«Здравствуйте», – друг за другом студенты Кяхтинского медучилища приветствуют гостей.
Они нас не ждали, потому намного приятнее оказалась эта непринужденная встреча с будущими представителями здравоохранения республики. Поймала себя на мысли, что они какие-то здесь особенные: приветливые, улыбчивые, в накрахмаленных белоснежных халатиках, с озорными, любопытными глазами. После встречи и разговора с заведующей Кяхтинским филиалом ГАПОУ «Байкальский базовый медицинский колледж МЗ РБ» ТАТЬЯНОЙ АЛЕКСАНДРОВНОЙ ШАЛАШНИКОВОЙ многое прояснилось. Однако все по порядку.
ТАК ИСТОРИЧЕСКИ СЛОЖИЛОСЬ
Мне повезло, что я ранее знала коллег, окончивших Кяхтинское медучилище, и уже тогда, оценивая их профессионализм в работе, понимала, что престиж у медицинского заведения высок. И это объяснимо. Здесь с того самого 1946 года, когда в августе была открыта школа по подготовке медицинских сестер, стал копиться свой особенный, необозримо богатый опыт. Архивных документов по школе медицинских сестер не сохранилось, но известно, что в нее поступало 60 учащихся, имеющих семилетнее образование, и в целом ежегодно обучалось 240–250 человек. В октябре 1963 года, что официально подтверждено, открылось отделение медицинских сестер на базе восьмилетней школы. А 1 августа 1964 года Кяхтинское отделение Улан-Удэнского медицинского училища было преобразовано в самостоятельное образовательное учреждение.
Студентам повезло – училищу были переданы здания индустриального техникума, в число которых входили здания: жилой дом по ул. Ленина, 21а; общежитие по ул. Южная, 11; производственные мастерские по ул. Ленина, 17; здание по ул. Потанина, 11. Для прохождения производственной практики были определены Кяхтинская ЦРБ, районный противотуберкулезный диспансер, Ботинская туберкулезная больница. И, самое значимое, главный корпус, где сейчас располагается администрация и учебные кабинеты, находится в историческом здании Русско-Азиатского банка! Каково это учиться в таком месте, где стены еще помнят голоса великих людей того времени, в числе которых были купцы и дворяне, путешественники и исследователи. Осознают ли это ребята? Трудно сказать, но мне показалось, что значимость места они понимают, трепетно сохраняя его архитектурные особенности.
Однако стены помнят не только ушедших в прошлое великих кяхтинцев, но и главное достояние этого места – дух тех, кто руководил училищем, формировал его коллектив, обучал молодых и нес эстетику своим первым студентам, заложив самые добропорядочные черты в характерах подопечных и внеся достойный вклад в становление медучреждения. До сих пор на устах имена директора Алькова В. К., который в годы своего правления, а это 11 лет, успел построить типовое здание общежития на 98 мест по ул. Ленина, 112 и спортивный зал. Помнят Базарона В. П., который с 1976 по 1990 год руководил образовательным учреждением и был большим специалистом в области челюстно-лицевой хирургии, совмещая работу в практическом здравоохранении врачом стоматологом. Семь лет отдал студентам Тимофеев Н. И., по специальности хирург, продолжив трудовую деятельность начальником военного госпиталя в г. Чите. 14 лет возглавлял медучилище Болтромюк Г. И., заслуженный врач Республики Бурятия, преподаватель анатомии, требовательный к качеству знаний и подготовке будущих специалистов.
СЛАЖЕННАЯ И ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА КОЛЛЕКТИВА ПРИНЕСЛА КОЛЛЕДЖУ НЕМАЛО ЗАСЛУЖЕННЫХ НАГРАД, СРЕДИ КОТОРЫХ: ЛАУРЕАТ В НОМИНАЦИИ «100 ЛУЧШИХ ССУЗОВ РОССИИ» ЗА 2021 ГОД.
Сложными были, как, впрочем, по всей стране, 90-е годы. Бюджетных средств на содержание училища не хватало, а надо было выживать. Экономические передряги закончились, и все постепенно упорядочилось в первом десятилетии 2000-х. В 2011 году Кяхтинское медицинское училище было преобразовано в медицинский колледж, а с 2012-го стало Кяхтинским филиалом ГАПОУ «Байкальский базовый медицинский колледж Министерства здравоохранения Республики Бурятия», который возглавляет по настоящее время заслуженный учитель Республики Бурятия, Почетный работник СПО РФ Шалашникова Татьяна Александровна.
