Скоро наступит долгожданный праздник всех жителей Бурятии – Сагаалган. Каким же будет 2020 год? Чего ждать, на что надеяться? За ответами мы отправились в Иволгинский дацан, к проректору Буддийского университета Даши Чойнхорлин им. Д.Д. Заяева Жаргалу ламе.
- Жаргал лама, что олицетворяет год Белой металлической мыши, в чем его особенность?
- 2020 год действительно особый, потому что заканчиваются 12-летний животный цикл. Каждый год менялись стихии, и сейчас наступила стихия железа, цвет которого белый. Астрологи говорят, что железо – это что-то твердое, в данном случае железо олицетворяет меч Манджушри – Будды мудрости, который отсекает неведение. Поэтому в этом году нам надо работать со своим умом, над собой, стараться развиваться, подавляя все негативные эмоции. Ведь у каждого человека они есть, и наша задача найти инструменты или методы, чтобы устранить их. Злости противопоставить доброту, жадности – щедрость и т.д. Эти истины мы, конечно, знаем, но мало знать – надо постоянно применять их в жизни, довести до уровня привычки. Я всегда всем говорю: благие деяния должны стать привычкой.
Будда на вопрос об учении сказал: не совершайте никакие недобродетели живым существам, накапливайте полноценные добродетели и умейте обуздать свое сознание. Не вредить, быть нужным, стать хозяином своих мыслей – вот что я имею в виду. В жизни надо брать все лучшее, хорошие качества. А не так, что сначала мы видим все плохое и подобно помойке собираем и впитываем все это. Если мы уйдем от этого, тогда будет развитие. Мы будем становиться лучше, умнее, сильнее, честнее. Но есть общая карма. Вот сейчас период, который идет 500 лет, называется периодом нравственности. Он свидетельствует об общем упадке нравственности, деградации людей. Поэтому надо стараться быть чище, порядочнее, и начинать надо именно с себя. Даже наша монашеская одежда – это просто сдерживающий фактор, а на самом деле все у нас в голове. Если у человека неправильное поведение, тогда надо ставить рамки и соблюдать их, это такая ежедневная работа над собой, которая должна стать привычкой. Надо себя сдерживать и думать о том, как это исправить, а не как это скрыть. Тогда будет польза.
- Все-таки к чему нам готовиться, чего остерегаться, к чему стремиться?
- Так как это год железа – надо быть решительными и добиваться справедливости. Кроме того, мышь очень обаятельная и милая на рисунке, а на самом деле мы ее опасаемся, поэтому в 2020 году будет очень много иллюзий. Чтобы их избежать, надо стараться правильно анализировать, не выдавать желаемое за действительное. Мышь на самом деле дружелюбная, поэтому надо уметь с людьми дружить. Если есть негативные мысли о других людях – стараться их исправить. Мы должны научиться искренне раскаиваться, если сделали что-то неправильно, быть благородными, осторожными и бдительными в этом году.
Если говорить о погоде, то начало и середина лета, вероятно, будут засушливыми, жаркими, в августе же возможны дожди, осень будет затяжной, а урожай хорошим. Зимой будет много снега. И это радует.
- Для каких знаков год будет удачным и благополучным? А кому нужно быть осторожными?
- Год мыши благоприятен для детей и пожилых людей, для тех, кто не сможет навредить ей, а вот для молодежи будет суров. Кроме того, год будет суровым для тех, кто родился в год Мыши, Лошади, Зайца, Курицы, Дракона, Обезьяны. В этом году надо помогать нуждающимся, так как добродетель будет чрезмерно высокой. Для родившихся в год Коровы, Тигра, Змеи, Овцы – будет хорошим. Отличным будет для родившихся в год собаки и свиньи. Вообще все индивидуально, а это больше общая характеристика, поэтому, если вы хотите более точнее знать, надо идти к ламе. И не просто к ламе, надо найти своего духовного учителя, наставника. Учитель подобен отцу, и его надо выбирать правильно, согласно тому, готовы ли вы ему всецело довериться. И, идя к астрологу, надо задавать всегда четкий вопрос, на который будет дан и четкий ответ.
Тем же, для кого год неблагоприятный, я бы посоветовал обязательно идти к ламе, потому что на каждый год есть особые ритуалы. Но самый лучший ритуал, который я бы порекомендовал, очень прост: будьте полезны людям. Вот такой ритуал. Во благо всех живых существ – речью (добрым словом), сознанием, телом, действием. И в союзе это будет намного лучше. Это как помочь больному: если просто пришел - хорошо, но лучше, если пришел, поговорил, а еще лучше – если и помог, и поговорил, и покормил, и т.д. Испытывая великое сострадание ко всем, а не только к больным и людям в тяжелой ситуации, надо их пытаться вдохновить и помогать в меру своих возможностей, принося пользу.
- Какие молитвы и обряды следует заказать в первые дни Сагаалгана?
- Еще раз повторюсь, что все индивидуально. Но есть дни, когда мы, ламы, читаем молебны каждый день, – это пятнадцать дней, посвященных чудесам Будды. Чудеса он показывал не всем, а определенным группам людей, но при этом Будда никого не обделял. Эти чудеса были в день, который принадлежал какому-то животному. Поскольку мы уязвимы больше всего, когда приходит наш год, так мы уязвимы и в наш день. Почему именно в эти 15 дней надо посетить молебны - мы помогаем людям не сделать плохого и не попасть в плохую ситуацию. Это святые дни, в эти дни спускаются определенные божества, мы получаем реальное благословение и наши благие дела увеличиваются во много, много раз, плохие дела, соответственно, тоже.
