Есть такие доктора, которых всю жизнь помнят пациенты.
И спустя годы при встрече радуются искренне им, крепко жмут руку и, волнуясь, повествуют, что здоровы и живы благодаря их участию. Таких докторов, к которым относятся с великим почтением, безусловно, можно назвать счастливыми людьми. МИХАИЛ МАКСИМОВИЧ ТОРГАШОВ, который в восьмидесятые был главным врачом республиканского психоневрологического диспансера и отдал медицине 50 лет, один из таковых.
СМОЖЕШЬ – ДЕЛАЙ!
В многодетных семьях дети, как правило, вырастают хорошие. Хорошие – это не баловни судеб, это трудолюбивые и целеустремленные. Таким был и Михаил – старший из пятерых детей, для которых он пример во всем, а для родителей – главный помощник. Мама – Екатерина Ильинична работала в школе учительницей, отец – Максим Михайлович, участник Великой Отечественной войны, хлопотал на стройке. В семье ценили порядок и воспитывали ценность каждой жизни человека, любовь к людям. Может, поэтому старший сын выбрал такую гуманную профессию – пошел в медицину и с первого раза поступил в Иркутский медицинский институт.
Студенческие годы запомнились увлекательными лекциями уважаемого всеми Виталия Анатольевича Жмурова, преподавателя психиатрии. Эти лекции и разбудили неподдельный интерес студента к такой сложной науке. А потом было распределение на работу, и получил его Михаил Торгашов в Улан-Удэ, откуда была родом его красавица жена Наталья Павловна, врач-окулист.
Городская больница № 1, которой в ту пору руководил всем известный В.В. Ангапов, стала первой серьезной школой испытания молодого специалиста на прочность знаний и выносливость характера. Приехав в 1972 году с багажом теоретических знаний да годичной практикой в интернатуре, Михаил никак не мог предположить, что ему придется быть не только и не столько врачомпсихиатром, сколько хозяйственником. Именно на базе городской больницы, расположенной на улицах Трудовой и Кяхтинской, в старом приспособленном помещении размещались два отделения (женское и мужское) для лечения психических больных. Принимали их со всей республики, и работали они с большой перегрузкой в очень стесненных условиях, если не сказать в бедственном положении. Отапливались девятью печами, дрова носили санитарки сами, воды и туалета центрального не было. Это очень сильно впечатлило молодого доктора. Несколько дней он ходил в недоумении: разве могут люди в таких условиях лечиться? Отношение его к психически нездоровым всегда было очень трепетным, он их не просто жалел, он полагал, что каждый имеет возможность улучшить свое душевное состояние, надо только создать для этого условия, чтоб вокруг были забота и чистота.
Со свойственной молодости одержимостью пошел к главному врачу за советом. «Я изменю жизнь этих людей», – решил молодой доктор. Главный врач больницы, видя горячее желание доктора, возражать не стал: «Сможешь – делай!». И он ведь сделал. Способность врача ладить с людьми, умение убеждать их помогли ему силами больных разобрать все печи, а силами строителей – запустить в больницу водоснабжение и провести канализацию. И все это умудриться сделать за первые пять лет работы в коллективе, за что даже получил собственную двухкомнатную квартиру как молодой специалист. К тому времени они с супругой уже обзавелись сыночком Женей.
В 1978 году он возглавил мужское психиатрическое отделение, а вскоре состоялся переезд отделений в новое здание многопрофильной больницы – РПНД в поселок Стеклозавода. С этого момента психиатрический стационар был введен в штат Республиканского психоневрологического диспансера. Начался новый интересный этап работы. Торгашовым М.М. был налажен контакт с кафедрой психиатрии Томского медицинского института для разработки системы социально-трудовой реабилитации больных, страдающих психическими заболеваниями.
ЛЕЧИТЬ ДУШУ ТРУДОМ
С 23 августа 1984 года Михаила Максимовича назначили на должность заместителя главного врача по медицинской части, а с 16 октября 1984 года он стал главным врачом Республиканского психоневрологического диспансера с психиатрическим стационаром в пос. Стеклозавода на 500 коек. Одновременно он исполнял обязанности внештатного главного психиатра Республики Бурятия. Он вспоминает, как непросто шло строительство этих корпусов, сколько раз приходилось держать оборону, когда другие специализированные службы «покушались» на помещения. «Сначала решили прихватить площади специалисты кожвендиспансера. Мы успели своих больных накануне перевести в новое помещение, а то бы точно отняли у нас часть больницы. Потом гинекологи заявились. С ними мы договорились – они будут наших женщин лечить, а мы им на время разрешили разместиться. В Улан-Удэ вообще не хватало стационаров, а тут такие хоромы построены для психических больных. Вот все и норовили отнять их у нас. Но не тут-то было», – вспоминает Михаил Максимович.
УКАЗОМ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ ОТ 21 МАЯ 2002 ГОДА ЕМУ ПРИСВОЕНО ПОЧЕТНОЕ ЗВАНИЕ «ЗАСЛУЖЕННЫЙ ВРАЧ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ».
