При слове «врач» мы представляем, скорее, женщину, чем мужчину. И статистика подтверждает этот факт: более 70% врачей и примерно 95% среднего медицинского персонала в России на данный момент это женщины.
Но всегда ли было так? Мы решили рассказать вам о нелегком пути женщины в медицину.
ОТ ПОВИВАЛЬНЫХ БАБОК ДО ФЕЛЬДШКОЛ
В 1757 году в России впервые было создано училище повивальных бабок. Лекции в нем читались дважды в неделю на дому у врача, акушера или профессора. За полвека училище выпустило всего 94 акушерки, что совсем не решало проблемы (на земство полагалась всего одна повивальная бабка). Притом контролировали работу повитух не врачи или церковники, а полицейские участки: повитуху могли даже повесить по доносу о подпольном аборте!
К середине XIX века в Российской империи существовало уже шесть повивальных институтов с двухгодичным обучением, в основном при Воспитательных домах Петербурга и Москвы. С появлением женских гимназий в 1854 году в Петербурге возникает первое фельдшерское училище, куда принималось до 20 воспитанниц Петербургского воспитательного дома в возрасте от 15 до 18 лет. За четыре года девушки осваивали курсы по анатомии, физиологии, фармакологии, рецептуре, десмургии, части хирургии, а затем проходили практику в больницах Петербурга. За 20 лет таких женских фельдшерских школ и курсов было уже 12.
В конце XIX века фельдшерское женское образование развивалось медленно, а некоторые школы закрывались. Зачастую функции сестер милосердия и фельдшериц в больничных условиях не различались, сводясь к санитарной работе, хотя квалификация фельдшериц была гораздо выше. В большинстве случаев фельдшерские школы были платными, а в бесплатных выпускницы обязывались прослужить в лечебных заведениях своего ведомства не менее шести лет.
Медицинское образование привлекало к себе женщин житейской практичностью, возможностью личного развития, престижностью профессии и идеей «возвращения долга народу», широко распространенной в среде демократической интеллигенции того времени. И если среднее медицинское образование медленно, но все же становилось доступным для женщин, то с высшей школой было сложнее.
ПРОШУ ПУСТИТЬ В МЕДУНИВЕРСИТЕТ
Однако прецеденты все же имели место. В марте 1861 года домашняя учительница Людмила Ожигина подала в Харьковский университет прошение с просьбой разрешить посещать лекции на медицинском факультете. Прошение дошло до Александра II, который решил вообще рассмотреть вопрос о допуске женщин к высшему образованию наряду с мужчинами. Главное правление училищ запросило на этот предмет все российские университеты: Петербургский, Киевский, Казанский и Харьковский дали положительный ответ, а Московский и Дерптский – отрицательный.
Некоторые университеты при отсутствии прямого запрета разрешили женщинам посещать лекции, а две дамы даже были приняты в Медикохирургическую академию. Однако в 1863 году комиссия по составлению университетского устава выступила против высшего образования для женщин. Дамы, взятые в Медико-хирургическую академию, были отчислены. Противники высшего женского образования утверждали, что у женщин недостаточный уровень подготовки, что государство не нуждается в высокообразованных девушках и учиться женщинам с мужчинами недопустимо, а открывать отдельные университеты для них нецелесообразно. Однако запреты вопроса не сняли. Женщины Российской империи, лишенные возможности учиться на родине, получали медицинское образование в Европе.
Цюрихский университет в 1864 году открывает двери медицинского факультета для женщин. В 1866 году Надежда Суслова, дочь освобожденного крепостного, стала первой официально признанной студенткой Цюрихского университета. 14 декабря 1867 года Суслова получает докторскую степень, впервые присужденную русской женщине. Однако на родине ей отказали в праве занять пост врача в городской больнице, и 25 лет, до 1918 года, Суслова проработала земским врачом в Крыму. К 1878 году звание доктора медицины в Цюрихе получили семь русских женщин.
В США первый медицинский колледж для женщин открылся в 1850 году. На медицинский факультет Мичиганского университета женщин начали принимать в 1866 году.
Швейцария начала допускать женщин к медицинскому образованию в 1864 году.
Английский парламент разрешил допуск женщин в университеты Великобритании в 1876 году.
В Германии женщины к высшему образованию были допущены только в 1908 году.
А тем временем в России в 1872 году при императорской Медикохирургической академии в виде эксперимента открыли четырехгодичный «Курс для образования ученых акушерок». В «большую» медицину женщин все еще не пускали. Интерес к курсам был высокий: в 1876 году вместо положенных 70 на курсах обучались 130 женщин. Половина из них имели гимназическое образование. Программа курса в своей основе соответствовала программе академии, но в ней были исключены древние языки, сокращены курсы хирургии, курсы о нервных и глазных болезнях, а судебная медицина, эпизоотия и ветеринария не преподавались вовсе, вместо них студентки углубленно изучали акушерство, гинекологию и детские болезни.
В 1876 году женские курсы были переведены в ведение Николаевского военного госпиталя, а обучение стало пятилетним, превратившись в женские врачебные курсы. В этом же году их окончили пять женщин. Через год 52 курсистки были отправлены на войну и трудились под руководством опытных профессоров. Первый настоящий выпуск состоялся уже после войны, в 1878 году, когда окончившим курсы было присвоено звание лекарей. А в 1887 году курсы были закрыты по инициативе военного министерства.
ПЕРВЫЙ ЖЕНСКИЙ МЕДИНСТИТУТ
Юридическая неопределенность статуса ставила женщин-врачей в полную зависимость от случая, произвола чиновников. Практическое применение профессиональных знаний представлялось делом исключительно личной инициативы. К концу ХІХ века в России было более 500 женщин-врачей. К этому времени в стране развернулось движение в поддержку высшего женского образования, и в 1897 году в Петербурге был открыт Женский медицинский институт. Он, как и курсы, не финансировался государством, поэтому плата была высокой, а учиться здесь могли женщины, окончившие гимназию с медалью или отличием. Выпускницы могли практиковать только в женских отделениях больниц, не допускались к проведению судмедэкспертизы и соисканию степени доктора медицины.
Лишь в 1904 году институт был принят в ведение Министерства народного просвещения. В 1913 – 1914 годы здесь училось более 1200 женщин. Революция 1905 – 1907 годов открыла для женщин двери почти всех университетов. Правда, ненадолго – в 1907 году министр просвещения распорядился отчислить студенток. Но процесс оказался необратимым: создавались медицинские факультеты на высших женских курсах в Москве (1906), Одессе (1906), Киеве (1907), в 1910 году возник Харьковский женский медицинский институт.
После падения царизма в 1918 году все эти учреждения были преобразованы в институты для совместного обучения женщин и мужчин или же слиты с медицинскими факультетами университетов: отныне женщины стали приниматься во все высшие учебные заведения России.