Хии морин – ритуальный флажок, на котором изображены животные, олицетворяющие стихии, и конь как стабилизатор всех этих стихий. Мы оживляем его, мы даем ему дыхание, когда его вешаем и когда он колышется на ветру. Этим мы стабилизируем свои внутренние 4 стихии. Например, если у нас много воды – мы становимся долгими, если много огня – гневливыми, если преобладает ветер – нестабильными, если преобладает земля – тяжелыми, ленивыми, не будет твердости для окончания дел. Так же и хии морин можно вывешивать в разные дни и по многим причинам – на обоо, в святых местах, в дни праздника, в благодарность учителю, для привлечения удачи, когда умирают родители, когда сильно болеют близкие. Так как конь олицетворяет человеческую душу, вывешивать его нужно обязательно.
Самый лучший ритуал, который я бы порекомендовал, очень прост: будьте полезны людям. Во благо всех живых существ – речью (добрым словом), сознанием, телом, действием. Испытывая великое сострадание ко всем, а не только к больным и людям в тяжелой ситуации, надо их пытаться вдохновить и помогать в меру своих возможностей, принося пользу.
- Как правильно встречать Сагаалган и в чем его значимость?
- После Дугжууба наступает бутуу удэр. Ничего плохого нельзя делать, в доме должно быть чисто. Чистота – это первое из правил практики. В этот день нельзя есть мясо, пить спиртное. Мы должны быть чистыми и должны сдерживать себя, закрытыми от всего плохого, делать только хорошее. Чтобы просить у божества благословения, мы сами должны быть этого достойны. Тем более что мы готовимся встречать саму Балдан Лхамо. Начинаем подготовку с 4 часов, а уже в 6 утра объявляем о наступлении Нового года. И то, что Новый год встречаем с рассветом – это символично. Потому что мы идем в новый период, нам нужно перешагнуть время, а новый день начинается с рассвета.
Еще раз отмечу, что Сагаалган значим тем, что в первый день праздника мы приглашаем саму Лхамо сахюусан в образе Рамади, именно ее саму и именно от нее мы получаем благословение. Она приходит, чтобы забрать наши болезни, у нее есть мешочек, куда она собирает их, так неужели мы не будем этого ждать. Она приходит, чтобы избавить нас от страданий. Мы должны почувствовать то благословение, которое она нам дарует, и с чистыми помыслами, чистым сознанием идти дальше. Но многие оскверняют ее благословение алкоголем и сигаретами, что очень печально.
Поэтому, чтобы год был благоприятным, светлым, добрым, нужно правильно встретить Сагаалган, получить благословение Лхамо сахюусан, настроить себя на благие деяния и быть полезным людям. Если мы будем полезны людям, то польза вернется к нам вдвойне.
Лариса Бурунова.
РАСПИСАНИЕ ХУРАЛОВ НА ДНИ ПРАЗДНОВАНИЯ САГААЛХИ: | ||
День недели | Время | Ритуал/хуралы |
20 февраля, четверг | 17:00 | ритуал балин адисалга (благословение подношений) |
21 февраля, пятница | с 9:00 | Ямантака, Гомбо, Гонгар, Шагдар, Сэндэма, Шалши, Намсарай, Цанба сахюусаны |
22 февраля, суббота | с 9:00 17:00 18:00 18:45-19:30 19:30 |
Ямантака, Чойжал, Лхамо, Жамсаран сахюусаны Табан Харюулга торжественный молебен Дугжууба костёр заключительный молебен |
23 февраля, воскресенье |
с 9:00
|
день поста (бутуу удэр, или «закрытый день») ПОКЛОНЕНИЕ ХАМБО ЛАМЕ ЭТИГЭЛОВУ молебен Мандал Шива (восхваление Зеленой Тары) ритуал Цедор Лхамын балин адисалга молебен, обращенный к богине Балдан Лхамо |
24 февраля, понедельник | 6:00 | торжественный молебен Цедор Лхамо, наступление Сагаалхи |
25 февраля, вторник | 9:00 и 14:00 9:00 |
Монлам Ченмо хурал (год Собаки) (в Сахюусан Сумэ) – Табаан Хаан |
26 февраля, среда | 9:00 и 14:00 | Монлам Ченмо хурал (год Свиньи) |
27 февраля, четверг | 9:00 и 14:00 | Монлам Ченмо хурал (год Мыши) |
28 февраля, пятница | 9:00 и 14:00 | Монлам Ченмо хурал (год Коровы) |
29 февраля, суббота | 9:00 и 14:00 | Монлам Ченмо хурал (год Тигра) |
1 марта, воскресенье | 9:00 и 14:00 | Монлам Ченмо хурал (год Кролика) |
2 марта, понедельник | 9:00 и 14:00 | Монлам Ченмо хурал (год Дракона) |
3 марта, вторник | 9:00 и 14:00 | Монлам Ченмо хурал (год Змеи) |
4 марта, среда | 9:00 и 14:00 | Монлам Ченмо хурал (год Лошади) |
5 марта, четверг | 9:00 и 14:00 | Монлам Ченмо хурал (год Овцы) |
6 марта, пятница | 9:00 и 14:00 | Монлам Ченмо хурал (год Обезьяны) |
7 марта, суббота | 9:00 и 14:00 | Монлам Ченмо хурал (год Курицы) |
8 марта, воскресенье | 9:00 и 14:00 | Монлам Ченмо хурал |
9 марта, понедельник | 9:00 и 14:00 | Монлам Ченмо хурал |
10 марта, вторник | 9:00 9:00 и 14:00 |
Додудба, Монлам Ченмо хурал |
11 марта, среда | 9:00 | Специальный Сахюусан хурал, посвященный окончанию праздника Монлам Ченмо (Гомбо, Лхамбо, Жамсаран сахюусаны) |