Да, ему пришлось нелегко: быть непосредственным руководителем завершающей стадии строительства психиатрической больницы на 500 коек, заниматься оснащением лечебно-диагностическим оборудованием, открывать лечебно-трудовые мастерские, налаживать работы специальных цехов на промышленных предприятиях Улан-Удэ, организовывать трудоустройство больных, потерявших свою профессию вследствие психического заболевания. В связи с расширением штатов лечебного учреждения он успевал проводить подготовку и укомплектование больницы врачебным и медицинским персоналом, для больных, страдавших тяжелой патологией и потерявших социальные связи, проводил комплекс социальнореабилитационных мероприятий внутри стационара с организацией трудотерапии и культтерапии. Это было время больших дел, за которыми стояли судьбы сотен людей, для которых он старался сделать все необходимое, чтобы вернуть их к полноценной жизни – хотя бы на какое-то время.
Сам неугомонный, он одним своим видом заряжал больных на выздоровление, никому не давал покоя. Были открыты лечебно-трудовые мастерские с наличием картонажного, швейного, слесарного, штамповочного производств с получением заказов от приборостроительного объединения, швейного объединения, завода металлоизделий города Улан-Удэ. Для адаптации больных на обычном производстве открыли специальные цеха на приборостроительном объединении, тароремонтном предприятии, на заводе «Теплоприбор». Каждый день строго по распорядку к стационару подходили автобусы, и все дружно отправлялись на работу. «Это очень важно, чтобы люди чувствовали свою востребованность. В советские времена отношение к нашим пациентамстрадальцам было жалостливое, никто никого не обижал, каждый старался помочь такому человеку. Ведь, как говорил Пушкин, «не дай мне Бог сойти с ума», и каждый может в одночасье лишиться психического здоровья. Одним словом, трудотерапия – это очень важное лекарство. Человек возвращается в обычную среду, зарабатывает трудом деньги. Таким образом, проходит его реабилитация и восстановление в обществе. Таких нельзя ущемлять в правах, им надо помочь обрести надежду. Важно оказать поддержку, помочь социализироваться. Этим мы успешно занимались», – рассказывает Михаил Максимович.
Многое делалось и для организации обследования призывного контингента, для лечения больных, страдающих неврозами. Именно в эти годы на базе больницы было открыто пограничное отделение, таким образом решилась проблема качественного обследования призывной молодежи перед военной службой. За период работы в должности главного врача психиатрической больницы Торгашовым М.М. были внедрены новые современные методики обследования и лечения психически больных. С переходом системы здравоохранения на новый хозяйственный механизм была даже внедрена система бригадного подряда с оценкой работы по конечному результату.
НЕ ПОЛЕ ПЕРЕЙТИ
… За бесценные годы работы в республиканском психоневрологическом диспансере он безмерно благодарен своим наставникам, тем, кто открыл ему дорогу в профессию, – известному психиатру Сибири Виталию Анатольевичу Жмурову, опытным коллегам – Фаине Петровне Бабановой и Марии Георгиевне Назаровой, которые помогли ему утвердиться в такой редкой и такой нужной обществу профессии, которую он избрал делом всей своей жизни. С детских лет он чувствовал острое сострадание к беспомощным и беззащитным в своем недуге, стремился всегда им помочь и облегчить душевные страдания. И с годами эта потребность помогать не уменьшилась.
Однако, отдав 23 года работе в РПНД, накануне 1996 года Михаил Максимович оставил гражданскую службу и начал работать в военном госпитале. В одном из документов по-военному четко прописано: «Проходя службу в должности ординатора психиатрического отделения войсковой части 65409-11, служащий Российской Армии Торгашов М.М. зарекомендовал себя дисциплинированным, исполнительным, грамотным специалистом. В работе требователен к себе и коллегам, инициативен. Умело действует в сложной обстановке. Как врач-психиатр подготовлен грамотно, свою специальность любит. Владеет всеми методами диагностики и лечения больных психиатрического профиля. Проводит большую экспертную работу, в том числе судебнопсихиатрическую экспертизу. Обладает хорошими организаторскими способностями. Организовано лечение больных, получивших заболевания и травмы в годы Великой Отечественной войны, а также проведение реабилитационного лечения воинов-интернационалистов, принимавших участие в боевых действиях в Республике Афганистан и в локальных конфликтах на территории республик Дагестан и Чечня». И все же хочется к этому добавить: за канцелярскими штампами скрывается необыкновенно обаятельный и доброжелательный человек – врач с большой буквы, которого не раз поощряло командование СибВО, а Указом Президента Республики Бурятия от 21 мая 2002 года ему присвоено почетное звание «Заслуженный врач Республики Бурятия».
И сейчас он опять в строю. С 2007 года он врач-психиатр Республиканского сборного пункта – Центра военноврачебной экспертизы ВК РБ. А ведь ему уже 76! Совсем не верится, глядя на него. Подтянут, спортивен, а главное, как и в молодые годы, «лучезарит» на все стороны своей позитивной энергией. Возможно, сказывается то обстоятельство, что еще со школы начал заниматься самбо, был неоднократным чемпионом Иркутской области, откуда родом, и Республики Бурятия и даже вел секцию в ДСО «Труд». А может, это ему воздается свыше за все то доброе, что он делал людям, своим пациентам, обогревая их души теплом и словом, помогая обрести самих себя в тревожных страданиях. Когда они встречают Михаила Максимовича где-то на улице, непременно кланяются – с почтением, с великим почтением к Доктору…
Людмила Павлова