– Профилактическая составляющая должна занимать все большее место в образе жизни каждого человека, в деятельности каждой медицинской организации, в социальной стратегии каждой структуры общества, государства.
Это и есть стратегия здоровьесбережения, — рассказывает главный врач Центра общественного здоровья и медицинской профилактики Республики Бурятия ЕТТА ДОРЖИЕВА.
– Етта Батоевна, в прошедшем году изменилось название Центра, с чем это связано?
– Минувший 2021-й год стал знаковым не только для службы медицинской профилактики, но и для всей отрасли здравоохранения. Было привнесено целое направление деятельности по созданию региональной системы общественного здоровья, соответственно, изменилась структура и название Центра.
Партнерами в продвижении общественного здоровья стали не только медицинские организации, но и органы местного самоуправления, министерства и ведомства, общественные организации, ТОСы и волонтерские объединения.
Принципиально изменился подход к достижению целевых показателей рождаемости, смертности, ведения ЗОЖ и др. Отныне ответственность за достижение этих показателей возложена и на глав муниципальных образований, представителей министерств и ведомств. Это справедливо и логически правильно, ведь доля смертности трудоспособного населения от так называемых «внешних» причин по-прежнему высока, по итогам года она составила 26,5%, достигнув в некоторых муниципалитетах 40%. В основе большинства случаев суицидов, убийств и пьяных ДТП повинен алкоголь.
Тем не менее в динамике за три года «внешняя» смертность уменьшилась на 11,4%. Этот положительный тренд необходимо сохранять путем консолидации усилий всех структур общества, вовлечения в мероприятия общественного здоровья активных групп населения. В этом и заключается суть общественного здоровья.
– Тяжелый маховик процесса создания системы общественного здоровья сдвинулся с места?
– Вы правы, процесс этот непростой, но «инерция покоя» точно преодолена. На это в 2021 году был направлен целый ряд организационных действий: внедрены и реализуются муниципальные программы общественного здоровья во всех 23 муниципальных образованиях (что составляет 100%, плановое значение 2021 года — 40%); в 15 муниципальных образованиях созданы координационные советы, утвержденные постановлениями глав АМО, разработаны и реализуются комплексные планы действий; учитывая значительную долю смертности трудоспособного населения от внешних причин, в большей части ассоциированной с потреблением алкоголя, муниципальные программы направлены на снижение потребления алкогольной продукции, распространения контрафактного алкоголя и самогоноварения. Все муниципальные программы общественного здоровья погружены в региональную информационную систему управления проектами ИСУП «Цифровой проект», которая позволяет оценивать сроки и качество исполнения мероприятий, обеспечивает возможность корректировки программ.
– Понятны ли участникам реализации проекта их задачи, а главное, механизмы их решения?
– На понимание задач направлен наш обучающий онлайн-проект «Школа общественного здоровья» для заместителей глав муниципальных образований по социальной работе, глав сельских поселений, представителей субъектов профилактики и исполнителей на местах. В течение 2021 года проведено 10 онлайн-семинаров с рассмотрением ключевых вопросов реализации программ, включая динамику достижения основных демографических показателей в разрезе районов и отдельных сельских поселений, возможные механизмы преодоления высоких показателей смертности от «внешних» и алкоголь-ассоциированных причин, правовые аспекты в части принятия решений о создании «территорий трезвости», вопросы мотивации работодателей к внедрению корпоративных программ в условиях села, побуждения общественной инициативы и т. д.
В 2021 году в периоды спада уровня распространенности НКВИ реализована межведомственная акция «Тур общественного здоровья» в 11 муниципальных образованиях республики, включая 30 сельских поселений и сел. Каждый подобный тур, как правило, завершается межведомственным круглым столом в администрации муниципального образования, формат которого соответствует понятию «общественные слушания», так как в заседаниях участвуют общественные активисты, представители СМИ, лидеры территориальных общественных самоуправлений (ТОС).
