Эпидемия COVID-19 разделила нашу жизнь на «до» и «после».
Все мы помним, как тревожно начинало биться сердце, когда слышали сирену «скорой помощи», спешащей на срочный вызов. В преддверии профессионального праздника мы решили встретиться с главным врачом Станции скорой медицинской помощи города Улан-Удэ Александром Павловичем Нечунаевым.
«Дважды помог, кто скоро помог» – именно такой девиз встретил меня на стене Станции скорой помощи, куда я приехала в теплый апрельский день. В ожидании назначенного времени мне посчастливилось наблюдать за диспетчерами, принимающими вызовы, за приезжающими и выезжающими бригадами скорой медицинской помощи. И за самим Александром Павловичем, который, казалось, успевал находиться одновременно в нескольких местах. Во всех действиях и разговорах работников скорой – быстрота. За 10 минут главный врач успел решить несколько важных вопросов, поговорить с тремя сотрудниками и сделать пару звонков. Такая работа.
– Александр Павлович, как Станция пережила этот год? Как далась вам пятая волна эпидемии?
– Как вы знаете, скорая медицинская помощь – это экстренная медицинская помощь при угрожающих жизни и здоровью человека состояниях и заболеваниях, несчастных случаях, травмах, отравлениях, требующих срочного медицинского вмешательства. Вызов экстренной помощи доступен по номеру «112» на всей территории Российской Федерации, в том числе и по номеру «103».
Безусловно, пандемия внесла коррективы в нашу работу. Нагрузка на систему здравоохранения, и, в частности, на скорую медицинскую помощь увеличилась в несколько раз. Во-первых, произошло изменение профильности вызовов всех бригад. Если раньше простая сезонная вирусная инфекция составляла до 20% всех вызовов, то в пиковые периоды коронавирусная инфекция или подозрения на нее достигала 45 – 50% от всех вызовов. Во-вторых, произошло резкое увеличение количества вызовов. В период подъема заболеваемости коронавирусной инфекции во все волны у нас доходило до 1800 – 2000 обращений на пульт «03» в сутки. Создание в 2021 году Координационного диспетчерского центра Станции скорой медицинской помощи позволило справиться с дополнительной нагрузкой.
Последняя волна ковида отличалась очень большим охватом населения, но протекало заболевание гораздо легче, чем в предыдущие волны. Так как коллектив наш был подготовлен, привит и даже ревакцинирован, а также часть сотрудников переболели, то мы в своей работе переживали, конечно, некоторую нехватку медицинских кадров. Помощь в работе оказали студенты медицинского колледжа и медицинского института. Был небольшой период, когда из-за нехватки кадров ненадолго были вынуждены снизить количество бригад, но самая главная задача службы скорой медицинской помощи была выполнена.
В оперативном отделе Станции СМП производили контроль и сортировку вызовов в экстренной форме и неотложной. При состояниях, угрожающих жизни, мы своевременно отправляли бригаду, которая оперативно оказывала медицинскую помощь, решала вопрос о госпитализации или оставлении на амбулаторное лечение. В результате мы справились с основной работой – оказанием скорой медицинской помощи в экстренных случаях.
С коронавирусной инфекцией боролись все учреждения здравоохранения: и скорая помощь, и поликлиники, и стационары. Все работали, отрабатывались алгоритмы действий на местах, маршрутизация пациентов с различной патологией, в том числе в сочетании с коронавирусной инфекцией. Это называется «командная работа» нашего Министерства здравоохранения Республики Бурятия и всех медицинских организаций, которая в таких сложных условиях, помимо борьбы с ковидом, выполняла свою ежедневную работу.
– А много было сотрудников, которые, не выдержав нагрузки, уволились?
– Надо сразу сказать, что движение кадров в скорой медицинской помощи, конечно, большое, по сравнению с другими медицинскими учреждениями. Медицинские работники увольняются из нашей организации по трем причинам: либо поступают в высшие учебные учреждения и продолжают свой профессиональный путь, строя карьеру, либо переезжают в другие регионы, где выше зарплата, либо уходят в медицинские учреждения в пределах нашего региона, но, тем не менее, все они остаются работать в системе здравоохранения. И точно так же было в эти последние два года периода пандемии, но никто из сотрудников скорой помощи не ушел из медицины из-за ковида. Да, уходили, но по другим, вышеобозначенным трем причинам.
– Для скорой очень важна оперативность, которую обеспечивает не только профессионализм сотрудников, но и транспорт. Как у вас обстоят дела с автопарком и в целом с материальнотехнической базой?
– Когда мы слышим выражение «материально-техническая база», то нам кажется, что это что-то большое и стабильное, но на самом деле это очень хрупкое и нежное «философское» понятие. Потому что находится все время в движении. Оборудование устаревает либо в связи с появлением новых, более совершенных методов диагностики, либо в связи с длительной эксплуатацией. Сюда же входят и автомашины скорой медицинской помощи. Срок их эксплуатации – до 7 лет. В отличие от других организаций, поступившие в эксплуатацию автомобили АСМП на Станции и отделения скорой медицинской помощи, с первого же дня работают в интенсивном круглосуточном режиме.
В 2022 году выделены финансовые средства из республиканского бюджета на закупку 10 автомашин «скорой медицинской помощи» класса «В». Торги уже состоялись, договор подписан, мы ожидаем поступления автомобилей «скорой медицинской помощи» в конце апреля к нам на Станцию скорой медицинской помощи города Улан-Удэ. Мы будем очень рады новым АСМП. Это даст нам возможность увеличить количество бригад и заменить старые автомашины.
– А кадры? Кадров тоже хватает?
