Если о работе розничных аптек мы имеем определенное представление, то о работе больничных аптек, их особенностях не знаем практически ничего.
С вопросами о деятельности больничных аптек накануне профессионального праздника – Международного дня фармацевта – мы обратились к заведующей аптекой РКБ им. Н. А. Семашко ОЛЬГЕ НИКОЛАЕВНЕ БАРАННИКОВОЙ.
После окончания Кемеровского государственного медицинского института она работала провизороманалитиком контрольно-аналитической лаборатории, ведущим специалистом отдела лекарственного обеспечения МЗ РБ, за плечами у нее был большой этап работы в оптовом звене, в розничном секторе – руководство сетью аптек. Стаж работы в профессии – 34 года. В 2017 году Ольга Николаевна возглавила аптеку Республиканской больницы.
ВОВРЕМЯ И В НЕОБХОДИМОМ КОЛИЧЕСТВЕ
– Безусловно, основная задача аптеки – своевременное и бесперебойное обеспечение качественными, безопасными, эффективными лекарственными средствами и медицинскими изделиями всех подразделений Республиканской клинической больницы. Больница многопрофильная, это 39 стационарных и клинико-диагностических отделений, поликлиника, – рассказывает Ольга Николаевна.
– Наша работа в сфере обращения лекарственных препаратов четко регламентирована. На всех этапах жизненного цикла лекарственных препаратов должен работать фармацевтический работник, будь то производство, дистрибуция, розничный сектор, контрольные органы, аналитические службы. И на каждом этапе у специалиста свои задачи. Вот и мои задачи в рамках больничной аптеки имеют свои особенности. Ассортимент лекарственных препаратов отличается от розничного; кроме препаратов, аптека обеспечивает больницу медицинскими изделиями. В обращении более 700 наименований лекарственных препаратов, примерно столько же наименований медицинских изделий. В течение года в больнице используется более 2 млн упаковок препаратов, более 8 млн единиц медицинских изделий. Поэтому приходится держать под контролем очень большой объем информации: от наличия препаратов и медицинских изделий, всех этапов их обращения (работа с поставщиками, приемка, хранение, отпуск, мониторинг качества) до подготовки своевременного документооборота, работы с врачами и медсестрами и т. д.
Сегодня штат аптеки насчитывает 16 человек, среди которых есть провизоры высшей квалификационной категории: В. Ц. Лабарова, И. А. Федосеева, заслуженный работник здравоохранения РБ В. С. Хамашкеева. Безусловно, все сотрудники аптеки имеют необходимую квалификацию и опыт работы. За их плечами годы работы в розничных аптеках города, в оптовых структурах, в изготовлении лекарств аптечного производства, льготного лекарственного обеспечения больных. Последние годы коллектив аптеки пополнили молодые провизоры.
Структура аптеки включает 4 отдела: центральная аптека, комнаты хранения лекарственных средств, расположенные в корпусах больницы, склад медицинских изделий и расходных материалов, розничный аптечный пункт.
О ПОЛИТИКЕ В ОБЛАСТИ КАЧЕСТВА
Безопасность лечения пациентов напрямую зависит от качества используемых лекарственных препаратов. В больнице утвержден формуляр лекарственных препаратов, реестр медицинских изделий. Согласно утвержденным формулярам, специалистами аптеки формируется потребность и составляются годовые заявки на закупки. После проведения процедуры торгов, которую проводит контрактная служба больницы, и заключения контрактов начинается работа с поставщиками: заявка на поставки, приемка и организация хранения лекарственных препаратов и медицинских изделий.
Проводится многоступенчатый контроль качества всех поступающих в аптеку лекарственных препаратов и медицинских изделий с целью недопущения попадания в больницу фальсифицированных, недоброкачественных, контрафактных лекарственных препаратов, медицинских изделий. Ведется ежедневный мониторинг информационных материалов Росздравнадзора, приемочный контроль. Также проводится работа по контролю за логистикой – на сегодняшний день такие возможности имеются. Так, например, непрерывная фиксация температурного режима на стадии транспортировки и хранения у поставщиков определенных лекарственных препаратов позволяет запросить у перевозчика данные регистратора.
Технические возможности аптеки позволяют создать все условия для правильного хранения. Внедрена система климат-контроля с автоматическим формированием базы данных температурного режима. Можно отследить температурный режим в любой из комнат хранения и в разное время. При внештатной ситуации приходит сигнал с СМС-оповещением на мобильный телефон. Помещения аптеки оснащены всем необходимым: кондиционерами, осушителями, аптечными холодильниками и т. д.
Внедрение новых технологий – это залог предоставления пациентам качественной лекарственной помощи. Аптека и отделения больницы оснащены компьютерной информационной системой. Сейчас в больнице вводится персонифицированный учет, что обеспечит минимизацию риска возникновения ошибок. Внедрена система маркировки, позволяющая отслеживать каждую упаковку лекарственного препарата начиная от производителя, заканчивая потребителем, в данном случае отделениями больницы. Ежеквартально провизоры аптеки проводят проверки отделений больницы на предмет надлежащего хранения лекарственных препаратов и медицинских изделий.
Ольга Николаевна Баранникова добавляет: «Когда-то попалось на глаза такое образное сравнение работы больничной аптеки: «Если врачи – это руки, ноги, голова, сердце и душа клиники, то аптека, безусловно, – кровь и лимфа, поставляющая все необходимые ингредиенты для нормального функционирования этих органов». Работа больничной аптеки не так заметна для пациентов, как работа врачей и медсестер. Она не бросается в глаза, но не менее важна. Без нее невозможно обеспечить качественное лечение, невозможно полноценное выздоровление наших пациентов. Если на передовой борьбы за жизнь человека стоят наши врачи и медицинские сестры, то мы, провизоры и фармацевты, – надежный тыл. Мы – бойцы невидимого фронта!».
О САМОМ ГЛАВНОМ
Слово «провизор» происходит от латинского pro — «пред», visor — «вижу», «предвидящий», «заготавливающий». Эта профессия требует от человека, выбравшего ее, большой ответственности, внимательности, необходима хорошая память, умение анализировать и прогнозировать, серьезная теоретическая подготовка и умение применять ее на практике. Провизор находится в постоянном обучении, повышении своей квалификации, он оказывает профессиональную консультацию по выбору препаратов безрецептурного отпуска, производит отпуск медикаментов и товаров аптечного ассортимента, заказывает, принимает, маркирует и контролирует сроки годности и надлежащий режим хранения лекарственных средств, изделий медицинского назначения, средств гигиены и лечебной косметики, которые продаются в аптеках. Провизор – это не просто лекарь, а настоящая кладезь знаний и умений.
ИЗ ИСТОРИИ
Аптека ГАУЗ «Республиканская клиническая больница им. Н. А. Семашко» существует около 50 лет. В далеком 1970 году была открыта межбольничная аптека № 43, целью обслуживания которой помимо других лечебных учреждений было обслуживание одной из самых крупных больниц республики. Штат аптеки изготавливал огромный объем растворов, в том числе для инфузий, глазных капель, других лекарственных форм. В 1992 году в результате реорганизации Аптечного управления, куда входила и аптека № 43, она стала структурным подразделением Республиканской клинической больницы.
С историей организации деятельности аптеки связаны имена Лидии Пластининой, Надежды Соколовой, Людмилы Гераскиной и других провизоров и фармацевтов, профессионалов своего дела старой закалки, проработавших здесь много лет, обучивших этой замечательной профессии молодых специалистов, сохранивших и передавших им традиции провизорского дела, которые мы бережно храним до сих пор.
Лариса Бурунова