НАША ЦЕННОСТЬ – НАШИ КАДРЫ
Человек она инициативный, целеустремленный, много сделавший для формирования стабильного коллектива, укрепления материально-технической базы училища и подготовки квалифицированных специалистов среднего звена для Республики Бурятия. Она из тех, кто умеет сплачивать для общих целей, ничего не разрушая. С большим уважением относится к ветеранам, понимая, что они – главная ценность коллектива.
– Наша ценность – наши преподавательские кадры. В настоящее время в коллективе трудятся преподаватели, имеющие большой стаж работы – по 30–40 лет. Многие преподаватели, уйдя на заслуженный отдых, остаются в строю и продолжают работать. Среди них: Гулькина О. Д. – заслуженный работник здравоохранения РБ, Казарян Т. К. – заслуженный работник образования РФ; Лысенок Е. Л. – заслуженный врач РБ, Капустина Н. Г. – заслуженный работник здравоохранения РБ, Дансарунова Т. Д. – преподаватель высшей категории; Бальчинова Н. Л. – преподаватель первой категории и многие другие. Они – пример не просто высоких компетенций и большой самоотдачи в работе, но и высокой культуры и интеллигентности, – начинает рассказывать Татьяна Александровна.
ЗА ГОДЫ СУЩЕСТВОВАНИЯ В КОЛЛЕДЖЕ ПОДГОТОВЛЕНО 6,5 ТЫС. СПЕЦИАЛИСТОВ: МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЕР И ФЕЛЬДШЕРОВ, ИЗ НИХ С ОТЛИЧИЕМ (С КРАСНЫМ ДИПЛОМОМ) ЕГО ОКОНЧИЛИ 579 ВЫПУСКНИКОВ.
Благодаря плеяде этих замечательных педагогов многие из выпускников училища в дальнейшем связали свою трудовую жизнь с «альма матер», среди них преподаватели Тугульдурова Г. Д., Батомункуева С. Н., Тубанова Х. И., Смолякова Е. Л., Мансуровская М. А., Максимова М. А., Жукова Т. Ю., Борисова О. В., Соколова И. И.
Многие выпускники училища работали и продолжают трудиться в родной Кяхте и Кяхтинском районе, но 25–28% выпускников продолжили учебу в медицинских вузах. В дальнейшем из них выросли замечательные врачи и организаторы здравоохранения, среди которых Санжижапов Н. Ц., Эшеев Ж. А., Цыбикова В. Г., Дамбаева В. Д., Тагаева В. И., Кожевников Н. Х., Сономова А. Ш., Бадмажапов А. Х., Коновалов В. В., Жамьянов Б. Ц., Бадмажапова С. Д. и многие, многие другие. Впечатляют имена тех, кто начинал путь в медицину в стенах Кяхтинского медучилища, а теперь их знает вся страна: это Матаев С. И. – д. м. н. профессор, руководитель Тюменского центра РАМН; Захаров Р. И. – к. м. н., доцент ГОУ ДПО РМАПО Россздрава, г. Москва; Бадмаин Ю. Ч. – к. м. н., доцент, Иркутский медицинский институт; Дагбаева В. О. – к. м. н. заслуженный врач РБ, Республиканский онкологический диспансер; Агапитов А. А. – зам. гл. врача Мариинской больницы г. Санкт-Петербург; Цыренов Б. Б. – к. м. н., стоматолог, г. Москва; Курьянова А. И. – к. м. н., г. Санкт-Петербург; Смирнова Л. И. – НИИ кардиологии, г. Томск; Бурлакова Е. И. – к. м. н., г. Чита и многие другие. О выпускниках Кяхтинского училища и их достижениях можно создавать отдельную книгу.
РИТМ СЕГОДНЯШНЕГО ДНЯ
Возглавлять подобное учреждение со столь интересной историей и уникальными людьми, наверное, непросто. Всегда надо быть на высоте, не снижать высокую планку тех, кто творил эту историю. Коллектив колледжа, в котором на сегодня 25 преподавателей (это учителя, педагоги СПО, врачи, медицинские сестры), имеют высшую и первую квалификационные категории.
