Республиканский психоневрологический диспансер - одно из старейших лечебных учреждений Бурятии. Традиционно психиатрическая помощь здесь оказывается пациентам комплексно, путём бригадного метода. В полипрофессиональной бригаде рука об руку работают психиатр и психотерапевт, социальный работник, а также медицинский психолог. О значимости и роли медицинских психологов в общей цепочке работы с пациентом рассказывает Сэсэг Бакшиханова, детский клинический психолог ГБУЗ «РПНД».
Психолог – важное звено
Сегодня нет направлений в медицине, где бы не были востребованы медицинские (клинические) психологи. В Улан-Удэ практически во всех крупных учреждениях здравоохранения есть таковые в штате. Они работают не только в психиатрии, но и в соматической сфере - от пульмонологии до кардиологии, а также в наркологии, онкологии, в сфере оказания паллиативной помощи.
«Часто диагностируются именно психосоматические заболевания. Когда по физическим показателям человек вроде здоров, а психологически ему дискомфортно, тревожно, все болит, одним словом, плохо, и здесь уже нужен клинический психолог, - рассказывает Сэсэг Бакшиханова. – Ведь здоровье, начало болезни, прогноз определяются совокупностью разных факторов: биологических, психологических и социальных. Поэтому лечить телесную болезнь необходимо с учетом психологии личности, специфики образа жизни».
Сэсэг Бакшиханова в 1992 г. с отличием окончила дефектологический факультет Иркутского государственного пединститута. С 1994 по 1997 гг. обучалась в очной аспирантуре в ИрГПУ по специальности «Коррекционная психология». В 2000 г. защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата психологических наук в РГПУ имени А. И. Герцена по специальности «Коррекционная психология» (г. Санкт-Петербург). В 2014-2016 гг. прошла профпереподготовку в ФГБУ «Санкт-Петербургский научно-исследовательский психоневрологический институт им. В. М. Бехтерева» Минздрава России по специальности «Медицинская (клиническая) психология». В 2018 г. с отличием окончила Бурятский государственный университет по направлению «Психология», квалификация «магистр» (магистерская программа «Клиническая психология»).
С 2001 г. и по настоящее время занимает должность заведующего кафедрой психологии детства в БГУ им. Доржи Банзарова, доцент кафедры.
С 31 июля 2002 года трудится медицинским психологом в детском отделении ГБУЗ «Республиканский психоневрологический диспансер». Общий стаж работы в РПНД – 18 лет. Основная проблема, над которой она работает, - психообразование детей и подростков с расстройствами эмоций и поведения.
Автор и соавтор 52 научных и 14 учебно-методических работ. Принимает постоянное участие в организации и проведении различных научно-практических конференций и научно-методических семинаров.
Важен «бригадный» подход
Сэсэг Бакшиханова 18 лет трудится в республиканском психоневрологическом диспансере медицинским психологом детского отделения №7. По ее словам, в диспансере вся рабо-
та специалистов строится на бригадном принципе: «В РПНД отработан полипрофессиональный подход к лечению пациентов, когда одновременно работает несколько специалистов: врач-психиатр, врач-психотерапевт, социальный работник, при необходимости – логопед или другие специалисты и, конечно, клинический психолог. Так строится работа во всех отделениях – и во взрослых, и в детском».
Каждый специалист в бригаде работает на своем «уровне». Ведь психика – целая функциональная система. У медицинского психолога это психологический уровень – функционирования мышления, внимания, памяти, речи, личностных свойств. Роль медицинского психолога велика: он оказывает клинико-психологическую помощь, но если смотреть шире, то участвует в диагностике болезней, устанавливает степень психических нарушений, занимается характеристикой личности, дает оценку динамики нервно-психических нарушений, оценивает эффективность лечения, дает рекомендации и многое другое.
Например, поступил ребёнок шести лет. Ставится вопрос о состоянии его интеллекта - либо это временная задержка психического развития, либо это умственная отсталость. «Именно психолог в ходе психодиагностической работы определяет коэффициент его интеллекта, - говорит Сэсэг Сыреновна. – Но, по сути, психолог должен ориентироваться во всех уровнях функционирования психики, от особенностей деятельности головного мозга до социально-психологического функционирования личности, обладать глубочайшими знаниями, поэтому образованию медицинского психолога уделяется большое внимание». Кроме диагностики болезней, психолог участвует в лечении, реабилитации и социальной адаптации больных.