– Какие еще направления, помимо реализации муниципальных программ общественного здоровья, удалось претворить в жизнь?
– Это внедрение корпоративных программ «Здоровье на рабочем месте». Предприятие, учреждение, организация — это уникальный социум, своего рода «ячейка общества» со своей организацией жизненного пространства. Со своей системой питания и обустройства рабочих мест, стрессами и эмоциональным выгоранием, профвредностями и мотивацией к сохранению здоровья. Именно поэтому рабочее место – это точка приложения для оздоровления людей, предупреждения развития заболевания на основе имеющихся факторов риска и функциональных отклонений.
По итогам 2021 года в целом по республике реализуется 25 корпоративных программ «Здоровье на рабочем месте», в их числе медицинские организации, промышленные предприятия, администрации муниципальных образований, образовательные организации.
Предваряют внедрение программы скрининговые исследования Центров здоровья. К сожалению, совокупная «карта здоровья» работников пяти крупных предприятий Улан-Удэ не радует. Артериальная гипертония выявлена у 27,7%, подвержены курению 23%, той или иной степенью ожирения страдают до 44% работающих (!), гиподинамия у 36%, состояние стресса установлено у 33%, а питаются нерационально 67,3% работника.
Как правило, программа включает 5 – 6 направлений оздоровления работающих, основной же акцент сделан на снижение бремени 4 поведенческих факторов риска (ФР): курение табака; пагубное потребление алкоголя; нерациональное питание и низкая физическая активность.
За время реализации корпоративных программ накопилось немало положительных практик, которые можно тиражировать на другие предприятия города. Поэтому Центр общественного здоровья и медицинской профилактики совместно с комитетом по социальной и молодежной политике администрации города организовали городской конкурс на лучшую корпоративную программу «Укрепление здоровья на рабочем месте» с призовым фондом 150 тыс. рублей. Конкурс стартовал 15 марта и проходит при поддержке Министерства здравоохранения РБ и общественных организаций.
– Етта Батоевна, но ведь вторая составляющая — медицинская профилактика — не ушла на второй план?
– Ни в коем случае. Стратегия факторов риска, эффективные скрининговые программы и повышение осведомленности граждан о ранних признаках основных неинфекционных заболеваний — вот три составляющие медицинской профилактики. Первая — стратегия факторов риска — включает работу по выявлению, последующей коррекции или полному нивелированию ФР и выстраиванию личной стратегии пациента на пути к целевым значениям состояния здоровья. В этом самом первичном и самом главном подходе в противостоянии с болезнью незаменима роль Центров здоровья. Для столь скрупулезного индивидуального подхода к коррекции веса, питания, расширению двигательной активности и отказу от курения и алкоголя у обычных поликлиник нет возможностей ни по времени, ни по кадровым ресурсам.
– Скрининговые программы, что это такое?
– Массовое обследование целевых групп населения. Самые масштабные скрининговые программы — диспансеризация, профилактические медосмотры, а с августа 2021 года и углубленная диспансеризация — задача медицинских организаций первичного звена. К таким программам можно отнести деятельность Центров здоровья — только за 2021 год обследовано порядка 50,5 тыс. человек. Координацией, методическим сопровождением, мониторингом исполнения скрининговых программ занимается Региональный центр общественного здоровья и медицинской профилактики. По результатам углубленной диспансеризации в 2021 году Бурятия заняла 13-е место в рейтинге субъектов РФ и 1-е — в ДФО.
Третья составляющая — повышение осведомленности граждан о ранних признаках основных неинфекционных заболеваний — включает и обучение целевых групп, и широкое информирование населения через СМИ, и социальные сети, и выпуск наглядноинформационных материалов по разным тематическим направлениям. Только по выпуску наглядных информационных материалов и по информированию населения по сохранению и укрепления здоровья мы «выросли» по сравнению с 2019 годом в 2,5 раза.