– Чтобы давать качественные знания, сегодня одних учебников недостаточно. Время меняется, требуется обновление во всем, – убеждена заведующая Кяхтинским филиалом ГАПОУ «Байкальский базовый медицинский колледж МЗ РБ» Шалашникова Татьяна Александровна. – В прошлом году мы смогли оборудовать 31 учебный кабинет, во всех кабинетах установить новую мебель. Имеется кабинет информационных технологий, методкабинет, кабинет психолога, медицинский, библиотека, актовый зал, наш спортивный зал после капитального ремонта оборудован раздевалкой, душевыми в соответствии с типовым проектом. У нас даже есть музей истории училища!
Впечатляет корпус доклинической практики, где оформлены симуляционные кабинеты по клиническим дисциплинам: терапия, педиатрия, хирургия, акушерство. Все они оборудованы современными роботамисимуляторами, муляжами. Студенты отрабатывают навыки сестринского ухода, медицинской помощи, прежде чем проходить производственную практику в реальных условиях больницы. Здесь можно до седьмого пота ставить внутримышечные уколы и капельницы, «принимать роды», оказывать первую помощь – искусственное дыхание и т. д. Подобная интеграция симуляционных технологий в учебный процесс позволила повысить эффективность профессиональной подготовки студентов, и теперь уже можно быть спокойным, что в больницы выпускники придут подготовленными, «набив руку» на манекенах-симуляторах.
На вопрос о том, почему не стало хватать кадров в практическом здравоохранении, Татьяна Александровна объясняет: «Потому что с 2014 года началось сокращение бюджетных мест, свыше была установка практиковать платное обучение. В результате пошел отток специалистов за пределы республики, ведь выпускники имели право поехать работать туда, куда хотели, и они трудоустраивались по всей России. Сейчас ситуация в корне поменялась: если раньше было 300 коммерческих мест и около 200 бюджетных, то сейчас все наоборот. Целевая форма обучения хороша тем, что студенты заключают договоры с медицинскими организациями Республики Бурятия и по окончании учебы возвращаются туда на работу.
Сегодня Кяхтинский филиал ГАПОУ «Байкальский базовый медицинский колледж Министерства здравоохранения РБ» готовит специалистов среднего звена по двум специальностям: «лечебное дело» – фельдшеров, «сестринское дело» – медицинских сестер. Срок обучения на «сестринском» – 3 года 11 месяцев на базе 9 классов, на базе 11 классов – 2 года 10 месяцев. На следующий год решено поменять сроки обучения: он сокращается на год (такова была система обучения в советское время). Таким образом, будет больше выпущено специалистов среднего звена. А пока на сегодня здесь обучается 487 студентов по двум специальностям. Спрос на медицинские кадры в Республике Бурятия чрезвычайно высок в силу того, что открываются в Улан-Удэ новые современные медцентры, как государственные, так и коммерческие. Всем нужны медсестры и фельдшеры, которые служат в здравоохранении на первой линии связи – между пациентом и доктором.
– Меня радует, что в медицину теперь идет немало юношей. Из 90 поступивших в этом году их почти половина. Сейчас почти в каждой группе занимается по 10–15 ребят. Они с желанием постигают предметы, чувствуется, что им нравится учиться в медколледже, – рассказывает Татьяна Александровна.
Мне кажется, интерес к учебе объясним тем, что здесь идет постоянная работа над совершенствованием образовательного процесса, улучшается материально-техническая база. Но, как говорится, одной учебой сыт не будешь. В молодые годы хочется яркой, кипучей жизни. В колледже действительно нескучно, постоянно организуются праздники, ставшие уже традиционными: «Посвящение в студенты», «Шоу талантов», «Сагаалган», «8 Марта», «Выпускной вечер». Одной из добрых традиций стало ежегодное участие во Всероссийской акции «Неделя добра». В преддверии новогодних праздников в детском отделении Кяхтинской ЦРБ студенты разыгрывают театрализованное представление, дарят детям подарки. Большое внимание уделяется патриотическому воспитанию. По инициативе коллектива на территории колледжа заложен памятный камень – обелиск на месте, где в дальнейшем будет памятник медицинским работникам, павшим в годы ВОВ. Волонтеры организуют концертные программы и акции.