– Да, кадры нам необходимы всегда. Проводим День открытых дверей для школьников, заранее выбираем ребят, которые в последующем хотят стать медицинскими работниками. Оказываем поддержку, проводим профориентацию, знакомим с медоборудованием, с машиной «скорой медицинской помощи», условиями работы скорой помощи.
В медицинских колледжах мы ведем последовательную работу. Начиная с первого курса трудоустраиваем студентов санитарами, они изнутри узнают работу на скорой. Через 4 года студенты оканчивают медколледж, проходят профессиональную переподготовку по специальности «фельдшер скорой и неотложной медицинской помощи» и приходят на работу к нам. 70% тех, кто у нас работал санитаром, в последующем трудоустраиваются к нам же. Таким образом мы решаем кадровые вопросы – сами себе растим фельдшеров скорой помощи.
Условия на скорой помощи, конечно, тяжелые, но работа по специальности «врач скорой медицинской помощи», «фельдшер скорой медицинской помощи» – это отличная школа роста, профессионализма и неплохой старт для молодого специалиста. Многие главные врачи и министры, руководители структурных подразделений – выходцы именно из скорой медицинской помощи. Здесь можно получить практический опыт и научиться решать различные профессиональные задачи, потому что это школа руководителя. А кто такой хороший руководитель? Тот, кто умеет быстро и верно принимать решения. Этому нас учит сама жизнь.
Мы, врачи скорой помощи, как правило, народ позитивный, веселый, подвижный, холеричный. В условиях скорой помощи могут работать только такие люди. Как и во всяком виде медицинской помощи, на скорой есть специалисты, которые себя нашли именно здесь, их призвание – быть врачами, фельдшерами скорой медицинской помощи. «Промежуточные» люди быстро уходят. Часто у нас работают династиями: сначала родители, а потом дочь или сын приходят сюда же.
– А что отличает специалиста, который работает на скорой, какие качества здесь главные?
– Врач, фельдшер скорой помощи – это тяжелая и ответственная работа, которая под силу далеко не каждому. Постоянные круглосуточные и ночные дежурства, необходимость принимать жизненно важные решения за считанные секунды, умение ориентироваться в экстремальных условиях и справляться с различными конфликтными ситуациями – все это делает нашу специальность одной из наиболее сложных вообще и в медицине в частности. Кроме того, это довольно тяжелая работа, для стрессоустойчивых людей.
Сотрудники выездных бригад службы скорой медицинской помощи работают в условиях максимальной психологической нагрузки в условиях жесткого дефицита времени, сверхнормативной работы вследствие нехватки кадров. И в диспетчерском отделе нагрузка тоже не маленькая, но она другого рода – это аудионагрузка и психоэмоциональная, потому что пациенты или вызывающие «03» люди порой эмоциональные, а диспетчер на все должен реагировать максимально спокойно.
Профессия врача, фельдшера скорой медицинской помощи подходит ответственным людям, которые не теряют самообладания в сложных и опасных ситуациях. Наша работа любит самоотдачу, самопожертвование. В каждую смену, каждое дежурство это требуется. Необходимо чувствовать чужую беду, сопереживать и отдавать частичку своей души.
Повторюсь, нередко медикам приходится работать в стрессовой обстановке, когда пациент и его родственники напуганы, обеспокоены, растеряны или, наоборот, агрессивны. Фельдшеру очень важно сохранять спокойствие, действовать уверенно и вести себя доброжелательно. Ведь личные качества специалиста играют не менее важную роль, чем его профессиональные знания и умения. Это одна из сложнейших профессий, требующая больших знаний и быстрой реакции.
– Александр Павлович, еще один животрепещущий вопрос. Некоторое время тому назад случались нападения на фельдшеров скорой помощи…
– Нападения на врачей скорой помощи были всегда, сейчас благодаря СМИ об этом стало больше известно. По имеющейся статистике данных МВД РФ, из всех случаев нападений на медицинских работников больше половины – на сотрудников скорой медицинской помощи. Вне этой статистики – полученные оскорбления и «мелкие побои», которых несоизмеримо больше. При этом медработники оказались совершенно беззащитны перед агрессией пациентов и их родственников. В профессиональном сообществе на эту проблему давно обратили внимание. С лета 2017 года на рассмотрении Госдумы находится законопроект, который за нападение или угрозу расправой над медиком при исполнении им служебных обязанностей устанавливает уголовную ответственность. Уже пять лет профсоюз медицинских работников РФ добивается ужесточения наказания за насилие в отношении врачей. И даже требует приравнять нападение на медработника к нападению на сотрудника правоохранительных органов, ввести наказание за оскорбление врачей.
Служба на скорой связана с реальным риском для жизни, здоровья и психики медработника, ведь врачам и фельдшерам скорой медицинской помощи часто приходится оказывать помощь лицам с агрессивным поведением, находящимся в алкогольном, наркотическом или токсическом опьянении, а также асоциальным личностям с криминальными наклонностями. Что уж говорить о вызовах, которые изначально опасны, например, это сообщения о поножовщине, драке, передозировке. Зачастую со всеми этими элементами приходится сталкиваться именно женщинам, ведь на скорой помощи 75% медицинских работников составляют женщины.
На Станции СМП города Улан-Удэ количество нападений на бригады СМП уменьшилось. За весь 2021 год был всего один случай нападения на фельдшера.
Все санитарные машины СМП оснащены «тревожной кнопкой», и при вызове сразу немедленно реагируют сотрудники Росгвардии (нами заключен Договор с ГКУ «Управление вневедомственной охраны войск Национальной гвардии Российской Федерации по Республике Бурятия»).