Болеет ребенок, страдают родители
Сэсэг Сыреновна подчеркивает, что в диспансере сложился хороший, душевный и очень сплоченный коллектив. По ее словам, там нет случайных людей, потому что работа морально и психологически сложная и в то же время очень ответственная, особенно в детском отделении. Коллектив ведь работает не только с пациентами, но и с их родными.
«Очень часто к нам приходят психологически травмированные родители. Ведь стационар - это уже последняя точка, где ребёнку ставят окончательный диагноз, определяют его психическое состояние, назначают лечение, дают прогноз. Сначала родители проходят стадию «отрицания», потом входят в стадию «агрессии», объектами которой иногда становятся наши сотрудники. И это неизбежно. Они должны перейти через все эти стадии «травмы»: «отрицания», «агрессии», «примирения» и, наконец, «принятия». То же самое и у родственников больных взрослых отделений. Все люди, которым сообщают их диагноз, через это проходят. Наша задача помочь им пережить, принять это. А родителям детей детского отделения еще и нужно помочь выбрать правильный сценарий их поведения с ребенком. Ведь кто-то после «принятия» диагноза начинает чадо безмерно опекать, кто-то, наоборот, как бы отстраняется от ребенка, кто-то начинает жить с чувством вины - и возводят ребёнка на алтарь, делают из него центр вселенной, забывая про себя».
Вторая не менее важная часть работы психолога - психологическое консультирование, психологическая коррекция, проведение профилактических мероприятий, психологическое просвещение. «Психологическая коррекция может реализовываться как индивидуально, так и в групповом формате. Психологическое консультирование - краткосрочный вид помощи, в первую очередь это реализация психообразовательных мероприятий. Например, когда подростку объясняют, что такое повышенная тревожность, почему она возникает, как с ней нужно справляться. Психологическое консультирование очень хорошо помогает при работе с суицидально направленными лицами», - говорит Сэсэг Сыреновна.
Главное – не навреди
В России федеральный закон об оказании психологической помощи пока не принят и нет стандарта деятельности таких специалистов. Это создает путаницу в видах деятельности медицинского психолога. Часто экстрасенсы, парапсихологи, биоэнергетики, родологи, эзотерики и т.д. называют себя психологами.
«Если клинико-психологическую помощь оказывает бывший юрист, экономист, педагог, пусть даже прошедшие профессиональную переподготовку по психологии или по медицинской психологии, но не имеющие диплома о высшем психологическом образовании, то, по требованиям современных профессиональных стандартов деятельности психолога, которые вводятся с 2016-2018 гг., они не являются легитимными, - рассказывает Сэсэг Сыреновна. - К сожалению, среди частнопрактикующих специалистов иногда встречаются психологи с дипломом о высшем психологическом образовании, но нарушающие этику профессиональной деятельности, не понимающие границ собственной профессиональной компетентности. Например, не имея компетенций в сфере медицинской психологии, пытаются оказать помощь женщине в состоянии послеродовой депрессии. Деятельность медицинского психолога требует научно обоснованных знаний, умений, навыков и компетенций. Но эти психологи в практике используют научно необоснованные подходы, методы, например, расстановки по Зелингеру или Хелингеру, холотропное дыхание, профайлинг, соционику и другие.
В моем понимании специалист с психологическим образованием не может гадать на картах таро, чистить ауру, улучшать карму и т.п. Все это для человека, которой действительно находится в депрессии, например, лишь трата драгоценного времени. К настоящим специалистам он попадает уже в запущенном состоянии», - говорит она.
Медицинский психолог – специалист с высшим психологическим образованием. Для работы медицинским психологом требуется 7 уровень квалификации – это специалитет или магистратура. Людям, которые хотят получить квалифицированную клинико-психологическую помощь медицинского психолога, Сэсэг Сыреновна рекомендует обращаться в государственные и частные медицинские учреждения, имеющие лицензию на право ведения лечебно-профилактической деятельности. «В них работа медицинских психологов стандартизируется, оценивается с учетом уровня квалификации и образования, соответствия профессиональному стандарту деятельности, а медицинские психологи постоянно совершенствуют профессиональную квалификацию. Помощь должна быть своевременная, комплексная, мультибригадная, - убеждена Сэсэг Сыреновна. – Признаком того, что психолог имеет соответствующую квалификацию, опыт и образование, владеет научно-теоретическими, нормативными и этическими основами деятельности, а главное, соблюдает принцип «не навреди», может быть его членство в профессиональных сообществах. В Бурятии профессиональное сообщество медицинских психологов в этом году сорганизовалось в региональную общественную организацию». По ее словам, как только будет принят стандарт деятельности медицинского психолога и соответствующий федеральный закон об оказании психологической помощи, деятельность таких специалистов станет прозрачной и понятной.