Каждый из нас наверняка помнит свою жизнь в студенческом общежитии. С 2014 года воспитательной работой здесь руководит Тугочеева Е. С. Удивляет, что здесь организован студенческий ТОС, работу которого не раз отмечали дипломами. После занятий, в вечернее время, ребятам не приходится дремать, для них в общежитии организованы кружки по интересам: танцевальный, «Хозяюшка», «Домоводство», проводятся вечера-посвящения в жильцы, встречи с ведущими специалистами Кяхтинской ЦРБ, есть спортивная площадка и облагорожена территория.
О том, что студенты здесь активные, говорят многочисленные дипломы об участии их в научно-практических конференциях и награды за победы в конкурсах. На столе у методиста Лысенок Елены Леонидовны, в прошлом врача инфекциониста, не хватило места разложить все награды и дипломы, а также выпущенные книги, в которых публиковались преподаватели медколледжа. Она очень трепетно дорожит каждой наградой и может о каждом из участников и их победах рассказывать подробно и интересно.
ЧУВСТВО ЭМПАТИИ
Медицинские сестры, да и другой средний медперсонал дают пациентам надежду, сострадание и заботу без всяких рецептов. Чувство эмпатии у них должно быть внутри – без этого стать настоящим медиком никак нельзя. Поэтому учебная деятельность это еще воспитание милосердия и сострадания. Более 20 лет в колледже существует волонтерское движение. Волонтеры-медики тесно сотрудничают с Кяхтинской ЦРБ, принимают самое активное участие во всех мероприятиях «Добро в село», «Поможем собраться детям в школу», «Посадим деревца дружбы», проводят тренинги, акции по борьбе с курением, пьянством. А когда случилась пандемия, именно студенты-выпускники и волонтерымедики первыми пришли на помощь действующим врачам и среднему медицинскому персоналу. Студенты трудились в «красной зоне» наравне с опытными коллегами без скидок на возраст и усталость, а кроме того, волонтеры оказывали помощь оперативному штабу по адресной доставке лекарственных препаратов, продуктов питания пожилым людям, принимали участие в подворных обходах. Вот это и есть проявление неравнодушия, милосердия, бескорыстное оказание помощи, за которые ребят благодарили медучреждения Улан-Удэ и администрация Кяхтинской больницы. Студенты Алемасова Оксана, Козловская Татьяна, Жарникова Ирина, Никульшеева Мария, Батодоржиева Туяна и многие другие были отмечены Благодарственными письмами. Но что там награда? Главное, помогали людям, обретая опыт и уверенность в своих профессиональных качествах.
Впрочем, еще до ковида студенты Кяхтинского филиала в течение трех лет принимали участие в открытом региональном чемпионате «Молодые профессионалы» – World Skills (Ворлдскиллс) и, как правило, занимали первые почетные места, что говорит о высоких профессиональных компетенциях. За период участия в чемпионатах WSR накоплен определенный опыт по раскрытию потенциала каждого участника, что сказалось на результатах соревнований: Очирова Бэлигма – серебряный призер 2017 года, Мироманова Валентина, Саликова Алена – золотые призеры чемпионатов в 2018–2019 гг. В 2021 году Борисюк Виктория – серебряный призер, Донхорова Дарья – бронзовый призер чемпионата.
Но сейчас для приграничной Кяхты особый период. Новый вызов времени – участие земляков в специальной военной операции в Украине потребовал проведения курсов оказания первой неотложной помощи мобилизованным. Преподаватели и сами студенты тут же откликнулись – всю осень помогали собирать военнослужащих, учили их оказывать первую помощь и даже всех провожали. Кроме того, многие из выпускников колледжа по долгу чести участвуют в СВО. Отсиживаться за спинами земляков они не смогли, и теперь самое главное, чтобы живыми вернулись домой.
…Каждый новый день студенты в накрахмаленных белых халатах садятся за рабочие столы. Все у них только начинается. А ведь здесь учились некогда их деды и бабушки, потом их родители, теперь вот они. Неумолим ход времени! И в этом времени медицинское учреждение города Кяхты особенное – с доброй историей и хорошими людьми, которые не только своими красными дипломами завоевали признание и уважение, но и своей профессиональной работой. Недаром же говорится, что быть медсестрой – это значит сдерживать слезы и рисовать улыбки на лицах людей. Спасибо педагогическому коллективу за это.
Людмила Шишмарева, фото Лариса Бурунова