинают изучать основы традиционной медицины?
— В Медицинском институте Бурятского государственного университета сложилась непрерывная система формирования знаний, умений и навыков в области традиционной медицины. На 3 курсе специальности «лечебное дело» студенты изучают основы традиционной медицины, с 4 по 6 курсы, выбрав образовательную траекторию «Методы восточной медицины в клинической практике», формируют начальные умения и навыки традиционных медицинских систем: иглорефлексотерапия, моксотерапия, фитотерапия.
На базе Центра восточной медицины открыта кафедра традиционной медицины, деятельность которой направлена на совершенствование практической подготовки обучающихся по программам в области традиционной медицины, формирование и закрепление умений и навыков во время учебных занятий на базе Центра, подготовка научно-педагогических кадров, включая подготовку кадров высшей квалификации, проведение курсов повышения квалификации для преподавателей института и специалистов Центра восточной медицины. Создание кафедры позволило расширить исследовательскую деятельность, более широко привлечь обучающихся к научным исследованиям по традиционной медицине, создать условия для выполнения диссертационных работ, реализовывать проектно-конструкторские и исследовательские проекты.
В области последипломного профессионального образования на базе Медицинского института и Центра восточной медицины успешно функционирует научно-образовательный Центр традиционной медицины. Основной целью которого стало удовлетворение потребностей региона в высококвалифицированных специалистах в области традиционной медицины путем реализации востребованных программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки по рефлексотерапии, фитофармакотерапии, мануальной терапии и др. В настоящее время прошли обучение более 80 врачей из Бурятии, Якутии, Тывы, других регионов России.
Для реализации текущих и разработки новых программ последипломного образования привлекаются высококвалифицированные преподаватели и специалисты-практики, совершенствуются формы, методы и средства обучения, используемые для получения дополнительных профессиональных компетенций.
Неотъемлемая составляющая образовательного процесса — это научно-исследовательская деятельность. Расскажите о научных лабораториях и сотрудничестве с другими научными партнерами.
— Научная лаборатория инновационной фармацевтики Медицинского института, открытие которой состоялось в рамках программы стратегического академического лидерства «Приоритет 2030», занимается разработкой инновационных лекарственных, лечебно-косметических средств и биологически активных добавок на основе средств природного происхождения, широко используемых в традиционной медицине. Сегодня в лаборатории созданы способы получения таблеток на основе сосновой пыльцы, способы получения различных лекарственных средств и лечебных продуктов, таких как эфирные масла, гидропаты, настойки, бальзамы, на основе наиболее перспективных видов полыней, обладающих антиоксидантным, антибактериальным, противовирусным действиями.
В научном направлении ключевым партнером Медицинского института является Институт общей и экспериментальной биологии Бурятского научного центра СО РАН, который занимается систематическими исследованиями традиционной медицины как составного элемента общей культуры, адаптацией ее принципов использования природных ресурсов при лечении и профилактике болезней, созданием на базе традиционных народных рецептур лекарственных и оздоровительных средств с использованием современных технологий.
В результате совместных исследований установлены механизмы действия ряда лекарственных препаратов тибетской медицины: ингибирование свободно-радикального окисления липидов в мембранных образованиях клеток, стимулирование системы оксигеназ, холеретическое, регенерирующее, ноотропное, противовоспалительное, иммуномодулирующее, адаптогенное действия. Данные исследования позволяют реализовать задачи по интеграции медицинских систем не только при подготовке врачебных кадров, но и при проведении лечебно-профилактической работы и направлены на формирование интегративной системы здравоохранения в республике.
Еще одно перспективное направление развития науки в институте связано с деятельностью лаборатории биотехнологии Медицинского института, основной целью которой является разработка и внедрение в практику результатов фундаментальных молекулярно-биологических и молекулярно-генетических исследований.
Сегодня в лаборатории устанавливаются оптимальные условия получения стволовых/прогениторных клеток человека и животных, с помощью которых разрабатывают новые подходы к заместительной терапии, проводят оценку безопасности новых лекарственных препаратов методом тестирования; конструируют новые материалы и ткани, разрабатывают новые подходы в лечении заболеваний с применением клеточной хирургии (терапии) и тканевой инженерии.
Перспективные направления Мединститута в области традиционной медицины: куда движемся, чего ходим достичь, в том числе в международном плане?
— Перспективными задачами Медицинского института в области традиционной медицины являются: дальнейшее сотрудничество с Центром восточной медицины, Бурятским научным центром, а также сотрудничество с межрегиональной общественной организацией специалистов традиционной бурятской медицины «Союз Эмчи», целью которой является развитие традиционной бурятской медицины. Совместная деятельность будет направлена на повышение квалификации эмчи-специалистов, содействие профессиональной консолидации, организацию и развитие международных профессиональных связей, проведение научно-практических конференций.
В настоящее время в университете развиваются международные связи по традиционной медицине. Многие страны признают ценную роль традиционных медицинских систем для охраны здоровья, и принимают меры для их интеграции в свою национальную систему здравоохранения. Сегодня университет заключил договор о сотрудничестве в сфере традиционной медицины с институтами Шри-Ланки, КНР, Непала, Монголии.
В здравоохранении большими темпами идет внедрение цифровых технологий и систем искусственного интеллекта. Сейчас сотрудники университета совместно с Центром восточной медицины начали разработку нового цифрового продукта, позволяющего оценить состояние организма и динамику его показателей с позиции восточных традиционных методов диагностики. Это существенным образом поможет в назначении корректирующих мероприятий пациенту, систематизировать и анализировать медицинскую базу данных.
Мы уверены, что будущее традиционной медицины Бурятии, как неотъемлемой составляющей общей культуры бурятского народа, состоит в консолидации с современными цивилизационными процессами, достижениями современной медицинской науки путем взаимодополнения, взаимоусиления и взаимосопровождения, а также в определении роли и места традиционной медицины в системе отечественного здравоохранения.
«Приоритет 2030» — так называется государственная программа, в которой вы участвуете. Расскажите об этом: задачи, цели?
Государственная программа поддержки университетов «Приоритет 2030» позволит сконцентрировать ресурсы для обеспечения вклада российских университетов в достижении национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 года, повысит научно-образовательный потенциал университетов и научных организаций, а также обеспечит участие образовательных организаций высшего образования в социально-экономическом развитии субъектов Российской Федерации. Университет участвует в дальневосточном треке «Приоритет 2030» с программами: «Байкальский инновационный кластер» и «Байкальский образовательный кластер», основная цель которых привлечь талантливую молодежь в университет, повысить качество и доступность обучения, обеспечить медицинские организации высококлассными специалистами и технологиями, создать индустрию здоровьесбережения с использованием достижений современной медицинской науки и многовекового опыта традиционных медицинских систем.
По поручению Президента России В.В. Путина, при всемерной поддержке Правительства РБ в 2027 году будет построен Межвузовский кампус мирового уровня «Байкал», который объединит вузы Бурятии. Большую часть будет занимать медицинский институт с современными учебными площадями, научными и учебными лабораториями, библиотекой, спортивными площадками, конференцзалами, общежитиями, современной инфраструктурой. Кампус станет точкой притяжения для талантливой молодёжи, повысит качество образования в регионе, придаст стимул для развития региональной системы высшего образования.
У нас большие планы на будущее развитие, мы ставим перед собой амбициозные цели, поэтому будем продолжать работать и развиваться во благо отечественного здравоохранения и здоровья людей.
Успехов вам и вашему коллективу. С юбилеем!