В РПНД отработан полипрофессиональный подход к лечению пациентов, когда одновременно работает несколько специалистов: врач-психиатр, врач-психотерапевт, социальный работник, при необходимости – логопед или другие специалисты и, конечно, клинический психолог.
Кроме основной работы Сэсэг Сыреновна заведует кафедрой психологии детства в Бурятском государственном университете им. Доржи Банзарова. «Я всю жизнь занимаюсь подготовкой педагогов-психологов, а также клинических психологов, поэтому могу сказать, что в Бурятии система здравоохранения и образования комплектуется качественными кадрами. К счастью, большинство из тех, кто приходит к нам учиться, действительно испытывают интерес к профессии, ими движут альтруистические цели, одна из которых - помогать людям. Качество образования, которое дают кафедры нашего университета, а это кафедра психологии детства, кафедра возрастной и психологической психологии, кафедра общей и социальной психологии, на высоком уровне Наши выпускники имеют не только хорошую подготовку, главное - они хорошие люди с набором самых лучших человеческих качеств. Задатки, которые мы в них вкладываем, позволяют им развиваться, быть успешными и, самое главное, приносить пользу. В нашем деле самое важное - личностные качества и компетентность. Такой психолог не нанесёт вреда. Он будет правильно думать и использовать апробированные обоснованные методы, ведь профессиональное мастерство психолога заключается в правильном определении стратегии и тактики его деятельности. Но основной метод - это сила личности, сила воздействия на людей, которые обратились за помощью».
За помощью – только к профессионалам
Психологическая служба ГБУЗ РПНД состоит из квалифицированных медицинских психологов. Они работают во всех отделениях стационара РПНД, в детском и взрослом диспансерных отделениях, судебно-психиатрическом отделении и психотерапевтическом центре. «У большинства из нас есть профессиональная переподготовка по медицинской психологии в НИИ им. Бехтерева. И все мы постоянно учимся, повышаем свою квалификацию, участвуем в различного рода конференциях и семинарах, - говорит Сэсэг Бакшиханова. - Самый опытный психолог, посвятивший свою жизнь психоневрологическому диспансеру, - Елена Алексеенко. В мае 1989 года она пришла в РПНД работать медицинским психологом отделения пограничных состояний, в настоящее время медицинский психолог амбулаторного судебно-психиатрического экспертного отделения. Виктория Дубанова работает в нашем учреждении более 17 лет. Саяна Федорова, медицинский психолог ССПЭО (стационарное судебно-психиатрическое экспертное отделение), работает в судебной экспертизе более 20 лет. Марина Линхоева, медицинский психолог диспансерного отделения, - 15 лет. Елена Очирова начала трудовую деятельность в ГБУЗ РПНД в 2005 г. Вот уже боле 10 лет в детском диспансерном отделении трудятся детские психологи Раиса Жамсаранова, Туяна Жигжитова, Сурана Гармаева. Елена Еланова, психолог телефона доверия, работает в РПНД 10 лет, психолог Лилия Биртанова - более 9 лет, Аюхан Бадмаева - 5 лет, Арюна Дондокова - 4 года. Сэсэг Мункуева – 3 года. За время работы все специалисты зарекомендовали себя как квалифицированные и ответственные сотрудники».
Сэсэг Сыреновна подчеркивает, что помочь можно любому человеку, главное, чтобы люди вовремя обращались за квалифицированной помощью к профессионалам: «В психотерапевтический центр на ул. Модогоева может обратиться любой человек. Здесь обязательно помогут, выслушают, проконсультируют, назначат лечение, если требуется».
Елена Трофимова
ТЕЛЕФОН «ГОРЯЧЕЙ ЛИНИИ» РПНД
8 (3012) 37-17-78 (круглосуточно), телефон доверия 8 (3012) 668-311